Что? Где? Когда?
план-конспект занятия по математике по теме
Предварительный просмотр:
Игра «Что? Где? Когда?»
(2 класс)
Правила игры. Из учащихся выбирается команда 6 человек. (И еще одна, на случай, если первая команда проиграет со счетом «6 : 0 »).
На обсуждение вопросов команде дается 1 минута. Если участники команды дают досрочный ответ, то эту оставшуюся минуту они могут использовать при обсуждении другого вопроса.
Один из игроков команды берет карточку с любым номером и называет этот номер вопроса. Ведущий игры читает вопрос (можно вопрос написать на обратной стороне карточки).
Вопрос 1. Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков – сотню, 10 сотен – тысячу и т. д. Почему именно число 10, а не другое?
Ответ. Потому, что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых «аппаратов» для счета, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.
Вопрос 2. Эту загадку придумал Корней Иванович Чуковский:
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка.
У каждой кошки – двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
– Как бы вы ответили на этот вопрос?
Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
Мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому.
Вопрос 3. Делимое, делитель и частное равны между собой. Каково каждое из этих чисел?
Ответ. Так как делимое и делитель равны, то частное равно 1. Такие же и первые два числа: 1 : 1 = 1.
Вопрос 4. Из спичек составили фигуру (рис. 1). Убери четыре спички так, чтобы осталось пять одинаковых квадратов.
Ответ: рис. 2.
Развлекательная пауза
«Математические улыбки»
Читает ведущий, а участники и болельщики слушают.
1. Сын. Папа, объясни, как из 7 вычесть 1.
Отец. Допустим, на стол село 7 мух, и ты одну из них прихлопнул. Сколько мух осталось?
Сын. Одна! Та самая, которую я прихлопнул.
2. Учитель. Скажи, что такое прямоугольник?
Ученик. Это растянутый квадрат.
3. На уроке истории Дениза спрашивает:
– Господин учитель, в учебнике рядом с именем Христофора Колумба стоят цифры: 1451 – 1506. Что это значит?
– Кто знает? – обращается к классу учитель.
– Я! – говорит Жаклин. – Это номер его телефона.
Вопрос 5. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
Ответ. Дед, отец, внук.
Вопрос 6. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?
Ответ: 3 градуса.
Вопрос 7. В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Ответ. Одной девочке следует отдать яблоко в корзине.
Вопрос 8. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварят 2 кг мяса?
Ответ: 1 час.
В о п р о с 9. Лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?
Ответ: 3 конфеты.
Вопрос 10. Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?
Ответ: 1 кг.
Музыкальная пауза
Любая песня на математическую тему.
Вопрос 11. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолько. Сколько же глаз у нее?
Ответ: 5 глаз.
Вопрос 12. У Марины было целое яблоко, две половинки, и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок?
Ответ: 3 яблока.
Вопрос 13. Сколько концов у двух с половиной палок?
Ответ: 6 концов.
Вопрос 14. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в два раза больше. Вместе у мальчиков 9 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого?
Ответ: 3 – у Миши, 6 – у Саши.
Вопрос 15. «Черный ящик».
Отгадать, что лежит в «черном ящике».
Это русская народная счетная машина, представляющая собою видоизменение знаменитого «абака» (древние народы – египтяне, греки, римляне – употребляли при вычислениях счетный прибор «абак»), или «соробан» (в Японии), или «счетная доска» наших отдаленных предков.
Ответ: Счеты.
В конце игры учащиеся обсуждают, кто из игроков был самым активным.
Самым активным участникам вручаются грамоты, напечатанные заранее.
Игра «Что? Где? Когда?» состояла из логических задач. Логические задачи занимают особое место среди математических задач. Можно отметить их важные отличия.
Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики.
Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное, их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об Олимпиаде. Игра "Что7 Где? Когда?"
Игра для учащихся начальной школы...