Интегрированный урок математики и окружающего мира (с презентацией)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Интегрированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_integrirovannyy_urok.docx | 21.24 КБ |
slajjdy_k_uroku_matematiki.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Интегрированный урок по математике и окружающему миру. "Год. Месяц"»,3 класс по УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Овдиенко Лариса Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 2
города Тихорецка
Краснодарского края
Интегрированный урок по математике и окружающему миру. 3 класс
Тема: «Год. Месяц»
Оборудование: плакат с названиями месяцев, времен года; карточки для индивидуальной работы, слайды по окружающему миру, календари разных видов, сигнальные карточки, компьютер.
Цели урока: дать представление о новых единицах времени: год, месяц; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи с единицами времени;
показать теснейшую межпредметную связь для решения обучающей, воспитывающей, развивающей задач, развивать познавательный интерес к математике и окружающему миру, к чтению дополнительной литературы; развивать логическое мышление, внимание; показать связь обучения с жизнью, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности;
воспитывать бережное отношение ко времени; самостоятельность.
Принципы:
- единства воспитания, развития, обучения;
- связи математики с другими предметами;
- оптимизации творческой активности обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Базовый уровень | Возможный уровень |
Познакомить с единицами измерения времени: год, месяц; | Знать происхождение названия месяцев; |
знать название самого короткого месяца; число дней в году и число месяцев; | знать происхождение единиц измерения времени: год, месяц; |
находить и выбирать способ решения текстовой задачи; | действовать по самостоятельно составленному плану; |
уметь работать с табелем -календарем; | расширить представления о разновидностях календарей; |
Личностные УУД: формировать познавательный интерес; | Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; оценивать свои действия; | Регулятивные УУД: определять учебные действия; корректировать свою работу, планировать; |
Познавательные УУД: вычислять примеры на табличное умножение, деление; решать задачи; знать единицы измерения времени; | Познавательные УУД: анализировать, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, строить устные высказывания; | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации деятельности. |
Ход урока:
- Организованное начало урока.
Мы начнем сейчас урок
Нам пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.
- Проверка домашнего задания.
Наш урок мы начинаем с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? (примеры и уравнения)
Были ли у вас трудности при выполнении этих номеров?
Было у вас ещё одно творческое задание. Вспомнить и нарисовать предметы, явления, имеющие форму круга. (Проверка задания).
- Работа над новым материалом. Ребята, я тоже думала над этим заданием. Год – я представила в виде круга, разделённого на 4 части - по временам года, а каждая часть делится ещё на 3 - по месяцам.
- Кто мне скажет, сколько вы знаете времён года?
- Как месяцы распределены по временам года?
- Сколько дней в месяцах?
- Назовите самый короткий месяц.
- Сколько в нем дней?
- Действительно, в феврале 28 дней, но 1 раз в четыре года в феврале бывает 29 дней, такой год называют високосным.
- Ребята, кто поможет назвать тему сегодняшнего урока?
- Соня и Аня получили вчера «секретное» задание, с которым нас сегодня познакомят.
1 девочка:
Еще в незапамятные времена человек столкнулся с необходимостью ориентироваться во времени и его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Ни пальцы, ни шаги здесь не помогали. Дело обстояло сложнее.
Самыми древними «часами», которые к тому же не когда не ломались и не останавливались, оказалось солнце.
2 девочка:
«Ночными часами» стали звезды.
Звезды на небосклоне медленно перемещаются, оставаясь как бы привязанными невидимыми ниточками к яркой звезде, находящейся на одном и том же месте.
Эта звезда получила название Полярной, а у многих народов -Гвоздь неба.
Учитель:
По Солнцу и звездам можно определять время суток ( и об этом мы будем говорить на следующем уроке математики), но были нужны и большие меры времени. Наблюдения за изменяющимся видом Луны - фазами - привели ко второй естественной единице времени месяцу как промежутку времени, равному примерно 30-и суткам. (Слайд 1 –вращение Луны вокруг Солнца)
Название месяцев и их продолжительность беру свое основное начало со времени владычества Рима. Некоторые месяцы получили свое название от имени богов и императоров. Какой месяц начинает год? (12 слайдов)
Январь - в честь двуликого бога Януса (одно лицо в будущее, другое в прошлое)
За январём идёт февраль. От латинского слова - очищение, покаяние.
Март - в честь бога войны Марса.
Апрель - от латинского слова - раскрытие.
Май - по имени бога Маюса, покровителя роста.
Июнь - по имени богини неба Юноны.
