рабочая программа по программе Перспективная начальная школа
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Дымова Галина Александровна

рабочая программа математика 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

от 30.08.11 г.Протокол №1

руководитель МО

________/А.А.Сальникова/

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом  МБОУ СОШ №51 г.Липецка

от 31.08.11 протокол №1

Руководитель МС

__________/Н.Д.Покачалова/


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 51

___________/С.В.Бедрова

Приказ от 01.09.11 г. № 204

Рабочая учебная программа

_____________по математике ____________

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения )

на ступени начального общего образования, 2 класс

(ступень образования, класс)

2011 – 2012 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе

Программы «Математика» для четырехлетней начальной школы (автор А.Л.Чекин)________________________________________________________

(наименование программы)

Программу составила

Дымова Галина Александровна, стаж работы 9 лет, первая квалификационная  категория______________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная  категория)

Липецк

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.  

Начальный курс математики реализует следующие задачи обучения:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
  • формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
  • формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Настоящая рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • Примерной программы начального общего образования по математике;
  • Федерального перечня учебников ;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Положения МОУ СОШ №51 г.Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ №51 г.Липецка протокол от 29.12.2009 г. №4, утверждено приказом по МОУ СОШ №51 г. Липецка от 29.12.2009 г. № 298);
  • Учебного плана МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2011-2012 учебный год.

Рабочая программа также составлена на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина   М.: Академкнига, 2011 г.

 Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту начального общего образования по математике, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа дает возможность воспитания интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни; дать первоначальные навыки ориентации в действительности, которая моделируется с помощью этих понятий, предложить ребенку способы познания окружающей действительности.

Программа предназначена для изучения математики во 2 классе, составлена на 133часа  (из расчета 4 часа в неделю в соответствии с Учебным планом  МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2011-2012 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

Рабочая программа не изменялась, она полностью соответствует авторской программе.

Основной формой организации образовательного  процесса во 2 классе является урок.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках математики используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (контрольные работы, самостоятельные работы, математические диктанты,  тестирование и др.)

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Личностные результаты.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

        - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

        - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

        а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;

        б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных или составленных самостоятельно;

        в) выполнять задания на основе использования свойств  арифметических действий;

        - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ);

        - строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

        - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

        - выполнять действия по заданному алгоритму;

  – строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Предметными результатами изучения курса «Математика» во  2-м классе является формирование следующих умений:

  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножение с нулём и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов на уровне навыка;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1м 6дм или 16дм или 160см);
  • распознавать и формулировать составные задачи;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной. 

Обучающиеся научатся:

  • вести счёт десятками и сотнями;
  • различать термины «число» и «цифра»;
  • распознавать числа от 1 до 12, записанные римскими цифрами;
  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трёхзначные числа;
  • записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
  • изображать числа на числовом луче;
  • использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
  • воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
  • находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
  • записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки;
  • употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления;
  • воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
  • выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
  • применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащие действия одной или нескольких ступеней;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять длину предметов и расстояния при помощи измерительных приборов;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
  • использовать соотношения между изученными единицами длины для выражения длины в разных единицах;
  • распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности: центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
  • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы;
  • измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени; переходить от одних единиц времени к другим;
  • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
  • распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача»;
  • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
  • решать простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения;
  • формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
  • читать и заполнять строки таблицы.

Обучающие получат возможность научиться:

  • понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
  • пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
  • понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
  • воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
  • понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
  • понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
  • понимать бесконечность прямой и луча;
  • понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
  • использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
  • оперировать с изменяющимися единицами времени на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
  • понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
  • рассматривать арифметическую текстовую задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
  • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
  • использовать табличную форму формулировки задания.

Реализация рабочей программы по математике во 2 классе осуществляется на основе использования: учебника: Чекин А. Л. Математика. 2 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008;

 Учебник в двух частях разработан в соответствии с концепцией "Перспективная начальная школа" 

Цель книги - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний; формирование первоначальных представлений о математике, воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В первую часть включены вопросы, связанные с изучением письменной и устной нумерации чисел первой сотни, устных вычислительных приёмов их сложения и вычитания, табличных случаев умножения, базовых геометрических понятий, величин "длина" и "масса". Большое внимание уделяется сюжетным арифметическим задачам. Вторая часть посвящена изучению письменной и устной нумерации многозначных чисел и их сравнению, изучению алгоритмов сложения и вычитания столбиком, взаимосвязи умножения и деления, табличных случаев деления, видов треугольников, новых единиц длины и массы. Большое внимание уделяется решению простых и составных сюжетных задач на все арифметические действия.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(133 часа)

  1. Повторение (3 часа)

Нумерация и сравнение чисел. Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел.

