Интегрированный урок математики и окружающего мира (с презентацией)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Овдиенко Лариса Николаевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_integrirovannyy_urok.docx21.24 КБ
Файл slajjdy_k_uroku_matematiki.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интегрированный урок по математике и окружающему миру. "Год. Месяц"»,3 класс по УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Овдиенко Лариса  Николаевна,

учитель начальных классов, 
МБОУ  СОШ № 2
города Тихорецка

Краснодарского края

Интегрированный урок по математике и окружающему миру. 3 класс
Тема: «Год. Месяц»

Оборудование: плакат с названиями месяцев, времен года; карточки для индивидуальной работы, слайды по окружающему миру, календари разных видов, сигнальные карточки, компьютер.
Цели урока: дать представление о новых единицах времени: год, месяц; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи  с единицами времени; 
показать теснейшую межпредметную связь для решения обучающей, воспитывающей, развивающей задач, развивать познавательный интерес к математике и окружающему миру, к чтению дополнительной литературы; развивать логическое мышление, внимание;  показать связь обучения с жизнью, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности;
воспитывать бережное отношение ко времени; самостоятельность. 
Принципы:

  • единства воспитания, развития, обучения;
  • связи математики с другими предметами;
  • оптимизации творческой активности обучающихся.

Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:

Базовый уровень

Возможный уровень

Познакомить с единицами измерения времени: год, месяц;

Знать происхождение названия месяцев;

знать название самого короткого месяца; число дней в году и число месяцев;

знать происхождение единиц измерения времени: год, месяц;

находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

действовать по самостоятельно составленному плану;

уметь работать с табелем -календарем;

расширить представления о разновидностях календарей;

Личностные  УУД: формировать познавательный интерес;

Личностные  УУД: 
принимать ответственность за свои поступки;

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; оценивать свои действия;

Регулятивные УУД: определять учебные действия; корректировать свою работу, планировать;

Познавательные УУД: вычислять примеры на табличное умножение, деление; решать задачи; знать единицы измерения времени;

Познавательные УУД: анализировать, самостоятельно создавать  способы  решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, строить устные высказывания;

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.

Ход урока:

  • Организованное начало урока.

Мы начнем сейчас  урок
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.

  • Проверка домашнего задания.

 Наш урок мы начинаем  с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? (примеры и уравнения)
Были ли у вас трудности при выполнении этих номеров?
Было у вас ещё одно творческое задание. Вспомнить и нарисовать предметы, явления, имеющие форму круга. (Проверка  задания).

  • Работа над новым материалом. Ребята, я тоже думала над этим заданием. Год – я представила в виде круга, разделённого на 4 части - по временам года, а каждая часть делится ещё на 3 - по месяцам.

- Кто мне скажет, сколько   вы знаете  времён года?
- Как месяцы распределены по временам года?
- Сколько дней в месяцах?
- Назовите самый короткий месяц.
- Сколько в нем дней?
- Действительно, в феврале 28 дней, но 1 раз в четыре года в феврале бывает 29 дней, такой год называют високосным. 
- Ребята, кто поможет назвать тему сегодняшнего урока? 
- Соня  и Аня  получили вчера «секретное» задание, с которым нас сегодня познакомят. 
1 девочка:
Еще в незапамятные времена человек столкнулся с необходимостью ориентироваться во времени и его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Ни пальцы, ни шаги здесь не помогали.  Дело обстояло сложнее.
Самыми древними «часами»,  которые к тому же не когда не ломались и не останавливались, оказалось солнце.
2 девочка: 
«Ночными часами» стали звезды.
Звезды на небосклоне медленно перемещаются, оставаясь как бы привязанными невидимыми ниточками к яркой звезде, находящейся на одном и том же месте.
Эта звезда получила название  Полярной, а у многих народов -Гвоздь неба.
Учитель:
По Солнцу и звездам можно определять время суток ( и об этом мы будем говорить на следующем уроке математики), но были нужны и большие меры времени. Наблюдения за изменяющимся видом Луны - фазами - привели ко второй естественной единице времени месяцу как промежутку времени, равному примерно 30-и суткам. (
Слайд 1  –вращение Луны вокруг Солнца)
Название месяцев и их продолжительность беру свое основное начало со времени владычества Рима. Некоторые месяцы получили свое название от имени богов и императоров. Какой месяц начинает год? (
12 слайдов)
Январь - в честь двуликого бога Януса (одно лицо в будущее, другое в прошлое)
За январём идёт февраль. От латинского  слова - очищение, покаяние.
Март - в честь бога войны Марса.
Апрель - от латинского слова -  раскрытие.
Май - по имени бога Маюса, покровителя роста.
Июнь - по имени богини неба Юноны.
Июль - в честь  Юлия  Цезаря.
Август -  в честь императора  Августа. (Чтобы его не обидеть, месяц удлиняют до 31 дня за счёт февраля).
Сентябрь – седьмой.
Октябрь – восьмой.
Ноябрь – девятый.
Декабрь – десятый.  ( Когда  началом года было  1 марта).
Какой месяц год заканчивает?