Июль - в честь Юлия Цезаря.
Август - в честь императора Августа. (Чтобы его не обидеть, месяц удлиняют до 31 дня за счёт февраля).
Сентябрь – седьмой.
Октябрь – восьмой.
Ноябрь – девятый.
Декабрь – десятый. ( Когда началом года было 1 марта).
Какой месяц год заканчивает?
- Знакомство с единицей измерения времени – годом.
Для ведения хозяйства необходимо было знать периодичность чередования и продолжительность весны, лета, осени и зимы. Так появилась ещё более крупная единица времени – год. Но чтобы считать, надо с чего – то начинать? А ведь у времени нет ни начала, ни конца, оно течёт и течёт. В нашем календаре год начинается … (с 1 января). В Иране с 21 марта, в Эфиопии с 11 сентября. Оказывается, и у наших предков год начинался то 21 июня (самый длинный день в году), то 1 марта.
Постепенно установили продолжительность солнечного года в 365 суток, а в високосный год – 366 суток.
Итак, наша планета вращается вокруг Солнца за 365 суток. (Слайд – вращение Земли вокруг Солнца).
- Работа по учебнику. А теперь обратимся к учебнику. Откройте его на странице 86. Для удобства обозначения дней придумали календари. Они бывают разных видов. ( Показ различных календарей). Один из наиболее удобных – табель – календарь. Внимательно его рассмотрите.
- Что записано в календаре с левой стороны?
- Как распределены числа?
- Что расположено горизонтально и выделено другим шрифтом?
Далее работа по заданиям №1 и №2 страница 86.
Вывод: Итак, в табеле – календаре слева записывают название дней недели. Числа расположены по дням недели и по неделям.
- Что мы можем узнать, посмотрев на календарь?
- Физминутка. На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде: раз!
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде: два!
- Закрепление изученного материала.
Проверим, как вы усвоили новый материал. У вас на столах лежат карточки. Переверните их. Закончите фразы. (Учитель показывает слайд с заданием).
В году … месяцев. В году… дней. Самый короткий месяц - …. В году … зимних месяца, … весенних месяца, … летних месяца, … осенних месяца. … - год кончает, а … начинает.
(Проверка этого задания осуществляется по слайдам №13, 14).
У кого нет ошибок, поднимите сигнальные карточки?
Кто допустил ошибки?
Вывод: Правильно справились с заданием... человек, допустили ошибки - … .
- Работа над пройденным материалом.
С какими единицами времени вы познакомились ранее?
Проверим, сможем ли мы правильно выполнить за 2 минуты вычисления, записывая только ответы в № 39 на странице 94.
Самостоятельная работа. (Ответы проверяем по слайду № 15.)
- Работа над пройденным материалом. Решение задачи №32 на стр. 94. Прочитайте задачу про себя.
Один ученик читает вслух.
Что известно в задаче?
Что надо узнать?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Составьте краткую запись.
Март – 8 сказок
Апрель -? на 2 сказки меньше, чем в марте
Всего -?
(Сильные дети составляют план решения).
- –
- +
(Решают задачу самостоятельно.
Проверяет 1 ученик, записывая у доски.)
Проверка с помощью сигнальных карточек.
- Итог урока.
С какими единицами времени мы познакомились на уроке?
Сколько месяцев в году?
Что на уроке вам удалось лучше всего?
Что вызвало затруднение?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Сегодняшний материал пригодится вам в жизни? Когда?
- Домашнее задание.
Страница 87 №5, 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Февраль – от латинского фебрум – очищение
Март –по имени бога войны Марса
Апрель – раскрытие (раскрываются почки)
Май – в честь бога Маюса
Июнь_ по имени богини Юноны
Июль – в честь Юлия Цезаря
Август – в честь императора Августа
Сентябрь - седьмой
Октябрь - восьмой
Ноябрь - девятый
Декабрь -десятый
В году … месяцев. В году … дней. Самый короткий месяц – ... В году … зимних месяца, … весенних месяца, … летних месяца, … осенних месяца. … – год кончает, а … – начинает.
В году 12 месяцев. В году 365 дней. Самый короткий месяц– февраль. В году 3 зимних месяца, 3 весенних месяца, 3 летних месяца, 3 осенних месяца. Декабрь – год кончает, а январь – начинает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира в 1 классе по теме "Литр"
Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира в 1 классе по теме "Литр" ...
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )...
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс, ОС "Школа 2100"...
Презентация "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира".
К статье "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира" одноименная презентация....
Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"
Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...