  1. «Круглые» двузначные числа и действия над ними (11)

«Круглые» десятки. Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. Арифметическая  текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

 знать/понимать:

  • счёт на основе новых счётных единиц – десяток;
  • позиционный принцип записи чисел в десятичной системе счисления;
  • различие понятий «число» и «цифра»;
  • изображение чисел на числовом луче;
  • натуральный ряд чисел;
  • измерение массы тел;
  • арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания;
  • формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста;
  • графическое моделирование связей между данными и искомыми;

уметь:

  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  1.  Двузначные и однозначные числа (13 часов)

Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы- сотни, третий разряд десятичной записи- разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных  чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел на основе десятичной нумерации. Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

 знать/понимать:

  • счёт на основе новых счётных единиц – десяток и сотня;
  • позиционный принцип записи чисел в десятичной системе счисления;
  • различие понятий «число» и «цифра»;
  • связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • бесконечность луча и прямой;

уметь:

  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Двузначные числа и действия над ними (11 часов)

Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора. Единица длины - метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1м=10дм=100см). Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы - килограмм. Измерение массы. Единица массы - центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц=100 кг). Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

     В результате изучения темы обучающийся должен

 знать/понимать:

  • счёт на основе новых счётных единиц – десяток и сотня;
  • связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;
  • изученные соотношения  между единицами длины (1дм=10см, 1м=10дм, 1м=100см);
  • изученные единицы массы (килограмм, центнер);

уметь:

  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания двузначных чисел;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1м 6дм или 16дм или 160см);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Действие умножения (15 часов)

Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.). множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения. Увеличение числа в несколько раз. Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй степени.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • смысл действия (операции) умножения над целыми неотрицательными числами;
  • связь между действиями умножения и сложения;

уметь:

  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1м 6дм или 16дм или 160см);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Таблица умножения однозначных чисел (15)

Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

 В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • таблицу умножения однозначных чисел;
  • порядок выполнения действий и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • роль скобок при определении порядка выполнения действий;
  • переместительный закон умножения;
  • изученные геометрические термины (прямая, луч, угол, виды углов: прямой, острый, тупой; квадрат, периметр).

уметь:

  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножение с нулём и единицей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Трёхзначные числа (14 часов)

Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели. Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и, наоборот, за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

 знать/понимать:

  • счёт на основе новых счётных единиц – десяток и сотня;
  • позиционный принцип записи чисел в десятичной системе счисления;
  • арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания;
  • формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста;
  • графическое моделирование связей между данными и искомыми;
  • простые и составные задачи;
  • обратная задача;
  • способы проверки решения данной задачи;

уметь:

  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножение с нулём и единицей;
  • распознавать и формулировать составные задачи;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Сложение и вычитание столбиком (15 часов)

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • окружность и круг;
  • изученные геометрические термины (окружность, круг, элементы окружности, (круга): центр, радиус, диаметр);
  • связь между действиями умножения и сложения, деления и вычитания;
  • связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания).

уметь:

  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножение с нулём и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов на уровне навыка;
  • складывать и вычитать столбиком.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Уравнения (7 часов)

Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

 В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом;
  • моделирование и решение простых задач с помощью уравнений;

уметь:

  • складывать и вычитать столбиком;
  • находить неизвестное слагаемое, неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1.  Деление (11 часов)

Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз. Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

 В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
  • связь между действиями умножения и сложения, деления и вычитания;
  • знаки и термины, связанные с умножением и делением;
  • таблицу умножения однозначных чисел;
  • порядок выполнения действий и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • роль скобок при определении порядка выполнения действий;

уметь:

  • оценивать размеры предметов на глаз;
  • делить пополам и на несколько равных частей:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1.  Время (11 часов)

Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени - век. Соотношение между веком и годом (1 век=100 лет). Знакомство с римской письменной нумерацией

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • изображение чисел на числовом луче;
  • натуральный ряд чисел;
  • римскую письменную нумерацию;
  • бесконечность луча и прямой;
  • изображение чисел на числовом луче;
  • натуральный ряд чисел;
  • римскую письменную нумерацию;
  • измерение времени;
  • связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
  • все десятичные цифры;
  • римские цифры I, V,  X;

уметь:

  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1м 6дм или 16дм или 160см);
  • определять время по часам;
  • определять месяц, год и время года.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять время по часам;
  • определять месяц, год и время года;
  • оценивать размеры предметов на глаз.  
  1. Обратная задача (7 часов)

Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержание отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • простые и составные задачи;
  • обратная задача;
  • моделирование и решение простых задач с помощью уравнений;
  • изученные геометрические термины (прямая, луч, угол, виды углов: прямой, острый, тупой; квадрат, периметр, окружность, круг, элементы окружности, (круга): центр, радиус, диаметр);

уметь:

  • распознавать и формулировать составные задачи;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
  • производить геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Номер урока

Дата

Тема

1

11

20.09

Входная контрольная работа.

2

29

27.10

Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

3

36

9.11

Контрольная работа по теме: «Двузначные  и однозначные числа. Действия с ними».

4

43

29.11

Контрольная работа  по теме: Двузначные числа. Сравнение двузначных чисел.

5

56

21.12

Контрольная работа по теме: Умножение

6

68

19.01

Контрольная работа по теме: Таблица умножения однозначных чисел

7

78

7.02

Контрольная работа  по теме: Трехзначные числа и действия над ними

8

82

14.02

Контрольная работа за II триместр по тексту администрации

9

95

14.03

Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание трехзначных чисел

10

114

24.04

Контрольная работа по теме: Порядок выполнения арифметических действий в выражении

11

126

17.05

Итоговая контрольная работа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны иметь представление:

  • о счете на основе новых счетных единиц - десятка и сотни;
  • о позиционном принципе записи чисел в десятичной системе счисления;
  • о различие понятий «число» и «цифра»;
  • об изображении чисел на числовом луче;
  • о натуральном ряде чисел;
  • о римской письменной нумерации;
  • о смысле действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
  • о связи между действиями умножения и сложения, деления и вычитания;
  • о связи между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • об уравнении как форме записи действия с неизвестным компонентом;
  • о бесконечности луча и прямой;
  • об окружности и круге;
  • об измерении массы тел;
  • об измерении времени;
  • о связи между временем-датой и временем-продолжительностью;
  • об арифметической сюжетной задаче как особом виде математического задания;
  • о формулировке арифметической сюжетной задачи в виде текста;
  • о графическом моделировании связей между данными и искомыми;
  • о простых и составных задачах;
  • об обратной задаче;
  • о способах проверки решения данной задачи;
  • о моделировании и решении простых задач с помощью уравнений.

Учащиеся должны знать и понимать:

  • все десятичные цифры;
  • римские цифры I, V,  X;
  • название всех двузначных и трёхзначных чисел;
  • таблицу сложения однозначных чисел;
  • знаки и термины, связанные с умножением и делением;
  • таблицу умножения однозначных чисел;
  • порядок выполнения действий и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • роль скобок при определении порядка выполнения действий;
  • переместительный закон умножения;
  • изученные геометрические термины (прямая, луч, угол, виды углов: прямой, острый, тупой; квадрат, периметр, окружность, круг, элементы окружности, (круга): центр, радиус, диаметр);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;
  • изученные соотношения  между единицами длины (1дм=10см, 1м=10дм, 1м=100см);
  • изученные единицы массы (килограмм, центнер);
  • изученные единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношения между ними;
  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, ответ, решение, данные, искомое).

 Учащиеся должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножение с нулём и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов на уровне навыка;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1м 6дм или 16дм или 160см);
  • распознавать и формулировать составные задачи;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять время по часам;
  • определять месяц, год и время года;
  • оценивать размеры предметов на глаз.

