Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по системе Занкова Л.В.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 14.08 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
к тематическому планированию
по литературному чтению
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 102 часа в учебном году (3 часа в неделю). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 103 часов (3 часа в неделю).
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Свиридовой, в том числе:
тестирования – 3 часа;
исследований – 23 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Характеристика исследования:
по числу участников (групповое, коллективное),
по длительности (краткосрочное),
по предметному содержанию (монопредметное),
по внешнему виду деятельности (исследовательское).
Предварительный просмотр:
календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе.
№№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Тип урока | Элементы содержания | требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Коррективы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Ю.П. Мориц «1 сентября»; «Здравствуй читатель» (знакомство с учебником) | 1 | Ознакомления с новым материалом. | Стихотворение Ю.П. Мориц «1 сентября»;статья –обращение автора учебника«Здравствуй читатель» (знакомство с учебником). Словарная работа. | Знать знаки-условные обозначения в учебнике. Уметь выразительно читать стихотворение. | Фронатальный . | С.3 – стих. наизусть. |
Глава 1. «Вступаем в неизвестный мир» - 15 уроков. |
2 | Сотворение мира (Из греческих мифов) | 1 | Ознакомления с новым материалом. | Статья «Сотворение мира» (Из греческих мифов). Понятие «миф». Имена греческих мифов. | Знать, что такое миф. Уметь составлять контрастные пары. | Индивидуальный и фронтальный. | С. 6-7,читать. |
3 | Калевала (карельские сказания) | 1 | Комбинированный. | Карельское сказание «Калевала» (о создании мира). Сравнение с греческими мифами. Словарная работа. | Знать знач.слова «прародительница». Уметь сравнивать понятия, хорошо читать. | Индивидуальный и фронтальный. |
4 | «Яичко»-русская народная сказка. | 1 | Комбинированный | Яичко»-русская народная сказка. Понятия «этап устного бытования» у народной сказки. Словарная работа. | Знать, как древние славяне представляли устройство мира; что такое сказки-цепочки, значения устаревших слов. | Фронатальный . | С.12-14, чтение по ролям. |
5 | «Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии) | 1 | Ознакомления с новым материалом. | «Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии). Понятие «малые жанры фольклора». | Знать о приёме устного народного творчества - цепочке. Уметь хорошо читать. | Ответы на вопросы. | С. 15-17, выраз. читать. |
6 | М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Мировое дерево. | 1 | Ознакомления с новым материалом. | М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Понятие «Мировое дерево». Понятие «Накопительная цепочка». | Знать, что древний человек центром мира считал Мировое дерево; что такое принцип накопления в построении стихов. | Работа в парах. | С.18, наизусть. |
7 | «Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). | 1 | Комбинированный. | «Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). Герои скандинавских мифов. Работа в картинной галерее. Словарная работа. | Продолжение усвоения темы «Мировое дерево». | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.21, читать. |
8 | Загадки. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка. | 1 | Урок-исследование. | Мировое дерево в русских народных загадках. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка. Словарная работа. | Рассмотреть Мировое дерево в русских народных загадках. Уметь читать по ролям. | Индивидуальный и фронтальный опрос. |
9-10 | «Сивка-бурка» (русская народная сказка) | 2 | Комбинированный. | Сивка-бурка» (русская народная сказка). Число, которое управляет сказкой, заклинания у древних народов. Словарная работа. Работа с иллюстрациями в картинной галерее. | Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке – это необычный облик Мирового дерева. | . Ответы на вопросы. | С.31-35, читать, с.35-40, пересказ по частям. |
11-12 | Загадки. «Хаврошечка» (русская народная сказка). | 2 | Урок-исследование | Загадки - тайна речи. «Хаврошечка» (русская народная сказка). Словарная работа. | Знать, что загадка – тайна речи, придуманная древним человеком, чтобы обезопасить себя от «тёмных сил»; что такое зачин и концовка сказки | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | С.42-44, пересказ; с.44-47, пересказ |
