В мире чисел
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Вострикова Инесса Онисифоровна

Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chisla.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. ЮРЛОВКА

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ ЧИСЕЛ»

Провела

учитель: Вострикова И.О.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ ЧИСЕЛ»

Тема: Систематизация знаний о натуральных числах и действиях над ними.

Цель: Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними; развивать любознательность, сообразительность; воспитывать любовь к математике, умение работать в группах.

Оборудование: плакаты с рисунками, записи на доске математических заданий, счетный материал, плакаты с высказываниями о математике.

Подготовительная работа. Учитель разделяет класс на группы, которые заранее готовят материал для выступления на конференции.

Ход конференции

На сегодняшней математической конференции ученики хотят рассказать интересные сведения о числах, цифрах, их возникновении. Ученики самостоятельно готовились к конференции. Работу в группах распределяли ученики самостоятельно, согласно своим способностям и интересам.

Учащиеся I группы расскажут нам, как люди научились считать.

1-й ученик. Первобытные люди не знали счета. Сначала они научились выделять отдельный предмет из группы предметов; из колоска – одно зерно, из табуна лошадей - одну лошадь. Поэтому сначала люди определили отношения как «один» или «много».

2-й ученик. Потом люди определили пару (глаза, уши, ноги, …) привели человека к определению числа 2. А потом постепенно выделяли три предмета, а потом четыре,...

3-й ученик. Большую роль в истории счета сыграли пальцы рук. Одна пятерня обозначает 5, две – 10.

4-й ученик. Специальные название чисел существовали только для одного и двух. А потом появилась десятичная нумерация.

Учитель. Вы услышали о возникновении устной нумерации. Следующая группа учеников расскажет нам о появлении письменной нумерации.

1-й ученик. Когда люди не имели бумаги, числа обозначались зарубками на костях животных, узелками, камешками. А потом появились интересные рисунки или обозначения чисел.

2-й ученик. Посмотрите на таблицу цифр древнего Египта. Вы видите, что числа от 1 до 9 обозначены отдельными палочками, число 10 – подкова, 100 – крючок, 100000 – жаба, 1000000 – фигура с поднятыми то удивления руками.

Вот как бы написал египтянин число 444:

3-й ученик. Американские индейцы писали цифры вот так: 1, 2, 3, 4 – точки, число 5 – палочки, а числа от 6 до 19 – комбинация точек и палочек. Например:

8

4-й ученик. Славяне имели алфавитную нумерацию. Числа они обозначали буквами алфавита, над которыми ставили специальный знак – титл.

  1. V М Д

5-й ученик. Римская нумерация применяется и сейчас:

        1 – I                        6 – VI                        50 – L

        2 – II                        7 – VII                        100 – C

        3 – III                        8 – VIII                        500 – D

        4 – IV                9 – IX                        1000 – M

        5 – V                        10 – X

Так, число 444 – CDXLIV

6-й ученик. Мы пользуемся арабской нумерацией. В ней десять цифр, из которых можно составить любое число. Например: в числе 218 цифра 2 – сотни, а в числе 123 – два десятка.

Учитель. А сейчас кто-нибудь из гостей выйдите к доске и запишите число 15 системами знаков разных народов.

Учитель. Следующая группа учащихся расскажет о составе натурального ряда чисел и арифметические действия над ними.

1-й ученик. Натуральные числа – это числа, которые используются при счете. Наименьшее число – 1, а наибольшего числа не существует.

Класс тысяч

Класс единиц

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

5

4

1

2

6

3

Кроме натуральных чисел есть и другие числа. Мы уже изучаем дроби, нуль.

2-й ученик. Мы изучали четыре арифметические действия над натуральными числами: сложение, вычитание, умножение и деление.

Учитель. Сейчас мы числа рассмотрим только с точки зрения науки и практики. В древности числам приписывали магические способности. Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Была создана наука нумерология, в которой каждое имя имело сое число.

1-й ученик. Один – символ славы и могущества. Число 2 – символ любви и постоянства.

2-й ученик. Число 3 – в давние времена символизировалось с треугольником, который обозначает прошедшее, настоящее, будущее.

Четыре – символ мощности и стойкости.

3-й ученик. Число 5 Пифагор считал самым счастливым.

Число 6 Пифагор считал удивительным числом.

4-й ученик. Число 7 считалось священным числом.

                Число 8 – надежность.

                Число 9 – материальный успех.

                Число 10 – символ гармонии и полноты.

Учитель. Дети, вы сделали только первый шаг в математику. В следующих классах вас ожидает интересное путешествие в глубины этой науки. Недаром математику называют царицей всех наук.