Урок математики "Масса" по ФГОС
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Технологическая карта урока математики по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТИП УРОКА ОНЗ

ТЕМА «МАССА»

Демонстрационный материал: Основные цели:

1) формировать представление о величине «масса», единицах измерения массы, формировать умение практически сравнивать предметы по массе с помощью весов;

2) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительный навык.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

1) изображение величины – длины:

2) стихотворение для этапа 1:

3) эталон измерения длины отрезка (из урока  1, часть 3, М-1);

4) алгоритм измерения массы предметов и алгоритм измерения отрезков.

5) образец для самопроверки задания  5, стр. 7 (этап 6):

6) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

2 кг + 1 кг + 2 кг = 5 кг

Масса является величиной.

Чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.

Раздаточный материал:

1) одинаковые мешочки (один с орехами,второй-пустой)

2) для групповой работы чашечные весы, мерки в виде орешков несколько штук на каждую группу;

3) эталоны к уроку 4, часть 3, М-1;

4) карточки с заданием для самостоятельной работы (этап 7):

5) жетоны ,шкала для самооценивания на этапе 9.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности:

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ход урока:

Учитель открывает на доске изображение величины «длины» (Д-1) и читает первую часть стихотворения Д-2:

  • О какой величине идет речь? (О длине.)
  • Как вы догадались?  (нарисована линейка, которая используется для измерения длины отрезков.)

Учитель читает дальше вторую часть стихотворения Д-2:

  • Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Мы будем изучать новую для нас величину.)
  • Как же вы будете узнавать новое? (Мы выполним специальное задание, поймем, что мы еще не знаем, постараемся «открыть» новое знание сами.)
  • Я желаю вам удачи в работе на уроке.
  • С чего же вы должны начать? (С повторения необходимых знаний.)

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация понятий «величина», «длина», «мерка», умения измерять длину с помощью мерки.

  • Что же такое величина? (Это свойство предмета, которое можно измерить.)
  • Почему длина является величиной? (Длину можно измерить с помощью мерки.)
  • Что является меркой? (Отрезки.)
  • Какая мерка является общепризнанной? (Отрезок длиной 1 см.)
  • Что, значит, измерить отрезок с помощью мерки? (Это, значит, узнать, сколько раз мерка укладывается в этом отрезке.)
  • Начертите отрезок АБ длиной 6 см,используя алгоритм построения отрезков.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

        

Один учащийся измеряет длину отрезка у доски с комментированием, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

2) Формирование представление о понятии «масса».

 На столе лежат  два мешочка – один заполнен воздухом, а в другом кроме воздуха орешки. Размер и цвет мешочков должен быть одинаковыми (Р-1).

  • Посмотрите на  стол. Что вы видите? (два одинаковых мешочка.)
  • Определите, чем отличаются эти предметы друг от друга.

Учащиеся визуально не могут отличить предметы друг от друга, отличие проявляется, когда дети берут мешочки в руки.

  • Итак, в чем же отличия этих предметов? (Один предмет тяжелее другого.)
  • Кто знает, о каком свойстве предметов идет речь, когда говорят, что один предмет тяжелее или легче другого? (О массе.)
  • Чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Массе.)

Учитель открывает тему урока.

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что называют величиной, длиной, как измеряется длина отрезка, узнали новую величину массу.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)
  • Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
  • Выберите тот мешочек, который тяжелее. Попробуйте определить его массу.

Учащиеся выполняют пробное действие.

  • У кого нет результата?

Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует на доске отсутствие результата.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить массы мешочка.)
  • У кого есть результат?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов учащихся.

  • Кто из вас может обосновать свои действия. Назовите правило, которым вы пользовались? (Мы не можем обосновать.)

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Что же нужно делать? (Нужно думать.)
  • Какое задание вы выполняли? (Определяли массу мешочка.)
  • В чем возникло затруднение? (Из двух предметов мы можем выбрать потяжелее или полегче, но точно измерить массу не можем.)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа измерения массы предмета.)

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ измерения массы предметов.)
  • Что вам может помочь в открытии способа. Что вы повторяли в начале урока? (Алгоритм измерения длины отрезка, …)
  • Как вы измеряли длину отрезка? (С помощью мерки.)
  • Значит, что вам нужно? (Нам необходима мерка.)
  • Вспомните, какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (Весы.)
  • Что будет являться меркой? (Грузики, гирьки, …)
  • Как же вы будете действовать? (Мы вспомним, как работать с весами, попробуем измерить массу, сделаем вывод.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

  • Итак, выполните план в группах.

