Урок математики в 1 классе по теме "Задачи и загадки"
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме
УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse_po_umk.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Автор учебника: А.Л. Чекин
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы урока: деятельностный, исследовательский
Тема: Задачи и загадки.
Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».
Предметные: более четко уяснить смысл понятия « задача»; но и использовать большой интерес, который загадки могут вызвать у детей своей занимательной формой и доступностью; развивать вычислительные навыки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Планирование:
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- пользоваться учебными принадлежностями (линейкой);
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
Знаково-символические:
- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Информационные:
- находить текст в оглавлении учебника, пользоваться заданиями и вопросами;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);
- обработка информации (определение основной информации)
- фиксация информации в заданную таблицу;
- анализ информации;
- передача информации (устным способом);
- применение информации;
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
- сравнение;
- построение рассуждения; обобщение
Коммуникативные:
Информационное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- установка на здоровый образ жизни;
- освоить личностный смысл учения, желание учиться;
- формировать желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций;
Ход урока.
1. Создание ситуации успеха (2 мин)
Всем известно, что у нас
Самый лучший в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Девочки здесь?
- Готовы к уроку?
- Всё ль на месте,
- Всё ль в порядке?
- Все ль правильно сидят?
- Все ль внимательно глядят?
Ответы мальчиков и девочек.
- Для чего ребята необходимо соблюдать порядок на рабочем месте?
Ответы учеников.
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
-Какой у нас урок? Ответы учеников.
- Какие виды работ мы выполняем на уроках математики? Ответы учеников.
2. Целеполагание (2-3 мин)
- Какова была тема предыдущего урока? Ответы учеников. «Задача. Условие и требование».
- Как мы можем это проверить?
Ответы учеников.
У: Можно проверить тему предыдущего урока по содержанию учебника.
- Что такое задача?
Ответы учеников
- Прочитайте записи на доске
- 1. У машины два передних колеса и два задних. Сколько колес у машины?
- 2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?
- 3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
- 4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.
Ответы учеников.
- Как бы вы назвали другие тексты?
- Что такое загадка? Какие у вас предположения?
Вывесить на доску карточки (ЗАДАЧИ, ЗАГАДКА)
- Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки».
- Можем ли поверить на слово? Проверим по содержанию учебника.
- Это новая тема или уже известная?
- Какие шаги мы делаем при «Открытии» новых знаний?
- Какие мысли вам приходят в голову?
- Что возможно мы будем делать на уроке? Принятие цели урока, планирование деятельности.
Вывесить план работы
Урок «открытие» новых знаний
Этапы урока Результат
- Повторяем
- «Открываем» новые знания
- Закрепляем
- Работаем самостоятельно
- Подводим итог
Обобщение учителя.
- - Сегодня мы продолжим работать над понятием «задача»:
- - вспомним, что такое задача;
- - из каких частей она состоит;
- -продолжим учиться моделировать условие задачи с помощью схем, анализировать их, делать выводы и умозаключения;
- - сегодня мы будем сравнивать задачу и загадки;
- - будем развивать вычислительные умения
3. Актуализация знаний (3-4 мин)
- Что такое задача?
У: Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей?
- Из каких частей она состоит? Назовите.
- Что такое условие? Требование?
- Для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения
- Для чего вам это нужно?
- Где это может пригодиться? Ответы учеников
Работа в паре
- Сейчас вы поработаете в паре.
- Вспомните правила работы в паре.
Ответы учеников. Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению.
(КАРТОЧКИ №1)
Дети работают в паре
- Как можно проверить данную работу?
Ответы учеников. Карточку можно проверить по числовому ряду или по «Таблице сложения»
Самоконтроль по «Таблице сложения»
Рефлексия.
4. Физкультминутка (1 мин).
Проведёт
- Мы проверили вычислительные навыки.
- Значит мы можем перейти к исследованию новой темы.
5. «Открытие новых знаний. (10 мин)
Решение учебной задачи. Исследование по теме. Работа в группе.
- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?
- Для этого выполним исследовательскую работу в группе.
- Какие правила работы в группе вы знаете?
У: Слышать собеседника, высказывать своё мнение, приходить к согласию.
- Перед вами тексты задач и загадок. Они помогут вам в групповой работе.
- Ваша задача обсудить и наклеить на лист нужные высказывания.
Ребятам выдаются: карточки с пошаговым действием, разрезанные карточки с высказываниями, лист с таблицей, клей.
Задание для работы в 1 группе «Задачи»
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
- 1. Что такое задача?
- 2. Определи, есть ли в задаче условие?
- 3. Определи, есть ли в задаче требование?
- 4. Какую операцию выполняем при решении задачи?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы.
Задание для работы во 2 группе «Загадки»
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
- 1. Что такое загадка?
- 2. Определи, есть ли в загадке условие?
- 3. Определи, есть ли в загадке требование?
- 4. Какую операцию выполняем при решении загадки?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы.
(РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТОЧКИ обеим группам)
- выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство
- математическое высказывание, состоящее из двух частей
- могут быть даны числа (но не обязательно)
- указывает, что требуется найти
- Арифметические операции
- Логические операции
- может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
ЛИСТЫ С ТАБЛИЦЕЙ
1. Задача- это
2.
