3. Мотивация | Определение значимости изучаемого материала, способов побуждения обучающихся к приобретению новых знаний, путей воздействия на ученика с целью активизации его познавательной деятельности в процессе обучения | Цель:
Создание положительного эмоционального настроя для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Вариант I
Учитель:
Начинается урок, Ответы полные давать.
Он пойдёт ребятам впрок! Чтоб за работу получить
Постарайтесь всё понять, Только лишь отметку –
Учитесь тайны открывать Дети хором:«5»
Вариант II
Этот этап совмещён с устным счётом
Сегодняшний урок математики мы начнём со сказок. Не удивляйтесь, они нам помогут сделать математическую разминку.
1.Дядя Фёдор написал папе с мамой в Крым 15 писем. А в Простоквашино- в 8 раз больше. Сколько писем написал дядя Фёдор а Простоквашино? (120 писем)
2. Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую рыбку. Сколько лет ему надо ещё рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки? (99лет)
3. Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ч. сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км.? (4 часа)
4.Маленький Мук в своих волшебных башмаках пробежал 590 км со скоростью 118 км/ч. Сколько времени ему понадобилось на весь путь?
Дети ещё не смогут найти ответ к задаче №4, т.к. не знакомы с делением на 3-значное число. Учитель спрашивает, хотели бы дети узнать ответ и сообщает, что в конце урока они смогут это сделать. Учитель (или сами дети с помощью учителя) определяют цели и задачи .
Вариант III
Учитель:
-Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо преодолеть несколько препятствий:
- Отгадайте зашифрованное слово: (таблицы появляются на экране)
3600 : 900
| 27000 : 9000
| 23450 : 23450 | 450 : 150
| 844 : 422
| 350 : 70
|
|
|
|
|
|
|
- Ключ к разгадке:
- а).Устно составьте задачу, используя любую пару чисел.
б). Решите задачу:
Винни Пуху Кристофер Робин подарил 1110 фантиков от конфет. Медвежонок решил подарить их своим друзьям и раздал им по 222 фантика. Сколько друзей у Винни Пуха?
- Как мы будем решать задачу ? С какой проблемой столкнулись? Как мы будем решать эту проблему?
Во время устного счёта используются средства обратной связи – индивидуальные дощечки (экраны) для записи ответов.
Данный этап можно совместить с проверкой домашнего задания.
Деятельность учителя: задаёт вопросы, даёт задания, рассказывает, показывает слайды, озвучивает проблему.
Деятельность обучающихся: слушают , отвечают на вопросы, выполняют задания, аргументируют свои ответы., строят предположения. |
4. Получение информации | Предъявление базисной информации по предмету (основные понятия, термины и теории, факты, необходимые для доказательств собственных идей); | Цель:
Повторение основных понятий, необходимых для изучения нового материала, актуализация знаний учащихся.
Дети повторяют название компонентов при делении, связь компонентов с результатом действия. Вспоминают алгоритм деления многозначных чисел на 2-значное. Один человек работает у доски, остальные в тетрадях
(51504 : 48). Дети называют этапы алгоритма, которые поочерёдно высвечиваются на экране:
- Образуем первое неполное делимое;
- Определяем число цифр в частном;
- Разделим неполное делимое на делитель и найдём цифру частного;
- Умножим цифру частного на делитель;
- Вычтем из неполного делимого произведение частного и делителя;
- Проверим: меньше остаток делителя или нет;
- Образуем следующее неполное делимое и продолжим деление так же до конца.
- Осуществим проверку.
Дети, которые решают быстро получают дополнительное задание : 92207 : 23 , 32832: 54 . После повторения алгоритм с доски убирается. Работа проверяется, оценивается.
Деятельность учителя: задаёт вопросы,, даёт задание -вспомнить ранее изученное, демонстрирует слайд с алгоритмом, даёт задание- решить примеры, оценивает.
Деятельность обучающихся: слушают. вспоминают ,работают в тетради, на доске, объясняют. |
5. Переработка и обсуждение информации | Организация коллективной дискуссии, работы в малых группах; индивидуальная работа учащихся с учебными текстами и другими источниками информации; акцент на представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока; | Цель:
Составление учащимися алгоритма деления многозначного числа на 3-значное и использование его на практике.
1.Для работы над мини-проектом «Алгоритм деления на 3-значное число» обучающиеся делятся на 5 групп по 5 человек. Дети получают индивидуальные карточки с математическими выражениями: 534 : 89 , 364 : 52 , 414 : 46 , 335 : 67 , 216 : 18. В одну группу попадают дети, у которых получился одинаковый ответ.
В группах распределяются обязанности. Дети составляют алгоритм и записывают его на листок, подтверждают примерами. После этого каждая группа озвучивает свой результат. Ответы сравниваются, анализируются, выбирают более удачный вариант. Оценивается работа в группах.
2.Далее идёт сравнение алгоритма деления на 2-значное число и на 3-значное. Дети делают вывод, что алгоритмы похожи. Проверить функциональность алгоритма учитель предлагает на практике.
