Мультимедиа конкурс
презентация к уроку по математике по теме

Косенко Оксана Александровна

Презентация к открытому уроку по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использовании разработки ( файл Word )

           Урок  по математике разработан по системе УМК " Начальная школа XXI века" с использованием мультимедиа. Тема урока: "Решение задач. Знакомство с православным праздником Маслиницей". Цель : отработка навыка решения задач и знакомство с православным праздником, традициями Руси. На таком уроке учащиеся знакомятся с обычаями встречи Масленицы,  с названиями каждого дня масленицы в стихотворной форме, решают , составляют задачи по теме Масленицы, узнают о масленичных народных играх и забавах, соревнуются в умении быстро и правильно решать примеры, анализировать , доказывать свой выбор действия. Каждый слайд содержит информацию о Маслинице, её исторических корнях.

В течение урока дети проходят путь " от Встречи до Проводов Масленицы". По окончании урока учащиеся угощали гостей открытого урока блинами.



Предварительный просмотр:

                                                  Разработка интегрированного урока

                                          по математике для 1-го класса

                                                   по УМК " Начальная школа XXI века"

                                                    с использованием ИКТ.

                                                  Разработала урок и провела

                                                   учитель  начальной школы

                                                   МБОУ СОШ № 19 г.Краснодара

             Косенко О.А.

Тема : " Решение  задач. Знакомство с православным праздником Маслиницей ."

Цели:

 Образовательные:

– обобщение и систематизация знаний по теме “Задача”;
 отработка вычислительных навыков.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

-познакомить с православным праздником и традициями Руси; утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви и красоты

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Задачи:

 - развивать  умения  анализировать и решать задачи , составлять текст задачи,

-  устанавливать соответствие между рисунком и текстом задачи;

-  способствовать развитию  мыслительных операций, речи, умению  аргументировать свои высказывания;  

- формировать навыки  самостоятельной, коллективной, индивидуальной  работы: самоконтроля, самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательных процессов и самооценки.

Тип  урока: урок- тренинг

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах, веера с цифрами.

                                         Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.

– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?
– Мы друг друга понимаем?
– Хорошо всегда считаем?
– Все задания выполняем?
– А задачи мы решаем?
– На уроке засыпаем?

2.Расширение знаний.

Мы живём в интересное и сложное время,  многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. К сожалению, мы забыли многие традиции, обряды, праздники, без которых люди раньше не могли обходиться. А ведь знание истории своей страны, знание традиций своего народа играют огромную роль в становлении личности каждого человека. И поэтому мне  хочется познакомить вас с обрядовым праздником проводов зимы – Масленицей, рассказать о традиции проведения масленичной недели.(Слайд 1)

Три Масленицы на Руси:

1. Древняя языческая Комоедица

 2. Церковная сырная (мясопустная)

3. Народная Масленица

Светское празднование Масленицы учреждено царским Указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов

( Слайд 2)

  Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке.
«Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен  традиционного языческого празднования Комоедицы. 

  Масленица — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья  запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда появилось ее народное название — Масленица.

Как вы думаете, что символизировали блины,ватрушки, баранки?

  символы солнца, непременно использующиеся в праздновании Масленицы, — блины и ватрушки, а также круглые баранки.

Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. .(Слайд 3)

В масленичной неделе каждый день числится под своим названием. Название говорит о том, чем именно необходимо заниматься в этот праздничный день.

Широкая Масленица — Сырная неделя, 
  Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
 
  Печь блины  будем всю неделю,
 
  Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
 
                              Яркие салазки с горочек скользят.
 
                              Целый день веселье. Наступает вечер...
 
                              Накатавшись вволю, все блины едят.
                                                   (Слайд 4)

        В этот праздничный день необходимо встречать гостей Масленицы. К первому дню нужно подготовить чучело Масленицы, которое представляет собой женскую фигуру, сооруженную из соломы и разноцветного тряпья. Соломенная баба должна держать в руках блин и помазок, которые являются символами Масленицы. Румяный круглый блин ассоциируется с солнцем.

                                                     (Слайд 5)

Ответы учащихся.

Личностные УУД.

2.   Актуализация знаний.  Мотивация к деятельности. Устный счет. 

  • прямой счет от 1 до 20
  • обратный счет от 20 до 1
  • выборочный

Устный счёт  мы продолжим в виде игры «Молчанка». Я буду  говорить вам пример, а вы веером показывайте мне ответ.

  • увеличь 6 на 4
  • уменьши 12 на 3
  • найди сумму 7 и 4
  • найди разность чисел 9 и 3
  • к 8 прибавить 4
  • к 9прибавить  5

На экране  появилась запись чисел: (Слайд 5)

10(Р), 9(А), 11(Е), 6(М), 12(Н) ,14 (А)

Посмотрите внимательно на числа,  и скажите,  какие задания вы можете выполнить с этими числами?

Молодцы!

Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называлось соломенное чучело Масленицы.( Марена)

                                        (Слайд 6)

Дети веером показывают ответ

Расположить  числа в порядке возрастания, убывания, назвать соседей числа, составить с ними примеры, сравнить.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

3. Формулирование темы урока.

1). Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)

– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 7)

– Чем похожи и чем отличаются эти тексты?

2). Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: Задача. 

Цель нашего урока: решать и составлять задачи, отрабатывать вычислительные навыки. (Слайд 8)

4 . Включение нового знания в систему знаний и повторение.

"ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада. 
Все гулять-резвиться вышли, как один!
 
Игры и потехи, а за них — награда:
 
Сдобный и румяный масленичный блин!(Слайд 9)

Реши задачу № 1.

(Письменно)

1. На горке катались 15 ребят. 6 из них девочки, а остальные- мальчики. Сколько было мальчиков?       .(Слайд 10)

- Прочитайте условие задачи, вопрос.

-Сколько ребят было?

-Сколько было девочек?

-Что надо узнать?

Выполним схему к задаче:

-Нарисуйте 15 кругов.( Что они означают?)

-Расскрась 6 из них в красный цвет.(Это означает количество ..?)

- А остальные будут ...?

- Как найдем количество мальчиков?
- Запишите решение в тетрадь.

-Скажите ответ.

Проверь работу (Слайд 11)

 Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся. 
 Каждая хозяюшка колдует у печи.
 
Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
 
Пироги и блинчики — всё на стол мечи!(Слайд 12)

Среда «ЛАКОМКА»

Вслед за «заигрышным» днем наступает 3-ий день Масленицы, который именуется «Лакомка». В тот день старались приготовить самые вкусные и аппетитные блины. У каждой хозяйки должен был быть свой особенный рецепт блинов, его необходимо держать в строгом секрете. Блинчики выпекались тоненькие и легкие, сдабривались маслом, яйцами, икрой, сметаной. Вся молодежь вечером собиралась в чьем-нибудь доме, там они пели песни и плясали.

Самостоятельная работа .Работа в парах. Взаимопроверка.

Реши задачу № 2. (Письменно)

Бабушка с внучкой блины испекли.

С разной начинкой были они.

8 - с медком , да 5 с творогом. Сколько было всего блинов?                                           (Слайд 13)

-Беседа по содержанию задачи:

-Что означает число 8, 5?

- Какой вопрос задачи?

-Каким действием  решим задачу?

-Почему?

- Запиши в тетрадь решение.

Физминутка

(Учитель показывает карточку с числовым выражением, дети дают ответ и выполняют действие)

Сколько раз ногою топнем ?

Сколько раз рукою хлопнем?

Мы присядем сколько раз?

Мы наклонимся сейчас?

Мы подпрыгнем ровно столько.

Ай да счет! Игра и только.

А в ЧЕТВЕРГ — раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. 
  Ледяные крепости, снежные бои...
 
Тройки с бубенцами на поля выходят,
 
 Парни ищут девушек — суженых своих.(Слайд 14)

В этот день продолжались гуляния с песнями, плясками, играми и забавами. Одной из таких забав была стрельба по мишени.

-Я вам предлагаю провести соревнование. Математическая эстафета. Реши примеры.

4+3=           8+4=      9+4=

11-2=          12-3=     5+6=

5+7=           6-5=       13-4=

10-5=          9+3=       12-5=

 ПЯТНИЦА настала — "ВЕЧЕРОК У ТЁЩИ"... 
  Тёща приглашает зятя на блины
 И с икрой, и с сёмгой или чуть попроще — 
  Со сметаной, с мёдом, с маслом ели мы. (Слайд 14)

Выбери выражение к задаче и объясни выбор. (Слайд 15 )

Мама испекла 11 блинов с творогом и 7 с мясом. На сколько больше блинов с творогом, чем с мясом?

 Близится СУББОТА — "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ". 
  Вся родня встречается, водит хоровод.
 
Праздник продолжается, общее веселье —
 
                              Славно провожает Зимушку народ!

                             (Слайд 16)

   В масленичную неделю организовывались ледяные горки. Необходимо, чтобы салазки скатывались как можно дальше, это предсказывало хороший урожай. Дети катились с горки с громкими криками: «Масленица пришла!» По традиции нужно хоть раз съехать с горки, иначе можно обидеть Масленицу. Кругом звучали песни, устраивались пляски, проводилась русская борьба, организовывались состязания

Составление задачи по картинке.Устно (Слайд 17)

                              ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает, 
    Душу облегчают в тот "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ"...
 
      Марену  соломенную — Зимушку — сжигают,
 
    Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

 Пышные гуляния

Ярмарка венчает. 
   До свиданья, Масленица, приходи опять!
 
 Через год Красавицу снова повстречаем,
 
 Снова будем праздновать, блинами угощать!

