Урок - сказка Тема: Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток Закрепление изученного по теме. Цели: • помочь учащимся усвоить вычислительный прием сложения чисел в пределах 100 с переходом через разряд; • развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках; • развивать речь учащихся; • прививать интерес и любовь к предмету • показать возможности использования ИКТ в начальной школе Тип урока: Обобщение и закрепление изученного материала Методы: словесный, объяснительно - иллюстративный, частично поисковый Ход урока: 1.Орг. момент. Наш урок будет похож на сказку, Нам без знаний никуда. Взяв с собой, тетрадь, учебник, ручку и указку Отправляемся туда. Итак, готовы вы отправиться в сказку? Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо: 2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой Произнести 1, 2, 3- сказка в гости приходи! - А что значит слово сказка? Что мы должны сделать сегодня на уроке? Какие перед нами стоят цели и задачи? (слайд 1) 2.Актуализация знаний. Устный счёт - В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. И был у него единственный сын ( с использованием презентации, слайд №2,3) - Хотите узнать, как его звали? Для этого надо быть внимательным, а потом с помощью цифр узнать имя Царевича. 1. запишите число, в котором 1 дес. и 2 ед. (12-а) 2. запищите число, которое следует за числом 16 (17-к) 3. запишите число, предыдущее числу 15 (14 – у) 4. найдите сумму чисел 2 и 6 (8 – и) 5. запишите число, в котором 6 ед. и 1 дес.(16- ш) 6. если число 10 увеличить на 1, то получим (11 – в) 7. к 10 прибавить 3 (13 – н) 8. запишите разность чисел 10 и 8 (18 – а)
12 17 14 8 16 11 13 18 а к у И ш в н а
Если мы прибьём эти доски в порядке возрастания, то узнаем, как зовут царевича Дети работают на доске. - Как звали царевича? (Иванушка) (с использованием презентации, слайд №4,5)
- Был Иванушка сильным и смелым царевичем. Но только никак не мог определиться с профессией. И вот однажды отправился Иванушка по делам в соседнее королевство и повстречался с красивой, доброй и умной девушкой. Не страшны были Иванушке никакие трудности, никого и ничего не боялся Иванушка, а здесь оробел, понравилась ему девушка за скромность, за красоту. Иванушка спросил имя девушки. Но девушка решила проверить Иванушку на смекалку и загадала ребус, сможешь расшифровать надпись - узнаешь мое имя. Задумался Иванушка. - Ребята поможем Иванушке прочитать имя? (с использованием презентации, слайд №6, 7, 8) -Завершив все дела в том королевстве, вернулся Иванушка домой. Но не мог забыть Василису. Прошло время, и пришла страшная весть, что налетел на королевство Змей Горыныч, выжег огнём поля и деревни и унёс в свой замок Василису. Иванушка, не задумываясь, стал собираться в долгий и опасный путь. Как вы думаете, как называется профессия тех людей, которые выручают людей, попавших в трудную ситуацию? Вот и Иванушка решил спасти Василису и стал собираться в дорогу. (слайд №9, 10, 11)
3. Работа по теме урока. Отработка умения сложения чисел в пределах 100
- Ребята, помогите Иванушке собрать нужные предметы. А для этого нужно вспомнить алгоритм письменного сложения и вычитания (с использованием презентации, слайд 12) - Молодцы, вспомнили, но этого мало, нужно ещё записать в столбик эти примеры, найти значение выражений и тогда мы узнаем, что взял с собой в дорогу Иванушка (Решение одного примера помогает собрать один предмет в дорогу: лук, стрелы, меч, вода, хлеб.) (слайды №13, 14)
Решение примеров в столбик 83-62 76-53 24+53 53+34
4. Работа над изученным материалом (слайд 15,16, 17) - Стал Иванушка думать, как ему добраться до логова Змея Горыныча, на счастье была у него карта сказочного королевства. Делать нечего, отправился Иванушка в путь, дошел до дерева, на котором обитал Ученый Кот, спрашивает, как ему найти Змея Горыныча, а Кот говорит: «Победить Змея Горыныча нужно не силой, а умом и смекалкой - решишь мои задачки, укажу дорогу и стану помогать тебе в пути» (с использованием презентации,) Поможем Иванушке?
А) Лебеди у нас в пруду, Я поближе подойду. 9 черных, белых 5. Кто успел их сосчитать? Напишите поскорей, Сколько было лебедей?
