Урок математики в 1 классе "Число 9. Цифра 9"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx29.8 КБ
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель высшей категории   Лощилова Светлана Николаевна

МОУ  «СОШ № 21» г.Салават  РБ

Урок математики в 1-м классе

ОП «Школа 2100»

 Учебник  Л.Г. Петерсон  «Математика - 1  класс»

Тема

"Число 9. Цифра 9"

Основное содержание темы, термины и понятия

Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 9.

Числовой отрезок, предыдущее и последующее число, целое, часть

Цель

сформировать представление о числе 9;

его составе,

об обозначении числа 9 цифрой 9,

изображении числа 9  на числовом отрезке,

сложении и вычитании в пределах 9;

Планируемый результат

Предметные умения

ОУУ

Складывать и вычитать однозначные числа.

Устанавливать связь между целым и частями.

Правильно употреблять в речи математические понятия

Познавательные: выполнение мыслительных операций: анализа, сравнения

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Учебник, наглядный и раздаточный материал, проектор, экран

Ход урока

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 

создание условий        

 для осознанного вхождения

учащегося

в пространство учебной деятельности на уроке.

- Доброе утро, ребята.

 Нам сегодня предстоит  совместная работа, с которой мы успешно справимся. Вы согласны?

- Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

- Желаю вам успехов на уроке.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: 

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- А начнём мы наш урок с игры.

                                      Цифры спрыгнули с тетрадки
                                     И утроили нам прятки!
                                     Надо всех их отыскать,
                                     Вновь собрать и посчитать!


- Кто играет с нами в прятки? ( цифры)

- Попробуйте их отыскать.

- Назовите цифры.

- Что записывают с помощью цифр? (кол-во предметов)

ФМ      

   Приседаем столько раз

   Сколько мячиков у нас.

   Сколько покажу кружочков

   Столько сделаем прыжочков.

   Сколько ёлочек зелёных

   Столько выполним наклонов.

   На носочки встанем

   Потолок достанем

   И тихонько сядем.

   

   

- Назовите  и покажите числа в порядке возрастания.

-   У нас получился числовой ряд.  

А если сверху расположить шкалу, то ...– числовой отрезок.

Поработаем с ним.

    - Назовите  число, которое на 1 больше4 

    - Какое число больше 6 или 7 ?  Почему?

      На ск-ко  7> 6 ?

    - Назовите число, следующее за числом 5; 7.

    - Как  получается последующее число ?

   -  На каком месте стоит число 8 ?

    - Как получили число 8 ?

- Назовите соседей числа 8 .

Учащиеся называют цифры и место, где они спрятались.

Учащиеся называют числа последовательно от 1 до 8

Учащиеся отвечать на поставленные вопросы

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения

- Почему вы смогли назвать лишь число 7?

- А есть ли у числа 8 сосед справа ?

- Почему вы можете это утверждать ?

- Действительно ваш жизненный опыт помогает назвать

число, следующее за числом 8.

-  С каким числом мы сегодня будем работать ?

Учащиеся высказывают предположения

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство).

Цель :

устранение возникшего затруднения : согласовать тему урока, выбирать способ, построить план достижения цели и определить средства

ТЕМА  урока « ЧИСЛО 9, ЦИФРА 9»

- Какую работу  предстоит нам выполнить на уроке?

   1. Получить число 9.

   2. Научиться записывать число 9.

   3. Рассмотреть состав числа 9.

- Как получить последующее число ?         ( +1 )

-  Посмотрите на доску.

-  Что вы видите?

                                   ?

- Сколько фигур в ряду? Сколько надо добавить ?

_ Добавим любую фигуру или с определёнными признаками ?

- Есть ли закономерность в расстановке фигур?

- Какие признаки необходимо определить у новой фигуры?

                      - Определите:  размер

                                                цвет

                                                форму

- Сколько стало фигур ?    Посчитайте (хором ).

- Покажите столько же пальчиков.

