Статья "Формирование ключевых компетентностей на уроке математики в начальной школе"
статья по математике на тему
В статье характеризуются ключевые компетентности , которые формируются на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практико - значимая работа | 61 КБ |
урок математики 2 класс | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
ТЕМА: Формирование ключевых компетенций у учащихся начальных классов на уроках математики.
Озеры 2013
Введение.
В настоящее время мы являемся свидетелями модернизации образования, что вызвано потребностью усовершенствования системы обучения и воспитания на всех этапах, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным. В этих условиях «знаниевый» подход к обучению сменился на компетентностный, что обусловлено рядом причин. Прежде всего, осознается необходимость рассмотрения образовательных уровней как важной части системы непрерывного образования, обеспечивающей преемственность между школой и вузом, а также между вузом и последующей профессиональной деятельностью выпускника. Кроме того, наблюдается внедрение и использование активных методов и форм обучения – элементы проблемности, научного поиска, самостоятельной работы, стимулирующие общение, сознательное отношение к своей деятельности, творческую активность учащихся. В результате сегодня очевидно, что эффективная передача знаний возможна только в процессе личностно-значимой деятельности, в ходе которой формируются качества личности, а также ключевые компетентности, которые готовят учащихся к использованию полученных знаний в практической деятельности, профессиональном становлении.
Данное положение находит отражение в нормативно – правовых документах в области образования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
- Президентская инициатива «Наша новая школа».
Согласно этим документам образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально – экономическим условиям. Задачей начальной школы является формирование и развитие компетенций учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности. Этого можно достичь через компетентностно-деятельностный подход.
Таким образом, актуальность данной работы обуславливается:
- тенденциями перехода от «знаниевой» к «компетентностной» модели обучения;
- распространением идей развивающего обучения;
- необходимостью совершенствования математической подготовки младших школьников.
Цель: данный проект направлен на изучение условий формирования ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие
задачи:
- – изучить педагогическую, психологическую, дидактическую, методическую литературу по проблеме исследования.
- Охарактеризовать этапы формирования учебно – познавательной компетенции на уроках математики, как ведущей для учащихся начальных классов.
- Предложить тематическое планирование и технологическую карту одного из уроков для решения поставленной цели.
Спрогнозировать результаты реализации проекта.
Объект исследования — учебная математическая деятельность учащихся начальной школы.
Предмет исследования – ключевые компетентности
Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы, изучение продуктов деятельности учителя и учащихся.
Виды ключевых компетентностей
В научной литературе дано достаточно широкое представление о ключевых компетенциях.
Наиболее полный перечень ключевых компетенций, в соответствии с целями российского образования, выделен А. В. Хуторским. Автор к ключевым образовательным компетенциям относит следующие:
1. Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная — это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационная - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовая компетенция - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется учёным на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения. Такие возможности для формирования ключевых компетенций заложены в методическом комплекте Образовательной системы «Перспектива». В основе методического аппарата лежит проблемно – диалогическая технология, технология дефференцированного обучения и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умения обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Формирование ключевых компетенций у учащихся можно осуществлять на всех уроках, но мне хотелось бы остановиться на одном из них.
Основная особенность компетентно - деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, даёт точную формулировку установленных алгоритмов действий и знакомит с общепринятой системой обозначений. Это позволяет привить интерес к предмету, повысить качество образования.
Ещё одной особенностью является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
Целесообразно представить этапы формирования учебно – познавательной компетенции на уроках математики, как ведущей для учащихся начальных классов.
Важно учесть, что учебно – познавательная компетенция предполагает:
- способность самостоятельно планировать свою деятельность;
- способность к самореализации;
- активность в выборе деятельности;
- способность к самообразованию;
- участие в проектно – исследовательской деятельности;
- способность приобретать знания из различных источников.
В формировании у учащихся учебно – познавательной компетенции выделяются следующие взаимосвязанные этапы:
- формирование умения ставить учебную цель;
- формирование умения планировать учебные действия:
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии.