13 | Г.М. Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес», Ф.И Тютчев «Полдень». Эпитет. | 1 | Ознакомления с новым материалом. | Приём олицетворения в стихот. Г.М. Новицкой «Берёза», «Переплетения» сказки и реальности в стих. И.А. Бунина, повторы в стих. Ф.И Тютчева «Полдень». Эпитет. Словарная работа. Работа в картинной галерее. | Знать, что такое эпитет, олицетворение, образные сравнения. | Творческий поиск. | С.49-50, наизусть по выбору. |
14-15 | Н.Н. Носов «Шурик у дедушки». | 2 | Комбинированный. | Обсуждение поступков героев рассказа, характеров взрослых и детей. Словарная работа. Понятие «эпитет». Работа в картинной галерее. | Уметь правильно формулировать предложения, читать выразительно по ролям. Знать, что такое эпитет. | Творческое задание – придумать эпитеты. Ответы на вопросы. | С.51-54, чтение по ролям; с.54-57, чтение по ролям. |
16 | М.В. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом…». Проверь себя. | 1 | Урок-исследование. | Поиск художественных приёмов в стих. М.В. Исаковского. Словарная работа. Самостоят.выполнение заданий «Проверь себя». | Уметь различать художественные поэтические приёмы, выразительно читать стихи. | Проверка литературной эрудиции. | С.61, наизусть. |
Глава 2. В единой семье всего живого – 14 уроков. |
17 | Боги-олимпийцы (Из греческих мифов). | 1 | Ознакомления с новым материалом. | Герои боги-олимпийцы в греческих мифах. Родословное древо греческих богов. Словарная работа. Схема семьи олимпийских богов. | Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов. | Творческое задание – придумать «современного» бога. | Рассказ о любом из богов. |
18 | Прометей. | 1 | Урок-исследование | Прометей – бог, который дал людям огонь, знания, научил земледелию, ремеслам, чтению и письму. Словарная работа. | Знать, кто такой Прометей, понятие «знание – сила». | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.70-73, Читать, отвечать на вопросы. |
19 | В.А.Жуковский, А.К.Толстой. Стихи. | 1 | Урок-поиск | Особые слова о любви к родине в стихотворении В.А.Жуковского. Чувство восторга к родимому краю в стихотворении А.К.Толстого. | Уметь красиво формулировать свои мысли в предложении, выражать свои чувства; уметь выразительно и эмоционально читать стихи. | Ответы на вопросы. | С.74, наизусть по выбору. |
20 | Боги древних славян. | 1 | Изучение новой темы. | Боги древних славян и роль, им отведенная народом. «Природные» боги. Словарная работа. | Знать имена богов древних славян. Уметь хорошо читать. | Фронтальный опрос. | Рассказ о любом из богов. |
21 | «Земля со дна океана» (Легенда). «Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка). | 1 | Комбинированный. | Легенда о богах Белбоге и Чернобоге – о богах добра и зла. Словесные портреты богов. Сравнение мифа со сказкой. Словарная работа. | Знать приемы олицетворения, чем миф отличается от сказки. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.79-81, пересказ своими словами. |
22 | А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..». | 1 | Урок-исследование. | Контраст, на котором строится образ ветра в стих. А.Н.Майкова. Детали, благодаря которым мы видим ветер в стихах М.В.Исаковского и А.С.Пушкина. Художественные приемы. | Знать, что такое «контраст» и другие худ.приемы. Уметь выразительно читать стихи. | Ответы на вопросы. | С.82-83, наизусть по выбору. |
23-24 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 2 | Урок-исследование. | Поиск в сказке А.С.Пушкина известных худ.приемов. Словарная работа. | Знать, что такое сюжетная линия. Уметь сравнивать сказки А.С.Пушкина с народными сказками. | Проверка литературной эрудиции. | С.84-92, наизусть отрывок по выбору. |
С.92-96, выразительное чтение. |
25 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работа по картинам А.Рылова. | 1 | Урок-поиск. | Обсуждение сюжета сказки А.С.Пушкина, её персонажей. Работа (в картинной галерее) по картинам А.Рылова «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Поиск образа, созданного художником. Словарная работа. | Уметь выражать свои чувства, понимать, какие детали картины помогают услышать шум ветра. | Творческое задание. | Сочинение по впечатлениям от одной из картин. |
26 | А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», М.Ю.Лермонтов «На севере диком…». | 1 | Комбинированный | Поиск поэтических выражений, которые помогают воспринять зиму и весну как сон и пробуждение в стих. А.А.Фета. Описание настроения, выраженное в стихах М.Ю.Лермонтова. Работа в картинной галерее. | Уметь находить точные поэтические выражения, правильно подбирать слова для выражения чувства. Знать, что такое «парная рифма». | Проверка литературной эрудиции. | С.98-99, наизусть по выбору. |
