Математика , 3 «Б» класс, учитель Чувашова Н.А.
автор учебника М.И. Моро и др. УМК «Школа России»
Тема урока: « Умножение суммы на число»
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Задачи урока:
– актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100.
- совершенствовать умение определять способы умножения суммы на число и обосновывать своё мнение.
– развитие внимания и логического мышления.
Цели : формировать умения умножать сумму на число разными способами,
сравнивать разные способы вычислений.
УУД
Личностные: самоопределение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:; контроль, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная , фронтальная, работа в парах, групповая.
Технологии: групповая, игровая, ИКТ, уровневая дифференциация, проблемная, здоровьесберегающая.
Средства обучения: ПК, проектор, карточки для «математической эстафеты», карточки для работы в парах, тесты разного уровня
№ | Этап урока | Деятельность учителя Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент Мотивация игра «Добрый день». ИГРОВАЯ технология | Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Я скажу слова «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем? Добрый день всем девочкам! Добрый день всем мальчикам! Добрый день всем тем, кто чистил сегодня зубы! Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем, кто любит конфеты! Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока Итак, урок математики. | 1 |
2 | Актуализация знаний ИГРОВАЯ и ГРУППОВАЯ технологии
Чистописание |
СЛАЙД №2 – Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? – Что вы можете сказать о числе 16? - (Число 16 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 15 и 17
- В числе 16 всего 16 единиц, из них 6 отдельных единиц и 1 десяток
- Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 6,
- Назовите состав чисел – Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 6? – Пропишите полученные числа. (11, 66, 16, 61 … )
| 5 |
2 | «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
| Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая. СЛАЙД № 3 5*7 6*2 7*8 40:5 63:7 | 5*6 6*4 7*3 32:4 18:2 | 5*9 6*7 7*5 48:6 27:3 | 5*3 6*3 7*9 24:3 45:5 | 5*8 6*5 7*8 56:7 36:4 | 5*4 6*7 7*2 64:8 54:6 |
СЛАЙД № 4 Проверка со слайда Какая команда выполнила без ошибок? Какая команда допустила ошибку?
Задачи в стихах 1. Посылали молодицу По холодную водицу. А водица далеко, И носить-то нелегко. Два ведра по десять раз Получается как раз. Сколько ведер? Не зевай, Молодице помогай. (2 · 10 = 20.)
2. К трем зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по семь морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (7 · 6 = 42.)
3. Мышка зерна собирала, По два зернышка таскала, Принесла уж девять раз. Каков мышкин стал запас? (2 · 9 = 18.)
4. Пять зайчат сидят в углу, Чистят репу на полу. Насчитали 20 штук, Как делить забыли вдруг. Мамы с папой нет нигде… Помогите им в беде! (20 : 5 = 4.)
| 10 |
3 | Самоопределение к деятельности Постановка проблемы
| СЛАЙД № 5 Что такое Р: Как его найти? Найдите периметр прямоугольника : длина 5 см, ширина 3 см ( 16 см) Запишем способы решения на доске - Что находили первым выражением? (5 + 3) х 2 Сначала сосчитали сумму и умножили на число -Что находили вторым выражением? 5 х 2 + 3 х 2 умножили на 2 каждое слагаемое, а результаты сложили -Какой знак можно поставить между выражениями? (5 + 3) х 2= 5 х 2 + 3 х 2 Сумма чисел 5 и 3 умноженная на 2 равна сумме двух произведений чисел 5 и 2 и 3 и2 Определите тему урока (дети: Будем умножать сумму на число) Цель нашего урока : (учитель) учиться применять умножение суммы на число в устных вычислениях
| 4 |
4 | Работа над новым материалом (задача)
| СЛАЙД № 6 В саду на двух яблонях сидели по 4 воробья и по 3 снегиря. Сколько всего птиц было в саду? Выложим схему нашей задачи из кружков - 4 син. Кружка – это воробьи на 1 дереве
- 3 кр. Кружка – это снегири на 1 дереве
- Сколько деревьев изобразили? (одно)
- Что нужно сделать дальше?( выложить эти кружки еще раз)
- Сколько способов решения этой задачи? Какие?