Б) В летний полдень под сосной, Еж нашел сюрприз лесной. 6 лисичек, 5 опят – Под сосной в лесу стоят. Кто ответ нам дать готов, Сколько еж нашел грибов?
В) Под сосной ветвистой ели, Белка сделала качели. 7 ежей и 6 зайчат На качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, Всех зверей пересчитайте?
- Вижу отважный и умный ты Иванушка, иди прямо в лес, ничего не бойся, будь вежлив и добр с теми с кем тебе придется встретиться на твоем пути.( слайд №18) Попрощался Иванушка, да зашагал смело в лес. -Кем придется стать Иванушке на то время, пока он находится в лесу? Кто умеет общаться с животными и никогда не заблудиться в лесу? (Лесник, егерь)
5.Физкультминутка (с использованием презентации, слайд 19)
Здравствуй лес - дремучий лес. Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь - мы свои!
1. Только в лес мы все зашли. Появились комары. Руки вверх - хлопок. Руки вниз -хлопок. 2. Дальше по лесу шагаем. И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем. И в вразвалочку идем. 3. Вдруг мы видим из куста. Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем. И назад в гнездо кладем.
6. Повторение изученного материала Но вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка поляну, а на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. Кто живёт в ней? Правильно - Баба Яга! (с использованием презентации, слайд 20 )
Увидела Баба Яга Иванушку и говорит: «Куда путь держишь добрый молодец? » Рассказал Иванушка о том, что путь его лежит в царство Змея Горыныча, идет выручать Василису. Пожалела Иванушку Баба Яга и говорит: Ну что ж, расскажу, если выполнишь ты моё задание. -Ребята, поможем Иванушке? Задание: (слайд 21) Решите задачу Утром я поймала 12 лебедей, а вечером на 9 больше. Сколько всего лебедей у Бабы Яги (презентация) -Выполнили вы моё задание, помогу я тебе. Рассказала Баба Яга, как дойти до Змея Горыныча, и даже дала волшебный клубок, чтобы царевич не заблудился.( слайд 22) Идет Иванушка по лесу смотрит, стоит указательный столб, на нем 3 указателя. У Бабы Яги он уже был, а куда дальше – не знает (слайд 23) 7.Решение уравнений Иванушка стоит и думает, какой дорогой ему пойти, и тут ему на помощь Белка пришла. (слайд 24, 25, 26) - Решишь, Иванушка, уравнения, найдешь результат, где будет меньшее значение, туда и иди. Решение уравнений: X - 8 = 7 и X — 9 = 4
8. Работа с учебником (слайд 27, 28, 29,30,31)
- Шёл царевич три дня и три ночи и пришёл к замку Змея Горыныча. Хотел войти, а у дверей сидит сам Змей Горыныч, никого не впускает. Бился Иванушка со Змеем Горынычем три дня и три ночи, выбились оба уже из сил, Змей и говорит: - Решишь все примеры, дам ключ от замка - найдешь Василису, не найдешь - уйдешь ни с чем. Примеры на стр.160 №3 9. Задание на логическое мышление И дал Змей Горыныч 3 ключа и думает, что Иванушка не догадается какой же ключ откроет дверь? Поможем ему? (подойдёт ключ № 8, так как замочная скважина имеет форму восьмёрки (слайд 32)
Открыл Иванушка дверь и увидел, что начался пожар, Василиса увидела своего спасителя, обрадовалась! Взял Иванушка Василису на руки и решил спасти её из огня. А пока спасал, понял, что обязательно станет пожарным. (слайд 33, 34, 35, 36) 10. Итог урока (слайд 37,38) Когда вернулись Иванушка и Василиса, король устроил большой праздник. А потом и свадьбу сыграли. И жили Иванушка с Василисой долго и счастливо. -Ребята, мы возвращаемся из сказки. Молодцы! Вы дружно, ребята, работали. Думаю, без вашей помощи Иванушка не смог бы освободить принцессу. - А вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Каждый из вас стремился помочь Иванушке, значит у вас добрые сердца, значит вы чуткие и отзывчивые и друга в беде не оставите. (вручение наклеек за активную работу) Итог: Ребята, в заключение урока вспомним, как складываем двузначные числа с переходом через десяток 11. Домашнее задание с. 162, з. 6 |