Технологические карты, 2 полугодие
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Вахалина Татьяна Владимировна

Технологические карты к урокам математики в 4 классе по УМК "Перспектива", 2 полугодие. Авторы учебника Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskie_karty_2_polugodie.rar301.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты
для работы по комплекту для начальной школы

«ПЕРСПЕКТИВА»

МАТЕМАТИКА

4 класс

II полугодие


Технологическая карта № 7

Раздел

Числа, которые больше 1000. Нумерация

Тема

Величины и их измерение (17 часов)

Цели

Сформировать представление о новых величинах длины, массы, времени и площади.

Ввести:

— соотношение величин длины, массы, времени и площади;

— алгоритм составления и оформления дорожной карты проекта.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о единицах длины: сантиметр, дециметр, метр, километр; о единицах массы: грамм,  килограмм; о единицах времени: минута, час; о единицах площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Введение понятий: «миллиметр», «центнер», «тонна», «секунда», «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век», «ар» и «гектар». Введение соотношения величин длины, массы, времени, площади. Сравнение и перевод величин в другие единицы измерения. Введение алгоритма составления и оформления дорожной карты проекта.

Термины и понятия

Ар, век, гектар, год, дорожная карта, именованные числа, месяц, миллиметр, неделя, секунда, секундомер, соотношения величин, сутки, таблица единиц времени, таблица единиц длины, таблица единиц массы, таблица единиц площади, тонна, центнер.


Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом»;

— понимание своей успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «именованные числа», «миллиметр», «соотношение величин», «центнер», «тонна», «секунда», «секундомер», «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век», «ар», «гектар» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значение разных единиц измерения: длины, массы, времени, площади — и обосновывать своё мнение;

— определять адекватную единицу измерения для вычисления площади и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления дорожной карты проекта.

Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и коррек-тировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания;

— выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать о соотношении величин: длины; массы, времени, площади.

 Выражать величину в указанных единицах измерения.

 Сравнивать именованные величины, используя знаки >, <, =.

 Решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины.

 Составлять и оформлять дорожную карту проекта.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физкультура

Темы «Бег на время».

Окружающий мир

Тема «Время», «Сутки и неделя», «Месяц и год», «Календарь — хранитель времени», «Человек и природа».

Информационный материал:

Учебник «Математика: 4 класс», ч. 1, ч. 2, Рабочая тетрадь № 1, № 2, Методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

таблицы: «Меры длины», «Меры массы», «Меры времени», часы с секундной стрелкой, секундомер, календарь за текущий год.

Интерактивный материал:

карточки с учебным заданием, с цифрами для устного счёта, календари, презентация по теме изучения, дорожные карты проекта.

Фронтальная;

индивидуальная —        ;

парная —        ;

групповая —        .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

Школьникам 4-го класса предложили принять участие в разработке экологических проектов. Группа, в которой были Аня и Ваня, выбрала проект «Природа — наш дом», для выполнения которого было необходимо оформить дорожную карту. Профессор Самоваров посоветовал это сделать всем членам группы вместе на общем собрании, для того чтобы каждый знал, кто какую рубрику и за какой срок должен подготовить. Однако при распределении обязанностей в группе возникли разногласия по оформлению дорожной карты.

Ребята, можете ли вы предложить группе Ани и Вани такой вариант оформления дорожной карты проекта «Природа — наш дом», который бы устроил всех?

Школьники предлагали различные варианты, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться создавать дорожную карту проекта «Природа — наш дом», чтобы помочь четвероклассникам?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание  оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Единица измерения длины: миллиметр

Цели:

 Актуализировать знания о единицах длины: сантиметр, дециметр, метр, километр.

 Ввести:

— понятия «миллиметр», «соотношение величин»;

— соотношение величин длины.

 Научить:

— соотносить значение разных единиц измерения длины и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о соотношении величин;

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— измерять длину предмета, используя миллиметры;

— сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =;

— писать именованные числа в порядке возрастания;

— чертить отрезок заданной длины в миллиметрах;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам единицы измерения длины. (Сантиметр, дециметр, метр, километр.)

Назовите предметы, которые можно измерить в сантиметрах, дециметрах, метрах и километрах.

Раскройте значение выражения «именованное число».

Сообщение учителя

В математике для более точного измерения длины маленького предмета используют единицу длины, которая называется «миллиметр».