(можно сосчитать количество птиц на одном дереве и умножить на два) (4 + 3) *2= 7 *2 = 14 (можно сосчитать сначала воробьев, затем снегирей и всё это сложить) 4 *2 + 3*2 = 14 Запишите в тетрадь 2 способа решения и ответ. - Что находили первым выражением? -Что находили вторым выражением? -Какой знак можно поставить между ними? СЛАЙД №3 (4 + 3) *2=4 *2 + 3*2 Прочитаем вывод в учебнике стр.6 Первичное закрепление работа в парах А теперь расскажите сначала, что мы сделали, чтобы решить выражение 1 способом? 1 способ: 1. складываю... 2. умножаю… А теперь расскажите сначала, что мы сделали, чтобы решить выражение 2 способом ? 2 способ: 1. умножили 1 слагаемое на число... 3.умножили 2 слагаемое на число… 4. сложили результаты... Игра “Ручеёк”. В парах ученики (каждый объясняет 2 способа) отрабатывают навык умножения суммы на число. На карточках записать решение каждого примера двумя способами (6+3)*8= (3+4)*6= (6+3)*8= (3+4)*6= (5+3)*6= (8+1)*2= (5+3)*6= (8+1)*2=
| 13 |
5 | ФИЗМИНУТКА |
СЛАЙД № 7 Физминутка для глаз
| 2 |
6 | Закрепление Работа в тетрадях
Повторение изученного технология уровневой дифференциации
| Решение каждого примера двумя способами по вариантам ( примеры записаны на доске) (7+1)х3 = (7+1)х3 = (5+2 )х4= (5+2 )х4 (3+5)х3= (3+5)х3= (6+2)х3 = (6+2)х3 = Самопроверка СЛАЙД №8
| 5 |
|
| Сейчас самостоятельная работа. У нас три варианта. На столе лежат карточки с тестами. На зелёной карточке - простой, на синей - сложнее, а на розовой - самый трудный. Каждый из вас самостоятельно выбирает себе карточку и решает. ТЕСТ № 1
- Частное чисел 28 и 4 равно 6, 7, 8.
- Какое число меньше 8 в 2 раза? 4, 16, 6.
- Произведение чисел 6 и3 равно: 9, 2 , 1 8.
- Если число 9 разделить на 1, то получится: 9, 1, 0.
- Если делимое равно 56, а делитель равен 7, то частное равно: 8, 6, 9.
ТЕСТ № 2 «Да- нет» Если число 8увеличить в 8 раз, то получится 64. ____ Число 7 меньше числа 42 в 5 раз. ____ Произведение чисел 9 и 3 равно 36. ____ Если делитель равен 1, а частное равно 4, то делимое равно 4. ____ Частное чисел 18 и 6 равно 3 . ____
Тест № 3
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо: а) к сумме прибавить известное слагаемое; б) из суммы вычесть известное слагаемое; в) к известному слагаемому прибавить сумму. 2 . Сколько раз по 7 содержится в 28?А)7, б)21, в)4. 3 .Число 48 больше 8 :А) в 40 раз; б) в 8 раз; в) в 6 раз. 4. Если делитель равен 9, а частное – 3 , то делимое равно:А)27, б) 3 , в)12. 5.Для вычисления значения выражения 24+8.( 12-7) действия выполняются в следующем порядке: а) сложение, умножение, вычитание; б) умножение, вычитание, сложение; в) вычитание, умножение, сложение. Самопроверка со слайда СЛАЙД № 9
| 3 |
| Рефлексия
| Какая тема нашего урока? Какая была цель урока? ( учиться применять умножение суммы на число в устных вычислениях) Чему учились? Когда можно использовать эти способы умножения? (при нахождении Р) СЛАЙД №10 «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке . Напишите «БУКВУ» , как по вашему мнению вы оцениваете себя на уроке.
| 1 |
9 | Домашнее задание | Слайд№11 Стр.6, № 2, 3. | 1 |