Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по системе Занкова Л.В.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

 

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /  Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.

2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к тематическому планированию

по литературному чтению

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /  Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.

2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 102 часа в учебном году (3 часа в неделю). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 103 часов (3 часа в неделю).

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Свиридовой, в том числе:

тестирования – 3 часа;

исследований – 23 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков),  спроектированы  цели,  задачи,  ожидаемые  результаты  обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Характеристика исследования:

по числу участников (групповое, коллективное),

по длительности (краткосрочное),

по предметному содержанию (монопредметное),

по внешнему виду деятельности (исследовательское).



Предварительный просмотр:

календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе.

№№

Тема урока

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Тип урока

Элементы содержания

требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Коррективы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Ю.П. Мориц «1 сентября»; «Здравствуй читатель» (знакомство с учебником)

1

Ознакомления с новым материалом.

Стихотворение Ю.П. Мориц «1 сентября»;статья –обращение автора учебника«Здравствуй читатель» (знакомство с учебником). Словарная работа.

Знать знаки-условные обозначения в учебнике. Уметь выразительно читать стихотворение.

Фронатальный .

С.3 – стих. наизусть.

Глава 1. «Вступаем в неизвестный мир» - 15 уроков.

2

Сотворение мира (Из греческих мифов)

1

Ознакомления с новым материалом.

Статья «Сотворение мира» (Из греческих мифов). Понятие «миф». Имена греческих мифов.

Знать, что такое миф. Уметь составлять контрастные пары.

Индивидуальный и фронтальный.

С. 6-7,читать.

3

Калевала (карельские сказания)

1

Комбинированный.

Карельское сказание «Калевала» (о создании мира). Сравнение с греческими мифами. Словарная работа.

Знать знач.слова «прародительница». Уметь сравнивать понятия, хорошо читать.

Индивидуальный и фронтальный.

4

«Яичко»-русская народная сказка.

1

Комбинированный

Яичко»-русская народная сказка. Понятия «этап устного бытования» у народной сказки. Словарная работа.

Знать, как древние славяне представляли устройство мира; что такое сказки-цепочки, значения устаревших слов.

Фронатальный .

С.12-14, чтение по ролям.

5

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии)

1

Ознакомления с новым материалом.

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии). Понятие «малые жанры фольклора».

Знать о приёме устного народного творчества - цепочке. Уметь хорошо читать.

Ответы на вопросы.

С. 15-17, выраз. читать.

6

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Мировое дерево.

1

Ознакомления с новым материалом.

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Понятие «Мировое дерево». Понятие «Накопительная цепочка».

Знать, что древний человек центром мира считал Мировое дерево; что такое принцип накопления в построении стихов.

Работа в парах.

С.18, наизусть.

7

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии).

1

Комбинированный.

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). Герои скандинавских мифов. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Продолжение усвоения темы «Мировое дерево».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.21, читать.

8

Загадки. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка.

1

Урок-исследование.

Мировое дерево в русских народных загадках. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка. Словарная работа.

 Рассмотреть Мировое дерево в русских народных загадках. Уметь читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

9-10

«Сивка-бурка» (русская народная сказка)

2

Комбинированный.

Сивка-бурка» (русская народная сказка). Число, которое управляет сказкой, заклинания у древних народов. Словарная работа. Работа с иллюстрациями в картинной галерее.

Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке – это необычный облик Мирового дерева.

. Ответы на вопросы.

С.31-35, читать, с.35-40, пересказ по частям.

11-12

Загадки.

«Хаврошечка» (русская народная сказка).

2

Урок-исследование

Загадки - тайна речи.

«Хаврошечка» (русская народная сказка). Словарная работа.

Знать, что загадка – тайна речи, придуманная древним человеком, чтобы обезопасить себя от «тёмных сил»; что такое зачин и концовка сказки

Индивидуальный опрос. Работа в парах.

С.42-44, пересказ; с.44-47, пересказ

13

Г.М. Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес», Ф.И Тютчев «Полдень». Эпитет.

1

Ознакомления с новым материалом.

