Учебный проект "Волшебные узоры"
методическая разработка (математика, 2 класс) по теме

Варфоломеева Екатерина Фёдоровна

Что такое орнамент. и можно ли его прочитать?

На популярном, практическом и игровом материале  познакомить учащихся с темой: "Орнаменты".

Научить узнавать орнамент из множества узоров; обучить построению орнамента.

Овладение приемами выполнения орнамента в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

Знакомство с русским народным орнаментом и орнаментом других народов и эпох; с видами орнамента по содержанию и форме; с традиционными образами и мотивами в орнаменте.

Знакомство с использованием орнаментальных композиций в различных видах декоративно-прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnye_uzory.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

"Визитная карточка" проекта

                           «Волшебные узоры»

Авторы  проекта

Фамилия, имя, отчество автора

    Варфоломеева Екатерина Федоровна

           учитель высшей категории

Исполнители

учащиеся 2 «А» класса

Возраст учащихся

8-9 лет

Регион, в котором находится школа

Московская область

Город, в котором находится школа

г. Сергиев Посад

Номер и/или название школы

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 29»

Место  в учебном плане

 Данный проект проходит в рамках учебной программы по математике 2 класса.

Продолжительность работы над проектом

 3 учебные недели

Предметные области:

Математика

  1. Геометрические узоры на посуде.
  2. Симметрия. Принцип симметрии в построении орнамента.

Краеведение

  1. История украшения предметов быта орнаментом.
  2. Смысловое значение орнамента для наших предков.

Изобразительное искусство

  1. Орнамент.  Виды орнаментов.
  2. Значение элементов орнамента.
  3. Изготовление набивной ткани (нанесение узора на ткань с помощью штампиков).
  4. Роспись тарелки разными видами орнаментов.

Технология

  1. Украшение  посуды аппликацией из геометрического орнамента.
  2.  Вырезание симметричных геометрических узоров.

Информационные   технологии

  1.  Работа с большими объемами информации.
  2. Создание мультимедийной презентацией для оформления результатов.

Дидактические цели проекта

  1. Формирование интереса к предмету.  
  2. Формирование навыков систематизации знаний.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы.
  4. Воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
  5. Приобретение:

- навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернет;

- навыков работы в группах;

- навыков исследовательской работы;

- умения увидеть и понять проблему, наметить пути ее решения.

Методические задачи  проекта

  1. На популярном, практическом и игровом материале  познакомить учащихся с темой: "Орнаменты".
  2. Научить узнавать орнамент из множества узоров; обучить построению орнамента.
  3. Овладение приемами выполнения орнамента в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.
  4. Знакомство с русским народным орнаментом и орнаментом других народов и эпох; с видами орнамента по содержанию и форме; с традиционными образами и мотивами в орнаменте.
  5. Знакомство с использованием орнаментальных композиций в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Основополагающий вопрос:

Что такое орнамент,  и каково его назначение?

Вопросы учебной темы (проблемные):

Можно ли прочитать орнамент?

Нужны ли умения составлять различные узоры и орнаменты?

Нужны ли орнаменты в повседневной жизни?

Этапы работы над проектом

1 этап.   Посещение историко-художественного и литературного музея-заповедника   «Абрамцево». Экскурсия «Говорящий орнамент».

II этап. Вводное занятие.  Учащиеся выбирают то направление, над которым они хотят работать. Также учащиеся (в ходе обсуждения) ставят учебные вопросы, которые должны помочь раскрыть тему. Распределяются роли и устанавливаются ответственные за выполнение каждого задания.

III этап. Обсуждение плана выполнения  проекта и его корректировка, подбор и обработка материалов.

IV этап. Консультация с учителем, обсуждение дальнейших действий.

V этап.  Оформление  самостоятельных исследований в виде презентации или буклета.

VI этап. Презентация своей работы.

Темы самостоятельных исследований

Группа «Исследователи» (2-3 чел.)

