Рабочая программа. 3 класс.
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Писарева Татьяна Максимовна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika_3_klass.docx82.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»:

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

от « 27» августа 2013 г.

                                                 Рабочая программа

                                       учебного предмета «Математика»

составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике и с учетом рекомендаций авторской программы «Математика»

М.И.Моро, М.А.Бантова (М., Просвещение, 2011 г.)

                                                 

                                                            3 класс

                                                      Базовый уровень

Срок реализации программы:

                                              2012 – 2013 учебный год

                                                    Составитель:

                                          Писарева Татьяна Максимовна,

                                          учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

                                                          с. Парфёново

                                                               2013год

                                     

                                                         

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.                                    

                                               

                                         Цели  обучения предмету.

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

                                                         Задачи  обучения предмету 

учебные:

  • формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
  • формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
  • формирование на доступном уровне устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

развивающие:

  • развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психологических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
  • формирование на доступном уровне общественных представлений об изучаемых математических понятий, способах представления информации, способах решения задач.

общеучебные:

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
  • формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
  • формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

                                       Основные виды деятельности учащихся по предмету

Большую роль в обучении  математике  играет совместно-распределительная учебная деятельность в коллективных формах(коллективная дискуссия, групповая работа, работа в парах и т.д.),игровая деятельность (дидактические игры, игры по правилам и т.д.),творческая деятельность  .

                                    Используемые технологии, формы и методы работы

Велико значение педагогических технологий - совокупности  форм, методов, способов, приемов и средств, направленных на получение конкретного результата. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к математике  и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия, сравнивать, обобщать, точно формулировать.  Важно формировать у детей общие подходы к решению  задач. В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение  (дифференцированный подход по уровню обученности ),учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.), элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение),проектирование и другие технологии. Использование информационных технологий на уроках позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, усилить продуктивность наглядности визуальной среды при соблюдении следующих условий: создание образовательных ситуаций, развивающих визуальное мышление; оптимальное сочетание наглядных. Практических и словесно-логических методов; повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

                                                     

                                                   Обоснование выбора УМК

Для реализации программного содержания  используется учебник авторов М.И.Моро, М.А.Бантова,  Г.В.Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И.Волкова.  Математика .Учебник для 3 класса в 2 ч. / Из-во   М.: Просвещение   2011. и рабочие  тетради  в 2 ч. / Из-во   М.: Просвещение   2011).  Учебник и тетради  интересны  тем, что позволяют  определить уровень развития обучающихся. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др.

Содержание  программы и логика изложения программного материала в учебнике «Математика» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Ученики с ЗПР по данной программе обучаться могут.

Коррекционная работа

   Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

            В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

   Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.

    Цель: Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям.

   Задачи:

- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

- овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

Трудности в изучении математики:

 неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику

проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);

 неспособность установить зависимость между величинами (часть- целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;

неумение пользоваться математической терминологией;

 неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;

неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

 неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

 проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

с трудностями обучения.

   В курсе «Математика» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:

- включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);

- включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес. Например дидактические игры на коррекцию  внимания, мышления, памяти, умения работать самостоятельно: «Назови ответ», «Точно измерь», «Повтори таблицу»,  «Лишнее число», «Чёт-нечёт», «Продолжи ряд», «Математические бусы», «Засели домик», «Кто быстрее?» и др. Специальные упражнения. Например: «Считай по 2, 3, 4, 5…,10», «Назови число», «Начерти угол», «Вставь недостающее число», «Установи закономерность», «найди ошибку», «Помоги Незнайке» и др.

- Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;

- оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

   В курсе «Математика организуется системное освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности.

   

                

                                Планируемые результаты усвоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение  учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни людей;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

—Представление о  целостном восприятии окружающего мира, о возможности моделировать отношения между объектами окружающего мира.

— Развитию мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; к учебному предмету "Математика", к школе.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, решать их в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для их решения.

 — Составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять план действий и проводить пошаговый контроль  его выполнения

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

—Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины.

Познавательные

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

- Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

- Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.

- Уметь излагать своё мнение и аргументировать его.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативных

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающиих, анализировать ход и результаты проделанной работы.

- Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.

Предметные результаты 

- Усвоение учащимися важнейших (базовых) понятий начального курса математики: число, величина, геометрическая фигура. Расширение области изучаемых чисел - от 0 до 1000.

- Научатся образовывать, называть,  записывать, сравнивать числа от 0 до 1000.

- Научатся выполнять действия с чилами (увеличивать/уменьшать число в несколько раз, проводить кратное сравнение чисел).

