Математика в углу (угол, виды углов)
план-конспект урока (математика, 4 класс) на тему
Урок математики в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"к учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой "Математика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_4_klasse.doc | 58 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
19.04.2012г.
Урок математики в 4 «б» классе»
(В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика»,
УМК «Начальная школа ХХI века»)
Учитель: Пчелинцева Л.Н.
Тема: «Математика в углу (угол, виды углов)»
Дидактическая цель: создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы:угол, прямой угол, острый угол и тупой угол; для наблюдения за геометрическими фигурами и решения геометрических задач.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи урока:
- обучающие: учить находить и различать виды углов; познакомить с понятиями «острый угол», «тупой угол»;
- развивающие: развивать внимание, умение анализировать и делать выводы; развивать творческие способности;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство взаимовыручки, взаимопомощи; внимательное отношение к окружающему миру.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесный (беседа, фронтальный опрос);
- Наглядный (демонстрационный материал, презентация);
- Практический (моделирование, упражнения);
- Аналитический;
- Самостоятельной работы учеников (письменная работа, выполнение творческого задания).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Для учителя - презентация, демонстрационный материал: угольник, раздвижная модель угла, карточки с заданиями.
Для ученика - учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, раздвижная модель угла, модели веселого и задумчивого человечков, цветные карандаши.
Ход урока.
I. Организация класса
Учитель: Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
- Урок у нас сегодня необычный. Во-первых, необычность нашего урока в том, что к нам пришла сама Царица наук – Математика, пришла не одна, вместе с ней гости – учителя нашей школы; во-вторых, вы будете выполнять необычные задания и даже играть в необычную игру, получите необычное домашнее задание; ну, и в-третьих, тема нашего урока звучит необычно: как?.... Через пару минут вы узнаете.. А пока откройте тетради, запишите дату, вид работы. Помните о правильной посадке при письме. .(Слайд 1)
II. Подготовка к восприятию нового.
1) - Предлагаю решить геометрический кроссворд.(Слайд 2)
- Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
- Геометрическая фигура, имеющая радиус и диаметр. (Круг).
- Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
- Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
- Прочтите слово, получившееся по вертикали. (Угол).
III. Постановка цели урока.
– Подумайте, можно ли по содержанию этого кроссворда определить тему нашего урока.
(Дети предлагают свои варианты).
– Тема сегодняшнего урока (как я и обещала) необычная – «Математика в углу». (Слайд 3.). Но мы Математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим на почетное место. Математика будет зорко следить за вашей работой на уроке, поможет мне при оценке выполненных вами заданий.
Почему так звучит тема – догадаетесь в процессе урока и поделитесь мне своими догадками. На уроке мы повторим ранее изученное об углах, познакомимся с новыми понятиями – видами углов.
– Как вы думаете, какова будет учебная задача урока?
– Задача урока – научиться находить и различать углы , чертить углы различных видов.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
1) Актуализация знаний.
– Какая геометрическая фигура называется углом? Дайте определение. (Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки).
– Покажите на ваших моделях угол. Покажите лучи. Покажите точку. А теперь продолжите высказывание
Лучи — это …( стороны ) угла.
Точка — это …( вершина) угла.
– Начертите в тетради угол. На доске это же задание выполнит…
– Обозначьте его. Проверьте правильность выполнения данного задания. Запишите обозначение угла (уч-ся, стоящий у доски также записывает).
– А можно ли обозначение этого же угла записать по-другому? (Можно, например,
АОВ, ВОА )
2) Подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.
Игра «Угол дал им имена». (Слайд 4)
– Какая фигура «лишняя»? (прямоугольник).Почему? (Все фигуры получили свое «имя» по количеству углов, прямоугольник – по виду углов).
– Какие углы у прямоугольника? (Прямые).
– Начертите в тетради прямой угол. С помощью какого инструмента вы будете выполнять задание? (Угольника).
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один учащийся – на доске.
– Обозначьте его.(Учитель проверяет, проходя по рядам, учащиеся – у выполнявшего на доске).
3) Восприятие и осмысление новой информации.
– Наша гостья приготовила вам задание. (Слайд 5)
М.: - Какой угол прямой?
У.: - Каким образом вы будете находить прямой угол среди других углов? ( С помощью угольника).
М.: - Какой из углов больше прямого? Меньше прямого? Правильно.
– Эти углы имеют свое название.(Слайд 6)
У.: - Спасибо тебе, Царица наук. Думаю, ребята запомнили их названия и смогут находить их среди множества углов.
V. Первичная проверка понимания.
– Сейчас я это и проверю. Возьмите модели углов, покажите на них острый угол, тупой угол.
– У вас на партах лежат карточки. Вам нужно закрасить красным цветом прямые углы, синим – тупые и зеленым – острые.
– Проверьте . (Слайд 7)
– Молодцы! Немного устали? Пора отдохнуть.
