Магия числа 7
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по математике для 3 класса.
Тема: Магия числа 7.
Цели:
1. Расширить кругозор учащихся о магическом числе 7.
2. Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.
3. Прививать интерес к математике.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
предметные результаты: расширение и углубление знаний о магическом числе 7;
личностные результаты УУД: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний, жизненного опыта;
метапредметные результаты:
а) познавательные: выполнение заданий на основе рисунков, работа с источниками информации (энциклопедическим словарём), формирование математического мышления;
б) регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок, развитие навыков взаимодействия с соседом по парте и в группе;
в) коммуникативные: развитие математической речи (развернутые ответы, ответы на вопросы).
Виды деятельности учащихся: рассматривание рисунков, иллюстраций, ответы на вопросы, воспроизведение чертежа по образцу, творческое выполнение задания по созданию фигуры; работа в паре, г группе; воспроизведение пословиц, высказывание предположений.
Оборудование: 1) для учащихся - индивидуальные файлы, в которых находятся: чистый лист бумаги, конверт с полосками разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6), заготовки для выполнения заданий учителя;
2) для учителя-пословицы и крылатые выражения по теме урока, 7 чудес света в рисунках или на слайдах презентации, рассыпанная плоская пирамида и объёмная, танграм;
3) компьютер.
Ход занятия.
1. Организация группы (класса)
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. У каждого из вас на столе в файлах лежит всё необходимое к занятию.
- Возьмите из файла белый лист бумаги и конверт. В конверте полоски разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6).
Одновременно учитель вывешивает на доске образец (можно в презентации – слайд 1):
(Дети наклеивают каждый себе,
откладывают в сторону).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодняшнее занятие мы посвятим числу 7. (Учитель на доске вывешивает тему: «Магия числа 7»).
3. а) Вступительное слово учителя о числе 7.
- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир
(свет, звуки, запахи, вкус) через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах.
Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.
Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.
- Когда мы сейчас сталкиваемся с числом 7?
(В пословицах, 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд)
б) Работа с пословицами.
- А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения. (Дети заранее разделены на 2 команды).
- У одной команды есть начало пословицы, а у другой – её конец. (5-6 пословиц). (Значение некоторых объясняют).
7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
У 7 нянек дитя без глазу.
На 7 небе от счастья.
За 7 вёрст киселя хлебать.
7 пядей во лбу.
7 чудес света.
- Молодцы!
в) 7 чудес света.
- В древности 7 чудесами света назывались 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью и великолепием. Учитель демонстрирует чудеса света на слайдах.
- Египетские пирамиды. Слайд 2.
- Висячие сады Семирамиды. Слайд 3.
- Храм греческой богини Артемиды в городе Эфес. Слайд 4.
- Зевс Олимпийский. Слайд 5.
- Гробница царя Мавсола. Слайд 6.
- Колосс Родосский. Слайд 7.
- Фаросский (Александрийский) маяк. Слайд 8.
Время не пощадило эти чудесные творения: висячие сады были затоплены, храм Артемиды разрушали дважды, Зевс Олимпийский сгорел, гробницу царя Мавсола разобрали (разграбили) крестоносцы, Колосс Родосский и Фаросский маяк – рухнули при землетрясении. И только одни лишь пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.
- Более подробно вы можете ознакомиться с 7 чудесами света, используя материалы Энциклопедического словаря юного историка.
г) Строим пирамиду (плоскую)
- А сейчас мы построим свою пирамиду. Как и всякое сооружение, с чего мы должны начать строить? (с фундамента – с основы)
(На доске рассыпанная пирамида. Дети постепенно собирают её на доске, выполняя задания учителя).
1 ряд пирамиды:
30 – число, которое указывает на количество дней в апреле месяце.
90 – число, которое является разностью самого маленького трёхзначного числа и самого маленького двузначного (100-10)
270 – число, которое получится, если мы к четвёртой части 1000 прибавим 20 (250+20)
810 – число, сумма цифр, которая использована для его записи, равна 9 (8+1+0)
- Какая зависимость существует между числами 1 ряда? (увеличиваются в 3 раза)
2 ряд пирамиды:
1000 – число, указывающее, на количество метров в 1 км.
