Урок математики в 1 классе. Тема "Нумерация чисел от 1 до 3".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Черабаева Алена Александровна

Технологическая карта. Урок математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Нумерация чисел от 1 до 3" (3часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс      

УМК «Школа России»

      Математика

    Технологическая карта темы

Тема

Нумерация чисел от 1 до 3 (3 часа)

Цели

Ввести алгоритм написания цифр 1, 2, 3.

Сформировать представление о понятии «много», «один», «пара», «число», «цифра».

Ввести алгоритм написания цифр 1, 2, 3. 

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы. Термины и  понятия

Работа с понятиями «много», «один». Написание цифры 1. Изучение образования числа 2. Написание цифры 2. Изучение образования числа 3. Написание цифры 3. 

Два, много, монета, один, пара, цифра, число.

Используемые современные образовательные технологии

  • Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности
  • Технология проблемного обучения
  • Обучение в сотрудничестве
  • Разноуровневое обучение 

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

-  интерес к изучению темы;

-  желание помочь Вове;

-  позитивное отношение к процессу определения подарка для члена  семьи;

- осознание успешности при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «один», «много», «цифра», «пара» и использовать в активном словаре;

- соотносить количество предметов с понятием «один», «много» и обосновывать свое мнение;

- определять способ образования чисел 2, 3 и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для определения количества подарков для членов своей семьи.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;

- строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- определять количество предметов;

- подбирать значение понятия «один», «много» в соответствии с количеством предметов;

- рассказывать алгоритм написания цифры «1», «2», «3»;

- писать цифру «1», «2», «3»;

- определять количество подарков в соответствии с количеством членов семьи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык

Тема - «Род имени существительного».

 Окружающий мир

Тема  - «День рождение».

Информационный материал:

Учебник «Математика» ч.1, рабочая тетрадь №1,

Демонстрационный материал:

Карточки с иллюстрациями.

Изображения предметов: цифры 1, 2, 3, грибы, корзинки, лебеди.

Интерактивный  материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вовы.

Вова: Ребята, помогите мне, пожалуйста! У меня большая семья. Я хочу поздравить всех членов моей семьи с днём рождения, при этом никого не обидеть. Зимой я подготовлю подарки для мамы и дедушки. Весной праздники у папы, бабушки, кошки. Летом день рождения у моей любимой тёти. Сколько подарков предстоит мне подготовить, чтобы порадовать каждого члена моей семьи?

Ребята, можете ли вы сразу дать ответ на этот вопрос?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы представить свою позицию убедительно.

Есть ли у вас желание научиться считать быстро и без ошибок, чтобы помочь Вове определить, сколько подарков предстоит ему приготовить?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь Вове.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Работа с понятиями «много», «один». Написание цифры 1

Цели:

• Ввести понятия «много», «один», «цифра».

• Ввести  алгоритм написания цифры «1».

• Научить:

определять значение понятий: «один», много» и обосновывать свое мнение.

- соотносить количество предметов и понятием «один», «много» и обосновывать свое мнение;

- определять количество предметов;

- подбирать значение понятия «один», «много» в соответствии с количеством предметов;

- рассказывать алгоритм написания цифры «1»;

- писать цифру «1»;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм;

- формулировать высказывание, используя термины «один», «много», в рамках учебного диалога.

 

Задание 1 (З)

Рассмотрите корзинки и назовите количество предметов в каждой.

Рассмотрите предметы в классе и определите те, о которых можно сказать «много».

Задание 2. (З) Учебник, ч.1 с.22 

Рассмотрите картинку и назовите предметы, которых «много».

Задание 3  (П) Учебник,  ч.1 с.23

Можно ли утверждать, что на яблоне одно яблоко? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4  (У)  Иллюстрация учителя

Рассмотрите иллюстрацию и определите предметы, которых «много».

Задание 5 (З)

Рассмотрите предметы в классе и определите те, к которым подходят слова: «один», «одна», «одно».

