Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является решение задач разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач разными способами | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Войнова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Саратов
Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике.
Люди научились считать 25-30 тысяч лет тому назад. О значении математики как предмета школьного преподавания М.В.Ломоносов в записке о преподавании физики, химии и математики пишет так:
«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является решение задач разными способами.
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи и их решения разными способами. Для кого из ребят интересна математика? Да математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи, научив их решать задачи разными способами, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Однако в практике обучения математике различные способы решения ещё не заняли достойного места. Причин этому много, и в частности, недостаточная ориентация на эту работу в учебниках, методических пособиях для учителей. Учитель поэтому зачастую не владеет теми приёмами, с помощью которых можно отыскать другие способы решения. А без этого невозможно и детей научить находить разные способы решения, трудно использовать эти способы решения для других целей обучения и воспитания.
В начальном курсе математики текстовые задачи могут быть решены различными способами : алгебраическим, практическим, графическим, табличным, схематическим, комбинированным.
Рассмотрим различные способы решения текстовых задач на конкретных примерах.
Арифметический способ.
Начальный курс математики ставит своей основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим способом, который сводится к выбору арифметических действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Решение задач оформляется в виде последовательности числовых равенств, к которым даются пояснения, или числовым выражением.
Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?»
I способ. 1. 20+8=28(л.) ушли в море.
2. 28-6=14(л.) должны вернуться.
Выражение.(20+8)-6=14(л.)
II способ. 1. Сколько больших лодок должно вернуться? 20-6=14(л.)
2. Сколько всего лодок должно вернуться? 14+8=22(л.)
Выражение.(20-6)+8=14(л.)
III способ. 1. Сколько маленьких лодок должно вернуться? 8-6=2(л.)
2.Сколько всего лодок должно вернуться? 20+2=22(л.)
Выражение.(8-6)+20=14(л.)
Ответ: должно ещё вернуться 22 лодки. Задача решена различными арифметическими способами.
Если у учащихся нет навыков решения задач различными арифметическими способами или вызывает затруднение их нахождение, можно предложить следующие методические приёмы:
1. разъяснение плана решения задачи;
2. пояснение готовых способов решения;
3. соотнесение пояснения с решением;
4. продолжение начатых вариантов решения;
5. нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных.
Алгебраический способ.
Текстовые задачи решаются либо синтетическим методом (вычисления в прямом порядке, от числовых данных условия к числовым результатам, о которых спрашивается в задаче), либо аналитическим (вычисления в обратном порядке с рассуждениями, идущими от вопроса задачи). Примерами этих последних являются задачи о «задуманном числе», а также задачи на части. Естественным оформлением решения таких задач служит составление уравнения – алгебраический метод. Он состоит из следующих шагов: 1.Введение неизвестного. 2.Выражение через это неизвестное величин, о которых говорится в задаче. 3.Составление уравнения. 4.Решение уравнения. 5.Осмысление результата и формулирование ответа.
Задача: «У Иры втрое больше наклеек, чем у Кати, а у Кати на 20 наклеек меньше, чем у Иры. Сколько наклеек у Кати?».
Вначале составим схему уравнения, содержащую не только математические знаки, но и естественные слова.
( Ирины наклейки) – (Катины наклейки) = 20 наклеек.
Получилась вспомогательная модель задачи – частичный перевод текста на математический язык. Введём неизвестное. Пусть х – число Катиных наклеек. Тогда число наклеек у Иры равно х 3.
Составим уравнение х * 3 – х = 20
2 * х = 20
Х=20:2
Х=10
Ответ: у Кати 10 наклеек.
При обучении алгебраическому методу решения текстовых задач полезно дополнить схему решения самым первым шагом – составлением схемы уравнения, в которую включаются как математические символы, так и нематематические записи и даже рисунки.
Графический способ.
Это способ решения задачи с помощью чертежа.
Задача: «Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные щуки. Сколько щук поймал рыбак?»
лещи окуни щуки
Этот способ, так же как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.
Построение чертежа помогает найти другой арифметический способ решения задачи.
Задача: «На одной машине увезли 28 мешков зерна, на другой на 6 мешков больше, чем на первой, а на третьей на 4 мешка меньше, чем на второй. Сколько мешков зерна увезли на третьей машине?»
I способ. 1. 28+6=34 (мешка) – увезли на второй машине.
2. 34-4=30 (мешка)- увезли на третьей машине.
Ответ : на третьей машине увезли 30 мешков зерна.
Если же мы построим чертеж к этой задачи, то легко найдем другой арифметический способ решения.
28 мешков
I.
6 мешков
28 мешков
II.
4 мешка
28 мешков
III.
?
- На сколько больше мешков увезли на третьей машине, чем на первой? 6-4=2(мешка)
- Сколько мешков увезли на третьей машине? 28+2=30 (мешков)
Ответ: на третьей машине увезли 30 мешков зерна.
Из приведенных примеров следует вывод: графическое оформление задачи может определить ход мыслительного процесса и является средством выявления различных способов решения одних и тех же задач. При этом легче усматриваются разные логические основы, содержащиеся в условии задачи; такие способы определяются анализом наглядного сопровождения задачи, на которые учащиеся направляются постановкой учителем соответствующих заданий.
Логический способ.
Задача: «В 6 банок поровну разложили 12 кг варенья. Сколько надо таких же банок, чтобы разложить 24 кг варенья?»