«Милли» происходит от латинского слова mille и обозначает «тысяча».

Метр — основная единица длины, равная ста сантиметрам.

Миллиметр — это единица измерения длины, равная одной тысячной доле метра. Её записывают так: мм (без точки). Например: 1 мм, 25 мм, 100 мм.

1 сантиметр содержит 10 миллиметров. Это записывают так: 1 см = 10 мм.

Измерения в миллиметрах можно выполнять с помощью линейки, разделённой на сантиметры и миллиметры.

В математике существует соотношение величин длины, которое показывает количественную взаимосвязь чисел. Например:

1м =10 дм                              1 м = 100 см

1 дм = 10 см                          1 м = 1 000 мм

1 см = 10 мм                         1 км = 1 000 м

Задание 2 (З)

Объясните значение слова «миллиметр».

Расскажите о соотношении величин, используя примеры.

Назовите количество миллиметров, которые содержит 1 сантиметр.

Какое условное обозначение миллиметра используется при письме?

Назовите количество миллиметров, которое содержится в 5 см, используя соотношение величин.

Задание 3 (З) Учебник, с. 110, № 1.

Назовите количество миллиметров, которое содержится в 2 см, в 4 см, в 9 см, в 1 дм, в 1 м.

Задание 4 (П)

Верно ли, что 10 см содержит 1 мм? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 100 мм содержит 1 см? Обоснуйте своё мнение.

Задание 5 (У) Учебник, с. 110, № 2, с взаимопроверкой.

Измерьте длину предметов, изображённых на рисунке, используя единицу измерения — миллиметр, и напишите результат:

— зёрнышка риса — …

— толщину спички — …

— высоту ростка растения — …

Задание 6 (У) Учебник, с. 110, № 3.

Начертите в тетради отрезок MN длиной 23 мм и отрезок CD, длина которого на 48 мм больше.

Задание 7 (У) Учебник, с. 111, № 4, с взаимопроверкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Задание 8 (У) Учебник, с. 111, № 6, с самопроверкой.

Сравните именованные числа, используя знаки >, <, =.

Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, ч.2, с. 4, № 1, с взаимопроверкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Задание 10 (У), с взаимопроверкой.

Напишите именованные числа в порядке возрастания.

20 см, 30 мм, 7 дм, 18 км, 34 см, 5 мм, 9 м, 43 м, 7 дм.

Задание 11 (У), с самопроверкой.

Сравните именованные числа, используя знаки >, <, =.

10 мм … 1 см                          7 см 6 мм … 67 мм

15 см … 15 мм                        90 см 8 мм … 98 мм

20 мм ... 2 дм                          4 м 3 дм … 43 см

Задание 12 (У) Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 30, № 1, с самопроверкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Диагностические задания:

1. Продолжите предложение.

Миллиметр — это...

2. Выразите величину в указанных единицах измерения.

5 м = … дм

1 м = … см

14 дм = … см

20 м = … мм

53 см = … мм

10 км = … м

3. Сравните именованные числа, используя знаки >, <, =.

50 мм … 5 см

9 см 3 мм … 93 мм

42 см … 42 мм

70 см 6 мм … 67 мм

80 мм … 8 дм

4. Напишите именованные числа в порядке возрастания.

10 см, 20 мм, 9 дм, 11 км, 43 см, 8 мм, 5 м, 62 м, 7 дм.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «именованные числа», «миллиметр», «соотношение величин» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значение разных единиц измерения длины и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Предметные умения:

— рассказывать о соотношении величин длины;

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— измерять длину предмета, используя миллиметры;

— сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =;

— писать именованные числа в порядке возрастания;

— чертить отрезок заданной длины в миллиметрах.

Блок Б. Единицы измерения массы: центнер и тонна

Цели:

 Актуализировать знания о единицах измерения массы: грамм, килограмм.

 Ввести:

— понятия «центнер», «тонна»;

— соотношение величин массы.

 Научить:

— соотносить значение разных единиц измерения массы и обосновывать своё мнение;

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =;

— писать именованные числа в порядке возрастания;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины;

— выполнять взаимооценку учебного задания;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам единицы измерения массы. (Грамм, килограмм.)

Назовите предметы, которые измеряют в граммах, килограммах.

Назовите количество граммов, которое содержит 1 килограмм.

Сообщение учителя

Если предмет тяжелее 100 кг, его значение определяют в центнерах.