Приём олицетворения в стихот. Г.М. Новицкой «Берёза», «Переплетения» сказки и реальности в стих. И.А. Бунина, повторы в стих. Ф.И Тютчева «Полдень». Эпитет. Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Знать, что такое эпитет, олицетворение, образные сравнения.

Творческий поиск.

С.49-50, наизусть по выбору.

14-15

Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».

2

Комбинированный.

Обсуждение поступков героев рассказа, характеров взрослых и детей. Словарная работа. Понятие «эпитет». Работа в картинной галерее.

Уметь правильно формулировать предложения, читать выразительно по ролям. Знать, что такое эпитет.

Творческое задание – придумать эпитеты. Ответы на вопросы.

С.51-54, чтение по ролям; с.54-57, чтение по ролям.

16

М.В. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом…». Проверь себя.

1

Урок-исследование.

Поиск художественных приёмов в стих. М.В. Исаковского. Словарная работа. Самостоят.выполнение заданий «Проверь себя».

Уметь различать художественные поэтические приёмы, выразительно читать стихи.

Проверка литературной эрудиции.

С.61, наизусть.

Глава 2. В единой семье всего живого – 14 уроков.

17

Боги-олимпийцы (Из греческих мифов).

1

Ознакомления с новым материалом.

Герои боги-олимпийцы в греческих мифах. Родословное древо греческих богов. Словарная работа. Схема семьи олимпийских богов.

Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов.

Творческое задание – придумать «современного» бога.

Рассказ о любом из богов.

18

Прометей.

1

Урок-исследование

Прометей – бог, который дал людям огонь, знания, научил земледелию, ремеслам, чтению и письму. Словарная работа.

Знать, кто такой Прометей, понятие «знание – сила».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.70-73,

Читать, отвечать на вопросы.

19

В.А.Жуковский, А.К.Толстой. Стихи.

1

Урок-поиск

Особые слова о любви к родине в стихотворении В.А.Жуковского. Чувство восторга к родимому краю в стихотворении А.К.Толстого.

Уметь красиво формулировать свои мысли в предложении, выражать свои чувства; уметь выразительно и эмоционально читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.74, наизусть по выбору.

20

Боги древних славян.

1

Изучение новой темы.

Боги древних славян и роль, им отведенная народом. «Природные» боги. Словарная работа.

Знать имена богов древних славян. Уметь хорошо читать.

Фронтальный опрос.

Рассказ о любом из богов.

21

«Земля со дна океана» (Легенда). «Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка).

1

Комбинированный.

Легенда о богах Белбоге и Чернобоге – о богах добра и зла. Словесные портреты богов. Сравнение мифа со сказкой. Словарная работа.

Знать приемы олицетворения, чем миф отличается от сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.79-81, пересказ своими словами.

22

А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..».

1

Урок-исследование.

Контраст, на котором строится образ ветра в стих. А.Н.Майкова. Детали, благодаря которым мы видим ветер в стихах М.В.Исаковского и А.С.Пушкина. Художественные приемы.

Знать, что такое «контраст» и другие худ.приемы. Уметь выразительно читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.82-83, наизусть по выбору.

23-24

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2

Урок-исследование.

Поиск в сказке А.С.Пушкина известных худ.приемов. Словарная работа.

Знать, что такое сюжетная линия. Уметь сравнивать сказки А.С.Пушкина с народными сказками.

Проверка литературной эрудиции.

С.84-92, наизусть отрывок по выбору.

С.92-96, выразительное чтение.

25

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работа по картинам А.Рылова.

1

Урок-поиск.

Обсуждение сюжета сказки А.С.Пушкина, её персонажей. Работа (в картинной галерее) по картинам А.Рылова «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Поиск образа, созданного художником. Словарная работа.

Уметь выражать свои чувства, понимать, какие детали картины помогают услышать шум ветра.

Творческое задание.

Сочинение по впечатлениям от одной из картин.

26

А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», М.Ю.Лермонтов «На севере диком…».

1

Комбинированный

Поиск поэтических выражений, которые помогают воспринять зиму и весну как сон и пробуждение в стих. А.А.Фета. Описание настроения, выраженное в стихах М.Ю.Лермонтова. Работа в картинной галерее.

Уметь находить точные поэтические выражения, правильно подбирать слова для выражения чувства. Знать, что такое «парная рифма».