В данном случае логическая основа задачи проявляется на двух уровнях – открытом и скрытом, т. е. здесь две логические основы. В первом случае направление мыслительного процесса определяется вопросами:
- Сколько кг варенья помещается в одну банку? 12:6=2(кг)
- Сколько банок потребуется для 24 кг варенья? 24:2=12(б.)
Во втором случае ход того же процесса определяется другими вопросами:
1.Во сколько раз больше стало варенья? 24:12=2(раза)
Если варенья стало в два раза больше, значит, и банок потребуется в два раза больше.
2.Сколько потребуется банок? 6 * 2=12(б.)
Ответ: потребуется 12 банок.
Табличный способ.
При решении некоторых задач хорошим подспорьем является табличная форма.
Задача: «У Саши в коллекции 8 жуков и пауков. У всех насекомых 54 ноги. У одного жука 6 ног, а у одного паука – 8ног. Сколько жуков и сколько пауков у Саши в коллекции?»
Количество жуков | Количество пауков | Количество ног у всех жуков | Количество ног у всех пауков | Всего ног |
1 | 7 | 6 | 56 | 62 |
2 | 6 | 12 | 48 | 60 |
3 | 5 | 18 | 40 | 58 |
4 | 4 | 24 | 32 | 56 |
5 | 3 | 30 | 24 | 54 |
Ответ: у Саши в коллекции 5 жуков и 3 паука.
Схематический способ.
В числе способов решения задач можно назвать схематическое моделирование. В отличие от графического способа решения, который позволяет ответить на вопрос задачи, используя счёт и присчитывание, схема моделирует только связи и отношения между данными и искомыми. Эти отношения не всегда возможно представлять в виде символической модели (выражение, равенство). Тем не менее, моделирование текста задачи в виде схемы позволяет ответить на вопрос задачи. Покажу это на примере.
Задача: «В двух вагонах ехали пассажиры, по 36 человек в каждом вагоне. На станции из первого вагона вышло несколько человек, а из второго вагона вышло столько человек, сколько осталось в первом. Сколько всего пассажиров осталось в двух вагонах?»
В данном случае схема выступает как способ и как форма записи решения задачи.
Ответ: в двух вагонах осталось 36 человек.
Комбинированный способ.
В этом случае для записи решения задачи могут быть использованы одновременно схема и числовые равенства.
Задача: «В альбоме для раскрашивания 48 листов. Часть альбома Коля раскрасил. Сколько листов осталось нераскрашенными, если Коля раскрасил в 2 раза больше, чем ему осталось?»
Решение задачи можно оформить так:
Раскрасил
Осталось
48:3=16(л.)
Ответ: остались нераскрашенными 16 листов.
На всех уроках, если встречается задача, допускающая разные способы решения, стараюсь детям дать возможность найти их.
Я считаю, что очень важно и полезно после решения задачи разными способами предложить ребятам ряд заданий творческого характера. Рассмотрим некоторые из них на примере.
Задача: «С одной яблони собрали 15 кг яблок, а с другой 30 кг. Все эти яблоки разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?»
1 способ. (15+30):5=9(ящ.)
2 способ. 15:5+30:5=9(ящ.)
Главный вопрос после решения задачи: «Почему мы смогли решить задачу двумя арифметическими способами?» Потому что и 15, и 30 можно разделить на 5 без остатка.
Задания творческого характера.
1.Какие числовые данные можно использовать вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 10 и 45, 25 и 50…главное, чтобы оба числа делились на 5.
2.Какие числовые данные можно использовать вместо 5, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 3, так как и 15, и 30 можно разделить на 3 без остатка.
3.Яблоки разложили в ящики по 4 кг. Какие числовые данные можно взять вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 8 и 32, 16 и 40…главное, чтобы оба числа делились на 4 без остатка.
4.С яблонь собрали 21 кг и 27 кг яблок. По сколько кг яблок можно разложить в один ящик, чтобы задача решалась двумя способами и почему? По 3 кг, так как и 21, и 27 можно разделить на 3 без остатка.
5.Составьте аналогичную задачу по выражению, чтобы она решалась двумя способами. (12 +…) : 6
Умелое использование различных способов решения задач на уроках математики в начальных классах оказывает положительное влияние на развитие мышления и творческих способностей детей, на формирование их личности и исследовательских навыков, является залогом устойчивого интереса к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме: "Решение задач разными способами"
Конспект урока с использованием деятельностного подхода....
Конспект урока по математике в 3 классе "Решение задач разными способами"
Конспект урока по математике в 3 классе...
Конспект урока по математике. 1кл.УМК "Начальна яшкола 21века". Тема"Решение задач Разными способами"
Ознакомление с частями задачи, с решением задач разными способами с использованием счётного материала. Усовершенствование умения решать выражения на увеличение 9уменьшение) чисел в пределах 10....
Математика. 1 класс. Тема "Решение задач разными способами", проведённого 12.12.2012г. Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века
Цель урока: создать условия для обучения умениям решать задачи разными способами; совершенствовать умение составлять модель к задаче; способствовать формированию представления о структуре задачи, умен...
Решение задач разными способами-средство повышения интереса к математике.
Данный материал может быть использован на заседании методического объединения учителей начальных классов....
Решение задач разными способами-средство повышения интереса к математике.
Для широкого и активного включения детей в решение задач разными способами надо использовать задачи, допускающие разные способы решения....
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»...