Центнер — это единица измерения массы, равная 100 кг. Её записывают так: ц (без точки). Например: 15 ц, 200 ц, 792 ц.

Если предмет тяжелее 1000 кг, его значение определяют в тоннах.

Тонна — это единица измерения массы, равная 1000 кг. Её записывают так: т (без точки). Например: 1 т, 2 т, 7 т, 10 т.

В математике существует соотношение величин массы, которое показывает их количественную взаимосвязь. Например:

1 кг = 1000 г

1 ц = 100 кг

1 т = 1000 кг

Задание 2 (З)

Раскройте значение слов «центнер», «тонна».

Сколько центнеров содержится в 100 килограммах?

Сколько килограммов содержится в 1 тонне?

Какие условные обозначения центнера и тонны используются при письме?

Назовите количество центнеров, которое содержится в 5 т, используя  соотношение величин.

Задание 3 (П)

Верно ли, что 10 центнеров содержат 1 000 кг? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 2 000 ц содержат 20 т? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с. 122, № 1, с взаимооценкой.

Определите количество килограммов, которое содержит:

4 ц = … кг

15 ц = … кг

2 т = … кг

10 т = … кг

Задание 5 (У) Учебник, с. 122, № 2, 4, с взаимооценкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Задание 6 (У), с самопроверкой.

Определите и напишите именованные величины в порядке возрастания.

180 г, 1 кг, 80 г, 1 кг 70 г, 500 г, 105 г.

Задание 7 (У) Учебник, с. 122, № 3, с взаимооценкой.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Задание 8 (У) Учебник, с. 123, № 1, с взаимооценкой.

Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

Диагностические задания:

1. Допишите предложение:

Центнер — это...

Тонна — это...

2. Выразите величину в указанных единицах измерения.

7 ц = … кг                3 т = … ц

15 ц = … кг              10 т = … кг

3. Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

500 г … 1 кг

1 кг … 600 г

100 кг … 3 ц

4000 кг … 2 т

4. Определите и напишите именованные числа в порядке возрастания.

320 г, 1 кг, 900 г, 4 кг, 60 г, 50 г, 10 ц, 7 т, 200 ц.

5. Учебник, с. 123, № 2, 3.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «центнер», «тонна» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значение разных единиц измерения массы и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Предметные умения:

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =;

— писать именованные числа в порядке возрастания;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины.


Блок В. Единицы измерения времени: секунда, сутки, неделя, месяц, год и век

Цели:

 Актуализировать знания о единицах измерения времени: минута, час.

 Актуализировать умение переводить единицы измерения времени: часы в минуты и наоборот.

 Актуализировать умение выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел.

 Ввести:

— понятия «секунда», «секундомер», «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век»; «дорожная карта проекта»;

— соотношение величин времени.

 Научить:

— соотносить значения разных единиц измерения времени и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о соотношении единиц измерения времени;

— рассказывать алгоритм составления и оформления дорожной карты проекта;

— переводить единицы измерения времени: секунды в минуты и наоборот;

— выражать величину в указанных единицах измерения времени;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины измерения времени;

— составлять и оформлять дорожную карту проекта;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

— формулировать высказывание, собственное мнение, используя математические термины.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам единицы измерения времени. (Минута, час.)

Назовите приборы, которыми измеряют время.

Расскажите о видах часов, которые вам известны.

Назовите главное назначение часов.

Сообщение учителя

Промежутки времени меньше одной минуты измеряют секундами.

Секунда — это основная единица времени, которая составляет 1/60 часть минуты, поэтому в одной минуте 60 секунд. Прибор для измерения времени в секундах называется секундомером. На циферблате часов секундную стрелку делают тонкой в отличие от минутной. В математике слово «секунда» записывают так: с (без точки). Например: 1 с, 30 с, 9 мин 45 с, 600 с.

В математике существует соотношение величин времени, которое показывает их количественную взаимосвязь. Например:

1 мин = 60 с

1 ч = 60 мин = 3 600 с

Задание 2 (З)

Раскройте значение слов «секунда», «секундомер».

Назовите количество секунд, которое содержит 1 минута.

Назовите количество минут, которое содержит 1 час.

Какое условное обозначение секунды используется при письме?

Назовите количество секунд, которое содержится в 5 мин, используя соотношение величин.

Задание 3 (П)

Верно ли, что 1 мин содержит 100 с? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 160 с содержит 2 мин? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, ч. 2, с. 7, № 1, с взаимопроверкой.