Проверка литературной эрудиции.

С.98-99, наизусть по выбору.

27

С.Г.Козлов «Такое дерево».

1

Изучение нового материала.

Мысли, чувства, поведение героев в сказке С.Г.Козлова «Такое дерево».

Понимать, что делает текст сказочным и что приближает его к реальной жизни. Уметь представить себя деревом, цветком, птицей и т.д.

Творческое задание.

С.100-102, читать по ролям.

28

Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер…».

1

Урок-поиск.

Удивительное в природе в рассказе Г.Я.Снигирёва «Чудесная лодка». «Описательные» детали в стихотворении А.А.Фета.

Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях.

Ответы на вопросы.

С.105 наизусть.

29

Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». С.Г.Козлов «Как поймать облако».

1

Комбинированный.

Картина рассвета в стихотворении Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». Приемы, использованные поэтом. Красивое, поэтичное в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». Словарная работа.

Уметь правильно определять художественные приемы, правильно передавать чувства, выраженные автором.

Проверка литературной эрудиции.

С.106-109, чтение по ролям.

30

Хокку. С.А.Есенин «С добрым утром!».

1

Урок-исследование.

Японские трехстишия хокку, которые помогают почувствовать окружающий мир. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Знать, что такое «созерцание». Уметь находить глаголы в стихотворении, образные сравнения.

Ответы на вопросы.

С.111 наизусть.

Глава 3. Открываем мир заново – 18 уроков.

31

Мать Сыра Земля (Из славянских мифов)

1

Урок-поиск.

Явления природы в мифах древних славян. Пословица. Словарная работа.

Уметь рассуждать над значением пословиц как «учёный» и «поэт». Знать причину возникновения мифов древних славян о природе.

Творческое задание.

Найти 5 пословиц о земле.

32

«Похищение Персефоны» (Из греческих мифов).

1

Урок-исследование

Изложение древнегреческого мифа о богине плодородия Деметре и её дочери Персефоне. Словарная работа.

Уметь предполагать, объяснением какого природного явления может быть этот миф; сравнивать героев славянских мифов с героями греческих.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.116-118, читать.

33

«Небесные великаны» (Сказание).

1

Комбинированный.

Славянское сказание о четырёх великанах, борьба четырёх божеств за право властвовать над природой. Словарная работа.

Знать, что в произведениях устного народного творчества можно узнать, как представляли себе мир наши предки.

Ответы на вопросы.

С.119-120, читать

34

Заклички. К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

1

Урок-исследование.

Заклички – в древности слова магии. Элемент «задабривания» в закличках. Художественные приёмы в рассказе Паустовского «Прощание с летом».

Знать, что такое «закличка». Уметь анализировать сюжет художественного произведения, составить отзыв о произведении.

Творческое задание.

Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка.

35

А.С. Пушкин «Вот север…», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…».

1

Урок-наблюдение.

Художественные приёмы, используемые А.С Пушкиным. Способ рифмовки в стихах А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Словарная работа.

Уметь находить в тексте стих.выражения, которые передают красоту зимней природы.

Творческое задание.

Написать сочинение «Чудесная жизнь леса зимой».

36

«Хитрая лиса» (Корякская сказка)

1

Комбинированный.

Представления древних людей о мире в народных сказках. Первоначальные представления о мире у разных народов во многом похожи.

Уметь сравнивать сюжеты сказок разных народов, находить в них общее и отличительное

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.128-130, чтение по ролям.

37-38

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

Урок-исследование

Авторская сказка. Отношение героев сказки к проблемам и жизненным трудностям, к окружающим. Чуткое отношение автора к природе. Словарная работа.

Уметь правильно оценивать поступки героев, сравнивать и делать выводы.

Ответы на вопросы.

С.130-137,пересказ на 4 варианта.

39-40

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

Урок-исследование.

Отчаяние и одиночество Серой Шейки. Сравнение концовок в трёх частях, выявление их особенности.

Учиться видеть чувства персонажей, правильно находить слова автора, повествующие о жизни природы.

Творческое задание.

Придумать пятую часть сказки.

  41

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам».

1

Изучение нового материала.