ЛИТЕРАТУРА

  • Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  • Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  • Захарова  О. А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы) [Текст]: Методическое пособие / О.А.Захарова. – М.: Академкнига/Учебник, 2008
  • Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 3. М.: Академкнига / Учебник, 2008;
  • Захарова О.А., Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2008;
  • Чекин А. Л. Математика. 2 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема урока

Количество часов

Дата прохождения темы

1

Таблица сложения и вычитания однозначных чисел

1

2.09

2

Геометрические фигуры

1

5.09

3

Счет десятками и «круглыми» двузначными числами

1

6.09

4

Числовые равенства и неравенства

1

7.09

5

Числовое выражение и его значение

1

9.09

6

Сложение «круглых» двузначных чисел

1

12.09

7

Вычитание «круглых» двузначных чисел

1

13.09

8

Нумерация и сравнение двузначных чисел

1

14.09

9

Краткая запись задачи

1

16.09

10

Решение задач. Различные варианты краткой записи задачи

1

19.09

11

Входная контрольная работа.

20.09

12

Р.Н.О. Величины и их измерение. Килограмм.

1

21.09

13

Определение массы предмета по весам в килограммах  

1

23.09

14

Прямая линия. Свойства прямой линии

1

26.09

15

Сложение «круглых» двузначного с однозначным

1

27.09

16

Вычитание «круглого» числа из двузначного.

1

28.09

17

Поразрядное сложение двузначного чисел и однозначного без  перехода через разряд.

1

30.09

18

Поразрядное сложение двузначного и однозначного

1

10.10

19

Учимся решать задачи

1

11.10

20

Решение текстовых задач.

1

12.10

21

Закрепление по теме: Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

1

13.10

22

Прямая и луч

1

17.10

23

Прибавление к «круглому» числу.

1

18.10

24

Вычитание «круглого» числа из двухзначного

1

19.10

25

Дополнение до круглого числа.

1

20.10

26

Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд

1

24.10

27

Вычитание однозначного числа из «круглого»

1

25.10

28

Поразрядное вычитание с переходом через разряд.

1

26.10

29

Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

1

27.10

30

Работа над ошибками.

Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел (с переходом через разряд)

1

31.10

31

Угол. Виды углов.

1

1.11

32

Прямоугольник и квадрат

1

2.11

33

Разностное сравнение чисел

1

3.11

34

Задачи на разностное сравнение чисел

1

7.11

35

Двузначное число больше однозначного

1

8.11

36

Контрольная работа по теме: «Двузначные  и однозначные числа. Действия с ними».

1

9.11

37

Р.Н.О. Решение задач на сравнение.

1

10.11

38

Сравнение двузначного с однозначным.

1

21.11

39

Сравнение двузначных чисел. Решение задач.

1

22.11

40

Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд

1

23.11

41

Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд

1

24.11

42

Решение задач.

1

28.11

43

Контрольная работа  по теме: Двузначные числа. Сравнение двузначных чисел.

1

29.11

44

Работа над ошибками. Решение задач.

1

30.11

45

Десять десятков или сотня

1

1.12

46

Дециметр, метр, сантиметр.

1

5.12

47

Килограмм и центнер

1

6.12

48

Сумма одинаковых слагаемых и произведение

1

7.12

49

Произведение и множители

1

8.12

50

Значение произведения и умножение. Решение задач.

1

12.12

51

Задачи, раскрывающие смысл действия умножение . Перестановка множителей

1

13.12

52

Умножение числа 0 и на число 0

1

14.12

53

Умножение числа 1 и на число 1

1

15.12

54

Умножение числа 2 на число 2

1

19.12

55

Ломаная линия и ее длина

1

20.12

56

Контрольная работа по теме: Умножение

1

21.12

57

Сумма длин сторон многоугольника. Периметр прямоугольника

1

22.12

58

Р.Н.О. Умножение числа 3 на число 3.

1

26.12

59

Умножение числа 4 на  число 4

1

27.12

60

Самостоятельная  работа по теме: Умножение.

1

28.12

61

Умножение и сложение: порядок выполнение действий

1

29.12

62

Периметр квадрата

1

10.01

63

Умножение числа 5 на однозначные числа

1

11.01

64

Умножение числа 6 на однозначные числа

1

12.01

65

Умножение числа 7 на однозначные числа

1

16.01

66

Прямой, острый, тупой углы. Решение геометрических задач.

1

17.01

67

Умножение числа 8 на однозначные числа, числа  9 на однозначные числа.

