интегрированный урок
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
В данном уроке можно проследить различные методики работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: МАТЕМАТИКА + ПОЗНАНИЕ.
Тема : Жизнь животных. Повторение.
Решение задач разными способами. Повторение.
Цель: Охрана животных – дело всего человечества.
Задачи: дать представление о том , как зимуют животные; охрана и помощь человека животным ;красная книга- знакомство; закрепить умение решать задачи разными способами.
Прививать любовь к природе; учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, активность и любознательность.
Развивать речь, мышление, память и воображение.
Оборудование: доска, рисунки и плакаты с животными и задачами.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Какое время года наступило?
-Как вы думаете , для диких животных и птиц это время года благоприятно?
-С какими трудностями они встречаются в зимнее время?
2.Актуализация знаний.
- На какие виды делятся все животные? Охарактеризуйте их
-На какие две группы делятся животные по образу жизни? (дикие и домашние)
-На какие две группы делятся животные по питанию? (травоядные и хищные).
3.Устный счет.
-Посчитаем устно:
- Вова раскрасил 2 бабочки, после этого ему осталось раскрасить еще 4 бабочки. Сколько всего бабочек нужно раскрасить Вове?
- Один дятел вылечил 8 деревьев от жучков, а второй на 10 деревьев больше. Сколько деревьев вылечил второй дятел?
-На дереве сидело 12 воробьев, после того как несколько воробьев улетело, осталось 4 воробья. Сколько улетело воробьев?
4.Работа по теме урока.
А) Вступительная беседа.
- Я предлагаю посетить зимний лес. (включаю музыку).
Зима… Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым- бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут , покачиваются , отыскивая себе дорогу на землю , так как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу. Стоит он, засыпанный снегом, тихий и молчаливый, только слышны , как дятел раздалбливает шишку , да снег скрепит под ногами: скрип, скрип, скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу . У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.
А вот пробежал заяц и задел нижнюю ветку, снег осыпался , а он – трусишка – пустился наутек, да след и простыл.
Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нем : то хитрая лиса пробежит , вынюхивая след , то белка покажется из дупла щелкая орехи. (показываю картинки зверей).
- Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, какие красивые деревья, а на снегу видны чьи-то следы. Чьи же это следы?
-Вот на поляне появился зверек. Кто это? (Заяц)
- Летом заяц серый , а зимой… Расскажите.
-Зимой заяц легко передвигается по снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Лежку заяц – беляк устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом месте он роет яму в снегу, забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов, так как он почти не заметен на фоне белого снега. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья. Существует поговорка: «Труслив , как заяц.».Но заяц не труслив, он осторожен. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
- А теперь задачка. Дети отправились в лес и взяли с собой 7 мелких кочанов капусты, а морковок на 10 больше. Сколько всего гостинцев они принесли в лес?
К.- 7 к.
М.- ? на 10 больше
Сколько всего?
7+10 = 17м.
17 + 7 = 24 ов. Ответ : 24 ов.
-Зимой голодно в лесу и , конечно, задача людей помогать и охранять животных. Пока заяц угощается мы с вами выполним задания на карточках. Карточки выбираете по цвету.
Желтые – 1 уровень (легкие), зеленые – 2 уровень ( средние) , красные – 3 уровень ( трудные ).
- Но вот зайчишка встрепенулся , поджал ушки и бросился наутек. Он почувствовал , что кто-то приближается. Угадайте , кто это?(Лиса).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
-Какого цвета шерстка у лисы? (рыжая)
-Посмотрите, и зимой она осталась рыжей. К зиме у лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Тело у лисицы очень подвижное, оно может выгибаться и стлаться по земле, вытягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы лисицы обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. Животное , как бы обувает валенки, и лапки его не мерзнут в сильные морозы. Хвост у лисицы , как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты во время преследования, убегая от волка. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает кур, домашних птиц.
-Почему лиса не запасает корм на зиму?
-Итак задачка новая созрела. Заяц пробежал 90 м , а лиса на 15м меньше, На сколько больше заяц пробежал м , чем лиса? Записываем краткую запись у доски , решаем.
З. – 90 м
Л. - ? на 15 меньше.
На сколько больше?
90-15=75м
90-75=15м Ответ: на 15 м больше
-Итак мы помогли убежать зайцу от лисы.
-А вот на поляне появился другой зверек . Угадайте, кто это?(белка).
-Как приготовилась к зиме , что запасла на зиму белка?