Искусство обращено к душе человека, к миру чувств. В стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру. Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что в стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительно, обыгрывая звукоподражение.

Ответы на вопросы.

С. 145-146, наизусть.

42-43

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

Комбинированный

Обсуждение характеров героев, разыгрывание диалогов между девочкой и стариком

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С. 147-148, пересказ,

С.148-150, читать по ролям.

44-45

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

Урок-исследование

Обсуждение: что делает повествование сказочным. Построение сюжета, особенности героев.

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Ответы на вопросы.

С.151-153, читать по ролям. С.153-154, пересказ.

46

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Закрепление изученного.

Моменты повествования, когда реальность и сказка переплетаются так тесно, что их трудно отделить друг от друга.

Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.155-159, выраз. чтение.

47

А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов (Из Гёте) «Горные вершины».

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

Анализ стихотворения, фразы в стихах, выражающие сильные чувства, создание впечатления тишины и неподвижности. Работа в картинной галерее.

Уметь видеть  в стихотворении близкие детали пейзажа, читать стихотворение, спокойствие, трепетность, бережное отношение к миру.

Творческое задание.

С.160-161, наизусть по выбору.

48

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…».

1

Изучение нового материала.

Особенности родной природы в стихах. Эпитеты. Пословицы. Работа в картинной галерее.

Уметь отличать действия «смотреть» и «всматриваться», «слушать» и «вслушиваться»,находить эпитеты.

Творческое задание.

«Проверь себя», ответы на вопросы.

Часть вторая.  Глава 4. Времена, когда звери говорили -15 уроков.

49

«Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка)

1

Изучение нового материала.

Созданные людьми причудливые объяснения качеств животных в народных сказках. Построение сюжета.

Знать, как строится сюжет сказки. Уметь доказывать с помощью текста, что человек наблюдал за повадками животных.

Фронтальный опрос.

С.4-5, читать по ролям.

50

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

1

Урок-исследование

Описание внешности и повадок зайца по сказке. Характер сказки.

Уметь объяснять характер сказки, читать по ролям, выбирать правильную интонацию.

Ответы на вопросы.

С.6-7, читать по ролям.

51

«Медведь и бурундук» (Нивхская сказка)

1

Урок-поиск.

Сравнение двух частей сказки, характеров двух животных. Научный текст о животных. Словарная работа.

Уметь сравнивать поступки персонажей сказки, определять роль героев в сказке

Самостоятельная работа.

С.8-10, пересказ по частям.

52

П.Н. Барто «Зимние гости».

1

Изучение нового материала.

П.Н. Барто- поэт и учёный. Хрупкость красоты природы, описанная поэтом в стихотворении «Зимние гости».

Уметь видеть и описать словами картину, полученную при чтении первой строчки.

Творческое задание.

С.13, наизусть.

53

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»

1

Урок-исследование

Вступление и заключение сказки. Фантазии автора на тему происхождения горба у верблюда.

Уметь анализировать заголовок сказки. знать, что в произведении писатель размышляет о том, что его волнует.

Творческое задание.

С.18-19, выраз.читать.

54

И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы»,  « Броненосцы».

1

Урок-исследование

Научно-популярные тексты. Отношение автора к своим персонажам.

Уметь определять стиль произведения, находить точную информацию о животных, определять отношение автора к своим героям.

Фронтальный опрос.

С.21-23, пересказ по вариантам.

55

Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считлки.

1

Изучение нового материала

Упражнения для фантазии. Понятные и неясные считалки, Древние считалки – «персты судьбы».

Уметь фантазировать, составлять рассказ, излагать мысли, понимать, какие выражения в считалках помогают расчёту.

Творческое задание.

С.24, наизусть.

56-57

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

2

Изучение нового материала

Авторская сказка в отличие от сказок и мифов размышляет не об опасностях окружающего мира, а о внутреннем мире человека. Жанр произведения.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения.

Творческое задание. Определить продолжение произв.

С.26-29, краткий пересказ, с.30-31, пересказ

58

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

1

Урок-исследование

Произведение К.Г. Паустовского повествует не только о жизни персонажей, но о красоте природы, о родном крае. Самый понравившийся отрывок.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения, рассуждать, как развивались события в других условиях.

Ответы на вопросы.

