Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики
статья по математике на тему

Бондарева Инна Викторовна

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Активизация познавательной мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Многочисленные исследования показали, что мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Ребёнок, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в младших классах, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. А чтобы ребёнок хорошо учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов, прежде всего в развитии мышления. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Актуальность данной темы заключается в том, что активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – это кроссворды, математические диктанты, дидактическая игра,  логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа.

Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Занимательные и игровые моменты я так же использовала на минутке чистописания. Например, я предлагала детям отгадать, какую цифру будем сегодня писать:

Пробежала сороконожка

По сорока дорожкам,

По сорока низинкам,

По сорока тропинкам.

Так же в своей работе я использую решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, т.к. расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации.

Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе я так же использую математические диктанты. Правильно составленный диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Арифметический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.

В своей практике я применяю  дидактические игры. Игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Поэтому учение должно быть организованно таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания. В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Моя  задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе и в этом мне помогают дидактические игры.

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным. В моей практике я использую разнообразные игры, их много и все они разные. Но самые интересные игры для детей, это те, которые используются на протяжении нескольких лет обучения, но с усложнением правил. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление. Именно решение логических задач помогает в этом. Ребята с удовольствием их решают, они нестандартны, вызывают интерес. Например, занимательная задача «Сколько игрушек?»                  

В детсаду есть …паровоз,

Шесть автомобилей,

Черный пёс – блестящий нос,

Белый кот – Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

И Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Сколько в детсаду игрушек? (19)

После решения задач указанного вида с опорой на наглядность целесообразно проводить работу только с текстовыми задачами.

Все эти задания  носят творческий характер и к развитию интереса к математике. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

Одна из важных задач учителя - научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя.

Еще одним этапом моей работы является - самостоятельная работа детей. Такая работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждения при выполнении заданий.

Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Работа по карточкам начинается с 1 класса. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы.

Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок, и каждый ученик знает, что всё зависит от его старания.

Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования занимательного материала. Как показала практика, умелое использование материала лишь повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается скорость и гибкость мышления. Воспитывается любовь к  математике, к решению неординарных задач, развивает чувство юмора.  

Использовать занимательный материал для  активизации  мышления детей можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, или же на разных этапах  урока. В связи с этим можно сказать, что гипотеза о том, что дидактические игры,  уроки-путешествия, математические  уроки  сказки, веселые задачи в стихах, математические загадки, сказочные задачи, математические сказки, задачи занимательного характера, головоломки, кроссворды и логические задачи способствуют  активизации   мыслительной   деятельности   учащихся   на   уроках   математики, подтвердилась.

Правило: "Не бери игру на урок, для того чтобы развлечься. Все на уроке должно быть логически связано с темой и помогать раскрывать цели и задачи урока".

Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении повышают уровень познавательной активности детей, активизируют память, мышление, развивают смекалку. Они помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делает процесс обучения интересным и легким.

Использование элементов занимательности повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость  мыслительных  операций, воспитывает любовь к  математике. При использовании занимательности очень важно следить за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном  уроке.

Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Обобщение опыта "Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе"

Активизация мыслительной деятельности является  одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках.

    В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического ра...