-К зиме белка утеплила свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды! Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. По деревьям белка передвигается так же свободно , как и по земле. Хвост у белки служит рулем и парашютом.
-Итак вы знаете , что белка любит орехи. Внимание задача.
-У белки было несколько орехов. Когда она съела 16 орехов , у нее осталось 20 орехов. Сколько орехов было у белки?
Запишите условие задачи кратко.
Б.- ? ор.
С. – 16 ор.
Ост.- 20 ор.
Решение 20+ 16 = 36 ор.
Составляем обратные задачи. Решаем.
-Белка орешки грызла , а скорлупки бросала в сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев. Белка испугалась и спряталась. Кого разбудила белка?
-Правильно. Медведя. Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он не употребляет пищу, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.
-Чем питается медведь?
-Берлогу медведь устраивает под ветками деревьев, в расщелинах скал.Зимой у него появляются медвежата. Говорят :»Медведь зимой лапу сосет». Почему? Оказывается в феврале с голых ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь сосет лапу , согревая ногу губами и языком. Напрасно искать зимой след медведя на снегу. Медведь залегает в берлогу еще до появления снега. Для него было бы намного опаснее , если он делал это позже. Ведь по следам отыскать его берлогу.
-Какую песню про не уснувшего медведя вы знаете? (Раз морозною зимой)
-Один медведь за лето съел 25 кг малины, а другой – на 5 кг больше. Сколько малины они съели вместе?
-Составляем краткую запись и решаем.
1М.- 25 кг
2М.- ? на 5 кг. Больше
Сколько всего?
25 – 5 =20кг
25+ 20 = 45кг. Ответ:45 кг
-Бурый медведь забрался на пасеку и разорил 7 ульев, это на 3 улья меньше, чем осталось целых. Сколько было ульев на пасеке?
Б.-?
Р.- 7 ул.
Ост. -? На 3 меньше
7-3=4
7+ 4 = 11 ул. Ответ: 11 ул.
Предлагаю сравнить числа , которые показывают , сколько жира накопили разные медведи.
25кг… 27кг 36кг… 33кг 19кг… 91кг
-Какие еще животные живут в лесу ? ( волки, тигры, рыси …)
-За что волков называют санитарами леса?
-Пока волки рыщут в поисках добычи , мы с вами выполним задания из учебника.
3.Самостоятельная работа.
-Но и зверям и птицам приходится очень туго зимой. Их нужно подкармливать. Лесники устраивают кормушки для лосей, оленей, косуль. Ложат сено в кормушки.
-Задача для всех: Лесники разложили для подкормки зверей сначала 23 кг сена, потом еще положили 50 кг сена. Звери съели 19 кг сена. Сколько сена осталось в кормушке?
Решите задачу разными способами.
П.- 23 кг и 50 кг
С.- 19кг
Ост. - ?
(23 + 50 ) – 19 = 54 кг Ответ 54 кг
4.Беседа.
-Какую помощь могут оказать люди животным?
-Как животные помогают друг другу?
-Какие звери запасают на зиму корм? Какие животные спят зимой?
-Каких животных нужно охранять?
-Как называется книга, в которой записаны редкие виды животных?
-Какие животные нашей страны там записаны?
5. Итог урока.
-Что нового вы узнали?
-У кого из вас появилось желание помогать животным?
6.Д\З. Составьте несколько задач о жизни животных.
Предварительный просмотр:
Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников
Содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы, картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].
Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке способствует интегрированное обучение.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на
основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с
помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В
этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”,
способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов
учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют
всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению
знаний, относящихся к разным наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и
применение интегрированных курсов.
В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал
нескольких предметов [5].
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в
котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема
(раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в
процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые
выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким
образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью”
этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т. е ведущие идеи как бы
“сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами
учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в
изучаемой теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Нужно
пересмотреть материал таким образом, чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т. е. учесть
взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то
или иное явление, процесс в его многообразии [10].
Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из
других предметов является только “фоном” для основного предмета. С нашей точки зрения, при интегрированном обучении
учебные предметы должны быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени,
отводимого на изучение данного объекта.
В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного обучения предлагает использовать “интегрированный”
учебный день – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных
раскрытием общей комплексной проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные,
которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются задачам
предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям [4].
Считаем, что при такой организации обучения “стираются” границы между учебными предметами, что способствует
целостному восприятию изучаемого явления.
Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у
младших школьников.
Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От уровня развития речи и мышления зависит качество
дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены
исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой
и других.
Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в устной или письменной форме, соответствующих данной
теме, подчиненные основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определенной последовательности.
Творчество – естественное состояние ребенка в период дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки
заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку
(письмо, рисование, труд).
Важнейшим препятствием для творчества, таким образом, выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее
принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные рамки, невозможность свободного выбора собеседников
и сотрудников и т. п. [9].
Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма, разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения
нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ,
эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ,
лейтмотив проходит через несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3].
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение
под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д.
Апробируя данную методику на практике, мы получили результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о
положительном влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших
школьников.
Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке, прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого
произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о
возникновении у детей потребности вступить в него [8].
Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с накопления чувственного опыта ребенка, который в
последствии, при наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшую творческую работу – минисочинение по
данной теме.
Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя
любимая игрушка” (2 кл., 1-4). Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.
На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.
Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.
К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают
их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается
оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист).
На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто
“Игрушки”.
Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая
игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки.
Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на стенд для того, чтобы дать возможность учащимся
ознакомиться с работами своих одноклассников.
При таком построении обучения учитель не только формирует навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи
учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение
слова, развивает чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать,
подбирать мелодии к стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго
запоминаются [2].
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности
и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)
“Моя любимая игрушка”
1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.
2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.
4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.
“Подарок Зимы”
1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”
3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток
4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.
5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.
“Новогоднее чудо”
1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.
2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.
3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.
4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.
5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.
Тема заканчивается новогодним утренником.
“Зимушка-Зима”
1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.
5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.
6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.
“Моя мамочка”
1. Чтение – стихи о маме.
2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Изобразительное искусство – мамин портрет.
5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.
Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.
“Космическое путешествие”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.
3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.
5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).
“Весна-красна”
1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.
3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка вербы.
5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.
Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению
учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи,
способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к изучаемому материалу. При
этом каждый учитель сохраняет свою индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы уроков.
Библиографический список
1. Закон РФ “Об образовании”. – М.: Аст. Астрель, 2001 – 76 с.
2. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.: Аркти, 2001 – 62 с.
3. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Владос, 2001 – 144 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.:
Просвещение, 1987 – 159 с.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000 – 400 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), в 2-х частях. – М.: Просвещение,
2001.
7. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в
начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.
8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М. С. Соловейчик. - М.,
1993.
9. Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить //Директор школы – 1997 – № 1 – с 38-47.
10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.
Предварительный просмотр:
Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников
Содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы, картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].
Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке способствует интегрированное обучение.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на
основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с
помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В
этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”,
способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов
учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют
всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению
знаний, относящихся к разным наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и
применение интегрированных курсов.
В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал
нескольких предметов [5].
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в
котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема
(раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в
процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые
выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким
образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью”
этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т. е ведущие идеи как бы
“сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами
учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в
изучаемой теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Нужно
пересмотреть материал таким образом, чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т. е. учесть
взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то
или иное явление, процесс в его многообразии [10].
Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из
других предметов является только “фоном” для основного предмета. С нашей точки зрения, при интегрированном обучении
учебные предметы должны быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени,
отводимого на изучение данного объекта.
В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного обучения предлагает использовать “интегрированный”
учебный день – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных
раскрытием общей комплексной проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные,
которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются задачам
предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям [4].
Считаем, что при такой организации обучения “стираются” границы между учебными предметами, что способствует
целостному восприятию изучаемого явления.
Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у
младших школьников.
Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От уровня развития речи и мышления зависит качество
дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены
исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой
и других.
Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в устной или письменной форме, соответствующих данной
теме, подчиненные основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определенной последовательности.
Творчество – естественное состояние ребенка в период дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки
заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку
(письмо, рисование, труд).
Важнейшим препятствием для творчества, таким образом, выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее
принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные рамки, невозможность свободного выбора собеседников
и сотрудников и т. п. [9].
Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма, разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения
нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ,
эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ,
лейтмотив проходит через несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3].
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение
под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д.
Апробируя данную методику на практике, мы получили результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о
положительном влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших
школьников.
Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке, прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого
произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о
возникновении у детей потребности вступить в него [8].
Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с накопления чувственного опыта ребенка, который в
последствии, при наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшую творческую работу – минисочинение по
данной теме.
Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя
любимая игрушка” (2 кл., 1-4). Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.
На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.
Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.
К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают
их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается
оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист).
На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто
“Игрушки”.
Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая
игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки.
Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на стенд для того, чтобы дать возможность учащимся
ознакомиться с работами своих одноклассников.
При таком построении обучения учитель не только формирует навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи
учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение
слова, развивает чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать,
подбирать мелодии к стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго
запоминаются [2].
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности
и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)
“Моя любимая игрушка”
1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.
2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.
4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.
“Подарок Зимы”
1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”
3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток
4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.
5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.
“Новогоднее чудо”
1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.
2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.
3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.
4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.
5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.
Тема заканчивается новогодним утренником.
“Зимушка-Зима”
1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.
5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.
6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.
“Моя мамочка”
1. Чтение – стихи о маме.
2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Изобразительное искусство – мамин портрет.
5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.
Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.
“Космическое путешествие”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.
3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.
5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).
“Весна-красна”
1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.
3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка вербы.
5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.
Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению
учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи,
способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к изучаемому материалу. При
этом каждый учитель сохраняет свою индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы уроков.
Библиографический список
1. Закон РФ “Об образовании”. – М.: Аст. Астрель, 2001 – 76 с.
2. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.: Аркти, 2001 – 62 с.
3. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Владос, 2001 – 144 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.:
Просвещение, 1987 – 159 с.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000 – 400 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), в 2-х частях. – М.: Просвещение,
2001.
7. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в
начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.
8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М. С. Соловейчик. - М.,
1993.
9. Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить //Директор школы – 1997 – № 1 – с 38-47.
10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математика + внеклассное чтение по теме: "Закрепление изученного. Путешествие в Страну литературных героев"
Цели:
закрепить вычислительные навыки, умение выполнять деление с остатком, упражнять в умении составлять и решать
уравнения, упражнять в решении задач;
познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения;
расширять кругозор учащихся, развивать внимание;
воспитывать бережное отношение к книге, стремление читать.
Оборудование: рисунки: старик Хоттабыч, Чиполино, Маугли, пантера Багира, Буратино (иллюстрация Р.Крузо); книги;
таблички с именем и фамилией авторов книг; карточки К, Н, И, Г, И; таблица “Правила читателей библиотек”.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Минутки чтения. О чём интересно прочитать? Как называется книга? (Художественные книги)
II. Объявление темы.
Сегодня на уроке математики будем закреплять изученный материал, совершенствовать вычислительные навыки,
упражняться в решении задач, составлении и решении уравнений. А помогут нам в этом герои любимых детских книг. Мы
начинаем путешествие в страну литературных героев.
(музыкальная композиция “Страна Литературия”)
III. Проверка домашнего задания.
1 учащийся: Первым нас встречает “тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном
кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях
с высоко загнутыми носками”. Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
- Кто это? (Старик Хоттабыч)
1 учащийся: Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому
старик решил быть слугой мальчика.
- Волька, как и вы, выполнял дома задания №18 и №17 на стр.57, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать:
выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.
а) 720+80-500=300 (ошибка 200)
650-500+300= 450
16x6:8=12 (ошибка 2)
63:7 x100=900
б) 69 -54:(3+6)=63
(69-54)63+6=11
(69-54:3)+6=57
69-(54:3+6)=45 (ошибка: забыл скобки)
- Так ли записаны выражения у вас? Правильно ли найдены значения выражений?
- Кто назовёт автора этой книги? (Выставляется книга о старике Хоттабыче и карточка с буквой К)
IV. Решение примеров.
2 учащийся:
А это кто нам машет рукой?
У синьора Помидора
Льются слёзы от позора.
Не хватай за чубчик длинный
И не трогай … “Чипполино”. (Рисунок Чипполино)
- Освободившись от принца Лимона и синьора Помидора, жители города открыли школу для своих детей. Чипполино тоже
пошёл учиться. Однажды он вернулся из школы домой, положил сумку с учебниками и отправился помогать старому отцу. А
братья и сёстры Чипполино решили помочь ему. Нужно было вставить в * нужную цифру. Проверьте, правильно ли подобрали
цифры? Подберите правильно.
85 : 9 = 9 (остаток *)
56 : 6 = * (остаток 2)
73 : * = 9 (остаток 1)
* : 8 = 7 (остаток 3)
Д-но: * 84 : 6 = 14 96 : 24 = 4
91 : 7 = 13 68 : 17 = 4
- Кто знает автора книги? (Джанни Родари)
- Книга называется… (Выставляется книга про Чипполино и карточка с буквой Н)
V. Упражнение в записи и решении простых уравнений.
3 учащийся: А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями
были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.
- Кто узнал этого мальчика? (Маугли)
Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи, составив уравнения.
Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры, ответ
выразите в дм.
X – 7 = 5
X = 5 + 7
X = 12 м, или 120 дм.
- Какова длина прыжка пантеры?
- Как узнали? (Проверка)
4 учащийся: Багира, чёрная пантера, чёрная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые как у всех пантер, видны
на свету.… Все в джунглях знали Багиру, и никто не хотел бы становиться ей поперёк дороги, ибо она была хитра,
отважна, бесстрашна. Зато голос у неё был сладок, как дикий мёд, капающий с дерева, а шкура мягче пуха.
(Иллюстрация пантеры).
- Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить в несколько раз, то получим длину тела Багиры с длиной её хвоста – 3 м.
Узнайте, во сколько раз длина тела Багиры с длиной её хвоста меньше длины теле Каа. (иллюстрация удава).
9 : X = 3
X = 9 : 3
X = 3
- Во сколько раз длина тела Багиры меньше длины теле Каа?
- Как узнали? Как проверим?
- Как называется книга?
- Кто автор книги “Маугли” (Редьярд Киплинг)
(Выставляется книга и карточка с буквой И).
VI. Решение задач.
5 учащийся: А это кто идёт нам на встречу?
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал… (Буратино). (Иллюстрация героя)
1) -За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет.
Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. “Это поле чудес, - сказали они. – Если закопаешь золотые монеты,
то на утро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет”. Сколько монет должно быть на дереве?
(решаем устно: 5 x 3 = 15м)
Как узнали?
2) -Буратино, Мальвина.и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на
черепаху Тортиллу. Буратино бросился вплавь. Он может переплыть озеро за 40 мин. Карабас побежал вокруг озера. На это
ему потребуется 1ч. 10 мин. На сколько быстрее передвигается Буратино, чем Карабас? (использование схемы).
Как узнали? (Групповое устное задание: 1ч. 10мин.= 70 мин; 70 – 40 = 30мин).
Назовите автора книги? (Алексей Толстой)
Называется она… “Буратино”
(Выставляется книга и карточка с буквой Г)
3) -А вот ещё один литературный герой. Это мужчина в английском платье XVIII века. Однажды корабль, на котором он плыл,
потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился
с туземцем и назвал его Пятницей.
О ком идёт речь? (О Робинзоне Крузо)
Решим задачу про этого литературного героя: однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 7 колосков
ячменя. Из них он получил 56 зёрен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 10 колосков?
Учащийся у доски (разбор по плану):
Из 7 колосков -56 зёрен 56 : 7 = 8(зёрен из 1 колоска)
Из 10 колосков - ? зёрен 8 x 10 = 80(зёрен из 10 колосков)
4) –Робинзон решил из полученного урожая с 80 зёрен ? часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько
зёрен он решил съесть? (карточки).
80 : 4 = 20 зёрен для посева
80 – 20 = 60 зёрен съесть
-Подробнее о жизни Робинзона Крузо вы можете узнать из книги…?
Назовите автора? (Даниель Дэфо)
(Выставляется книга и карточка с буквой И.
VII. Итог.
- Какие литературные герои встретились нам на уроке? (Хоттабыч, Чипполино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо).
- Кто нам рассказал о них? Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске. (Хоттабыч, Чипполино, Маугли, Буратино,
Робинзон Крузо).
К – Лазарь Лагин
Н – Джанни Родари
И – Редьярд Киплинг
Г – Алексей Толстой
И – Даниель Дэфо
- Кто встретил в стране литературных героев своих знакомых персонажей книг?
- У кого появилось желание прочитать книги, о которых говорили? Какая книга особенно заинтересовала? Какую первую
прочитаете?
- Вы можете взять их в библиотеке. Важно правильно назвать фамилию автора и название произведения. При посещении
библиотек все должны соблюдать правила читателей. Какие правила читателей библиотек вы знаете и соблюдаете?
VIII. Домашнее задание.
Стр.56 №14 (задача и составить задачу про любимого героя)
№15 (примеры)
Дополнительно на уроке: чтение отрывков художественных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.
Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...