Выучить самый красивый отрывок.

59

И.А. Бунин «Родник».

1

Комбинированный.

Кольцевой способ рифмовки. Эпитеты, олицетворения, сравнения. Работа в картинной галерее.

Знать, что такое «кольцевая рифмовка». Уметь определять художественные приёмы.

Проверка литературной эрудиции.

С. 38, наизусть.

60

Ю.И. Коваль «Тузик», «Висячий мостик».

1

Урок-исследование.

Ощущение родства со всем миром в рассказах писателя Ю.И. Коваля.

Уметь читать художественные произведения с юмором.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.39-41, пересказ по вариантам.

61

Ю.И. Коваль «Тучка и галка». А.А. Фет «Весенний дождь».

1

Комбинированный.

Рассказ о том, что разные объекты природы могут мирно сосуществовать.

Уметь выбирать слова и интонации для подтверждения главной мысли произведения, находить в стихот.детали, подтверждающие созданную автором картину.

Творческое задание.

С.43, наизусть.

62

С.Я Маршак «Ландыш». Н.Н. Матвеев «Солнечный зайчик».

1

Изучение нового материала.

Восхищение хрупким весенним чудом в стих. С.Я Маршака «Ландыш». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять, как художнику удаётся передать весеннее настроение; находить в тексте контрастные образы.

Ответы на вопросы.

С.44, наизусть.

63

В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе».

1

Комбинированный.

Душевные переживания героя в рассказе В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». Чувства детей в рассказе. «Проверь себя».

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы; определять чувства героев рассказа.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.46-47, пересказ

Глава 5. Всмотрись в мир своей души – 13 уроков.

64

«Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» (Из древнегреческого мифа)

1

Изучение нового материала.

Мифы разных народов предлагают разные варианты ответа на вопрос о происхождении человека.

Иметь представление о сходстве и родстве людей и животных в древнегреческих мифах .

Фронтальный опрос

С.50-51, читать.

65

Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин».

1

Урок-поиск.

Изменение характера героини стихотворения Н.Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что героиня стих.сначала в роли неумелого и капризного, а потом доброго и умного создателя.

Ответы на вопросы.

С.52, наизусть.

66

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

1

Изучение нового материала.

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Словарная работа.

Уметь находить мораль басни, находить в тексте слова, которые показывают отношение автора к своим героям.

Творческое задание.

С.53-54, наизусть.

67

И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

1

Закрепление изученного.

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Работа в картинной галерее.

Уметь находить в басне мораль, при отсутствии таковой выражать мораль своими словами.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.55, наизусть.

68

Эзоп «Ворон и лисица». «Лисица и виноград»

1

Изучение нового материала.

Эзоп – баснописец древности. Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова. Способ чтения морали в баснях Эзопа.

Уметь находить мораль в в баснях Эзопа. Знать, можно ли прочитать басню Эзопа по ролям.

Творческое задание. Сочинить свою басню.

С.56-57, пересказ.

69

С.В. Михалков «Бараны».

1

Урок-исследование.

Предупреждение поэта в юмористической форме. Обсуждение творчества И.А. Крылова и С.В. Михалкова.

Уметь описывать происшествие одними звуками, выразительно читать.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.58, наизусть.

70

«У страха глаза велики» (русская народная сказка)

1

Урок-поиск.

Обсуждение названия сказки и одноимённой пословицы: что появилось раньше сказка или пословица. Словарная работа.

Уметь объяснить, почему народная сказка легче запоминается чем авторская, разыграть сказку в ролях так, чтоб было весело и красиво.

Творческое задание. Игра «Театр»

С.59-62, пересказ.

71-72

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2

Урок-наблюдение.

Понятие «Цитата». Анализ характера главной героини сказки. Обсуждение событий.

Уметь подтверждать цитатой из текста свою точку зрения, давать характеристику чувств героев сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.63-66, пересказ по рядам.

73

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».  «Панчатантры» (Фрагмент из индийского собрания сказок).

1

Закрепление изученного.

Понятие «аннотация». Рассказ лягушки о своих приключениях. Сравнение сказки с басней. Сравнение двух сказок. Словарная работа.

