В мире чисел
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему
Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisla.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. ЮРЛОВКА
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ ЧИСЕЛ»
Провела
учитель: Вострикова И.О.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ ЧИСЕЛ»
Тема: Систематизация знаний о натуральных числах и действиях над ними.
Цель: Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними; развивать любознательность, сообразительность; воспитывать любовь к математике, умение работать в группах.
Оборудование: плакаты с рисунками, записи на доске математических заданий, счетный материал, плакаты с высказываниями о математике.
Подготовительная работа. Учитель разделяет класс на группы, которые заранее готовят материал для выступления на конференции.
Ход конференции
На сегодняшней математической конференции ученики хотят рассказать интересные сведения о числах, цифрах, их возникновении. Ученики самостоятельно готовились к конференции. Работу в группах распределяли ученики самостоятельно, согласно своим способностям и интересам.
Учащиеся I группы расскажут нам, как люди научились считать.
1-й ученик. Первобытные люди не знали счета. Сначала они научились выделять отдельный предмет из группы предметов; из колоска – одно зерно, из табуна лошадей - одну лошадь. Поэтому сначала люди определили отношения как «один» или «много».
2-й ученик. Потом люди определили пару (глаза, уши, ноги, …) привели человека к определению числа 2. А потом постепенно выделяли три предмета, а потом четыре,...
3-й ученик. Большую роль в истории счета сыграли пальцы рук. Одна пятерня обозначает 5, две – 10.
4-й ученик. Специальные название чисел существовали только для одного и двух. А потом появилась десятичная нумерация.
Учитель. Вы услышали о возникновении устной нумерации. Следующая группа учеников расскажет нам о появлении письменной нумерации.
1-й ученик. Когда люди не имели бумаги, числа обозначались зарубками на костях животных, узелками, камешками. А потом появились интересные рисунки или обозначения чисел.
2-й ученик. Посмотрите на таблицу цифр древнего Египта. Вы видите, что числа от 1 до 9 обозначены отдельными палочками, число 10 – подкова, 100 – крючок, 100000 – жаба, 1000000 – фигура с поднятыми то удивления руками.
Вот как бы написал египтянин число 444:
3-й ученик. Американские индейцы писали цифры вот так: 1, 2, 3, 4 – точки, число 5 – палочки, а числа от 6 до 19 – комбинация точек и палочек. Например:
8 |
4-й ученик. Славяне имели алфавитную нумерацию. Числа они обозначали буквами алфавита, над которыми ставили специальный знак – титл.
- V М Д
5-й ученик. Римская нумерация применяется и сейчас:
1 – I 6 – VI 50 – L
2 – II 7 – VII 100 – C
3 – III 8 – VIII 500 – D
4 – IV 9 – IX 1000 – M
5 – V 10 – X
Так, число 444 – CDXLIV
6-й ученик. Мы пользуемся арабской нумерацией. В ней десять цифр, из которых можно составить любое число. Например: в числе 218 цифра 2 – сотни, а в числе 123 – два десятка.
Учитель. А сейчас кто-нибудь из гостей выйдите к доске и запишите число 15 системами знаков разных народов.
Учитель. Следующая группа учащихся расскажет о составе натурального ряда чисел и арифметические действия над ними.
1-й ученик. Натуральные числа – это числа, которые используются при счете. Наименьшее число – 1, а наибольшего числа не существует.
Класс тысяч | Класс единиц | ||||
Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы |
5 | 4 | 1 | 2 | 6 | 3 |
Кроме натуральных чисел есть и другие числа. Мы уже изучаем дроби, нуль.
2-й ученик. Мы изучали четыре арифметические действия над натуральными числами: сложение, вычитание, умножение и деление.
Учитель. Сейчас мы числа рассмотрим только с точки зрения науки и практики. В древности числам приписывали магические способности. Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Была создана наука нумерология, в которой каждое имя имело сое число.
1-й ученик. Один – символ славы и могущества. Число 2 – символ любви и постоянства.
2-й ученик. Число 3 – в давние времена символизировалось с треугольником, который обозначает прошедшее, настоящее, будущее.
Четыре – символ мощности и стойкости.
3-й ученик. Число 5 Пифагор считал самым счастливым.
Число 6 Пифагор считал удивительным числом.
4-й ученик. Число 7 считалось священным числом.
Число 8 – надежность.
Число 9 – материальный успех.
Число 10 – символ гармонии и полноты.
Учитель. Дети, вы сделали только первый шаг в математику. В следующих классах вас ожидает интересное путешествие в глубины этой науки. Недаром математику называют царицей всех наук.