Задание 6 (З) Учебник,  ч.1 с.22

Рассмотрите картинку и назовите предметы, о которых можно сказать «один».

Задание 7 (П) Учебник,  ч.1 с.23

Можно ли утверждать, что на иллюстрации много  девочек? Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У) Иллюстрация учителя

Рассмотрите и определите предметы, о которых можно сказать «один».

Сообщение учителя

Цифра – это символ, с помощью которого записывается число. Цифрой «1» обозначается число 1.

Задание 9 (З)

Расскажите, где в окружающем пространстве можно встретить  образ цифры «1».

Алгоритм написания цифры «1»

Чтобы написать цифру «1», надо:

1. определить количество элементов;

2. поставить точку в середине клетки, провести прямую линию в правый верхний угол;

3. провести прямую линию  из правого верхнего угла к середине нижней строки.

Например: пишем цифру «1» в воздухе вместе с детьми и комментируем действия по алгоритму.

Задание 10 (З)

Расскажите алгоритм написания цифры «1».

Задание 11 (П)

Можно ли утверждать, что написание цифры «1» начинается с середины нижней строки? Обоснуйте свое мнение.

Задание 12 (У)

Пропишите цифру «1» в тетради.

Диагностические задания

1. Нарисуйте слева 1 шарик, а справа много шариков.

2. Выберите цифру и соотнесите с изображением, которое вы нарисовали.

Познавательные умения:

- определять значение понятия «один», много» и обосновывать свое мнение.

- соотносить количество предметов с понятием «один», «много» и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины «один», «много», в рамках учебного диалога.

- Предметные умения

 - определять количество предметов;

- подбирать значение понятия «один», «много» в соответствии с количеством предметов;

- рассказывать алгоритм написания цифры «1»;

- писать цифру «1». 

Блок Б. Образование числа 2. Написание цифры 2

Цели:

• Ввести понятия «пара», «два».

• Ввести  алгоритм написания цифры «2».

• Научить школьников:

- определять значение слова «пара» и использовать его в активном словаре;

- соотносить количество предметов и понятием «два»,  и обосновывать свое мнение;

- определять способ  образования числа «2» и обосновывать свое мнение;

- определять количество предметов;

подбирать цифру в соответствии со значением  «два», «пара»;

- рассказывать алгоритм написания цифры «2»;

- писать цифру «2»;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм;

- формулировать высказывание, используя термины «два», «пара», в рамках учебного диалога.

Задание  1 (З)  Иллюстрация учителя

Рассмотрите иллюстрацию и назовите количество изображенных листиков.

Назовите количество листиков, которые нужно добавить, чтобы их стало 2.

Задание 2 (З)

Назовите количество котов на каждой иллюстрации.

Задание 3 (П)

Можно ли  утверждать, что на первой иллюстрации котов столько же, сколько на второй? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4 (У) Учебник с.25

Рассмотрите иллюстрацию и определите числа, которые закрыты карточками.

Задание 5 (З) Учебник с.24

Рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы,  которые можно назвать «один», «одна», «одно», «два», «две», «двое».

Задание 6 (П) Учебник с.24

Верно ли, что на иллюстрации изображен один цыплёнок? Обоснуй свое мнение.

Можно ли утверждать, что на картинке двое мальчиков? Обоснуй своё мнение.

Задание 7 (У) Иллюстрация учителя

Рассмотрите иллюстрацию и определите предметы, которые соответствуют числу два.

Сообщение учителя

Цифрой 2 обозначается число 2.

Алгоритм написания цифры «2»

Чтобы написать цифру «2», надо:

1. определить количество элементов;

2. поставить точку чуть выше центра клетки, вести вверх, закругляя правый верхний угол;

3. вести прямую линию на середину нижней строки;

4. вывести волнистую  линию, похожую на «хвостик».