Уметь сравнивать причины полёта лягушки и черепахи. определять детали, которыми насыщено повествование.

Проверка литературной эрудиции.

С.71-72, читать по ролям.

74-75

К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга».

2

Изучение нового материала.

В рассказах К.Г.Паустовского обычная жизнь предстает необыкновенной, насыщенной яркими деталями. Словарная работа.

Уметь находить выражения, подчеркивающие комичность происходящего, почувствовать, в чем состоит глубинный смысл этого рассказа.

Творческое задание. Работа в группе.

С.73-75, пересказ.

С.75-78, пересказ.

76

И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай».

1

Урок-исследование.

Поведение детей в рассказах И.М.Пивоваровой «Плохи сны». В.В.Голявкина «Был не крайний случай». Воспитательные ценности этих рассказов. «Проверь себя».

Уметь «оживлять» рассказы: читать монологи героев, помогая себе мимикой, жестами, читать по ролям.

Творческое задание. Игра «театр».

С.79-81, пересказ по вариантам.

Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве – 15 уроков.

77-78

«Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа).

2

Изучение нового материала.

Культура и искусство – настоящий музей времени. Образы мифов – это достояние мировой культуры. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.

Уметь находить подтверждение в тексте, что Орфей – не волшебник, доказывать, в чем сила музыки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.85-88, читать.

С.88-90, читать.

79

М.Я.Бородицкая «Художник». Ю.И.Коваль «Соловьи».

1

Комбинированный.

В стихотворении М.Я.Бородицкой «Художник» герой преображает все вокруг и меняет наш взгляд на мир. Звукоподражание в тексте Ю.И.Коваля «Соловьи». Работа в картинной галерее.

Уметь находить строчки, которые являются звукоподражанием, определять скорость чтения рассказа.

Проверка литературной эрудиции.

С.92, наизусть

80

Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее».

1

Изучение нового материала.

Искусство не только передает впечатление художника, оно учит нас смотреть на мир по-другому. Слова, которые передают особенности птиц и растений и оживляют их в стихотворении К.Д.Бальмонта «Трудно Фее».

Знать, что многое открывается одаренному читателю, который вместе с поэтом готов посмотреть на мир с необычной точки зрения.

Ответы на вопросы.

С.96-97, наизусть.

81

К.Д.Бальмонт «Гномы».

1

Комбинированный.

Мотив «маленького» героя в стихотворении К.Д.Бальмонта «Гномы» и в других произведениях фольклора и авторской литературы.

Уметь видеть, как поэт размышляет над тайной, в каких строчках настроение поэта резко меняется.

Творческое задание. Написать отзыв.

С.98, наизусть.

82-83

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

Урок-поиск.

Приметы волшебства, которые подчеркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки. Описание Дюймовочки.

Уметь давать правильную характеристику внешнего вида и характера героини, объяснять, с каким чувством описывает автор жабу и её сына.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.100-104, пересказ по вариантам.

С.105-109, пересказ по вариантам.

84-85

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

Урок-наблюдение.

Жизненные трудности Дюймовочки. Отношения Дюймовочки и майского жука.

Уметь объяснить, почему Дюймовочка недолго задержалась у жука, рассказать о том, как жилось девочке в норе у мыши.

Творческое задание. Игра «театр».

С.109-111, пересказ по вариантам.

С.111-115, выр.читать.

86

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

1

Урок-исследование.

В авторской сказке Дюймовочке помогает душевная сила, доброта, способность любить. Испытания Дюймовочки.

Уметь составить план событий сказки и рассказать об одном из эпизодов подробно.

Творческое задание. Как продлить цепочку приключений Дюймовочки.

С.115-119, читать.

87-88

С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

2

Комбинированный.

Резко отрицательный характер персонажа сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Уметь характеризовать героев произведения, выявлять авторское отношение к герою, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.121-123, пересказ.

С.123-125, читать.

89-90

С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

2

Урок-наблюдение.

Справедливость наказания, избранного гномом для Нильса. Можно ли Нильсу сочувствовать.

Уметь доказывать, какими потерями обернулась для Нильса его приключение с гномом; чего лишился Нильс, а что получил взамен.

Ответы на вопросы.

С.126-128, краткий пересказ.

С.128-132, читать.

