Проект "Числа вокруг нас" (с презентацией).
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Нестерова Галина Васильевна

 

Проект «Числа вокруг нас» направлен на изучение чисел, исследование роли чисел в жизни человека. На основе источников литературы, статей, материалов Интернет ресурса учащимися 4 «А» класса исследуется процесс возникновения чисел, их символизация, взаимосвязь чисел и судеб людей. Ребята вспоминают народные поверья, сказки, пословицы и поговорки, стихи, где используются числа, пишут сочинения на тему «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», приводят факты о родном крае в числах. Работа над данным проектом формирует интерес учащихся к математике, истории, литературе и информатике, а также повышает математическую культуру и расширяет кругозор; формирует понимание о существовании магии чисел. Проект способствует развитию умений, навыков и качеств необходимых человеку 21 века, а именно: умений работать с информацией и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества , навыков работы в команде. Проект предполагает создание презентации, оформление информационных листов, показ инсценировки «Спор цифр», игру с числами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Защита проекта «Числа вокруг нас»

1 слайд. Проектная деятельность учащихся 4 «А» класса.

Классный руководитель: Нестерова Галина Васильевна

2 слайд. Наш проект называется «Числа вокруг нас»

3 слайд. Цели проекта:

  1. Изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни,
  2. Узнать для чего они используются и что они означают,
  3.  Понять зачем людям нужна математика,
  4. Показать детям значимость чисел в жизни человека,
  5. Прививать интерес к науке математике.

4 слайд. Задачи:

  1. Изучить литературу по истории возникновения чисел,
  2.  Рассмотреть виды чисел и способы их записи,
  3. Провести путешествие за числами по городу Калининску,
  1. Сделать выводы.

5 слайд. Проблемный вопрос. Нас очень заинтересовала данная тема. Мы всегда хотели узнать много нового о числах и ответить на вопрос «Может ли человек прожить без чисел? Ведь мир чисел очень загадочен, интересен и необходим. Так родилась идея данного проекта.

6 слайд. План работы над проектом. Работали мы по плану. Работа над проектом велась в несколько этапов.

1.Организационный этап – посмотрели презентацию «Как возникли числа?»

2. Подготовительный этап – разделились на 4 группы по 4 – 5 человек и выбрали направления.

3.Этап реализации проекта – собирали информацию, обсуждали её в группах, провели анкетирование «Числа в судьбе людей»,классные часы «История возникновения чисел», «Тайны чисел»,создали презентацию, совершили экскурсии по городу Калининску, писали сочинения «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», работали в библиотеке с книгами о числах в пословицах, в спорте, искали  необходимую информацию в сети Интернет.

4.Заключительный этап – подвели итоги работы, готовились к защите проекта.

7-12 слайды. Для поиска ответов и проведения исследований мы:

  1. Работали на уроках математики
  1. Организовали конкурс сочинений «Математика в жизни нашей семьи»
  2. Работали в библиотеке с энциклопедиями, с книгами о числах
  3. Провели классные часы с просмотром презентаций.
  4. Беседовали с учителями физкультуры, родителями, соседями – людьми разных профессий, бабушками, дедушками, учителями.
  5. Изучали общественное мнение. Провели опрос – анкетирование учащихся 4-х классов, учителей, родителей на тему «Числа в судьбе людей».
  6. Работали с публикациями в сети интернет
  7. Подбирали пословицы и поговорки с числами, материал о том, чем измеряют и что измеряют, где числа встречаются в спорте и какую роль играют в жизни людей разных профессий.

13,14 слайд. Числа в пословицах и поговорках

Профессор:                В страну чисел приглашаю, Вас друзья,

В стране чисел никому скучать нельзя,

                                      Здесь узнаешь не один секрет

Математика – прекрасна, спору нет.

Издавна люди называют математику «Царицей наук», потому что она применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ней. Царица математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит за порядком в них. А вот и сама она, но мне кажется Царица чем-то расстроена.

Царица математика:        Здравствуйте! В моем Царстве случилось несчастье – лохматая Лень пробралась в мои владения и там начало твориться неладное: числа вдруг начали ссориться между собой. Немедленно отправляюсь туда, чтобы прекратить этот спор.

Профессор:        Сказку не простую, а математическую

        Вам сейчас покажут без прикрас

        Может быть, там будет что-то фантастическое

        Что ж мы начинаем тот рассказ.

        

        Жили-были в стране Арифметике цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 (выходят дети с цифрами 1,2,3,5,7,0). И однажды они завели спор, кто из них главнее.

Единица:        Я лучше всех, я самая стройная, одна единственная такая красавица, занимаю всегда только первые места.

Царица:        Да, а еще говорят «Первый блин комом», и «Один в поле не воин». А ты тут расхвасталась!

Двойка:         Посмотрите, я прекрасная, как лебедь. Не случайно у человека две руки, две ноги, два уха, два глаза и говорят «За одного битого, двух не битых дают»!!!

