Тема | "Число 9. Цифра 9" |
|
Основное содержание темы, термины и понятия | Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 9. Числовой отрезок, предыдущее и последующее число, целое, часть |
|
Цель | сформировать представление о числе 9; его составе, об обозначении числа 9 цифрой 9, изображении числа 9 на числовом отрезке, сложении и вычитании в пределах 9; |
|
Планируемый результат | Предметные умения | ОУУ |
| Складывать и вычитать однозначные числа. Устанавливать связь между целым и частями. Правильно употреблять в речи математические понятия | Познавательные: выполнение мыслительных операций: анализа, сравнения Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос |
Тип урока | ОНЗ |
|
Ресурсы | Учебник, наглядный и раздаточный материал, проектор, экран |
|
Ход урока
|
|
|
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. |
|
|
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
- Доброе утро, ребята. Нам сегодня предстоит совместная работа, с которой мы успешно справимся. Вы согласны?
- Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. - Желаю вам успехов на уроке. |
|
2. Актуализация и пробное учебное действие. |
|
|
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
- А начнём мы наш урок с игры. Цифры спрыгнули с тетрадки И утроили нам прятки! Надо всех их отыскать, Вновь собрать и посчитать! - Кто играет с нами в прятки? ( цифры)
- Попробуйте их отыскать.
- Назовите цифры. - Что записывают с помощью цифр? (кол-во предметов)
ФМ Приседаем столько раз Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков Столько сделаем прыжочков.
Сколько ёлочек зелёных Столько выполним наклонов.
На носочки встанем Потолок достанем И тихонько сядем. - Назовите и покажите числа в порядке возрастания.
- У нас получился числовой ряд. А если сверху расположить шкалу, то ...– числовой отрезок.
Поработаем с ним. - Назовите число, которое на 1 больше4 - Какое число больше 6 или 7 ? Почему? На ск-ко 7> 6 ?
- Назовите число, следующее за числом 5; 7. - Как получается последующее число ?
- На каком месте стоит число 8 ? - Как получили число 8 ? - Назовите соседей числа 8 .
|
Учащиеся называют цифры и место, где они спрятались.
Учащиеся называют числа последовательно от 1 до 8
Учащиеся отвечать на поставленные вопросы |
3. Выявление места и причины затруднения. |
|
|
Цель: выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения |
- Почему вы смогли назвать лишь число 7? - А есть ли у числа 8 сосед справа ? - Почему вы можете это утверждать ?
- Действительно ваш жизненный опыт помогает назвать число, следующее за числом 8.
- С каким числом мы сегодня будем работать ?
|
Учащиеся высказывают предположения |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). |
|
|
Цель : устранение возникшего затруднения : согласовать тему урока, выбирать способ, построить план достижения цели и определить средства |
ТЕМА урока « ЧИСЛО 9, ЦИФРА 9»
- Какую работу предстоит нам выполнить на уроке? 1. Получить число 9. 2. Научиться записывать число 9. 3. Рассмотреть состав числа 9.
- Как получить последующее число ? ( +1 ) - Посмотрите на доску. - Что вы видите? ?        
- Сколько фигур в ряду? Сколько надо добавить ? _ Добавим любую фигуру или с определёнными признаками ? - Есть ли закономерность в расстановке фигур? - Какие признаки необходимо определить у новой фигуры? - Определите: размер цвет форму - Сколько стало фигур ? Посчитайте (хором ). - Покажите столько же пальчиков.
- Как записать кол-во фигур ? ( с помощью цифры )
- Кому знакома эта цифра ? На что она похожа ? Где видели? ( часы, маршрутное такси № 9, в календаре ) - О цифре 9 есть стихотворения:
6 поставим вверх ногами - Цифра 9 перед нами.
- С какой цифрой сравнивают цифру 9 ?
- Откройте учебники на стр.19. Внизу стр. образец цифры ЗНАКОМСТВО С АЛГОРИТМОМ НАПИСАНИЯ 9.
ФМ - Покажу цифру 6- хлопайте - Покажу цифру 9- топайте. Вдох- выдох |
Учащиеся высказываются, определяют признаки 9-й фигуры
Учащиеся следят за анимацией письма 9 Пишут в воздухе. Пишут в тетрадях.
Учащиеся пишут и комментируют. |
5. Реализация построенного проекта. |
|
|
Цель : использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. |
- Теперь вы сможете записать равенство с этим числом. - Как получили число 9 ? ( 8+1 ) - На стр.18 есть 4-ки равенств с «окошечками». Заполним их. - Назовите части в этом равенстве, целое.
- Как составить 2-е равенство? ( Переместительное св-во сложения)
- Как составить равенства со знаком - ? МОЛОДЦЫ !
- Итак, на какое же место следует поставить число 9 ? - Почему ? - Что больше 8 или 9 ? 7 или 9 ? 5 или 9 ? - Какой вывод можете сделать ? Число 9 самое большое однозначное число.
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
|
Цель : решение типовых заданий с проговариванием алгоритма решения вслух.
| - Чтобы записать следующие равенства, обратимся снова к фигурам на доске. - Сколько всего фигур? - Можно ли их разделить на 2 группы? По каким признакам? - Итак, из каких частей состоит 9 ?

|
Учащиеся делят фигуры по: форме цвету размеру и с остальными столбиками работают самостоятельно. |
| ФМ для глаз
|
|
7. Включение в систему знаний и повторение. |
|
|
Цель : самостоятельное выполнение задания и самопроверка, Организация исполнительской рефлексии хода реализации построенного проекта учебных действий . Организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
|
- Посмотрите, у вас на столах лежат наборы монет. -Наборы разные. Но состоят из монет одинакового достоинства. - Какие монеты у вас есть? ( 5р., 2р., 1р. ) - Посчитайте сколько рублей у каждого из вас.
- Спросите сколько у соседа. - Скажите хором, сколько у вас денег?
- Сейчас мы отправимся в необычный магазин игрушек. - Посмотрите внимательно, почему я говорю «необычный»? - А ещё он необычный тем, что в нём деньги надо истратить полностью. - Подумаёте, что бы вы купили.
- Что для этого нужно уметь делать? Что знать? - А поможет вам составленная таблица- домик.
Запишите равенства, соответствующие вашей покупке.
- Расскажите, что у вас получилось. МОЛОДЦЫ !
|
Учащиеся устно складывают числа в пределах 9
Учащиеся набирают части числа 9 с опорой на таблицу |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
|
|
Цель : фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности | - Ребята, вспомните тему нашего урока.
- Чтобы вы теперь рассказали о числе 9, глядя на числовой ряд в вашем учебнике ? - Что оказалось для вас новым ?
- Пригодились вам ваши знания и умения ?
- Что у вас хорошо получалось ?
- Кому было сложно работать на уроке ?
- Что нужно знать к следующему уроку математики? (состав числа 9 )
- Что сделаете, чтобы знать состав 9-ти ? (выучим )
- Спасибо за работу. Вы молодцы! |
|