27 | С.Г.Козлов «Такое дерево». | 1 | Изучение нового материала. | Мысли, чувства, поведение героев в сказке С.Г.Козлова «Такое дерево». | Понимать, что делает текст сказочным и что приближает его к реальной жизни. Уметь представить себя деревом, цветком, птицей и т.д. | Творческое задание. | С.100-102, читать по ролям. |
28 | Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер…». | 1 | Урок-поиск. | Удивительное в природе в рассказе Г.Я.Снигирёва «Чудесная лодка». «Описательные» детали в стихотворении А.А.Фета. | Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях. | Ответы на вопросы. | С.105 наизусть. |
29 | Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». С.Г.Козлов «Как поймать облако». | 1 | Комбинированный. | Картина рассвета в стихотворении Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». Приемы, использованные поэтом. Красивое, поэтичное в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». Словарная работа. | Уметь правильно определять художественные приемы, правильно передавать чувства, выраженные автором. | Проверка литературной эрудиции. | С.106-109, чтение по ролям. |
30 | Хокку. С.А.Есенин «С добрым утром!». | 1 | Урок-исследование. | Японские трехстишия хокку, которые помогают почувствовать окружающий мир. Работа в картинной галерее. Словарная работа. | Знать, что такое «созерцание». Уметь находить глаголы в стихотворении, образные сравнения. | Ответы на вопросы. | С.111 наизусть. |
Глава 3. Открываем мир заново – 18 уроков. |
31 | Мать Сыра Земля (Из славянских мифов) | 1 | Урок-поиск. | Явления природы в мифах древних славян. Пословица. Словарная работа. | Уметь рассуждать над значением пословиц как «учёный» и «поэт». Знать причину возникновения мифов древних славян о природе. | Творческое задание. | Найти 5 пословиц о земле. |
32 | «Похищение Персефоны» (Из греческих мифов). | 1 | Урок-исследование | Изложение древнегреческого мифа о богине плодородия Деметре и её дочери Персефоне. Словарная работа. | Уметь предполагать, объяснением какого природного явления может быть этот миф; сравнивать героев славянских мифов с героями греческих. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.116-118, читать. |
33 | «Небесные великаны» (Сказание). | 1 | Комбинированный. | Славянское сказание о четырёх великанах, борьба четырёх божеств за право властвовать над природой. Словарная работа. | Знать, что в произведениях устного народного творчества можно узнать, как представляли себе мир наши предки. | Ответы на вопросы. | С.119-120, читать |
34 | Заклички. К.Г. Паустовский «Прощание с летом». | 1 | Урок-исследование. | Заклички – в древности слова магии. Элемент «задабривания» в закличках. Художественные приёмы в рассказе Паустовского «Прощание с летом». | Знать, что такое «закличка». Уметь анализировать сюжет художественного произведения, составить отзыв о произведении. | Творческое задание. | Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка. |
35 | А.С. Пушкин «Вот север…», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…». | 1 | Урок-наблюдение. | Художественные приёмы, используемые А.С Пушкиным. Способ рифмовки в стихах А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Словарная работа. | Уметь находить в тексте стих.выражения, которые передают красоту зимней природы. | Творческое задание. | Написать сочинение «Чудесная жизнь леса зимой». |
36 | «Хитрая лиса» (Корякская сказка) | 1 | Комбинированный. | Представления древних людей о мире в народных сказках. Первоначальные представления о мире у разных народов во многом похожи. | Уметь сравнивать сюжеты сказок разных народов, находить в них общее и отличительное | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.128-130, чтение по ролям. |
37-38 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 2 | Урок-исследование | Авторская сказка. Отношение героев сказки к проблемам и жизненным трудностям, к окружающим. Чуткое отношение автора к природе. Словарная работа. | Уметь правильно оценивать поступки героев, сравнивать и делать выводы. | Ответы на вопросы. | С.130-137,пересказ на 4 варианта. |
39-40 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 2 | Урок-исследование. | Отчаяние и одиночество Серой Шейки. Сравнение концовок в трёх частях, выявление их особенности. | Учиться видеть чувства персонажей, правильно находить слова автора, повествующие о жизни природы. | Творческое задание. | Придумать пятую часть сказки. |
41 | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам». | 1 | Изучение нового материала. | Искусство обращено к душе человека, к миру чувств. В стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру. Работа в картинной галерее. | Уметь доказывать, что в стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительно, обыгрывая звукоподражение. | Ответы на вопросы. | С. 145-146, наизусть. |