- Познакомятся с новой для них геометрической величиной - площадь, с единицами площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, с соотношениями между ними, научатся находить площадь прямоугольника (квадрата).

- Познакомятся с единицами времени: год, месяц, сутки.

 - Усвоят таблицу умножения и деления, переместительное свойство умножения, правила умножения (деления) суммы на число; овладеют способами умножения для случаев вида 23 * 4 и деления для случаев вида 96 : 6, 98 : 14; познакомятся с особыми случаями умножения на 0 и 1, деления вида 0 : а, а:а; научатся выполнять деление с остатком.                                      

- Научатся выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с трёхзначными числами в пределах 1000 с использованием алгоритмов письменного сложения и вычитания, выполнять письменно действия умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число с использованием соответствующих алгоритмов, проверять правильность выполнения вычислений.

- Познакомятся с долями целого; научатся решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

  - Научатся устанавливать зависимости, отражающими пропорциональные зависимости между величинами (цена, количество, стоимость, масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.), представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия.                         

- Познакомятся с геометрическими фигурами круг и окружность, а также с видами треугольников.

- продолжат учиться читать и выполнять несложные таблицы.

  Содержание тем учебного курса

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год

Количество часов в неделю - 4

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание (продолжение) 8 часов

  Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.

Контрольная работа №1.

Тема 2. Табличное умножение и деление. (56 часов)

Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей  с использованием циркуля.

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.

Проверочная работа (тестовая форма) – 2 часа.

Проект «Математические сказки».

Контрольная работа №2, 3.

Тема 3. Внетабличное умножение и деление. (27 часов)

   Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

Проверочная работа (тестовая форма).

Проект «Задачи-расчёты».

Контрольная работа №4

Тема 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация. (13 часов)

   Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

Единицы массы: килограмм, грамм.

Проверочная работа (тестовая форма).

Тема 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (10 часов)

   Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.

Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

Тема 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (12 часов)

   Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.

Тема 7. Итоговое повторение. (9часов)

Учебно-тематический план

2 класс (136 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Самоконтроль и взаимоконтроль

Контроль

знаний

1

Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание.

8

1

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.

56

2

2

3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

27

1

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

13

1

1

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

10

1

6

7

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

Итоговое повторение.

Проверка знаний.

12

9

1

1

Итого:

136

7

4

Календарно- тематическое планирование

по математике

Класс – 3

Учитель – Писарева Татьяна Максимовна

Всего количество часов – 136

В неделю – 4

Плановых контрольных уроков – 10.

Учебник: «Математика». М.И. Моро и др. М., Просвещение, 2011.

Электронное приложение к урокам математики – диск. 3 класс.


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание.

 Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

8

1

Ко всем урокам математики:

 - Определять основные задачи урока, средства для их реализации.

- Уметь пользоваться таблицами и знаками учебника.

- Оценивать результаты освоения учебного материала, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

- Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, соотносить задачи урока с итогами, обосновывать свой ответ.

Знать нумерацию чисел в пределах 100; приёмы вычислений, основанные на нумерации; название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании.

Уметь решать задачи.

   

2

Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия.

1

Знать нумерацию чисел в пределах 100; приёмы вычислений, основанные на нумерации; название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании.

Уметь решать задачи в 2 действия.

3

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения.

1

Знать латинские буквы; приёмы письменного сложения и вычитания.

Уметь решать задачи, находить периметр прямоугольника.

4

Решение уравнений на основе взаимосвязи чисел при сложении.

1

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.

5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

1

6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

1

7

Обозначение геометрических фигур буквами.

Уметь писать заглавные латинские буквы, которые служат для обозначения геометрических фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры и измерять их стороны; решать текстовые задачи; логически мыслить.

8

Странички для любознательных (11 - 13).

Что узнали, чему научились.

1

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

1/9

Умножение и деление (продолжение).

Конкретный смысл умножения и деления.

28

1

Знать смысл действий  умножения и деления. Знать о связи между компонентами и результатом умножения.

Уметь заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения; преобразовывать единицы.

2/10

Связь умножения и деления.

1

Знать смысл действий  умножения и деления. Знать о связи между компонентами и результатом умножения.

3/11

Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2.

1

 Знать таблицы с числом  2.  Знать, какие числа называются чётными и нечётными.

4/12

Таблица умножения и деления с числом 3.

1

 Знать таблицы с числом 3.  Уметь решать текстовые и геометрические задачи.

5/13

Связь между величинами: цена, количество, стоимость.

1

Знать зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Уметь решать задачи нового типа.