100 – число указывающее, сколько лет в 1 веке.
1 – число, которое есть в пословице «7 бед - … ответ».
(можно объяснить значение этой пословицы «Рискнём ещё раз и если придётся отвечать, то сразу за всё, одновременно»)
- Какая зависимость существует между числами 2 ряда? (Это самые маленькие числа, самое маленькое четырёхзначное, самое маленькое трёхзначное и однозначное)
3 ряд пирамиды:
24 – число, которое указывает на время, когда Золушка должна была вернуться с бала (полночь или 24 часа)
-Какая зависимость существует между числами 3 ряда? (второе меньше предыдущего в 2 раза)
Вершина пирамиды
7 – тема нашего урока.
Общий вид пирамиды плоской. Слайд 9.
- Это плоская пирамида. Чуть позже мы сделаем объёмную пирамиду.
д) 7 уток в пруду. Слайд10.
- 7 утят в пруду постоянно ссорятся. Как разделить утят 3 прямыми линиями, чтобы прекратить ссоры (т. е. чтобы каждый утёнок был как бы в отдельности)
(Дети из файлов достают заготовки и индивидуально выполняют задание, затем на доске показывают)
Физминутка. На болоте 2 лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
е) Улитка на столбе. (работа в парах) Слайд 11.
- Улитка ползёт по столбу, высота которого 10 метров. За день она поднимается вверх на 4 метра, а ночью сползает на 3 метра. За сколько дней она доберётся до конца столба?
(7 дней) (На листах дети выполняют расчёты с соседом по парте)
ж) Объёмная пирамида. Слайд 12.
- У вас в файлах есть развёртки пирамид. Согните и склейте. Получилась объёмная пирамида. Бывают трёхгранные, четырёхгранные пирамиды, смотря какая фигура лежит в основании пирамиды.
з) «Раздай конфеты» Слайд 13.
- На 6 блюдцах лежат конфеты. Как раздать их 3 девочкам поровну, если перекладывать конфеты с одной тарелки на другую нельзя. (У вас в файлах есть рисунки, покажите на них, как вы раздадите конфеты).
и) Танграм. Слайд14.
- Это квадрат, который делится на 7 частей и разделяется. Из этих частей складываются разные фигуры (животные, предметы и т. д.). Используются все 7 частей, ничего не отбрасывается.
(Показ на доске готового танграма. Как его расчерчивать по ходу объясняет учитель, а дети у себя на месте делают).
(Дети чертят танграм, разрезают, складывают и наклеивают фигурки). Слайд 15.
4. Итог занятия.
- Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в начале занятия или нет? (Дети наклеивают полоску ещё раз).
- Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?
- Я вами довольна. Молодцы!
Список литературы
- Нурк Э.Р. , Тельгмаа А. Э. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. Изд. «Просвещение», 1993 стр. 295
- Аргинская И.И., Занков Л.В. Математика. Пробный учебник для 1 класса. Изд. «Просвещение», Москва, 1991 стр. 123
- Энциклопедический словарь юного историка. Изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1993 стр. 368-374
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тест "Магия цвета"
Тест рассказывает, как определить "цвет имени" и "цвет даты рождения". Окраску имени и дня рождения можно прочитать в каталоге цветов...
Праздник "Магия и волшебство"
Увлекательное внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Дети знакомятся с известными фокусниками, попадают в фантастический мир волшебства. Учатся сами показывать фокусы. Развивают находчи...
презентация к уроку по теме "Магия числа 7"
Визуальное сопровождение к уроку...
Магия числа 7
Цель: выяснение причин особого положения числа 7, действительно ли оно имеет магическое влияние на человека, на каждую букву алфавита найти сведения, где встречается информация, связанная с семё...
Магия числа 7.
Мир чисел загадочен и интересен.Но среди них есть удивительное число- 7!...
Научно-исследовательская работа "Магия чисел.Счастливые и несчастливые числа"
Цель данной работы: выяснить могут ли числа влиять на события в жизни людей.Могут ли числа быть "счастливыми" или "несчастливыми".Гипотеза: Числовые суеверия-выдумка людей,имеющие объяснимые при...
Магия числа 7
Интересные факты, связанные с числом 7...