Дети с доской решают примеры из учебника: 705 : 235 , 2496 : 312 , 5250 :125 , 6575: 263, осуществляют проверку умножением.
Кто уверен в своих силах, может решать вперёд.
Учитель подводит детей к выводу, что первое неполное делимое , в отличие от деления на 2-значное число, может быть 3-значным или 4- значным .
3.Равбота над задачей №4 из устного счёта:
Маленький Мук в своих волшебных башмаках пробежал 590 км со скоростью 118 км/ч. Сколько времени ему понадобилось на весь путь?
- Сможем ли мы теперь решить эту задачу? Как?
Повторяется соотношение величин : скорость, время, расстояние. Дети решают задачу самостоятельно с последующей проверкой. Кто решил быстро , получает задание :составить и решить задачу, обратную данной.
- Ребята, как вы думаете , кем является Маленький Мук в задаче : транспортным средством или пешеходом?
Да. такое может происходить только в сказке. Давайте поговорим о том, что мы должны помнить в реальной жизни.
Проводится небольшая беседа по ПДД и выполняется физ. минутка «Светофор».
4.Работа над задачей: Расстояние между сёлами 4700 метров. Велосипедист едет из одного села в другое со скоростью 235 метров в минуту, а пешеход идёт со скоростью 50 метров в минуту. Сколько времени потребуется каждому, чтобы преодолеть этот путь? На сколько быстрее доберётся велосипедист ?
Дети составляют план решения задачи. Задача решается с комментированием.. После проверки дети вспоминают ПДД , связанные с движением на велосипеде.
5.Закрепление изученного. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Дети самостоятельно решают примеры по вариантам:
768 : 384 856 : 214
1836 : 153 9492 : 452
2528 :316 4879 : 697
Затем обучающиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку , сообщают о результатах.
Деятельность учителя: делит детей на группы , даёт задание, выслушивает ответы, помогает сделать выводы, консультирует, задаёт вопросы, организует работу в парах, поясняет, проверяет, оценивает, проводит беседу, физ. минутку.
Деятельность обучающихся: обсуждают, делают выводы, аргументируют, выдвигают гипотезу, составляют алгоритм, комментируют, работают в тетради, по учебнику, работают коллективно, в группах, парами, решают задачи, выполняют задания, анализируют, мотивируют ответы. |
6. Подведение
итогов |
Выделение из освоенного материала главного, акцентирование внимания на основном, а также на ошибках; проведение оценивания и выставление отметок по итогам работы на занятии. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия. Следует помнить, что при работе в группах должно быть общее задание для всех групп, объединяющее работу и позволяющее подвести общие итоги. Особое внимание на продукт деятельности учащихся в группах. Может быть дано домашнее задание.
| Цель:
Проанализировать изученный материал, выделить главное; аргументировать оценки, разобрать домашнее задание.
1.- Сегодня ваша плодотворная работа помогла получить вам новые важные знания.
Давайте вспомним наш урок и выясним, чему же вы научились.
В помощь ребятам на экране появляется алгоритм деления на 3-значное число. Дети отвечают на вопрос учителя.
2. - Вы все сегодня хорошо поработали. Я хочу объявить вам отметки.
3. Дифференцированное домашнее задание:
Вариант I
1.Выполни вычисления. Если затрудняешься, используй алгоритм.
3204 : 534 1764 : 196
7803 : 867 7776 : 972
2.Реши задачу: Один принтер печатает 45 страниц в минуту, а другой – 75 страниц в минуту.
а). Сколько минут нужно первому принтеру, чтобы напечатать 1800 страниц?
б). Сколько времени нужно для этого второму принтеру?
в). За сколько минут будут напечатаны 18000 страниц при одновременной работе принтеров ?
г). Сколько страниц напечатают два принтера за час?
Вариант II
- Выполни вычисления, используя алгоритм.
- Реши задачу, ответь на вопросы: а, б, в.
Вариант III
- Выполни вычисления, используя алгоритм и сделай проверку умножением.
- Реши задачу, ответь на вопросы: а, б, в.
Детям раздаются памятки с алгоритмом.
|
7. Рефлексия | Возвращение к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей, выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
| Цель:
Проанализировать работу, проделанную на уроке; выяснить, что получилось, что нет и почему; оценить результаты своей деятельности
- Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока ?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
- Какие были трудности на уроке ?
- Что больше всего понравилось?
- Какой вид работы вы хотели бы продолжить на следующем уроке ?
- Что вы считаете самым важным в ходе нашего урока?
- Кому нужна дополнительная помощь по данной теме?
- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания на следующих уроках, на других предметах, в повседневной жизни?
- Кому понравился наш урок ? Почему, объясните.
- Молодцы! Большое спасибо за урок!
На индивидуальных дощечках дети могут нарисовать смайлик, который покажет их отношение к уроку : весёлый, задумчивый, грустный.
Деятельность учителя: обобщает, подводит итоги, оценивает обучающихся,, даёт домашнее задание, анализирует, прогнозирует.
Деятельность обучающихся: делают выводы, обобщают, выделяют главное, высказывают своё мнение, анализируют ошибки.
|