6/14

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

1

Знать зависимость между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Уметь решать задачи нового типа.

7/15

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

2

Уметь выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые и геометрические задачи.

8/16

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

9/17

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.

1

Знать зависимость между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. Уметь решать задачи нового типа.

10/18

Страничка для любознательных (28) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Что узнали, чему научились.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях.

Осуществлять самопроверку и самооценку.

11/19

Таблица умножения и деления с числом 4.

1

Составить  таблицы умножения и деления четырёх и на 4. Уметь решать текстовые задачи, уравнения и выражения с переменной сравнивать, преобразовывать, анализировать.

12/20

Таблица умножения и деления с числом 4. Закрепление. Таблица Пифагора.

1

Составить таблицы Пифагора. Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4.

Уметь решать простые задачи на умножение и деление; находить

13/21

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

2

Знать таблицу умножения на 2,3, 4. Знать конкретный смысл увеличения числа в несколько раз.

Уметь анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разными способами. Моделировать с использованием схематических чертежей. Решать задачи арифметическим способом.

14/22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

15/23

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

2

Знать конкретный смысл уменьшения  числа в несколько раз.

Уметь анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разными способами. Моделировать с использованием схематических чертежей. Решать задачи арифметическим способом.

16/24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

17/25

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

Составить таблицы с числом 5. Уметь решать простые и составные задачи

18/26

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел.

2

Знать  правило,  по которому можно узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; уметь  решать задачи нового вида.

19/27

Задачи на кратное сравнение чисел

20/28

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.

1

Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение чисел, различать их.

21/29

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

Составить таблицы с числом 6. Уметь решать простые и составные задачи.

22/30

Таблица умножения и деления с числом 6. Закрепление.

1

Знать таблицы с числом 6. Уметь решать простые и составные задачи.

23/31

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

1

Уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Моделировать задачи нового вида.

24/32

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Закрепление.

1

25/33

Таблица умножения и деления с числом 7.

Составить таблицы с числом 7. Уметь решать простые и составные задачи.

26/34

Страничка для любознательных (49 - 51) - дополнительные задания творческого и поискового характера. Знакомство с проектом "Математические сказки".

Повторение пройденного "Что узнали, чему научились".

1

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

Определить основные задачи, средства и сроки по проекту "Математические сказки".

27/35

Повторение пройденного "Что узнали, чему научились".

1

28/36

Контрольная работа №1. "Табличное умножение и деление".

29/37

Табличное умножение и деление (продолжение).

Площадь. способы сравнения фигур по площади.

28

1

Уметь различными способами сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей; решать задачи.

30/38

Единицы площади - квадратный сантиметр.

1

Знать единицу измерения площади – квадратный сантиметр.

Уметь находить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи.

31/39

Площадь прямоугольника.

1

Знать правило вычисления площади прямоугольника.

Уметь решать задачи; составлять и решать уравнения.

32/40

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

Составить таблицы с числом 8. Закрепить умения находить площадь прямоугольника.

33/41

Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление.

2

Знать таблицы умножения и деления с числом 8, уметь применить свои знания в изменённых условиях.

34/42

Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление.

35/43

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

Составить таблицы с числом 9. Закрепить умения находить площадь прямоугольника.

36/44

Единица площади - квадратный дециметр.

1

Знать новую единицу измерения площади – квадратный дециметр, таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9.

Уметь находить площади прямоугольников и квадратов; решать задачи.

37/45

Сводная таблица умножения.

1

Знать таблицу умножения и деления.

38/46

Решение задач разного вида.

1

Уметь решать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения.

39/47

Единица площади - квадратный метр.

1

Знать новую единицу измерения площади – квадратный метр, таблицу умножения и деления.

Уметь решать задачи, находить площадь прямоугольника, устанавливать зависимость между величинами.

40/48

Решение задач. Закрепление изученных приёмов вычислений.

1

41/49

Страничка для любознательных (73 - 75) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Что узнали, чему научились.

1

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

42/50

Что узнали, чему научились.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

43/51

Умножение на 1.

1

Знать правила умножения на 1.

Уметь решать задачи, моделировать.

44/52

Умножение на 0.

1

Знать правила умножения на 0.

Уметь решать задачи, моделировать..

45/53

Деление вида а : а, 0 : а.

2

Знать приёмы деления числа на тоже число,0  и на 1.

Уметь решать задачи.

46/54

Деление вида а : а, 0 : а.

47/55

Задачи в три действия.