На первом этапе важным элементом является целеполагание. Ученику начальных классов очень трудно сформулировать цель своей деятельности. На данном этапе большую помощь оказывает работа с учебником. Содержание учебника построено с учётом проблемно – диалогической технологии введения новых знаний. В игровой форме дети учатся ставить цели и определять тему урока. Этому помогают игровые моменты, использование ИКТ. С помощью подводящего диалога формулируем тему и ставим цели, которые необходимо достигнуть. На этапе актуализации знаний опора делается на имеющийся у детей жизненный опыт, приобретённые ранее знания. На данном этапе предлагаются задания, вызывающие у детей затруднение. Возникает проблема, для решения которой вначале необходимо определить цели, т. е. определить ребёнку для себя «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться». Данная деятельность осуществляется перед выполнением каждого задания, затем после его выполнения предлагаю детям проанализировать, смогли ли они достичь поставленной цели.
Следующим этапом деятельности ученика является составление программы изучения данной темы. Очень важно правильно подобрать учебный материал и разработать структуру его подачи. Исходя из этого, в первом и во втором классе детям предлагаю учебные задания, с помощью которых они приобретают и отрабатывают навык, учатся решать задачи различных видов. К третьему классу переходят к решению задач, представляющих собой модели «жизненных» ситуаций, обращенных непосредственно к ним. Так как «жизненные» задачи – это сложная составная модель, то одним из важнейших умений является умение выделять в жизненной ситуации набор предметных задач, членить сложную модель на «типовые» или приближённые к ним. Поэтому, вначале каждой новой темы даётся возможность ребёнку определить свой уровень знаний.
Изучение каждой самостоятельной темы состоит из трёх основных блоков:
- вводно-мотивационного;
- операционно-познавательного;
- рефлексивно-оценочного
Работа с каждым отдельным заданием строится пошагово:
- разъяснение смысла задания;
- выстраивание плана работы;
- самоконтроль и самооценка (рефлексия)
Очень важным является самоконтроль и самооценка учащихся; создание проблемной ситуации, выполняющей мотивационную функцию к познанию нового. Входной и выходной тесты имеют 2 уровня сложности:
- К первому уровню относятся задачи, которые большинство детей к этому моменту должны уметь решать (изученные в соответствии с материалом учебника)
- Ко второму уровню относятся задачи, которые большинство детей к этому моменту решать не умеет (не изученные в соответствии с материалами учебника).
Проходя тест, ученик проясняет для себя, что он знает, чего не знает и чему может научиться, работая с основными материалами модуля. После прохождения модуля он ещё раз возвращается к задачам теста и проверяет себя.
С первых уроков предлагается ученикам задания, которые способствуют креативности мышления, развивающие не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяющие ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию, давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции. На уроках предлагаются задачи, наполненные не только математическим содержанием. Подбираются задания, которые содержат сведения из окружающего мира, истории, детской литературы. Это позволяет знакомить детей с многообразием действительности, создаёт представление у них о ценности различных культур, о тесных исторических взаимодействиях между ними. На уроках математики уделяется большое внимание формированию грамотной математической речи, дети учатся доказывать, выстраивать логические цепочки рассуждений. Это позволяет формировать коммуникативные навыки.
Для формирования учебно–познавательной компетенции предлагаются детям не только традиционные содержательные линии курса математики начальных классов, но и новые, например: «Занимательные и нестандартные задачи». В них арифметический, алгебраический, геометрический материал объединен с элементами комбинаторики, теории графов, логики, даётся представление о простейших понятиях теории вероятности и математической статистики.
В формировании учебно–познавательной компетенции очень важным является формирование самооценки и умение ребёнком отрефлексировать свои собственные знания и незнания. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия. Поэтому для формирования у учащихся самооценки учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание учащимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарища. Также дети оценивают свои работы, затем сравнивают с алгоритмом и проводят повторное оценивание на основе выработанных требований.
Заключение.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и изучение условий по формированию ключевых компетентностей у младших школьников на уроке математики позволяет сделать вывод, что: в процессе овладения ключевыми компетенциями учащиеся решают вопросы, требующие актуализации знаний, анализа, умения работать с различными источниками информации. Дети пользуются не только учебной, но и дополнительной литературой, учатся помогать друг другу, вежливо общаться, становятся более самостоятельными. Это позволяет мне сделать вывод – у учащихся формируются ключевые компетенции.
Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения.
Требования к формированию ключевых компетентностей находят отражение в планируемых результатах освоения программы по математике.
О результативности формирования ключевых компетентностей на уроках математики свидетельствуют следующие данные обучения:
- повышение мотивационной готовности учащихся к учебно – познавательному процессу;
- повышение уровня учебно – познавательной компетенции;
- повышение качества знаний учащихся по предметам;
- участие в конкурсах и предметных олимпиадах.
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по математике в 2 классе.
Составила: Грязнова Е.Т.
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток. Устные и письменные способы сложения примеров вида 32+8.
Цель урока: знакомить уч-ся с алгоритмом сложения с переходом через десяток.
Задачи: определять удобную форму записи письменного сложения двухзначных чисел с переходом через десяток; решать задачи, записывая решение в столбик; взаимодействовать при работе в паре.
Оборудование: УМК «Перспектива» , учебник Математика 2 класс, Москва «Просвещение» 2011г Дорофеев, наглядные пособия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетентности |
1.Адаптийно – организационный 2.Основной этап. Устные упражнения 3.Творческий Работа над новым материалом. Физминутка 4.Итог урока. Рефлексия. | - Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Всем желаю получать , Лишь одни отметки «5» -Ребята помогите Белочке собрать грибы в корзину. Для этого нужно решить примеры и прикрепить карточку с правильным ответом.(Примеры вида 17-42, 69-5) Математический диктант Учитель показывает картинки с изображением яблок, на обороте написан пример. -Мы поможем белочке, если правильно решим примеры. (38-15,21+44,32+8) Постановка проблемы. Какой пример вызвал у вас затруднения? - Как вы думаете какая тема урока. -Сколько всего десятков в числе 32? -Сколько отдельных единиц? - А сейчас прибавьте к 32 число 8. -Куда вы положили 8 палочек к пучкам или к отдельным палочкам? - Сколько у вас получилось при сложении отдельных единиц? - Сколько всего десятков вы получили? -Запишем решение этого примера на доске:32+8 =(30+2) +8=30+10=40 -Откройте учебник на стр.38 и объясните, как выполнено сложение -Работаем по учебнику, выполняем задание №3 -Прочитайте задание №4. --С помощью диаграммы определите, сколько кур у бабушки в деревне? гусей? уток? Каких птиц больше, каких меньше и на сколько? --прочитайте задание №8 .(Задание повышенной сложности) _ Что нового узнали на уроке? -Что для себя открыли? -Что было трудным? -Спасибо за урок! Молодцы! | Учащиеся настраиваются на урок, проверяют готовность к работе. Учащиеся решают примеры и находят соответствие между ответом и примером Учащиеся решают примеры, выясняют , какой пример решить труднее всего. - 32+8, так как ,если сложить отдельные единицы, то получиться 10 Учащиеся пробуют сформулировать тему урока: Сложение с переходом через десяток. Дети работают в паре. Дети откладывают с помощью палочек 3десятка и 2 единицы Дети прибавляют 8 палочек. - К отдельным палочкам, мы прибавили единицы к единицам. - 10 или 1 десяток -4 десятки или 40 Дети работают по учебнику, объясняют устно. Учащиеся работают в паре. Решают примеры, сравнивают ответы. Учащиеся работают с диаграммой. Учащиеся пытаются нарисовать геометрические фигуры без отрыва от листа бумаги и не проводя одну и туже линию дважды. Учащиеся оценивают себя с помощью смайликов. | Ценностно – смысловая компетентность Учебно – познавательная компетентность ,ценностно – смысловая компетентность. Учебно – познавательная компетентность Учебно –познавательная компетентность.( Знания) Коммуникативная компетентность. Учебно – познавательная компетентность( умение применять знания в стандартной ситуации) Учебно – познавательная компетентность, коммуникативная компетентность. Учебно – познавательная компетентность, информационная компетентность, общекультурная компетентность Учебно – познавательная компетентность ( применение знаний в нестандартной ситуации) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе
«Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"
Мметоды и приемы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.
Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о преминении математики в жизни;2....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.
Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...