42-43 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 2 | Комбинированный | Обсуждение характеров героев, разыгрывание диалогов между девочкой и стариком | Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С. 147-148, пересказ, С.148-150, читать по ролям. |
44-45 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 2 | Урок-исследование | Обсуждение: что делает повествование сказочным. Построение сюжета, особенности героев. | Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям. | Ответы на вопросы. | С.151-153, читать по ролям. С.153-154, пересказ. |
46 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Закрепление изученного. | Моменты повествования, когда реальность и сказка переплетаются так тесно, что их трудно отделить друг от друга. | Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев. | Индивидуальный и фронтальный опрос | С.155-159, выраз. чтение. |
47 | А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов (Из Гёте) «Горные вершины». | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | Анализ стихотворения, фразы в стихах, выражающие сильные чувства, создание впечатления тишины и неподвижности. Работа в картинной галерее. | Уметь видеть в стихотворении близкие детали пейзажа, читать стихотворение, спокойствие, трепетность, бережное отношение к миру. | Творческое задание. | С.160-161, наизусть по выбору. |
48 | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…». | 1 | Изучение нового материала. | Особенности родной природы в стихах. Эпитеты. Пословицы. Работа в картинной галерее. | Уметь отличать действия «смотреть» и «всматриваться», «слушать» и «вслушиваться»,находить эпитеты. | Творческое задание. | «Проверь себя», ответы на вопросы. |
Часть вторая. Глава 4. Времена, когда звери говорили -15 уроков. |
49 | «Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка) | 1 | Изучение нового материала. | Созданные людьми причудливые объяснения качеств животных в народных сказках. Построение сюжета. | Знать, как строится сюжет сказки. Уметь доказывать с помощью текста, что человек наблюдал за повадками животных. | Фронтальный опрос. | С.4-5, читать по ролям. |
50 | «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка). | 1 | Урок-исследование | Описание внешности и повадок зайца по сказке. Характер сказки. | Уметь объяснять характер сказки, читать по ролям, выбирать правильную интонацию. | Ответы на вопросы. | С.6-7, читать по ролям. |
51 | «Медведь и бурундук» (Нивхская сказка) | 1 | Урок-поиск. | Сравнение двух частей сказки, характеров двух животных. Научный текст о животных. Словарная работа. | Уметь сравнивать поступки персонажей сказки, определять роль героев в сказке | Самостоятельная работа. | С.8-10, пересказ по частям. |
52 | П.Н. Барто «Зимние гости». | 1 | Изучение нового материала. | П.Н. Барто- поэт и учёный. Хрупкость красоты природы, описанная поэтом в стихотворении «Зимние гости». | Уметь видеть и описать словами картину, полученную при чтении первой строчки. | Творческое задание. | С.13, наизусть. |
53 | Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» | 1 | Урок-исследование | Вступление и заключение сказки. Фантазии автора на тему происхождения горба у верблюда. | Уметь анализировать заголовок сказки. знать, что в произведении писатель размышляет о том, что его волнует. | Творческое задание. | С.18-19, выраз.читать. |
54 | И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы», « Броненосцы». | 1 | Урок-исследование | Научно-популярные тексты. Отношение автора к своим персонажам. | Уметь определять стиль произведения, находить точную информацию о животных, определять отношение автора к своим героям. | Фронтальный опрос. | С.21-23, пересказ по вариантам. |
55 | Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считлки. | 1 | Изучение нового материала | Упражнения для фантазии. Понятные и неясные считалки, Древние считалки – «персты судьбы». | Уметь фантазировать, составлять рассказ, излагать мысли, понимать, какие выражения в считалках помогают расчёту. | Творческое задание. | С.24, наизусть. |
56-57 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 2 | Изучение нового материала | Авторская сказка в отличие от сказок и мифов размышляет не об опасностях окружающего мира, а о внутреннем мире человека. Жанр произведения. | Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения. | Творческое задание. Определить продолжение произв. | С.26-29, краткий пересказ, с.30-31, пересказ |
58 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Урок-исследование | Произведение К.Г. Паустовского повествует не только о жизни персонажей, но о красоте природы, о родном крае. Самый понравившийся отрывок. | Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения, рассуждать, как развивались события в других условиях. | Ответы на вопросы. | Выучить самый красивый отрывок. |
