Сложение и вычитание двузначных чисел.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_dvuznachnykh_chisel_v_stolbik.odt47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 2 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик »

Тип урока: ОНЗ

Технология : ТДМ

УМК: «Школа 2100», автор учебника : Козлова С.А., и др., 2012 год.

Основные цели :

1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел;

2) сформировать умение складывать и вычитать двузначных чисел с переходом через разряд

Формировать:

 умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

 умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебное затруднение совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе (коммуникативные УУД);

 умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал: 1) Эталоны № 1,2,3,4,5

2) План работы по составлению эталона, 3) алгоритм сложения двузначных чисел,4) алгоритм вычитания двузначных чисел,5) образцы  к заданиям: №2, с.8; № 4,с.9,№ 5 по «Дидактическому материалу»

Раздаточный материал: 1) чистые листы А4 по количеству групп, 2) карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Организует учащихся на урок.

Юные пешеходы!

Велосипедисты!

Будущие водители и

даже мотоциклисты!

Добро пожаловать! Привет!

Вам на урок математики

путь открыт,

Зелёный свет!

2.Формулирует правила.

Внимание! Сегодня на уроке математики вас приветствует  Светофорчик.

      Вы должны помнить:

  • если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит, нам светит зелёный огонёк, который говорит: «Очень хорошо! Вперёд!»
  • если вы затрудняетесь и делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: «Внимание! Внимание!»
  • вы не знаете правила, пускаете ошибки, тогда тревожно загорается «Стоп!»

2. Актуализация знаний.

Вы видите несколько легковых машин. Что интересного заметили?

По данному ряду чисел 3 ряд   задайте  вопросы 1 и 2 ряду.

- Какие это числа?

(57, 31, 5, 23, 99, 43, 12, )

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Найдите лишнее число.

- На какие группы разделить можно числа

- Назовите предыдущее число к числу74.

- Скажите, на сколько, число десятков больше числа единиц в числе 74.

Запишите данные числа мальчики в порядке возрастания, а девочки в порядке убывания.

проверка

- А теперь  найти значения  следующих выражений столбиком:

43 + 12      31 + 43     57 – 23       99 – 57

 (Самостоятельно выполняют задание в тетради.

По 1 человеку объясняют способ сложения, вычитания.)

Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.

− Какой эталон вам помог выполнить это задание?

( сложение и вычитание двузначных   чисел  в столбик.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель открывает на доске выражения:

72 + 18                         90 – 18

− Что нового вы увидели в этом задании?  ( Здесь при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число)

− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)

− Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.

− Посмотрим результаты.

− Поднимите руки, кто пока не смог найти сумму? (Я пока не могу сложить и вычитать эти  числа в столбик.)

− Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовались? (Нет)

− Что вы пока не можете сделать? (Я пока не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)

− Подошел ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)

 Где же  возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик, где при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число )

 Почему  же вы пока не смогли справиться с этим заданием? (Мы пока не знаем  как решать примеры, когда при сложении получается 10, и вычитать двузначные числа из круглых.)

− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

− Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить новые алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел столбиком.)

− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)

− Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание двузначных  чисел в столбик .)

4. Реализация построенного проекта

 Давайте  изучим вместе вы мне помогайте.

− Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)

− Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)

− А затем? (Десятки.) попробуйте в парах.

Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске

Алгоритм сложения двузначных чисел:

        1.   Пишем числа в столбик

          2.    Складываем  единицы:

               10 ед.- это 1 д. 0 ед.

               Результат пишем под единицами 0,

               а 1 десяток  надписываем над десятками

          3.    Складываем  десятки:

              к сумме десятков прибавляем 1 десяток,

              который получился от сложения единиц.

              Результат пишем под десятками

           4.   Ответ: ...

 

Алгоритм вычитания двузначных чисел:

  1. Пишем числа в столбик: …                

  2. Пробуем вычитать единицы.   0  ≤  4

           Из меньшего не можем вычесть большее

           Берем из 6 десятков 1 десяток

           (чтобы не забыть, ставим над цифрой 6 точку )

           1 д. = 10 ед.

           10 – 4 = 6

           Результат пишем под единицами.

  3. Вычитаем десятки.

            Было 6 десятков. Один д. был взят. Осталось 5 д.: 5д. – 1д. = 4д.

           Результат пишем под десятками: 4

   4. Ответ: ...                    

− − Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)

− Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнить  сложение и вычитание двузначных чисел в столбик, где при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число, можем обосновать свои действия.)

− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать двузначные числа  в столбик, где при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число)

Физкультминутка.

– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании двузначных чисел в столбик, где при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число)

5. Первичное закрепление.

− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

С. 8, №2

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(3-5 мин.)

− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)

   57+33                              90-13          34 + 16      70- 24

 Проверка

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+»

7. Включение в систему знаний и повторение.(5-8 мин.)

− При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)

− Решение задачи

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2-3 мин.)

– Какой же новый способ помогал нам работать на уроке? (Сложение и вычитание двузначных чисел  в столбик, где при сложении единиц получается 10.  А в уменьшаемом круглое число.)

− Как же складывают и вычитают такие  числа?

− Какие цели вы сегодня ставили?

− Достигли вы этих целей? Докажите.

− У кого остались затруднения по новой теме?

− Над чем еще вам надо будет поработать?

Домашнее задание: № 6, стр. 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач".

Конспект открытого урока по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач"....

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок опубликован в журнале "Начальная школа: плюс, минус"...

"Сложение и вычитание двузначных чисел"

Даную разработку урока и презентацию можно использовать во 2 классе по программе "Школа 2100", при изучении темы "Сложение и вычитание двузначных чисел....

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Закрепление пройденного  материала на основе стихотворения К. И.  Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

конспект урока математики по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.

конспект урока во 2 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...

презентация к уроку математики по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.

Презентация, которая подготовлена к уроку математики во 2 классе по теме Сложение и вычитание двузначных чисел.            Дополнение текста, не явл...

Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание двузначных чисел""

Урок был проведен в классе, где обучение ведется по ОС "Школа 2100". Авторы учебника С.А. Козлова, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких....