урок по математике 4 класс программа Л.В. Занкова "Объем и его измерение"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Исследовательская деятельность на уроке математке на примере изучения понятия -объем и его измерение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
227 954 565 Букова Валентина Ивановна г. Красноярск.
Наиболее активно учащиеся начальных классов включаются в практическую, исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей. Элементы такой деятельности в начальной школе очень пригодятся учащимся в последующих классах.
В чём же заключается исследовательская работа по изучению величин. В каждом конкретном случае базируется на сравнении объектов на глаз, приложением, наложением, использованием произвольных мерок при измерении сравниваемых объектов, знакомство с ними; знакомство с инструментами, предназначенными для измерения изучаемой величины.
В начальной школе, а именно в 4 классе уже осуществляется содержательный, глубокий анализ по изучению величин, используется такой важный приём как обобщение по теме.
Урок математики в 4 классе
Тема: Объём и его измерение.
Учебная цель: реализация дидактических принципов на уроке математики.
Задачи:
- дать первоначальное представление об объёме;
- тренировать в измерении объёма произвольными мерками;
- определение объёма прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям.
Конспект урока.
- На доске запись: см, дм², мм², км, м³, дм.
Учитель: Что вы видите на доске?
Андрей: Величины.
Учитель: Какое задание можно выполнить с данными величинами?
Катя: Поделить на группы.
Учитель: По какому признаку?
Толя: Я знаю, что величинами см, м, дм можно измерить длину отрезка.
Андрей: Километр – величина для измерения больших расстояний.
Илья: см, м, мм – эти величины мы используем при нахождении периметра многоугольника.
Алина: дм², м² - так мы обозначаем площади фигур.
Кирилл: м³ - незнакомая нам величина.
Обращаю внимание детей на плакат, висящий на доске.
Учитель: Посмотрите на данный плакат, может здесь вы найдёте ответ на свой вопрос.
Ксюша: У первого рисунка можно найти периметр.
Данил: У второго – площадь.
Рома: А третья фигура объёмная.
Учитель: Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
Никита: Объёмные фигуры.
Альберт: Знакомство с объёмом.
Учитель: Какие вопросы помогут нам раскрыть тему урока?
Дима: Что такое объёмные фигуры?
Юля: Объём. Как его определить?
Ксюша: В чем он измеряется?
Учитель: Подумайте, что значит объёмный?
Артур: Объёмный, значит большой.
Обращаемся к толковому словарю. В классе есть дети, которые отвечают за данный вид работы.
Таня (читает): Объёмный – значит большой, занимающий место в пространстве.
Учитель: Мы ответили на первый вопрос. Поищем ответ на следующий.
На столе располагаются предметы: объёмный квадрат, банка с водой, камень.
Учитель: Посмотрите на эти предметы, с какой целью я их поставила?
Лена: Есть. Квадрат занимает место в пространстве – это объёмный предмет.
Митя: Банка с водой – это тоже объёмный предмет.
Илья: Камень – объёмный.
Учитель: Для чего я положила камень и налила в банку воду?
Данил: Я догадался. Его можно отпустить в банку с водой.
Андрей: Я понял, что вода из банки выльется.
Учитель: Значит, какой вывод можно сделать?
Дети приходят к выводу, что воду в банке (объём воды) можно измерить с помощью мерки. Но с помощью такой мерки найденный объём будет не точным.
Учитель: Так как же определить объём предмета? Вот у меня в руках геометрический предмет. Как вы его назовёте?
Гена: Сторона данного предмета - прямоугольник.
Алёна: Это прямоугольный параллелепипед
Учитель: Этих фигур всего 5, а вас в классе 25 человек. Как поступить в данной ситуации?
Катя: Поделимся на группы.
Учитель: Хорошо. Что вы видите внутри фигуры?
Данил: Мерку. Это квадратный сантиметр.
Лена: А ещё здесь шарик.
Учитель: С какой целью я их положила?
Митя: Какая мерка подойдёт.
Ваня: Я считаю, что подойдёт сантиметр квадратный.
Ира: Я тоже так считаю, ведь шариком нельзя измерить точно.
Учитель: Почему?
Артём: Он не занимает всего пространства.
Учитель: Как с помощью квадратных сантиметров определить объём прямоугольного параллелепипеда, ведь их тоже мало и они не заполнят всего пространства?
Работа в группах.
Дети выкладывают квадратные сантиметры по ширине длине и высоте. Определяют вместимость, объём.
Учитель: Объясните, какие действия вы выполнили?
Толя: Мы расставили квадратные сантиметры по ширине.
Аня: Наша группа – по высоте.
Данил: Их можно расположить и по длине.
Учитель: Ответим на следующий вопрос: как определить объём прямоугольного параллелепипеда? Запишем формулу находимого объёма.
V – знак обозначения объёма.
V=а•в•с
Сколько сторон мы перемножили? На какой вопрос нам нужно ещё дать ответ?
Рома: м³ - что обозначает цифра 3?
Рефлексия. Ребята, удалось ли нам найти ответы на поставленные вопросы?
Алина: Я знаю, что такое объём.
Толя: Я научился определять объём предметов.
Кирилл: Я знаю, в каких единицах измеряется объём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике по программе "Школа 2100", 3 класс. "Составные уравнения"
Познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-350305-1385052779.jpg)
Конспект урока по математике по программе "Школа 2100"
Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей...
Конспект урока по математике (по программе "Школа России", автор М.И.Моро и др) Тема: счет десятками
Формирование представлений учащихся о новой счетной единице - десятке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-381345-1440302362.jpg)
Урок по математике по программе "Гармония" во 2 классе по теме "Подготовка к контрольной работе. Решение задач.Построение схем"
Этот урок разработан с целью поэтапной подготовки детей к выполнению контрольной работы по разным уровням сложности. Дети решают задачи с помощью построения схем, начиная с легкого уровня сложно...