59 | И.А. Бунин «Родник». | 1 | Комбинированный. | Кольцевой способ рифмовки. Эпитеты, олицетворения, сравнения. Работа в картинной галерее. | Знать, что такое «кольцевая рифмовка». Уметь определять художественные приёмы. | Проверка литературной эрудиции. | С. 38, наизусть. |
60 | Ю.И. Коваль «Тузик», «Висячий мостик». | 1 | Урок-исследование. | Ощущение родства со всем миром в рассказах писателя Ю.И. Коваля. | Уметь читать художественные произведения с юмором. | Индивидуальный и фронтальный опрос | С.39-41, пересказ по вариантам. |
61 | Ю.И. Коваль «Тучка и галка». А.А. Фет «Весенний дождь». | 1 | Комбинированный. | Рассказ о том, что разные объекты природы могут мирно сосуществовать. | Уметь выбирать слова и интонации для подтверждения главной мысли произведения, находить в стихот.детали, подтверждающие созданную автором картину. | Творческое задание. | С.43, наизусть. |
62 | С.Я Маршак «Ландыш». Н.Н. Матвеев «Солнечный зайчик». | 1 | Изучение нового материала. | Восхищение хрупким весенним чудом в стих. С.Я Маршака «Ландыш». Словарная работа. Работа в картинной галерее. | Уметь объяснять, как художнику удаётся передать весеннее настроение; находить в тексте контрастные образы. | Ответы на вопросы. | С.44, наизусть. |
63 | В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе». | 1 | Комбинированный. | Душевные переживания героя в рассказе В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». Чувства детей в рассказе. «Проверь себя». | Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы; определять чувства героев рассказа. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.46-47, пересказ |
Глава 5. Всмотрись в мир своей души – 13 уроков. |
64 | «Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» (Из древнегреческого мифа) | 1 | Изучение нового материала. | Мифы разных народов предлагают разные варианты ответа на вопрос о происхождении человека. | Иметь представление о сходстве и родстве людей и животных в древнегреческих мифах . | Фронтальный опрос | С.50-51, читать. |
65 | Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин». | 1 | Урок-поиск. | Изменение характера героини стихотворения Н.Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Работа в картинной галерее. | Уметь доказывать, что героиня стих.сначала в роли неумелого и капризного, а потом доброго и умного создателя. | Ответы на вопросы. | С.52, наизусть. |
66 | И.А. Крылов «Ворона и лисица». | 1 | Изучение нового материала. | Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Словарная работа. | Уметь находить мораль басни, находить в тексте слова, которые показывают отношение автора к своим героям. | Творческое задание. | С.53-54, наизусть. |
67 | И.А. Крылов «Лисица и Виноград». | 1 | Закрепление изученного. | Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Работа в картинной галерее. | Уметь находить в басне мораль, при отсутствии таковой выражать мораль своими словами. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.55, наизусть. |
68 | Эзоп «Ворон и лисица». «Лисица и виноград» | 1 | Изучение нового материала. | Эзоп – баснописец древности. Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова. Способ чтения морали в баснях Эзопа. | Уметь находить мораль в в баснях Эзопа. Знать, можно ли прочитать басню Эзопа по ролям. | Творческое задание. Сочинить свою басню. | С.56-57, пересказ. |
69 | С.В. Михалков «Бараны». | 1 | Урок-исследование. | Предупреждение поэта в юмористической форме. Обсуждение творчества И.А. Крылова и С.В. Михалкова. | Уметь описывать происшествие одними звуками, выразительно читать. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.58, наизусть. |
70 | «У страха глаза велики» (русская народная сказка) | 1 | Урок-поиск. | Обсуждение названия сказки и одноимённой пословицы: что появилось раньше сказка или пословица. Словарная работа. | Уметь объяснить, почему народная сказка легче запоминается чем авторская, разыграть сказку в ролях так, чтоб было весело и красиво. | Творческое задание. Игра «Театр» | С.59-62, пересказ. |
71-72 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 | Урок-наблюдение. | Понятие «Цитата». Анализ характера главной героини сказки. Обсуждение событий. | Уметь подтверждать цитатой из текста свою точку зрения, давать характеристику чувств героев сказки. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.63-66, пересказ по рядам. |