Страничка для любознательных (88 - 90) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

1

Уметь решать составные задачи; находить сумму двух произведений; сравнивать; решать уравнения.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

48/56

Доли. Образование и сравнение долей.

1

Знать, как образуются, называются и записываются доли.

Уметь решать задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.

49/57

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).

2

Знать понятия окружность, круг, центр, диаметр.

Уметь строить окружности с помощью циркуля.

50/58

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).

51/59

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

1

Уметь решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

52/60

Единицы времени - год, месяц, сутки.

2

Знать об единицах времени: год, месяц, неделя,

Уметь пользоваться календарём, решать задачи.

53/61

Единицы времени - год, месяц, сутки.

54/62

Страничка для любознательных (101 - 103) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Что узнали, чему научились.

1

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

55/63

Что узнали, чему научились.

Страничка для любознательных (104 - 108) - готовимся к олимпиаде.

1

Осуществлять взаимо- и самоконтроль. Уметь выполнять задания повышенной сложности.

56/64

1

Контрольная работа №2. "Умножение и деление".

1/65

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 * 3, 3 * 20, 60 : 3.

27

1

Знать приёмы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём.

Уметь записывать выражения и вычислять их значение.

2/66

Приёмы деления для случаев 80 : 20.

1

Знать новые случаи деления.

3/67

Умножение суммы на число.

1

Знать различные способы умножения суммы двух слагаемых на какое – либо число.

4/68

Решение задач несколькими способами.

1

Освоить разные способы решения задач, используя знания и умения умножения суммы чисел на число.

5/69

Приёмы умножения для случаев вида 23 * 4,  4 * 23.

1

Знать переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.

Уметь умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное; решать уравнения.

6/70

Приёмы умножения для случаев вида 23 * 4,  4 * 23. Закрепление.

1

7/71

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

1

Уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

8/72

Выражения с двумя переменными.

Страничка для любознательных (12) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

1

Уметь решать выражения с двумя переменными.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

9/73

Деление суммы на число.

2

Знать правила деления суммы чисел  на число.

Уметь различными способами делить сумму на число.

10/74

Деление суммы на число.

11/75

Деление суммы на число. закрепление.

1

12/76

Связь между числами при делении.

1

Знать названия компонентов и результата действия деления, связь чисел при делении.

13/77

Проверка деления умножением.

1

Уметь использовать разные способы для проверки выполненных вычислений.

14/78

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

1

Уметь делить двузначное число на двузначное способом подбора; решать составные задачи.

15/79

Проверка умножения с помощью деления.

1

Уметь проверять умножение делением; чертить отрезки заданной длины и сравнивать их; находить значение буквенных выражений.

16/80

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

2

Уметь решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

17/81

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

18/82

Страничка для любознательных (22 - 23) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Что узнали, чему научились.

1

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

19/83

Деление с остатком.

2

Знать способ деления с остатком методом подбора.

Уметь решать задачи, моделировать..

20/84

Деление с остатком.

Знать приёмы внетабличного умножения и деления.

Уметь делить с остатком.

21/85

Приёмы нахождения частного и остатка.

3

Знать и уметь применить приёмы деления с остатком.

22/86

Приёмы нахождения частного и остатка.

23/87

Приёмы нахождения частного и остатка.

24/88

Деление меньшего числа на большее.

1

Уметь выполнять деление с остатком и его проверку, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя).

25/89

Проверка деления с остатком.

1

26/90

Что узнали, чему научились.

Ознакомление с проектом "Задачи-расчёты".

1

Уметь объективно оценить свои достижения и достижения своих товарищей. определить задачи, средства, сроки выполнения проекта "Задачи-расчёты".

27/91

Что узнали, чему научились.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

Осуществлять навыки самоконтроля и самопроверки.

28/92

Что узнали, чему научились.

Страничка для любознательных (40) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

1/93

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Устная нумерация.

12

1

Знать новую счётную единицу – 1000; как образуется число из сотен, десятков, единиц; названия этих чисел.

Уметь решать обратные задачи.

2/94

Письменная нумерация.

1

Уметь читать и записывать трёхзначные числа.

Знать десятичный состав трёхзначных чисел.

3/95

Разряды счётных единиц.

1

Уметь определять разряды счётных единиц трёхзначных чисел.

4/96

Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

1

5/97

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз.

1

Знать приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз.

Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа.

6/98

Замена числа суммой разрядных слагаемых.

1

Уметь заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

7/99

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел.

1

Знать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых.

Уметь решать задачи, моделировать.

8/100

Сравнение трёхзначных чисел.

1

Знать приёмы сравнения трёхзначных чисел.