91

М.М.Пришвин «Разговор деревьев». М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника».

1

Урок-исследование.

Шепот леса в рассказе М.М.Пришвина «Разговор деревьев». Течение времени в мире, созданном   М.Я.Бородицкой в стихотворении «В гостях у лесника». Работа в картинной галерее.

Уметь видеть, с помощью каких выражений создается образ почек в рассказе; правильно подбирать скорость чтения, понимать, как расположение строчек помогает понять настроение и интонацию стихотворения.

Творческое задание «В гостях у лесника».

С.136, «Проверь себя».

Глава 7. Без тебя мир неполный – 12 уроков.

92

«Девкалион и Пирра» (Из древнегреческого мифа).

1

Изучение нового материала.

Природа – сила добрая и страшная, грозная и живая. Мифы и сказки говорят нам о прошлом и могут научить нас сегодняшних. Библия.

Уметь объяснить, какая новая версия сотворения человека есть в этом мифе; в чем состоит урок этого текста для современных людей.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.138-140, читать.

93

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Урок-поиск.

Отношение деда Мазая к беззащитным животным противопоставлено поведению других людей. Словарная работа.

Уметь доказать, что в словах деда Мазая есть мудрость и простота, грубоватая нежность, добродушная сила.

Творческое задание.

С.141-144, отрывок по выбору наизусть.

94

Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения». М.Я.Бородицкая «Котёнок». И.С.Тургенев «Воробей».

1

Урок-исследование.

Отношение автора к своему герою в стихотворении Ю.Н.Кушака «Подарок в день рождения». Любовь придает силы, вдохновляет на добрые дела – основной мотив рассказа И.С.Тургенева «Воробей». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять свои чувства, возникшие при чтении этих произведений; находить эпизоды, которые произвели самые сильные впечатления.

Ответы на вопросы.

С.145-146, наизусть по вариантам.

95-96

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

2

Урок-наблюдение.

Отношение Тёмы к Жучке и случившемуся с ней несчастью. Сравнение описания столовой и сада. Сон Тёмы.

Уметь доказывать, цитируя текст, что Тёма очень любит Жучку и беспокоится за неё; доказывать, можно ли в начале чтения догадаться, что будет происходить в дальнейшем.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.148-150, читать.

С.150-152, краткий пересказ.

97

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

1

Комбинированный.

Действия Тёмы, которые показывают его мужество. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери.

Суметь доказать, приводя цитаты из текста, что Тема не только добрый, но и смышленый мальчик.

Творческое задание. Письмо Тёме.

С.155-159, читать.

98

Э.Э.Мошковская «Нужен он…».

1

Изучение нового материала.

Понятие «хороший человек», что значит быть хорошим человеком. Рассказ о человеке, который является примером для ученика.

Уметь выразить свое отношение к понятию «хороший человек» и отношение к себе.

Ответы на вопросы.

С.160, наизусть.

99-100

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

2

Урок-исследование.

Разница между воспоминаниями о цирке и новыми впечатлениями. Чувства Дениса во время представления. Работа с иллюстрацией.

Суметь доказать, понравилось ли Дениске в цирке, что бы происходило с Дениской при других обстоятельствах.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.161-162, краткий пересказ.

С.162-163, отрывок наизусть.

101-102

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

1

Урок-исследование.

Ожидание девочки на шаре. Переживания Дениса и отца.

Суметь доказать, почему отец быстро шел домой, не разговаривая с сыном, объяснить название рассказа.

Творческое задание.

С.166-171, читать по ролям.

Рассказ о видах искусства.

103

С.А.Махотин «В тридцатом веке».

1

Урок-обобщение.

Образ времени в стихотворении С.А.Махотина «В тридцатом веке». Работа в картинной галерее.

Уметь высказывать свои размышления о времени и вечности; выразительно читать.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.173, наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...

КТП по литературному чтению 4 класс по системе Занкова

КТП по литературному чтению 4 класс по системе Занкова...

КТП по литературному чтению 3 класс по системе Занкова

КТП по литературному чтению 3 класс система Занкова...

КТП по литературному чтению 2 класс по системе Занкова

КТП по литературному чтению 2 класс система Занкова...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...