73 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». «Панчатантры» (Фрагмент из индийского собрания сказок). | 1 | Закрепление изученного. | Понятие «аннотация». Рассказ лягушки о своих приключениях. Сравнение сказки с басней. Сравнение двух сказок. Словарная работа. | Уметь сравнивать причины полёта лягушки и черепахи. определять детали, которыми насыщено повествование. | Проверка литературной эрудиции. | С.71-72, читать по ролям. |
74-75 | К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга». | 2 | Изучение нового материала. | В рассказах К.Г.Паустовского обычная жизнь предстает необыкновенной, насыщенной яркими деталями. Словарная работа. | Уметь находить выражения, подчеркивающие комичность происходящего, почувствовать, в чем состоит глубинный смысл этого рассказа. | Творческое задание. Работа в группе. | С.73-75, пересказ. С.75-78, пересказ. |
76 | И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай». | 1 | Урок-исследование. | Поведение детей в рассказах И.М.Пивоваровой «Плохи сны». В.В.Голявкина «Был не крайний случай». Воспитательные ценности этих рассказов. «Проверь себя». | Уметь «оживлять» рассказы: читать монологи героев, помогая себе мимикой, жестами, читать по ролям. | Творческое задание. Игра «театр». | С.79-81, пересказ по вариантам. |
Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве – 15 уроков. |
77-78 | «Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа). | 2 | Изучение нового материала. | Культура и искусство – настоящий музей времени. Образы мифов – это достояние мировой культуры. Словарная работа. Работа с иллюстрациями. | Уметь находить подтверждение в тексте, что Орфей – не волшебник, доказывать, в чем сила музыки. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.85-88, читать. С.88-90, читать. |
79 | М.Я.Бородицкая «Художник». Ю.И.Коваль «Соловьи». | 1 | Комбинированный. | В стихотворении М.Я.Бородицкой «Художник» герой преображает все вокруг и меняет наш взгляд на мир. Звукоподражание в тексте Ю.И.Коваля «Соловьи». Работа в картинной галерее. | Уметь находить строчки, которые являются звукоподражанием, определять скорость чтения рассказа. | Проверка литературной эрудиции. | С.92, наизусть |
80 | Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее». | 1 | Изучение нового материала. | Искусство не только передает впечатление художника, оно учит нас смотреть на мир по-другому. Слова, которые передают особенности птиц и растений и оживляют их в стихотворении К.Д.Бальмонта «Трудно Фее». | Знать, что многое открывается одаренному читателю, который вместе с поэтом готов посмотреть на мир с необычной точки зрения. | Ответы на вопросы. | С.96-97, наизусть. |
81 | К.Д.Бальмонт «Гномы». | 1 | Комбинированный. | Мотив «маленького» героя в стихотворении К.Д.Бальмонта «Гномы» и в других произведениях фольклора и авторской литературы. | Уметь видеть, как поэт размышляет над тайной, в каких строчках настроение поэта резко меняется. | Творческое задание. Написать отзыв. | С.98, наизусть. |
82-83 | Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». | 2 | Урок-поиск. | Приметы волшебства, которые подчеркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки. Описание Дюймовочки. | Уметь давать правильную характеристику внешнего вида и характера героини, объяснять, с каким чувством описывает автор жабу и её сына. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.100-104, пересказ по вариантам. С.105-109, пересказ по вариантам. |
84-85 | Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». | 2 | Урок-наблюдение. | Жизненные трудности Дюймовочки. Отношения Дюймовочки и майского жука. | Уметь объяснить, почему Дюймовочка недолго задержалась у жука, рассказать о том, как жилось девочке в норе у мыши. | Творческое задание. Игра «театр». | С.109-111, пересказ по вариантам. С.111-115, выр.читать. |
86 | Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». | 1 | Урок-исследование. | В авторской сказке Дюймовочке помогает душевная сила, доброта, способность любить. Испытания Дюймовочки. | Уметь составить план событий сказки и рассказать об одном из эпизодов подробно. | Творческое задание. Как продлить цепочку приключений Дюймовочки. | С.115-119, читать. |
87-88 | С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 2 | Комбинированный. | Резко отрицательный характер персонажа сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | Уметь характеризовать героев произведения, выявлять авторское отношение к герою, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.121-123, пересказ. С.123-125, читать. |
89-90 | С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 2 | Урок-наблюдение. | Справедливость наказания, избранного гномом для Нильса. Можно ли Нильсу сочувствовать. | Уметь доказывать, какими потерями обернулась для Нильса его приключение с гномом; чего лишился Нильс, а что получил взамен. | Ответы на вопросы. | С.126-128, краткий пересказ. С.128-132, читать. |
