Открытый урок математики. Тема: "Приемы умножения 1 и 0"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Крупкевич Лариса Петровна

Открытый урок математики.2 класс.УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_matematika.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике во 2 классе по                         теме «Прием умножения 0 и 1»

                       Цель и задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся понятие «умножение», умножение 0 и 1, замена одинаковых слагаемых умножением.
  2. Повторить в игровой форме понятия: «сложение», «вычитание», их компоненты, провести работу опережающего характера (знакомство с Пифагором, понятие «деление»);
  3. Развивать у учащихся математическую речь, память, мышление, внимание, расширять их кругозор, показать межпредметные  связи, связь с жизнью;
  4. Воспитывать любовь к математике, умение самостоятельно работать, взаимопомощь, чувство дружбы.

  Наглядность: портрет Пифагора, термометр, таблички: «сложение», «вычитание», «деление», «0»,«1», индивидуальные пособия, карточки.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.-        

  Мы начинаем урок математики. Математику называют недаром  «царицей наук». Без знаний математического счета невозможно представить нашу жизнь. В переводе с древнегреческого языка слово математика означает «учится». Она нужна всем.

Читают ученики:

  1. «Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа».

                     2) «Без счета не будет на улице света,

  Без счета не может подняться ракета».

                     3)«Без счета письмо не найдет адресата,

    И в прятки сыграть не сумеют ребята».

        2 ) Поэтому на уроке сегодня вы должны быть очень внимательными, сосредоточенными, развивать свою математическую речь, память. Тему нашего урока вы назовете мне сами.

         3) каллиграфия цифр.

Как и любой урок математики мы начинаем с каллиграфии цифр. Пишите аккуратно, чисто и красиво.

                 «Цифра- это дверной замочек.

                    Сверху крюк, внизу кружочек».

А) Это цифра 6 (образец на доске).

   - Дайте характеристику числа 6.

Немного истории.

«древнегреческий математик Пифагор (показать его портрет и прочитать фамилию), который сделал очень много ценных для науки открытий и с которым вы более подробно познакомитесь в старших классах, считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения трёх чисел:

1+2+3=6       1*2*3=6

Таким свойством не обладает ни одно другое число».

   Б) добавим к числу 6 один десяток.

 - Какое число получили? 16

 - Что общего между числами 6 и 16?

 - Чем они отличаются друг от друга?

Прописываем: 6 6 6 6 6…… и 16 16 16 16……

4) Проверка Д.З.  

«Математика- царица всех наук». У нее должны быть помощники. Очень важные, нужные, умелые.

- Какие это самые главные помощники?

- Четыре математические действия. И они сегодня у нас в гостях на уроке. Послушаем их. Самое первое действие – это сложение .

Это знак «Плюс».

                                           

                                          Ученица:

  1. «Чтобы правильно сложить,

   Надо правильно дружить.

   Если ссора сраженье,

   Не получится сложенья.

   Сложим стих, прибавим смех.

   Выйдет песенка для всех!

   За тобою и за мной,

   Запоет весь шар земной!»

Воспитательный момент:

  - Чему учит нас сложение?

(правильной доброй дружбе, помогать друг другу – тогда будет и общая песенка и общее дело).

  - Назовите ответы при сложении в домашней работе.

14+8=22 – ответ на доске.    

36+8=44 – назовите компоненты при сложении.

58+8=66

90+8=98 – как найти одно из слагаемых?

  1. Вместе со сложением «рука об руку ходит» вычитание. Его знак: «Минус». С этими двумя действиями ребята знакомятся уже в первом классе.

                                   

                                      Ученица:

«Проходила наша Таня

 С малышами вычитанье.

 Вычитанье как понять?

 Надо что – нибудь отнять.

У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешки,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе – и вой, и плачь.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет».

Воспитательный момент:

 - Чему мы не будем учиться у вычитания? Мы будем вычитать только числа на уроках математики.

 -Назовите компоненты при вычислении.

 -Как найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое?