- Как записать кол-во фигур ?  ( с помощью цифры )

- Кому знакома эта цифра ?  На что она похожа ?

Где видели?   ( часы, маршрутное такси № 9, в календаре )

- О цифре 9 есть стихотворения:

         6 поставим вверх ногами -

         Цифра 9 перед нами.

- С какой цифрой сравнивают цифру 9 ?

- Откройте учебники на стр.19. Внизу стр. образец цифры

   ЗНАКОМСТВО С АЛГОРИТМОМ НАПИСАНИЯ  9.

ФМ  - Покажу цифру 6- хлопайте

           - Покажу цифру 9- топайте.                 Вдох- выдох        

Учащиеся высказываются, определяют признаки 9-й фигуры

Учащиеся следят за анимацией письма 9

Пишут в воздухе.

Пишут  в тетрадях.

Учащиеся  пишут и комментируют.

5. Реализация построенного проекта.

Цель :

использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

- Теперь вы сможете записать равенство с этим числом.

- Как получили число 9 ?  (  8+1 )

- На стр.18 есть 4-ки равенств с «окошечками». Заполним их.

- Назовите части в этом равенстве,  целое.

- Как составить 2-е равенство? ( Переместительное св-во сложения)

- Как составить равенства со знаком - ?

         МОЛОДЦЫ !

- Итак, на какое же место следует поставить число 9 ?

- Почему ?

- Что больше 8 или 9 ? 7 или 9 ? 5 или 9 ?

- Какой вывод можете сделать ?

Число 9 самое большое однозначное число.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель :

решение типовых заданий с

проговариванием алгоритма решения вслух.

- Чтобы записать следующие равенства, обратимся снова к фигурам на доске.

- Сколько всего фигур?

- Можно ли их разделить на 2 группы?  По каким признакам?

- Итак, из каких частей состоит     9         ? 

                           

Учащиеся делят фигуры по:

форме

цвету

размеру

и    с остальными столбиками работают самостоятельно.

ФМ  для глаз

7.  Включение в систему знаний и повторение.

Цель :

самостоятельное выполнение задания и самопроверка,

Организация исполнительской рефлексии хода реализации построенного проекта учебных действий . Организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Посмотрите, у вас на столах лежат наборы монет.

-Наборы разные. Но состоят из монет одинакового достоинства.

- Какие монеты у вас есть? ( 5р.,  2р.,  1р. )

- Посчитайте сколько рублей у каждого из вас.

- Спросите сколько у соседа.

- Скажите хором, сколько у вас денег?

- Сейчас мы отправимся в необычный магазин игрушек.

- Посмотрите внимательно, почему я говорю «необычный»?

- А ещё он необычный тем, что в нём деньги надо истратить полностью.

- Подумаёте, что бы вы купили.

- Что для этого нужно уметь делать?  Что знать?

- А поможет вам составленная таблица- домик.

Запишите равенства, соответствующие вашей покупке.

- Расскажите, что у вас получилось.       МОЛОДЦЫ !

Учащиеся устно складывают числа в пределах 9

Учащиеся набирают части числа 9 с опорой на таблицу

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель :

фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

- Ребята, вспомните тему нашего урока.

- Чтобы вы теперь рассказали о числе 9, глядя на числовой ряд в вашем учебнике ?

 - Что оказалось для вас новым ?

- Пригодились вам ваши знания и умения ?

- Что у вас хорошо получалось ?

- Кому было сложно работать на уроке ?

- Что нужно знать к следующему уроку математики?

  (состав числа 9 )

- Что сделаете, чтобы знать состав 9-ти ?    (выучим )

- Спасибо за работу. Вы молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе день.

Слайд 5

Назовите и покажите числа в порядке возрастания

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 7

Число девять. Цифра 9.

Слайд 8

?

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 14

7 р . 5 р. 2 р. 1 р. 6 р. 3 р. 4 р. 8 р. 4 р.

Слайд 15

Спасибо за урок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...