1

18.01

68

Контрольная работа по теме: Таблица умножения однозначных чисел

1

19.01

69

Р.Н.О. Решение задач.

1

23.01

70

Увеличение  числа в несколько раз

1

24.01

71

Счет десятками и «круглое» число десятков

1

25.01

72

Разряд сотен и название «круглых» сотен

1

26.01

73

Сложение «круглых» сотен

1

30.01

74

Трёхзначное число, как сумма разрядных слагаемых

1

31.01

75

Трёхзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа

1

1.02

76

Трёхзначное число больше двузначного

1

2.02

77

Сравнение трёхзначных чисел

1

6.02

78

Контрольная работа  по теме: Трехзначные числа и действия над ними

1

7.02

79

Работа над ошибками.

Одно условие и несколько требований. Решение составных задач

1

8.02

80

Введением дополнительных требований

1

9.02

81

Запись решения задач по действиям

1

13.02

82

Контрольная работа за II триместр по тексту администрации

1

14.02

83

Р.Н.О. Запись решения задачи в виде числового выражения

1

15.02

84

Запись сложения в строчку и столбиком

1

16.02

85

Способ сложения столбиком

1

27.02

87

Окружность и круг

1

28.02

88

Центр и радиус окружности

1

29.02

89

Радиус и диаметр

1

1.03

90

Вычитание суммы из суммы

1

5.03

91

Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд

1

6.03

92

Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд

1

7.03

93

Запись вычитания в строчку и столбиком

1

12.03

94

Способ вычитания столбиком

1

13.03

95

Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание трехзначных чисел

1

14.03

96

Р.Н.О. Письменный приём вычитания чисел (столбиком)

1

15.03

97

Умножение и вычитание: порядок выполнения действий

1

19.03

98

Вычисления с помощью калькулятора.

20.03

99

Известное и неизвестное

1

21.03

100

Числовое равенство и уравнение

1

22.03

101

Правило нахождения неизвестного слагаемого

1

26.03

102

Правило нахождения неизвестного вычитаемого

1

27.03

103

Правило нахождения неизвестного уменьшаемого

1

28.03

104

Распределение предметов поровну. Деление. Знак «:»

1

29.03

105

Частное и его значение

1

2.04

106

Делимое и делитель

1

3.04

107

Деление и вычитание.

1

4.04

108

Деление и измерение.

1

5.04

109

Деление пополам и половина.

1

16.04

110

Деление на несколько равных частей и долей.

1

17.04

111

Уменьшение в несколько раз.

Самостоятельная работа  по теме: Деление

1

18.04

112

Действия первой и второй ступени.

1

19.04

113

Единицы измерения времени. Солнечные и песочные часы

1

23.04

114

Контрольная работа по теме: Порядок выполнения арифметических действий в выражении

1

24.04

115

Работа над ошибками. Единицы измерения времени. Понятия «полдень», «полночь»

1

25.04

116

Единицы измерения времени. Понятия «циферблат», «римские цифры»

1

26.04

117

Единицы измерения времени. Час и минута. Определение времени по часам

1

30.04

118

Откладываем равные отрезки

1

2.05

119

Числовой луч. Числа на числовом луче

1

3.05

120

Натуральный ряд чисел

1

7.05

121

Час и сутки. Сутки и неделя.

1

8.05

122

Сутки и месяц. Месяц и год.

1

10.05

123

Календарь. Год и век

1

14.05

124

Данные и искомое. Обратная задача

15.05

125

Обратная задача и проверка решения данной задачи.  Запись решения задач в виде уравнения

1

16.05

126

Итоговая контрольная работа.

1

17.05

127

Работа над ошибками. Решение задач с помощью уравнения.

1

21.05

128

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки

1

22.05

129

Вычисление значений числовых выражений

1

23.05

130

Вычисление значений числовых выражений

1

24.05

131

Решение задач с проверкой

1

28.05

132

Время – дата и время – продолжительность

1

29.05

133

Так учили и учились в старину.

1

30.05

Итого количество часов за учебный год

133ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. по русскому языку (Н.А.Чуракова,...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....

рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочие программы по курсу "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Технология" разработаны на основе авторских программ по УМК "Перспективная начальная школа" на четыр...

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа

рабочая программа 3 класс  перспективная начальная школа...