3.
4.
1. Загадка- это
2.
3.
4.
Дети работают в группе
- Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы и наклеить на лист.
- Вывешиваем на доску результаты работы.
- Отчет групп о работе.
Результат работы групп
1 группе (на повторение материала)
1. Задача- это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
2. Условие - из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.
3. Требование - указывает, что требуется найти
4. Арифметические операции
2 группе (на новый материал)
1. Загадка- это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
2. Условие – выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
3. Требование – может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
4. Логические операции
-Проверим.
- Проверим, что у нас получилось.
- Возникали ли у вас трудности? Какие?
- Что вам помогло? (тексты задач и загадок)
- Какое умение развивали? Ответы учеников. Умение работать в группе.
Рефлексия.
- Оценим, как работала каждая группа. Обсуждаем с учениками и выставляем в таблицу + или -
Критерии 1 группа 2 группа
- Договорились
- Слушали друг друга
- Показали готовность
- Выполнили задание правильно
- Кому ещё нужно продолжить развивать данное умение?
- Для чего нужны загадки?
Ответы учеников. Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)
Обобщение учителем
Не даром в древности загадка была - средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.
6.Первичное закрепление (7 мин)
Фронтальный анализ по теме. Моделирование задач.
- В чём же сходство и в чём различие задач и загадок? Ответы учеников по алгоритму заложенном в листе с таблицей.
-Определим, где условие и требование (тексты: 3, 4).
- 3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
- 4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
Подчеркивают на доске условие и требование.
- Какое требование в задаче?
- Какое требование в загадке?
Работа в тетради.
- Запишите в тетради число.
- Смоделируйте задачу №3 в тетради с помощью отрезков.
Моделируют задачу.
- Попробуйте смоделировать условие задачи по другому (кружки, раздаточный материал)
- Определите где условие, где требование и обозначьте дугами.
Выделяют дуги – условие красным, требование синим.
- Какие дуги, обозначают условие задачи?
- Какие дуги, обозначают требование?
- Запишите выражение, которым найдем искомое число (3 + 4 = 7)
Рефлексия.
- Как вы действовали?
- Что вам помогло правильно справиться с задачей?
Ответы учеников.
- Кто испытал трудности?
Работа по учебнику
- Составлять условие задачи по рисунку.
- Формулировать требование.
- Загадывать и отгадывать загадки.
- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет ваша задача?
У: Задача будет о моркови.
- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.
- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).
- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?
- Необходимо найти целое число или его часть?
- Выполните задание. Проверьте в паре, в группе. (Динамическая пауза)
- Как действовали, выполняя модель?
- Какие умения развивали?
- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? Ответы детей.
У: Съесть её.
- Что необходимо с ней сделать? Ответы детей
У: Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть.
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? Ответы детей
- Много ли сил необходимо, чтобы вырастить такой хороший урожай моркови? Ответы детей
- Сейчас мы проверим, какие вы внимательные №3 с. 37
- О чем говорят условные обозначения учебника?
Ответы учеников.
- Ребята отгадывают, кто спрятался за забором.
- Составляют загадку и рассказывают соседу.
Меняемся в парах по часовой стрелке. (Динамическая пауза – ребята меняются парами и рассказывают друг другу свои загадки.)
- Какие умения развивали? Ответы учеников. Умение работать в парах, составлять загадки по рисунку.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
- Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.
Проведём тест.
- Сейчас я буду читать тексты один за другим. Ваша задача: если это текст задачи, то ставим +, если загадка - ,
1.В одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках?
2. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?
З.Сто одёжек - все без застёжек (капуста)
4.Три гитариста, 2 пианиста, флейтист, Баянист и вокалист Школьным оркестром в саду выступали. Сколько детишек вы насчитали?
5. Две полоски на снегу оставлю на беге. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи)
6. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?
7. Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)
8. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?
9.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
10. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?
Выдать перфокарты.
- Проверяем себя по контрольному листу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ + - + - + - + - +
8. Рефлексия деятельности (2 мин)
- Урок подходит к завершению.
- Ваше впечатление о работе.
Учащиеся дополняют предложения о том, как они поработали на уроке.
Сегодня на уроке
Я повторил…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
- Какую цель ставили перед собой на урок?
- Как нам удалось достичь её?
- Все ли этапы урока пройдены?
9. Д/З. (1 мин)
Придумайте задачу и загадку на одну тему.
- Что вам поможет выполнить данное задание?
У: Нам помогут рисунки в задании №3 из учебника.
10. Итог (1мин)
Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Дидактические игры и загадки на уроках математики"
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников. Народная мудрость созда...
Урок математики в 1-м классе "Задачи и загадки"
Подробная разработка урока математики по УМК Перспективная начальная школа "Задачи и загадки"....
Урок во 2 классепо теме: Солнечная семья.
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе...
Урок в 4 классепо математике "Деление на 100, 1000, 10000"
- совершенствовать навык устного счета; - формировать навык деления на 1000, 10000; - совершенствовать навык решения задач; - совершенствовать вычислительный навык; - воспитывать любовь к предмету; - ...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
Конспект урока математики на тему "Задачи и загадки"
Урок математики на тему "Задачи и загадки" (ПНШ)....