 -Назовите ответы при вычитании в домашней работе:

14-8=6 – ответ на доске.

36-8=28 – историческая справка!

58-8=50 – знаки «+» и «-» встречаются уже в рукописях 15 века.»

90-8=82.

  5) Математические диктант:

 - Запишите только ответы:

а) первое слагаемое 8, второе слагаемое 7, найдите сумму;

б) второе слагаемое 9, первое 5,найдите сумму;

в) сумма 13, первое слагаемое 6, найдите второе слагаемое;

г) уменьшаемое 15, вычитаемое 9, найдите разность;

д) разность 8, вычитаемое 4, найдите уменьшаемое;

е) уменьшаемое 11, разность 11, найдите вычитаемое.

- На доске ответы:

15, 14, 7, 6, 0, 12 – проверка.

   6) Физкультура (упражнения на дыхание и расслабление).

   7) Новый материал.

а) – назовите последнее число в математическом диктанте.(0)

назовите ему последующее число.(1)

- объясните запись на доске: а + 0= а

                                                        а – 0 = а

- если мы к любому числу прибавим 0, то получится…(продолжи ответ).

- если мы от любого числа отнимем 0, то получится….

  б) – сегодня у нас на уроке присутствуют еще два героя, без которых нам не обойтись. Это ноль (нуль) и единица. Дадим им словом.

                                       

                                            2 ученика:

         «Вот это ноль – иль ничего.

         Послушай сказку про него.

        Сказал весёлый круглый ноль,

        Соседке – единице:

      - С тобою рядышком позволь,

        Стоять мне на странице!

        Она окинула его,

        Сердитым гордым взглядом:

      - Ты ноль, не стоишь ничего.

        Не стой со мною рядом!

        Ответил ноль: - Я признаю,

        Что ничего не стою.

        Но можешь стать ты десятью,

        Коль  буду я с тобою.

        Так одиноко ты сейчас,

         Мала и худощава,

         Но будешь больше в 10 раз,

         Когда я стану справа.

         Напрасно думают, что ноль,

          Играет маленькую роль».

 - Мы считаем, что любое число будет больше чем ноль. Но это нее так.

 - Где мы встречаем числа меньше нуля? (термометр).

 - Дадим слово единице:

                                    Ученица:

  «Начнем считать:

     Один, одна –

     Моя страна.

     Здесь наш родной,

     Любимый дом.

     Отчизна, Родина –

      У каждого из нас одна».

Воспитательный момент:

 - Как называется наша страна?

 - Как называется наша малая Родина?

 - Мы должны любить свою Родину, свой край.

  в) На доске запись:

1+1+1+1=4 (т.)   1*4=4 (т)

Послушайте задачу:

 «Учительница выдала 4 ученикам по 1 тетради. Сколько тетрадей она выдала?» (показать).

 - Как можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

 

 - Что такое умножение? (правило).

0+0+0+0=0 (т.)                         0*4=0 (т.)

Послушайте задачу:

  «После урока математики 4 ученика сдали свои тетради на проверку. На партах не было ни одной тетради. Сколько тетрадей всего на этих партах?»

Тема урока: «Приёмы умножения 1 и 0»

 г) – Дадим слово «умножению». Это для арифметическое действие. Мы только начинаем с ним знакомство. Его знак: «Умножение».

                                           Ученик:

«Гриб помножим на сосну,

Лист помножим на весну,

Теплый ветер – на зерно,

Землянику – на звено.

Множим солнце на лучи,

Всех мальчишек – на мячи,

Всех девчонок – на хи-хи,

Всех поэтов на стихи.

Выйдут тысячи чудес.

Выйдет лес до небес.

Город, поля, моря –

Выйдет целая земля!»

 д) – есть еще одно математическое действие, которое «дружит» с умножением. Мы с ним не знакомы, но оно тоже  очень важное и нужное. Это деление. Его знак: «Разделить». Дадим ему слово:

                                              Ученик:

      «Делим солнце!

        Чур, на всех!