Напишите количество секунд, которое показывает каждый циферблат.

Задание 5 (У) Учебник, ч. 2, с. 8, № 3; с. 9, № 2, с самопровер-
кой.

Выразите данную величину в секундах.

Задание 6 (У) Учебник, с. 8, № 2, с самопроверкой.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Задание 7 (У) Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 12, № 3, 6, с самопроверкой.

Выразите величину в указанных единицах измерения.

Сообщение учителя

Время измеряется не только в часах, минутах и секундах. Существуют и более крупные единицы измерения времени. Это сутки, неделя, месяц, год и век.

В сутках 24 часа. В одной неделе 7 суток.

В году 12 месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

В январе — 31 день, в феврале — 28 дней, в марте — 31 день, в апреле — 30 дней, в мае — 31 день, в июне — 30 дней, в июле — 31 день, в августе — 31 день, в сентябре — 30 дней, в октябре — 31 день, в ноябре — 30 дней, в декабре — 31 день.

Три года, идущие друг за другом и содержащие по 365 дней, называют обычными, четвёртый год — високосным, потому что он содержит 366 дней, так как в феврале такого года 29 дней.

Например: високосные годы — 2008 г., 2012 г., 2016 г., 2020 г.

100 лет составляет век. От начала нашего летосчисления прошло 20 полных веков; мы живём в XXI веке.

Задание 8 (З)

Объясните значение слов «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век».

Назовите количество месяцев в году.

Назовите месяцы, в которых по 31 дню; по 30 дней.

Назовите месяц, в котором меньше 30 дней.

Назовите месяц, в котором вы родились.

Назовите количество дней в этом месяце.

Назовите месяц, с которого начинается новый год.

Назовите месяц, с которого начинается новый учебный год.

Назовите первый месяц лета.

Назовите век, в котором мы сейчас живём, и век, ему предшествующий.

Назовите любой високосный год XX века, XXI века.

Задание 9 (П)

Верно ли, что в июле 30 дней? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 2015 год будет високосным? Обоснуйте своё мнение.

Задание 10 (У) Учебник, с. 59, № 1, с самопроверкой.

Выразите данную величину в указанных единицах.

Задание 11 (У) Учебник, с. 61, № 4—6, с самопроверкой.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Сообщение учителя

Для достижения результата каждый человек планирует свою деятельность и оформляет её, используя план. Для реализации любой идеи используется проект, который позволяет воплотить замысел автора. Проект выполняется поэтапно, для его успешного осуществления используется дорожная карта.

Дорожная карта — это пошаговое выполнение действий по реализации проекта, которое позволяет спрогнозировать результат каждого этапа и проекта в целом. В дорожной карте проекта указываются точные сроки начала и окончания каждого вида деятельности по выполнению в определённом порядке.

Алгоритм составления и оформления
дорожной карты проекта

Для того чтобы составить дорожную карту проекта, надо:

1. Определить объём работы и виды деятельности.

2. Определить порядок выполнения каждого вида деятельности в проекте.

3. Определить дату начала и окончания каждого вида деятельности.

4. Определить исполнителей каждого вида деятельности.

5. Указать в дорожной карте последовательность выполнения каждого вида деятельности и точные сроки начала и окончания работы.

Например: Дорожная карта мини-проекта «Радуга здоровья»

Задача

Неделя

Исполнители

Оформление презентации «Здоровье — детям»

1

1-я группа

«Журналисты»

Подготовка и проведение соревнований «Весёлые старты»

2

2-я группа

«Олимпийцы»

Оформление рисунков для выставки «Олимпиада-2014»

3

3-я группа

«Художники»

Подготовка и проведение игры «Папа, мама и я — спортивная семья»

4

4-я группа

«Любители спорта»

* Ответственными могут быть не только микроколлектив, но и персоналии.

Задание 12 (З)

Раскройте значение выражения «дорожная карта проекта».

Расскажите алгоритм оформления дорожной карты проекта.

Задание 13 (П)

Верно ли, что в дорожной карте проекта обозначаются не только сроки, но и результаты работы? Обоснуйте своё мнение.

Задание 14 (У)

Составьте и оформите дорожную карту проекта «Нескучная школа».

Диагностические задания:

1. Допишите предложение:

Високосный год — это...

Обычный год — это...

Век — это...