Соломенная кукла – «боярыня Масленица» - в торжественной, праздничной атмосфере сжигалась, полученный пепел распылялся по полям. Это должно было придать дополнительные силы всем посевам и будущему хорошему урожаю. (Слайд 18)

Рефлексия  учебной деятельности на уроке..

  • Какое задание было самым интересным?
  • Где было трудно?
  • Что для вас было новым?
  • Где  сможете применить новые знания?
  • Если все было понятно и ты справился без помощи- нарисуй зеленый круг
  • Если, нужна была помощь и ты сомневался на уроке- жёлтый круг
  • Если было не понятно и трудно- красный.

(Похожи содержанием, отличаются вопросами.)

(Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)

Выбор арифметического действия для решения задачи.

Ответы детей

15 - 6 = 9 (м.)

Выбор арифметического действия для решения задачи.

Работа в парах.

Взаимопроверка..

Оцени работу соседа.

Обоснуй оценивание.

Выбор действия,обоснование ответа

Отработка вычислительных навыков

Каждый ряд получает по столбику примеров. Цель соревнования: чей ряд быстрее и правильно справится с заданием.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностностные

УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Список использованных источников и  литературы:

Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: методика обучения / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе.-2-е изд.. перераб.-М.: Вентана-граф,2011

Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: Дидактические материалы: В 2 ч.-М.: Вентана-граф,2011

Бугримова Т.А., Цыкина Н.А. Тренинговые карточки по математике для начальной школы (1-4 классы) /сост.  Т.А., Бугримова ,Н.А.Цыкина .- Волгоград : Учитель, 2006

Сычева Г.Н. Сборник задач и упражнений по математике для начальной школы ( Серия " Начальная школа" ).- Ростов-на-Дону: " Издательство Баро -Пресс", 2006

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков : Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ " Перспективы образования", 2006

Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Вып.3.- Волгоград: Учитель, 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 1 классе в рамках ФГОС. Тема : « Решение задач» Подготовила и провела урок учитель начальных классов Косенко О.А. МБОУ СОШ № 19 г. Краснодар,2013г.

Слайд 2

Как на масленой неделе Из трубы блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару — разбирайте! Похвалить не забывайте .

Слайд 3

Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило — «первый блин к о мам» , т.е. медведям).

Слайд 4

А придет Прощёный день, Нам покланяться не лень, Приходите в воскресенье — Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем пост встречать. Скрепим дружбу поцелуем, Хоть и так мы не воюем: Ведь на Масленицу нужно Укреплять любовью дружбу. Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям!

Слайд 6

10(Р), 9(А), 11(Е), 6(М), 12(Н) ,14 (А)

Слайд 7

М А Р Е Н А

Слайд 8

Семь ребят катались с горки. Убежал домой Егорка. А потом ушёл Иван. Сколько на горке осталось ребят? Семь ребят катались с горки. Убежал домой Егорка. А потом ушёл Иван. Где были ребята? Чем похожи и чем отличаются эти тексты ?

Слайд 9

Тема урока: « Решение задач» Цель : решать и составлять задачи, отрабатывать вычислительные навыки.

Слайд 10

Борис Михайлович Кустодиев. «Масленица» (1916)

Слайд 11

На горке катались 15 ребят. 6 из них девочки, а остальные- мальчики. Сколько было мальчиков?

Слайд 12

15- 6=9 (м.) Ответ: 9 мальчиков.

Слайд 13

Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники — всё им удаётся. Пироги и блинчики — всё на стол мечи!

Слайд 14

Бабушка с внучкой блины испекли. С разной начинкой были они. 8 - с медком , да 5 с творогом. Сколько было всего блинов?

Слайд 16

Мама испекла 11 блинов с творогом и 7 с мясом. На сколько больше блинов с творогом, чем с мясом? 11-7 или 11+7

Слайд 18

Составь задачу по картинке

Слайд 19

Марену соломенную — Зимушку — сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свидания, Масленица, приходи опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа технологии и конструирование!

Музыкальный фон, компьютерный ролик по теме занятия и манипуляции с конструктором ТИКО моим ученикам создают не только учебное приподнятое настроение, но и задел для развития, для успешной школьной жи...

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.

В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....

Устный счёт с мультимедиа-1 для 1 класса.

Лайды данной презентации помогут оживить урок математики в 1 классе, разнообразят работу на уроке, позволят ученикам  быстрее освоить понятия "больше", "менлше", "равно", в игровой форме находить...

Игры на устном счёте с мультимедиа-1 для 2 класса.

Эти игры оживят урок, мотивируют детей к решению примеров. Игры придумала сама, желая активиировать работу учеников на устном счёте....

Игры на устном счёте с мультимедиа-2 для 2 класса.

В этих играх используется элемент театрализации, дети активно помогабт солнышку очистить небо от тучек и зайчику добраться до дома. Выражения легко приспособить к конкретной теме....

Словарная работа в парах с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 3 классе.

Слайды данной презентации помогут организовать работу в парах на уроках русского языка....