Например: пишем цифру «2» в воздухе вместе с детьми и комментируем действия по алгоритму. 

Задание 8 (З)

Расскажите алгоритм написания цифры «2».

Задание 9(П)

Можно ли утверждать, что написание цифры «2» начинается с нижней строки?  Обоснуйте своё мнение.

Задание 10 (У)

Пропишите цифру «2» в тетради.

Сообщение учителя

Есть такое понятие «пара». Пара – это два одинаковых предмета, которые употребляются  вместе и составляют одно целое.  Например: пара туфель, рапа варежек.

Задание 11 (З) Учебник с.24

Назовите значение слова «пара».

Рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы, которые можно назвать «парой».

Задание 12 (П)

Можно ли утверждать, что чайник и сахарница являются парой? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что кошка и воробей  являются парой? Обоснуйте своё мнение.

Задание 13 (У)

Предложите свой вариант пары.

Диагностические задания

1. Рабочая тетрадь с.9.

Раскрасьте цифру, которая соответствует количеству предметов, изображённых на картинке.

2. Рассмотрите картинки,  определите значение каждого изображения и обозначьте его цифрой или словом.  Соедините линией рисунки с соответствующей записью.

Познавательные умения:

- определять значение слова «пара» и использовать его в активном словаре;

- соотносить количество предметов и понятием «два»,  и обосновывать свое мнение;

- определять способ  образования числа «2» и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины «два», «пара», в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- определять количество предметов;

- подбирать цифру в соответствии со значением  «два», «пара»;

- рассказывать алгоритм написания цифры «2»;

- писать цифру «2».

Блок В.  Образование числа 3. Написание цифры 3

Цели:

Актуализировать знания об  образовании числа «2».

• Научить школьников:

соотносить количество предметов и понятием «три»,  и обосновывать свое мнение;

- определять количество предметов;

- подбирать значение понятия «три» в соответствии с количеством предметов;

- рассказывать алгоритм написания цифры «3»;

- писать цифру «3»;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм;

 - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Положите перед собой картинку с изображением лебедя, рядом ещё одну и назовите количество птиц.

Расскажите, как получилось число «2».

Добавьте ещё одну картинку с изображением лебедя и назовите количество птиц.

Расскажите, как получили 3 изображения.

Задание 2  (З) Учебник,  с.26

Рассмотрите рисунок и назовите предметы, о которых можно сказать «два да один - это три».

Задание 3 (П) Учебник, с.26

Верно ли, что на картинке изображено 2 медведя? Обоснуйте свое  мнение.

Задание 4 (У)

Определите монеты, которыми можно оплатить покупки в 3 рубля.

        

Сообщение учителя

Цифрой 3 обозначается число «3».

 Алгоритм написания цифры 3.

Чтобы написать цифру «3», надо:

1. определить количество элементов;

2. поставить точку чуть выше центра клетки и вести от нее линию вверх, закругляя ее   в  правом верхнем  углу, чтобы получился верхний полуовал;

3.  продолжать вести линию вниз ближе к центру клетки, закругляя  ее в правом  нижнем углу, чтобы получился нижний полуовал, по размеру чуть больше верхнего.

Например: пишем цифру «3» в воздухе вместе с детьми и комментируем действия по алгоритму.  

Задание 5 (З)

Расскажите алгоритм написания цифры «3».

Задание 6 (П)

Верно ли, что написание цифры «3» начинается с середины клетки?

Задание 7 (У)

Пропишите цифру «3» в тетради.

Диагностические  задания:

Рассмотрите рисунок и раскрасьте в правом верхнем углу столько фигур, сколько соответствует цифре:

Познавательные умения:

- соотносить количество предметов и понятием «три»,  и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

 - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- определять количество предметов;

- подбирать цифру в соответствии со значением   понятия «три»

- рассказывать алгоритм написания цифры «3»;

- писать цифру «3».