Физминутка.
(Слайд 8)
У.: – Я не ошибусь, если скажу, что одна из любимых вами спортивных игр – баскетбол. Предлагаю сыграть, но в необычный. А математический баскетбол. Верный ответ – и мяч в корзине. Наша гостья мне поможет (правильный ответ – мяч в корзину).
- Продолжи высказывание: « угол – это…».
- Стороны угла – это …(лучи)
- Вершина угла – это …(точка)
- Углы бывают… (Прямые. Острые. Тупые)
- Тупой угол – угол, который…(больше прямого)
- Острый угол – угол, который…(меньше прямого)
- Какая геометрическая фигура называется многоугольником? (…три и более углов)
- Истинно ли высказывание: « Если фигура АВСD – квадрат, то фигура АВСD – прямоугольник? (Да)
- У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
- Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).
1) Работа в тетрадях на печатной основе.
– Откройте рабочие тетради на стр. Выполните номер ….(Проверка)
2) Упражнение на построение углов.
– Открыли обычные тетради. Поставьте произвольно точку. Проведите от нее 2 луча так, чтобы между ними образовался острый угол. Закрасьте его лучи зеленым цветом.
Аналогично идет построение прямого(красным цветом) и тупого(синим цветом) углов.
Трое учащихся по очереди выходят к доске и выполняют данное задание цветными мелками.
VII. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).
– Наша гостья Математика вам сейчас раздаст листы бумаги. Но прежде послушайте задание.
Попробуйте смоделировать понятия прямой угол, тупой и острый углы в технике оригами. Задание творческое. Вы много изготовляли поделок с применением такой техники. Вам нужно вспомнить или представить какие-либо изделия, в которых были бы видны изучаемые нами виды углов. Предлагаю разделиться на группы: 1-я смоделирует прямой угол., 2-я – острый и третья – тупой.
(Учащиеся изготовляют модели и показывают на них вид угла)
VIII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
– Трудное было задание, но вы с ним справились. Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть.
– Совсем недавно, ровно неделю назад, отмечался День космонавтики. Вы помните, презентацию «Сказки звездного неба». Посмотрите на слайд, (Слайд 9 )Вспомните его название.(Волопас). А кто вспомнит и расскажет, почему оно так названо? (Если дети не помнят, то учитель сам рассказывает).
– Волопас – очень древнее созвездие. Этого героя называют землепашцем, погоняющим 7 впряжённых в плуг быков (7 звёзд Большой медведицы), или охотником, преследующим её. Само его название говорит о близости к полюсу, а название его ярчайшей звезды Арктур – означает по-гречески «сторож медведя». Миф о Волопасе гласит о том, что он был братом афинского царя Эрехтея, который лишил его власти и выгнал. Долго странствовал Волопас в бедности: был охотником и пастухом, пока не изобрёл плуг и научил людей возделывать землю.
– Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие? ( четырехугольник). (Слайд 10 )
– Назовите и запишите в тетради все углы. Какого они вида?
– Сравните их.
IX. Контроль и самопроверка знаний.
– Какая была тема нашего урока? Почему она так необычно называлась?
– Какую учебную задачу мы поставили перед началом изучения нового материала?
– Расскажите о чём говорили на уроке по плану:
Слайд 11
- Что такое угол?
- Какие виды углов изучили?
– Какого достигли результата?
– Что помогло достижению успеха?
– Чью работу на уроке вы могли бы отметить?
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
М.: – Ребята, я внимательно следила за тем, как вы работали на уроке. Мне понравилось, молодцы! Справились со всеми заданиями. А потому я приготовила для вас сюрприз, внутри которого вы найдете домашнее задание. (Разноуровневое). Мои отметки за урок такие: … (называет Ф.И. уч-ся и балл)
У.: - Я согласна с Царицей Математикой, поэтому ставите себе в дневник следующие отметки: …. .
XI. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Если вы себя сегодня на уроке чувствовали уютно, вам было интересно, и вы во всём разобрались, то покажите мне весёлого человечка.
- Если у вас что-то не получалось, вам было трудно разобраться с новым материалом, то покажите мне задумчивого человечка.
– А вот моё мнение об уроке, оценка вашей работе на нем Слайд 15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников."
На этапах "Новый материал", "Практическая работа" и "Творческое задание" к уроку математики во 2 кл. на тему "Угол. Виды углов и треугольников" можно воспользоваться данной презентацией....
Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников." (для этапа "Устный счёт")
Данную презентацию можно использовать во второй части устного счёта к уроку математики во 2 классе "Угол. Виды углов и треугольников." (см. мой конспект к этому уроку). Ребятам предстоит справиться с...
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “ос...
МАТЕМАТИКА В УГЛУ (УГОЛ, ВИДЫ УГЛОВ)
Познакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Восп...
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...
Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...
Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов"
Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов". Урок разработан с учетом особенностей слабовидящих детей....