Тема: «Орнаменты. Разнообразие орнаментов»

  1. Собрать информацию об орнаментах, их разнообразии и применении в разных областях нашей жизни (рассказ - презентацию  иллюстрировать фотографиями, рисунками, предметами, найденными дома…)

Группа «Историки» (6-7 чел.)

Тема: «Орнаменты в национальном костюме»

Проблемный вопрос: Как  украшали одежду в далеком прошлом?

  1. Что обозначали узоры на одежде наших предков?
  2. Исследовательская работа (фото и рисунки национальной одежды наших предков, украшенной узорами и орнаментами).
  3. Практическая часть (сравнить национальную одежду русского народа с одеждой другого народа).

Группа «Дизайнеры» (6-7 чел.)

Тема: «Орнаменты в современной одежде»

               Проблемный вопрос:  Какие виды украшения  одежды используют  дизайнеры  в настоящее

      время.

  1. Виды современной одежды.
  2. Аппликация  и одежда.
  3. Кружева как вид украшения одежды.
  4. Практическая часть (разработать модели одежды, украшенной аппликацией, кружевами…)

Группа «Художники» (6-7 чел.)

Тема: «Узоры и орнаменты на посуде»

Проблемный вопрос: Зачем нужны орнаменты на посуде?

  1. История возникновения орнаментов на посуде.
  2. Исследовательская работа (фото и рисунки старинной и современной посуды, украшенной узорами и орнаментами).
  3. Практическая часть (расписать узорами и орнаментами тарелки, кувшины, чашки…)

Группа «Резных дел мастера» (6-7 чел.)

Тема: «Кружева на доме» или «Деревянные узоры»

Проблемный вопрос: История резьбы по дереву.

  1. Геометрическая резьба.
  2. Исследовательская работа (фото и рисунки домов и предметов быта, украшенных узорами и орнаментами).
  3. Практическая деятельность (по усмотрению уч-ся).

Оформление результатов проекта

  1. альбомы – отчеты;
  2. электронные презентации;
  3. мастер – класс по самостоятельному  созданию орнаментов на посуде, ткани, предметах декоративно-прикладного  творчества;
  4. презентация – дефиле детской одежды. 

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение:

  1. компьютер
  2. DVD – проигрыватель
  3. доступ в Интернет
  4. принтер
  5. сканер
  6. проекционная система

Программное обеспечение:

  1. мультимедийные энциклопедии
  2. текстовые процессоры
  3. программы обработки изображений
  4. программы работы с мультимедиа

Материалы на печатной основе:

  1. учебники
  2. справочники и энциклопедии и др.

Форма  проведения защиты проекта

Открытое  внеклассное мероприятие

Планируемые результаты:  

Предполагаемые предметные результаты:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
  3. применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  5. извлекать необходимую информацию из найденного материала;
  6. выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;        
  7. определять основную и второстепенную информацию;
  8. уметь хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

Предполагаемые метапредметные результаты:

  1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  2. способность к сотрудничеству и коммуникации;
  3. способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  4. способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  1. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Предполагаемые личностные результаты.

  1. умение работать в коллективе;
  2. умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.;
  3. умение разделять ответственность;
  4. умение анализировать результаты деятельности;
  5. способность ощущать себя членом команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Золотые узоры хохломы"

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Д...

История города 3 класс "Твоих оград узор чугунный..."

Презентация к уроку "Твоих оград узор чугунный..." УМК "Школа России"...

Золотые узоры изобразительное искусство 1 класс

Познакомить детей с традиционными народными промыслами...

Сценарий внеклассного мероприятия с родителями "Зимние узоры"

Сценарий внеклассного мероприятия с родителями "Зимние узоры" для учащихся младших классов общеобразовательных и коррекционных школ с конкурсной программой и героиней праздника Зимой....

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

На уроках изобразительного искусства дети узнают  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

Урок технологии. Тема: Зимние узоры (Узоры на окне)

·       изготовление панно в технике квиллинг...