91 | М.М.Пришвин «Разговор деревьев». М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника». | 1 | Урок-исследование. | Шепот леса в рассказе М.М.Пришвина «Разговор деревьев». Течение времени в мире, созданном М.Я.Бородицкой в стихотворении «В гостях у лесника». Работа в картинной галерее. | Уметь видеть, с помощью каких выражений создается образ почек в рассказе; правильно подбирать скорость чтения, понимать, как расположение строчек помогает понять настроение и интонацию стихотворения. | Творческое задание «В гостях у лесника». | С.136, «Проверь себя». |
Глава 7. Без тебя мир неполный – 12 уроков. |
92 | «Девкалион и Пирра» (Из древнегреческого мифа). | 1 | Изучение нового материала. | Природа – сила добрая и страшная, грозная и живая. Мифы и сказки говорят нам о прошлом и могут научить нас сегодняшних. Библия. | Уметь объяснить, какая новая версия сотворения человека есть в этом мифе; в чем состоит урок этого текста для современных людей. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.138-140, читать. |
93 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Урок-поиск. | Отношение деда Мазая к беззащитным животным противопоставлено поведению других людей. Словарная работа. | Уметь доказать, что в словах деда Мазая есть мудрость и простота, грубоватая нежность, добродушная сила. | Творческое задание. | С.141-144, отрывок по выбору наизусть. |
94 | Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения». М.Я.Бородицкая «Котёнок». И.С.Тургенев «Воробей». | 1 | Урок-исследование. | Отношение автора к своему герою в стихотворении Ю.Н.Кушака «Подарок в день рождения». Любовь придает силы, вдохновляет на добрые дела – основной мотив рассказа И.С.Тургенева «Воробей». Словарная работа. Работа в картинной галерее. | Уметь объяснять свои чувства, возникшие при чтении этих произведений; находить эпизоды, которые произвели самые сильные впечатления. | Ответы на вопросы. | С.145-146, наизусть по вариантам. |
95-96 | Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | 2 | Урок-наблюдение. | Отношение Тёмы к Жучке и случившемуся с ней несчастью. Сравнение описания столовой и сада. Сон Тёмы. | Уметь доказывать, цитируя текст, что Тёма очень любит Жучку и беспокоится за неё; доказывать, можно ли в начале чтения догадаться, что будет происходить в дальнейшем. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.148-150, читать. С.150-152, краткий пересказ. |
97 | Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | 1 | Комбинированный. | Действия Тёмы, которые показывают его мужество. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери. | Суметь доказать, приводя цитаты из текста, что Тема не только добрый, но и смышленый мальчик. | Творческое задание. Письмо Тёме. | С.155-159, читать. |
98 | Э.Э.Мошковская «Нужен он…». | 1 | Изучение нового материала. | Понятие «хороший человек», что значит быть хорошим человеком. Рассказ о человеке, который является примером для ученика. | Уметь выразить свое отношение к понятию «хороший человек» и отношение к себе. | Ответы на вопросы. | С.160, наизусть. |
99-100 | В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре». | 2 | Урок-исследование. | Разница между воспоминаниями о цирке и новыми впечатлениями. Чувства Дениса во время представления. Работа с иллюстрацией. | Суметь доказать, понравилось ли Дениске в цирке, что бы происходило с Дениской при других обстоятельствах. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.161-162, краткий пересказ. С.162-163, отрывок наизусть. |
101-102 | В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре». | 1 | Урок-исследование. | Ожидание девочки на шаре. Переживания Дениса и отца. | Суметь доказать, почему отец быстро шел домой, не разговаривая с сыном, объяснить название рассказа. | Творческое задание. | С.166-171, читать по ролям. Рассказ о видах искусства. |
103 | С.А.Махотин «В тридцатом веке». | 1 | Урок-обобщение. | Образ времени в стихотворении С.А.Махотина «В тридцатом веке». Работа в картинной галерее. | Уметь высказывать свои размышления о времени и вечности; выразительно читать. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.173, наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...
Урок по литературному чтению 2 класс по системе занкова "именинный обед" В.Сухомлинский
Конспект к уроку...
КТП по литературному чтению 4 класс по системе Занкова
КТП по литературному чтению 4 класс по системе Занкова...
КТП по литературному чтению 3 класс по системе Занкова
КТП по литературному чтению 3 класс система Занкова...
КТП по литературному чтению 2 класс по системе Занкова
КТП по литературному чтению 2 класс система Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...