Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по математике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта Мартыновой Г.П.
Я, Мартынова Галина Петровна, закончила в 1979 году Зубово-Полянское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», с 1980 года по 1985 год училась в МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
В МОУ «Ялгинская СОШ» работаю с 1981 года учителем начальных классов, имею высшую квалификационную категорию с 2004 года. Стаж работы 34 года, учителем – 32 года, из них 24 года работала по традиционной программе. В 2004 -2008 уч. годах работала по УМК «Школа 2100». В 2008 – 2012 уч. годах - по УМК «Планета знаний». В настоящее время работаю по УМК «Школа России».
Моя работа отмечена:
- значком «Отличник народного просвещения» (19993 г.);
- Почетной грамотой Министерства по национальной политике РМ (2011 г.);
- Дипломом II степени за участие в межрегиональном конкурсе к 1000 лет единения Мордовского народа с народами Российской Федерации (2011 г.).
В 2013 году стала обладателем Гранта Главы города Саранска (победитель конкурса «Творческих и талантливых учителей»).
Проблема, над которой я работаю, «Развитие познавательного интереса младшего школьника через уроки математики путем создания атмосферы совместного творческого поиска».
Актуальность и перспективность опыта
Образование не стоит на месте, оно, как и все сферы, постоянно развивается: появляются новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. Выпускник начальной школы должен уметь не только читать, считать и писать. Безусловно, эти требования остаются в силе, но для современного ребенка они недостаточны. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество развития личности ученика. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные знания в конкретной обстановке. Деятельность человека разумна, благодаря объективной действительности.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь применять свои знания, быть востребованным и успешным.
Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи, мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
Поэтому моя роль, как учителя состоит не в том, чтобы сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Для этого при обучении необходимо создать в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование логического мышления.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,
обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Через деятельностный метод обучения и создание в школе среды, способствующей формированию у детей стойкой жизненной позиции, я:
- воспитываю духовно-нравственные качества личности (ответственность, честность, доброту, милосердие);
- развиваю трудолюбие, духовную культуру, патриотизм, национальное самосознание, толерантность;
- воспитываю гуманистические ориентиры поведения, исключающие жестокость, насилие над личностью.
Наличие теоретической базы опыта
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.
Теоретическую основу опыта составляют:
- идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
- Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
- планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
- «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея современного образования - ориентирование на развитие здоровой личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования.
Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали. Помимо семьи, развитию познавательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение;
- дифференцированность обучения;
- использование ИКТ.
Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, викторины, загадки. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, окружающему.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе работы ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно-коммуникационных технологий. Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
На уроках в начальных классах использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Их используют для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, тренингов и пр.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена к сети Интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок и др.
Я имею свой личный сайт по адресу http://nsportal.ru/user/191985.
Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках математики явились проекты: «Мое любимое число», «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами» и т.д. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся, которая отражена в таблице.
Внутренний мониторинг за последние 3 года
Предмет | 2010-2011уч.год (3 класс) | 2011-2012уч.год (4класс) | 2012-2013уч.год (1 класс) | ||||||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | Ур. обуч. | Кач. зн. | Ср. балл | «5» | «4» | «3» | «2» | Ур. обуч. | Кач. зн. | Ср. балл | - | |
Русский язык | 8 | 19 | 3 | 2 | 93% | 84% | 4,0 | 11 | 14 | 3 | 1 | 96% | 86% | 4,2 | - |
Математика | 10 | 5 | 6 | - | 100% | 81% | 4,1 | 13 | 13 | 3 | - | 100% | 86% | 4,3 | - |
Каждый год учащиеся успешно участвуют в международном математическом конкурсе «Кенгуру»
В 2010-2011 гг. приняли участие 13 человек. Дипломом за высокие показатели была награждена Щипакина Екатерина.
В 2011 – 2012 гг. в конкурсе приняли участие 17 человек.
Я охотно делюсь своим инновационным педагогическим опытом работы: выступаю с докладами на уровне школы, принимаю участие в работе городских семинаров, даю открытые уроки. В 2012 году выступила с докладом: «Формирование личностных УУД на уроках математики», используя презентацию. В 2010-2013 гг. для учителей Ялгинской СОШ провела открытые уроки: «Единицы массы. Тонна. Центнер.» (с презентацией), «Перестановка и группировка множителей» (с презентацией), «Приемы умножения» (с презентацией), «Сложение и вычитание 3» (с презентацией), «Закрепление устных приемов вычислений. Решение задач» (с презентацией). Свой инновационный опыт я публикую в сети Интернет на собственном сайте.
Работа над этой проблемой повышает мотивацию обучения детей, осознанное отношение к требованиям, которые предъявляют им в школе, развивает мыслительные операции, учит жить по правилам коллектива, соблюдать и выполнять школьные требования.
Я постоянно повышаю свою квалификацию, большое внимание уделяю самообразованию, систематически обучаюсь на курсах республиканского уровня:
1. Курсы повышения квалификации с 26 февраля 2007 по 9 марта 2007 по проблеме: «Информационные технологии в деятельности учителя предметника». Место проведения: МРИО.
2.Краткосрочное повышение квалификации с 10 января 2008 по 16 января 2008 по проблеме: «Организация научно – исследовательской деятельности учащихся общеобразовательного учреждения»». Место проведения: МРИО.
3.Курсы повышения квалификации с 20 октября по 31 октября 2008года по проблеме: «Перспективы развития начального общего образования. Новые стандарты начального общего образования ». Срок обучения – 100 часов. Место проведения: МРИО.
4.Краткосрочное повышение квалификации с 07 ноября по16 ноября 2011 г. по программе: «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов». Место проведения: МРИО.
5. Краткосрочные курсы (семинар) по теме: «Реализация требований ФГОС начального общего образования средствами ОС «Школа 2100», 07 декабря 2011г.
Возможность тиражирования
Работы по данной теме (конспекты открытых уроков и выступления) представлены на:
1. Личном сайте: http://nsportal.ru/user/191985
2. Школьном сайте: http: //www.schoolrm.ru/schools/yalgsar/about/
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математике - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики:
- дидактические игры («Математический хоккей»; «Математический футбол»; «Веселый мяч»; «Волшебный замок»; «Баскетбол»; «Лабиринт»; «Быстрый счетчик»; «Магический квадрат»; «Математический десант»; «Молчанка»; «Помоги соседу»; «Кто быстрее»; «Не ошибись»; «Ночь-день»; «Веселый счет»; «Не скажу»; «Теремок»; «Наряди елку» и т.д.);
- задачи в стихах;
- числовые ребусы;
- логические упражнения;
- задания повышенной трудности;
- самостоятельная работа.
Учитывая психологические особенности своих учащихся, работаю дифференцированно, использую разноуровневые задания. На уроках создаю проблемные ситуации, развиваю творческие способности детей, учу их правильно излагать свои мысли, делать выводы, умозаключения. Игровые технологии помогают создать эмоциональное воздействие на развитие интереса к изучаемому предмету, способствуют формированию вычислительных навыков, орфографической зоркости, снимают усталость и напряжение. Каждый ребенок чувствует себя участником образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...