  • Знакомство с единицей измерения времени – годом.

Для ведения хозяйства необходимо было знать периодичность чередования и продолжительность весны, лета, осени и зимы. Так появилась ещё более крупная единица времени – год. Но чтобы считать, надо с чего – то начинать? А ведь у времени нет ни начала, ни конца, оно течёт и течёт. В нашем календаре год начинается … (с 1 января). В Иране с 21 марта, в Эфиопии с 11 сентября. Оказывается, и у наших предков год начинался то 21 июня (самый длинный  день в году), то 1 марта. 
Постепенно установили продолжительность солнечного года в 365 суток, а в високосный год – 366 суток. 
Итак, наша планета вращается вокруг Солнца за 365 суток. (Слайд – вращение Земли вокруг Солнца).

  • Работа по учебнику. А теперь обратимся к учебнику. Откройте его на  странице 86. Для удобства обозначения дней придумали календари. Они бывают разных видов. ( Показ различных календарей). Один из наиболее удобных – табель – календарь.  Внимательно его рассмотрите.

- Что записано в календаре с левой стороны?
- Как распределены числа?
- Что расположено горизонтально и выделено другим шрифтом?
Далее работа по заданиям №1 и №2 страница 86. 
Вывод: Итак, в табеле – календаре слева записывают название дней недели. Числа расположены по дням недели и по неделям. 
- Что мы можем узнать, посмотрев на календарь?

  •  Физминутка. На зарядку солнышко поднимает нас,

                                     Поднимаем руки мы по команде: раз!
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде: два!

  • Закрепление изученного материала.

  Проверим, как вы усвоили новый материал. У вас на столах лежат карточки. Переверните их. Закончите фразы.  (Учитель показывает слайд с заданием). 
 В году … месяцев. В году… дней. Самый короткий месяц - ….  В году … зимних месяца, … весенних месяца, … летних месяца, … осенних месяца.    … - год кончает, а … начинает.
(Проверка этого задания осуществляется по  слайдам №13, 14).  
У кого нет ошибок,  поднимите сигнальные карточки?
Кто допустил ошибки?
Вывод: Правильно справились с заданием... человек, допустили ошибки - … .

  • Работа над пройденным материалом. 

С какими  единицами  времени вы  познакомились ранее?
Проверим, сможем ли мы  правильно выполнить 
за 2 минуты вычисления, записывая только ответы в № 39 на странице 94. 
Самостоятельная работа. (Ответы проверяем по слайду № 15.)

  • Работа над пройденным материалом. Решение задачи №32 на стр. 94. Прочитайте задачу про себя.

Один ученик читает вслух.  
Что известно в задаче? 
Что надо узнать? 
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Составьте краткую запись. 
                       Март – 8 сказок
                       Апрель -? на 2 сказки меньше, чем в марте
Всего -?
(Сильные дети составляют план решения).

  • +

(Решают задачу самостоятельно.
Проверяет 1 ученик, записывая у доски.)
Проверка с помощью сигнальных карточек.

  • Итог урока.

 С какими единицами времени мы познакомились на уроке?
Сколько месяцев в году?
Что на уроке вам удалось лучше всего?
Что  вызвало затруднение?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Сегодняшний материал пригодится вам в жизни? Когда?

  • Домашнее задание.

Страница 87 №5, 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Январь – в честь двуликого бога Януса

Слайд 2

Февраль – от латинского фебрум – очищение

Слайд 3

Март –по имени бога войны Марса

Слайд 4

Апрель – раскрытие (раскрываются почки)

Слайд 5

Май – в честь бога Маюса

Слайд 6

Июнь_ по имени богини Юноны

Слайд 7

Июль – в честь Юлия Цезаря

Слайд 8

Август – в честь императора Августа

Слайд 9

Сентябрь - седьмой

Слайд 10

Октябрь - восьмой

Слайд 11

Ноябрь - девятый

Слайд 12

Декабрь -десятый

Слайд 13

В году … месяцев. В году … дней. Самый короткий месяц – ... В году … зимних месяца, … весенних месяца, … летних месяца, … осенних месяца. … – год кончает, а … – начинает.

Слайд 14

В году 12 месяцев. В году 365 дней. Самый короткий месяц– февраль. В году 3 зимних месяца, 3 весенних месяца, 3 летних месяца, 3 осенних месяца. Декабрь – год кончает, а январь – начинает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира в 1 классе по теме "Литр"

Презентация к интегрированному  уроку математики и окружающего мира в 1 классе по теме "Литр" ...

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )...

Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс

Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс, ОС "Школа 2100"...

Презентация "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира".

К статье "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира" одноименная презентация....

Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...