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы, а именно:

 - определять предметы, которые возможно приобрести, имея монеты достоинством 1 рубль, 2 рубля;

- определять количество предметов, которые соответствуют числам: 1, 2,3.

Контрольное задание

Задание 1.

 Перед вами 3 монеты  достоинством в 1 рубль и одна монета достоинством  в 2 рубля. Определите покупки, которые возможно приобрести в канцелярском магазине, если линейка стоит 3 рубля, ластик - 1 рубль, карандаш – 2 рубля, ручка – 2 рубля.

Задание 2.

Определите количество объектов в каждом прямоугольнике, и напиши их соответствующей цифрой.

 Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Предметные умения:

- определять предметы, которые возможно приобрести, имея монеты достоинством 1 рубль, 2 рубля;

- определять количество предметов, которые соответствуют числам: 1, 2,3.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

Стимулировать интерес к процессу определения количества подарков.

•  Учить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- определять количество подарков для членов своей семьи;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Сообщение учителя

Для выполнения задания вам понадобятся  условные обозначения и время года, когда родились  члены вашей семьи.

«М» – мама; «П» – папа; «Б» – бабушка; «С» – сестра; «Д» – дедушка; «Я». Мама родилась весной; папа – зимой; бабушка – зимой; сестра – осенью; дедушка – летом; я – осенью.* (Я-Вова)

Информативный вариант

Определите количество подарков, которыми Вова порадует всех своих близких. Соедините стрелочкой первую букву названия каждого члена семьи и подарок в зависимости от времени года его рождения.

Например, если мама родилась весной, то соединим стрелочкой букву  «М»  и подарок с буквой «В».

Импровизационный вариант

Определите, кому приготовлены подарки на первом столе, а для кого - на втором. Впишите в кружочки первую букву названия члена семьи, используя условные обозначения и время года их рождения.

Эвристический вариант

Определите время года, когда родились члены вашей семьи и напишите на каждом подарке первую букву его названия. Впишите в каждый кружочек первую букву названия члена семьи, используя условные обозначения. Определите подарок для каждого члена вашей семьи, и соотнесите его с первой  буквой его названия.

                

       

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу подготовки подарков для членов своей семьи.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания;

- определять количество подарков для членов своей семьи в зависимости от времени года.

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- определять количество подарков в соответствии с количеством членов семьи.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно писать цифры, потому что……

2. Чтобы помочь Вове правильно распределить подарки, нужно ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, как сам распределил(а) подарки для своей семьи.

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о понятии «много», «один», «пара», «число», «цифра».

Ввести алгоритм написания цифр 1, 2, 3. 

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения  темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу определения  подарка  для члена  своей семьи.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для определения количества подарков для членов своей семьи.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

определять количество подарков в соответствии с количеством членов семьи.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс "Нумерация чисел 1-10. Счет. Решение задач."

Урок математики 1 класс Хливнюк Татьяна ГеннадьевнаТема: Нумерация чисел 1-10. Счет. Решение задач. Цель урока:Образовательная: ·         -закрепление счет...

Урок математики 1 класс« Нумерация чисел в пределах 20».

Сегодня мы проведём необычный урок математики: мы отправимся в путешествие по сказке....

Урок математики 1 класс« Нумерация чисел в пределах 20».

Сегодня мы проведём необычный урок математики: мы отправимся в путешествие по сказке....

Урок математики 4 класс "Умножение чисел, оканчивающихся нулями"

Закрепление решения  примеров на умножение и деление, решение  задачи на движение, нахождение неизвестного в уравнениях....

Урок математики 1 класс "Состав чисел в пределах 10. Закрепление"

Урок математики 1 класс "Школа России"Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. Цель: повторить состав чисел, приёмы сложения и вычитания...

Презентация к уроку математики 1 класс. Нумерация чисел от 20 до 100

Данная презентация поможет детям осмыслить последовательность чисел в пределах 100....

Урок математикит 3 класс "Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония". Урок открытия нового знания....