Каждая группа получает необходимое оборудование Р-2. Учащиеся работают по группам. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:

  • Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
  • Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)

Один из учащихся на рабочем столе учителя выполняет соответствующие действия.

  • Какова масса мешочка?

Учащиеся озвучивают результат измерения.

По окончанию работы групп, проводиться защита проектов. Одним из вариантов работы может быть представление результатов одной только группы, остальные группы дополняют сказанное. В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.

Вариант защиты:

  • Мы положили на одну чашу весов мешочек, а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу мешочка. Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.
  • Какой вывод получили другие группы?

В случае выявления несоответствия, учитель проводит коррекционную работу.

  • Сформулируйте способ.

Учащиеся еще раз проговаривают открытые знания, учитель открывает эталон Д-4..

  • Кто знает, как называется общепринятая единица измерения массы? (Килограмм.)
  • Как эту единицу записать сокращенно?

Учащиеся могут записать на доске – кг.

  • Проверьте наше «открытие».

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Все ли вы сделали правильно? (Мы все «открыли верно.)
  • Справились ли вы с затруднением? (Да.)
  • Что вам позволяет открытый способ? (Измерять массу предметов.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)

Организация учебного процесса на этапе 6:

 2, стр. 6

  • Найдите  2 на странице 6.
  • Прочитайте задание.
  • Найдите массу лисенка.

Задание выполняется учащимися с комментированием с места.

 4, стр. 7

  • Найдите  4 на странице 7.
  • Что нужно сделать в этом задании? (Определить массу арбуза.)

Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием.

 5, стр. 7

  • Теперь я предлагаю поработать вам в парах. Зачем, как вы думаете? (Чтобы каждый из нас проговорил новый способ)
  • Определите по рисунку массу дыни и тыквы.

Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием. После выполнения организуется проверка по образцу Д-5.

  • У кого есть ошибки в выполнении задания?

Учащиеся поднимают руки.

  • В чем они? (Не правильно посчитали вес гирь, …)
  • Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.
  • У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как определять массу предметов.)

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы умеем строить отрезки данных длин.)

Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием для самостоятельной работы Р-4.

  • Определите массу мышонка по рисунку.

На выполнение самостоятельной работы отводиться 1-2 минуты. Проверка проводиться по образцу Д-6.

  • Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте кружок на шкале оценивания наверху,если ошибок нет,внизу,если есть ошибки.
  • У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

  • Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в определении массы предметов.)
  • У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем определять массу предметов.)

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Какие ошибки можно допустить при определении массы? (В вычислениях веса гирь.)
  • Поэтому я предлагаю потренироваться в вычислениях.

 6, стр. 7

  • Найдите  6 на странице 7.
  • Найдите значение выражений.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель при открытии вы ставили? (Открыть способ измерения массы предметов.)
  • Достигли ли цели? Докажите.
  • Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
  • Оцените свою работу с помощью шкалы оценивания. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то покажите кружком наверху Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то покажите кружком посередине. Если вы не усвоили новый способ, то покажите кружком внизу.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Кто показал кружок посередине, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
  • Над чем еще надо поработать?
  • Где мы можем поработать над трудностями?

Формирование УУД

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: изучение величин.

Регулятивные УУД

-определять план выполнения заданий под руководством учителя

-отмечать изменения в своих действиях,сравнивая свои сегодняшние и вчерашние достижения

-оценивать свою работу(желт.,красн. Жетоны,шкала оценивания)

Коммуникативные УУД

-работать в паре,

-участвовать в диалоге

-оформлять свою мысль в устной речи

-ориентироваться в учебнике

-задавать вопросы

-отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД

-выделять главное

-делать выводы в результате совместной работы

Цель:

1) актуализировать представления о понятиях «величина», «длина», «мерка», умение измерять длины отрезков с помощью мерки;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Цель: 

построить проект выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания

Цель:        

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ определения массы предметов.

  • данных длин.)

Цель: 

организовать тренинг вычислительного навыка.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Вычитание вида: 8-*, 9-*(разработка урока по ФГОС)

Цель урока:Создать условия для закрепление знаний приема сложения и вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми,развития умения решать задачи.Создавать условия для развития интеллектуальных сп...

Моделирование уроков по ФГОС. Модель урока математики 1 класс.

Комплексный подход к оценке достижения планируемых результатов учащихся в условиях реализации ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...