Уметь решать задачи разного вида.

9/101

Определение общего числа единиц,(десятков, сотен) в числе.

Страничка для любознательных (52 - 53) - римская система исчисления.

1

Уметь выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; сравнивать.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

10/102

Единицы массы - килограмм, грамм.

Страничка для любознательных (55 - 57) - дополнительные задания творческого и поискового характера.

1

Знать  единицу массы – грамм и соотношение между граммом и килограммом.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

11/103

Что узнали, чему научились.

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

Осуществлять навыки самоконтроля и самопроверки, а также взаимоконтроля и взаимопроверки.

12/104

1

Контрольная работа №3 "Числа от 1 до 1000. Нумерация"

1/105

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

Приёмы устных вычислений.

10

2

Уметь выполнять устно вычисления, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений; сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.

2/106

Приёмы устных вычислений.

3/107

Приёмы устных вычислений. Закрепление.

1

4/108

Разные способы вычислений. проверка вычислений.

1

Использовать различные приемы проверки правильности

Вычислений.

5/109

Приёмы письменных вычислений.

1

Уметь применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000; контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

6/110

Алгоритм письменного сложения.

1

7/111

Алгоритм письменного вычитания.

1

8/112

Виды треугольников (по соотношению сторон).

1

Уметь различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их.

9/113

Виды треугольников (по соотношению сторон). Закрепление.

1

10/114

Страничка для любознательных (75) - готовимся к олимпиаде.

Что узнали, чему научились.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера, уметь извлекать из таблиц нужную информацию, применять знания в изменённых условиях;  сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить.

11/115

Что узнали, чему научились.

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.

1

1/116

Умножение и деление.

Приёмы устных вычислений.

12

3

Уметь использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

2/117

Приёмы устных вычислений.

3/118

Приёмы устных вычислений.

4/119

Виды треугольников по видам углов.

1

Уметь различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный,

остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

5/120

Виды треугольников по видам углов. Закрепление.

"Странички для любознательных" (87) - применение знаний в изменённых условиях.

1

6/121

Приёмы письменного умножения на однозначное число.

3

Уметь применять алгоритмы письменного умножения и деления

многозначного числа на однозначное и выполнять эти

действия. Использовать различные приемы проверки правильности

вычислений.

7/122

Приёмы письменного умножения на однозначное число.

8/123

Приёмы письменного умножения на однозначное число.

9/124

Приёмы письменного умножения на однозначное число. Закрепление.

1

10/125

Приём письменного деления на однозначное число.

2

Знать и применять алгоритмы письменного умножения и деления

многозначного числа на однозначное;  приемы проверки правильности

вычислений.

11/126

Приём письменного деления на однозначное число.

12/127

Проверка деления умножением.

1

1/128

Итоговое повторение.

Проверка деления умножением.

9

1

2/129

Знакомство с калькулятором.

1

Алгоритмы письменного умножения и деления

многозначного числа на однозначное;  приемы проверки правильности

вычислений, в том числе и калькулятор.

3/130

Что узнали, чему научились.

1

Осуществлять навыки самоконтроля и самопроверки, а также взаимоконтроля и взаимопроверки.

4/131

Повторение изученного за год.

6

5/132

6/133

7/134

.

8/135

Итоговая контрольная работа №4.

9/136

Итоговый урок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы.  М., Просвещение, 2011.
  2. Моро М.И. и др.  Математика. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. М., Просвещение, 2011.
  3. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. М., Просвещение, 2011.
  4. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс. М., Просвещение, 2012.
  5. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. М., Просвещение, 2012.
  6. С.И.Волкова, С. В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Методические рекомендации.  3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ.  М., «Просвещение», 2012.
  7. Электронное приложение к учебнику «Математика». 3 класс. Диск CD-ROM. Авторы: С.И. Волкова, С.П. Максимова.
  8. Персональный компьютер с принтером.
  9. Ксерокс.
  10. Мультимедийный проектор.
  11.  Наборное полотно.
  12. Демонстрационная линейка.
  13. Демонстрационный чертёжный треугольник.
  14. Демонстрационный циркуль.
  15. Палетка.
  16. Демонстрационный набор геометрических тел.
  17. Набор цифр, знаков.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений.
  • недоведение до конца преобразований.
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,  нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике.

Работа, состоящая из примеров

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 2 3 грубых и 1 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 1 грубая и 3 4 негрубые ошибки.
  • «2» 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» 2 3 грубых и 3 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» –  4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 ошибки.
  • «3» 3 4 ошибки.
  • «2» более 3 4 ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...