Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют повышению работоспособности и активности. В доступной и непринуждённой форме учитель подводит учащихся к открытию и закреплению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок математики | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник».
Цели:
педагогическая: создание условий для изучения числа 5 и установление взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;
ученическая: овладеют умением соотносить цифру 5 с числом предметов; узнают место числа 5 в натуральном ряду чисел и его состав; научатся складывать и вычитать числа в пределах 5, различать изученные математические знаки.
Тип урока: постановка и решение учебно-практической задачи.
Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя.
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур; выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, а вы любите приключения?
Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по подводному миру.
-Какими должны быть путешественники? ( Смелые, отважные, дружные, умные и т.д.)
Итак, опускаемся на морское дно. Какие красивые коралловые рифы перед нами! А что это за яркие, разноцветные, удивительно-праздничные рыбки? Как они называются?
(рыбки-бабочки). Посчитайте их.
-Назовите число, следующее за числом 1, 2, 3.
-Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2.
-Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.
Кто знает, что такое кораллы? (Есть в океане выстроенные острова. Главные их строители крошечные существа, не больше булавочной головки. Чтобы защитить себя эти существа покрываются твердой чашечкой из извести. Чашечка клеится к чашечке. Так вырастают коралловые рифы (желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.)
Упражнение «Сорбонка»
1 + 3 = 3 - 1 = 4 - 3 = 2 + 2=
Морские звёзды. ( Это морские животные, имеющие лучи от 5 до 50. Окраска разнообразна. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками).
–Установите закономерность. Продолжите ряд на три числа.
1, 3, 5, …, …..,
– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5-50 щупальцев).
Кто догадался, какая тема урока? Чему вы должны научиться на уроке?
Пора быстро выбираться из коралловых рифов.
3. Открытие нового.
Удивительный подводный мир. А мыс вами мы оказываемся в Пещере осьминога.
Осьминоги - хищники, которые кормятся крабами, рыбой и моллюсками. Окраска осьминога зависит от его настроения. Если он возбужден или победил в схватке, то становится красным. От испуга осьминог сильно светлеет, выпускает облако черной жидкости и исчезает под прикрытием этой завесы. Чернила у осьминога не простые: они на некоторое время отбивают у рыб чутье.
Посмотрите внимательно, что вы бы исправили? (добавили в последний столбик камешек). Сколько камешков должно быть? За каким числом следует при счёте 5?
Скучно одному осьминогу на дне морском. Построим домик для его морских друзей.
– Сколько этажей будет в доме? (4)
– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)
– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)
– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)
– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)
– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?
– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.)
– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)
– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)
Вывод: Что мы уже с вами узнали, путешествуя по морскому дну? (Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5).
4. Первичное закрепление знаний.
1. Геометрические построения.
– Морская черепаха организовала школу морских животных. Рыбки очень любят чертить и рисовать. Давайте научим их чертить звёздочку .
Для этого откройте стр. 40 № 2. Какие инструменты для этого понадобятся? (линейка и карандаш)
– Как мы должны соединять числа? (По порядку)
Работа в учебнике-тетради.
– Рыбки принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.
– Кто догадался, какая это фигура? (пятиугольник)
– Как вы думаете, почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)
–Давайте и эту фигуру научимся рисовать. Как соединим числа?
– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)
– А чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)Молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
2. Изображение числа количеством предметов.
– Осьминожка прослушал задание, которое дала Морская черепаха.
Давайте ему поможем выполнить задание № 2 стр. 40.
Рассмотрите внимательно задание и объясните, что надо сделать.
(Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)
Выполним задание в паре.У доски 1пара выполняет задание. Проверка.
№3 с. 40. Это задание сможет выполнить только самая внимательная пара. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.
Проверка. Интерактивная доска.
– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?
Аналогично дальше. Какая же пара оказалась самой внимательной?
3) Письмо цифры 5.
– Ребята, чтобы выполнить следующие задания, надо научиться писать цифру 5.
Показ написания.
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз. Подчеркните самую красивую цифру, которая у вас получилась.
4) Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
1, 2, 3, 4, 5.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять.
А отрезок не простой,
Он, конечно, … числовой.
Выполняем задание №6 стр. 41.
Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке?
(Прибавляли по одному от числа 3)
– Сколько всего прибавили? (2) Запишем нужное число в клетку.
– Сколько всего получилось? (5) Как называется результат этого действия? (сумма)
– Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)
– Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем. Запишем нужное число в клетку.
– Сколько осталось? (2)
– Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)
– Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.
– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?
– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2) Сколько получилось?
– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2) Сколько получилось?
Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)
Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Индивидуальная помощь.
Проверка на экране. Кто выполнил все правильно, встаньте.
4. Состав числа 5.
– Ребята, Осьминожка снова растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.
– Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.Самостоятельно выполняем задание. Взаимопроверка.
IV. Итог урока.
Наше морское путешествие подходит к концу.
Мудрая Черепаха хочет проверить, были ли вы внимательны на уроке?
Что можете рассказать о числе 5?
Какими впечатлениями от урока вы будете делиться с родителями дома? Дополните предложения.
Сегодня на уроке я узнал(а), что…….
А ещё я вспомнил(а)…..
Больше всего мне понравилось……
Морской черепахе очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!
Интернет
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ryb9.html Клипарты рыбки, морская звезда, дельфин
http://images.yandex.ru/фоны морское дно
Литература
Энциклопедия «Эти необычные животные» - М., 2008г.
Математика 1 класс. Система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон, автор Т.В. Бут, изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5
Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....
Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).
Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...
Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.
Урок по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...
Конспект урока по математике в 1 классе по теме:" Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6".
Урок по математике разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова...
Презентация к уроку математики "Число 8. Сложение и вычитание в пределах 8"
Презентация составлена по учебнику Петерсон Л.Г. "Математика 1 класс"...
Урок математики 2 класс, учебник И.И. Аргинской, ч.I Тема:"Применение сложения и вычитания в разных ситуациях".
Урок математики по теме"Применение сложения и вычитания в разных ситуациях" проводится в форме путешествия по сказке с использованием ТСО, карточек, таблиц. Учитель использует коллективную, групповую ...
Урок математики "Повторение и закрепление изученного по теме «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
Задачи урока:Образовательные: - закреплять умение устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100, вычислять значения числовых выражений в несколько действий; - за...