         Делим дождик!

         Чур, на всех!

          Зиму белую на всех!

         Всё - на всех!

         Всё - на всех!

         Всё – на всех!

         Каждому достанется,

         И на потом достанется».

Воспитательный момент:

 - Чему учит нас деление? (делить на всех: и дома, и в классе).

 - Спасибо вам математические действия, что пришли к нам на урок.

7) Работа с учебником.

 - Мы продолжаем свою работу.

  а) – Открыли учебники на странице 45.

 - Прочитали первую задачу. Объяснили запись:

1+1+1+1+1=5                         1*5=5

  б) Прочитали вторую задачу. Объяснили запись:

0+0+0+0+0=0                                    0*5=0

  в) Какой сделаем вывод? (ответы учеников).

  г) стр.45 №1.

 - Прочитайте задание.

 - Что такое умножение? (правило).

 - Выполним с объяснением на доске:

1*3=3                0*5=0                    1*4=4                   0*6=0

1+1+1=3            0+0+0+0+0=?      1+1+1+1=4           0+0+0+0+0+0=?

 д) стр.45 №2.

 - Закончи выводы и приведи свои примеры.

9) Физкультминутка. (упражнение для глаз).

10) Повторение изученного.

     1) Устный счет.

       - работа с абаками:

  а) число, в котором 2 дес.5 ед., 7 дес.8 ед., 9 дес.6 ед., 8 дес.3 ед.

  б) предыдущее число: 87, 93, 50, 18.

  в) последующее числу: 56, 48, 36, 20.

   г) число, которое находится между числами: 75 и 77, 80 и 82, 35 и 37.

 - Работа над задачами. (показать знак действия и ответ).

  а) «В пассажирском поезде 10 вагонов, а в товарном составе на 7 вагонов больше. Сколько вагонов в товарном составе?»  17

  б) «У Саши было 17 марок, он подарил другу. Сколько марок осталось у Саши?»    10

  в) «На столе лежало 8 книг. Витя положил еще 5 книг. Сколько книг стало на столе?»   13

   г) «У Лены 6 тетрадей в клетку и сколько же тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей у Лены?»   12

          2) Опрос у доски и в классе:

     а) 1 ученик решает уравнение:

 х+8=20

 х=20-8

 х=12

 Проверка:

12+8=20

20=20

       б) 2 ученик решает примеры с проверкой:

  82-46=36    36+46=82     37+58=95      95-37=58

 - Все здания проверяются учениками класса.

2 ученика работают на карточках. (счет в пределах 20).

Остальные ученики в классе:

 - Самостоятельно записывают и решают 8 примеров со счетом в пределах 10. Используют карточки №1.

    в) Решение задачи с подробным разбором. Стр. 45 № 5 .

4+4+4=12 (р.)         4*3=12 (р.)

11) Заключительный этап урока.

 а) – Что нового вы узнали на уроке?

 - Какие помощники к нам приходили?

 - Что получится при умножении 1 на любое число? А нуля?

 б) Д/з стр. 45 № 3 (объяснение учителя).

 В) – Спасибо за урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 2 класс " Умножение на 2"

Данный урок проведен во 2 классе ( Планета Знаний). На уроке использована презентация созданная мной в Power Poit . Весь урок объединен идеей зимних олимпийских игр в 2014 году....

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4класс

Технологическая карта открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1».К уроку прилагается презентация. 4класс...

Самоанализ открытого урока математики по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1» 4 класс

Самоанализ открытого урока математики ,проведенного в 4 классе по теме: «УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1.»...

Конспект урока математики. Тема: "Приемы письменного умножения на однозначное число"

Тема: Приём письменного умножения на однозначное числоЦели деятельности учителя: ознакомление с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.План...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приемы устных вычислений , умножение и деление».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Приёмы устных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепл...

Технологическая карта урока. Открытый урок математики 4 класс "Умножение числа на сумму"

Технологическая карта урока. Открытый урок математики 4 класс "Умножение числа на сумму"...