2. Учебник, ч. 2, с. 8, № 4.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

3. Выразите величину в указанных единицах измерения.

5 мин = … с

12 мин 35 с = … с

3 ч = … мин

7 сут. = … ч

2 нед. = … сут.

10 лет = … мес.

4 в. = … лет

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «секунда», «секундомер», «сутки», «неделя», «месяц», «год», «век», «дорожная карта проекта» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значения разных единиц измерения времени и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, собственное мнение, используя математические термины.

Предметные умения:

— рассказывать о соотношении единиц измерения времени;

— рассказывать алгоритм составления и оформления дорожной карты проекта;

— переводить единицы измерения времени: секунды в минуты и наоборот;

— выражать величину в указанных единицах измерения времени;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины измерения времени;

— составлять и оформлять дорожную карту проекта.

Блок Г. Единицы измерения площади: ар и гектар

Цели:

 Актуализировать знания о единицах измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

 Актуализировать умения переводить единицы измерения площади: квадратные дециметры в квадратные сантиметры, квадратные метры в квадратные дециметры и наоборот.

 Ввести:

—  понятия «ар», «гектар»;

— соотношение величин площади.

 Научить:

— раскрывать значение понятий «ар», «гектар» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значения разных единиц площади и обосновывать своё мнение;

— определять адекватную единицу измерения для вычисления площади и обосновывать своё мнение;

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— переводить единицы измерения площади: гектар в квадратные метры, гектар в акры, квадратные дециметры в квадратные сантиметры, квадратные метры в квадратные дециметры и наоборот;

— сравнивать именованные величины, используя знаки >, <, =;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины;

— выполнять самооценку учебного задания;

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Задание 1 (З)

Назовите известные вам единицы измерения площади. (Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.)

Назовите предметы, которые можно измерять в см2, дм2, м2.

Какие условные обозначения квадратного сантиметра, квадратного дециметра и квадратного метра используются при письме.

Назовите устное обозначение известных вам единиц измерения площади (квадратный сантиметр и сантиметр в квадрате, квадратный дециметр и дециметр в квадрате, квадратный метр и метр в квадрате).

Назовите количество квадратных сантиметров, которое содержит 1 квадратный дециметр. (1 дм2 = 100 см2.)

Назовите количество квадратных дециметров, которое содержит 1 квадратный метр. (1м2 = 100 дм2.)

Сообщение учителя

В математике для измерения площади большого земельного участка используют такие единицы измерения, как ар и гектар.

Ар — это единица измерения площади, равная 100 м2, которую записывают так: а (без точки). Например: 5 а, 70 а, 16 200 а.

Гектар — это единица измерения площади, равная 10 000 м2, которую записывают так: га (без точки). Например: 2 га, 10 га, 50 га, 250 га 15 а.

В математике существует соотношение величин площади, которые показывают их количественную взаимосвязь. Например:

1 см2 = 100 мм2                         1 км2 = 1 000 000 м2

1 дм2 = 100 см2                          1 а = 100 м2

1 м2 = 100 дм2                            1 га = 100 а

Задание 2 (З)

Раскройте значение слов «ар», «гектар».

Назовите количество квадратных метров, которое содержит 1 ар; 1 гектар.

Какие условные обозначения ара и гектара используются при письме?

Задание 3 (П)

Можно ли измерить площадь пола в классе меркой в 1 ар? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 1 гектар содержит 1000 ар? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с. 91, № 1, с вазаимооценкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Задание 5 (У) Учебник, с. 91, № 2, с самооценкой.

Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

Задание 6 (У) Учебник, с. 91, № 4, с самооценкой.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Задание 7 (У) Учебник, с. 94, № 2, с взаимооценкой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Задание 8 (У) Учебник, с. 94, № 8, с самооценкой.

Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 72, № 1, с самооцен-
кой.

Выразите данную величину в указанных единицах измерения.

Диагностические задания:

1. Допишите предложение:

Ар — это...

Гектар — это...

2. Выразите величину в указанных единицах измерения.

2 га = … м2

14 а = … м2

57 а = … м2

49 га = … м2

3. Учебник, с. 92, № 4.

Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

4. Учебник, с. 92, № 3.

Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «ар», «гектар» и использовать их в активном словаре;

— соотносить значения разных единиц площади и обосновывать своё мнение;

— определять адекватную единицу измерения для вычисления площади и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— переводить единицы измерения площади: гектар в квадратные метры, гектар в акры, квадратные дециметры в квадратные сантиметры, квадратные метры в квадратные дециметры и наоборот;

— сравнивать именованные величины, используя знаки >, <, =;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

 Установить степень освоения темы, а именно умения:

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины;

— сравнивать именованные величины, используя знаки: >, <, =.

Контрольное задание

1. Выразите величину в указанных единицах измерения.

2 м = … дм               30 м = … см         3 ч = … мин            2 ц = … кг

4 дм = … см             5 м = … мм          10 мин = … с          17 т = … кг

10 см = … мм          9 км = … м            4 сут. = …ч             6 кг = … т

1 а = … м2                 7 га = … а

2. Решите задачу и оформите её вычисление, используя именованные величины.

В город доставили 67 т 500 кг мяса и рыбы. Мяса было на 6 т 370 кг больше, чем рыбы. Сколько доставили в город мяса и сколько рыбы?

3. Сравните именованные величины, используя знаки >, <, =.

20 км 010 м ... 20 100 м                        3 т 9 ц ... 3 900 кг

17 дм 4 см ... 1 740 мм                          8 м 4 дм ... 804 см

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— выражать величину в указанных единицах измерения;

— решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины;

— сравнивать именованные величины, используя знаки >, <, =.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Стимулировать желание оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

 Актуализировать умения ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.

 Научить:

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

— оформлять дорожную карту проекта;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

1. Оформите дорожную карту проекта «Природа — наш дом», используя известный алгоритм:

Задача

Неделя

Исполнители

Создание рубрики «…»

Создание рубрики «…»

Оформление рисунков для выставки «…»

Создание рубрики «…»

Оформление творческих работ для выставки «…»

Создание рубрики «…»

2. Определите общее количество дней и месяцев, которые понадобятся для выполнения проекта «Природа — наш дом»

Вариант выполнения информативного задания:

Задача

Неделя

Исполнители

Создание рубрики «Люби и охраняй природу»

Аня
Ваня

Создание рубрики «К тайнам природы»

Оля

Петя

Оформление рисунков для выставки «Люблю природу русскую»

Света

Миша

Создание рубрики «Красная книга»

Люда

Оформление творческих работ для выставки «Открываю мир»

Полина

Федя

Создание рубрики «Сделаем мир чище»

Саша

Вика

Импровизационный вариант

1. Предложите свой вариант дорожной карты проекта «Природа — наш дом» и оформите его, используя известный алгоритм.

Задача

Неделя

Исполнители

 

 

 

 

 

2. Определите общее количество дней и месяцев, которые понадобятся для выполнения проекта «Природа — наш дом».

Эвристический вариант

1. Составьте и оформите дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

2. Определите общее количество дней и месяцев, которые понадобятся для выполнения проекта.

Личностные умения:

— проявлять желание оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

Познавательные умения:

— выбирать вариант выполнения задания;

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— оформлять дорожную карту проекта.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание.

Закончите предложения:

1. Мне важно научиться выражать величину в указанных единицах, потому что…

2. Для того чтобы соотнести величину в разных единицах, нужно...

Самооценка

II. Задание.

Закончите предложение:

Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) … (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

— проявлять осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести полученный результат с поставленной целью.

 Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о новых величинах длины, массы, времени и площади.

Ввести:

— соотношение величин длины, массы, времени и площади;

— алгоритм составления и оформления дорожной карты пректа.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

Личностные умения:

— проявлять желание оформлять дорожную карту проекта «Природа — наш дом».

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для оформления дорожной карты проекта.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— составлять и оформлять дорожную карту проекта.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологические карты, 1 полугодие

Технологические карты к урокам математики в 4 классе по УМК "Перспектива" 1 полугодие. Авторы учебника Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н....

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта по окружающему миру 1 класс, 1 полугодие

Технологическая карта по окружающему миру 1 класс, 1 полугодие...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

УМК «Перспектива» I полугодие Русский язык ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №10

УМК «Перспектива»I полугодиеРусский языкРазделЧасти речи (87 часов)ТемаИмя прилагательное (17 часов)Цель темыСформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного...

3 класс УМК «Перспектива» I полугодие Литературное чтение Технологическая карта №1 "Книги - мои друзья"

Определение значения книги для человека. Изучение материала о создании Иваном Фёдоровым первой печатной книги. Изучение наставлений Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого. Освоение библейских мудростей....