Царица:        Может ты и красавица, но не очень то рады ребята видеть тебя в своих дневниках и тетрадях.

Тройка:        Ой, ой, ой! Нашли чем хвалиться. Вот у меня даже свое тридевятое царство есть, тридесятое государство. И у светофора три глаза!

Царица:        Ну что ты тараторишь. Разве не знаешь, что «От горшка три вершка».

Пятерка:        А мне не надо много слов, и так все знают, какая я любимица. Все хотят видеть мой портрет в своих дневниках и тетрадях, и вся работа выполняется пятью пальцами на руках.

Царица:        Ты всегда «Перескакиваешь с пятого на десятое»! А еще любимица!

Семерка:        В неделе семь дней, существует семь чудес света и про важное дело говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Царица:        Ну, а ты чего молчишь, Нолик?

Ноль:        Мне, пожалуй, нечем похвастаться, ведь я ничего не значу без вас. Зато, если я встану рядом с любой из вас, то вы станете ровно в десять раз больше.

Профессор:        Друзья, вы все по-своему важны. Давайте сведем все споры к нулю, и будем жить дружно!

Царица:        Ведь без вас всех нельзя составить числа. А как человеку прожить без чисел?        Они сопровождают его повсюду: дома, на работе, на улице, в школе.

15 слайд. Игра с числами

Царица:        Числа везде. Они с каждым человеком, они на небе, на земле, на море и просто в воздухе.

        -Мы учимся в 4 классе, нам по 10 лет.

        -Нас в классе вместе с учителем 23 человека.

        -В школе № 2 обучается 963 человека.

        -Работает в школе 134 человека, из них педагогических работников 86 человек.

        -Калининск является городом с 1962 года.

        -В этом году нашему городу исполняется 50 лет.

16,17 слайд. Об измерениях много узнали.

Просто даже в голове не укладывается, как можно жить без чисел. Шага не ступишь без числа. Ступил шаг – и готово, 45 сантиметров улетело, на велосипеде – метры. А стройка? Тут вообще без чисел никуда: длина, ширина, и высота. А сколько литров краски нужно, чтобы покрасить полы?

А на рынке? Центнер, тонна! А в магазине? Граммы, килограммы! А если в другой город поехать? Километры! Что ни вопрос и ответ, то тысяча чисел вылетает на свет, как птицы.

В спорте тоже без чисел не обойтись. Ученица 4 «А» класса Ефименко Алина выполнила презентацию на тему «Числа в спорте»

18 слайд. Математика в жизни людей разных профессий.

Математическими знаниями люди пользовались еще в глубокой древности. Знания нужны были купцам, купцам, строителям, воинам, жрецам, путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись без хорошего знания математики. Рабочий и моряк, инженер и полевод выполняют различные вычисления. (Ниженко Марина,4 «А» класс)

19 слайд. Мы провели анкетирование «Числа в судьбе людей. Какое число счастливее 7 или 13?». Из ответов видно, что большинство опрошенных не являются суеверными людьми.

20, 21 слайд. Числа в жизни нашей семьи.

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика – это страна без границ. Мы настолько срослись с ней, что просто не замечаем её. А ведь с математики все и начинается. Ребенок только родился, а уже есть первые цифры в его жизни: рост, вес. (из сочинения Горбунова Артема,4 «А» класс.)

В жизни нашей семьи математика занимает большое место. Вся наша семья живет по времени. А время – это мир чисел. Мама через каждые три часа кормит братика и укладывает спать. Мне кажется, что если бы не было математики, то рухнул бы весь мир. (из сочинения Ефименко Алины, 4 «А» класс)

22 слайд. Экскурсии по городу Калининску.

Мы совершили экскурсии по городу Калининску и убедились в том, что всегда и везде в повседневной жизни рядом с человеком идут числа, делая его жизнь интересной, точной, надежной и удобной.

23 слайд. Мы сделали выводы.

  1. Современную жизнь невозможно представить без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны как солнце, воздух и вода
  2.  Мы используем числа изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, на уроках и после уроков.
  3.  Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах.
  4.  В жизни нужно быть внимательными, научиться все вокруг себя замечать и анализировать, серьезно изучать математику.

24 слайд.

Мы о числах так много узнали

Наблюдали, читали, сочинения писали

И теперь уверены в одном

Удобным и надежным делают числа мир

В котором мы живем.

25 слайд. Спасибо за внимание!!!

март, 2012 год.

МБОУ «СОШ № 2 г.Калининска Саратовской области

Защита проекта

«Числа вокруг нас»

в рамках муниципального конкурса социально-значимых проектов «Я познаю мир» для 3-4 классов

Выполнили:    учащиеся 4 «А» 

                            класса МБОУ  

                            «СОШ № 2  

                            г.Калининска»

Руководитель: учитель высшей      

                             квалификационной  

                             категории

                             Нестерова Г.В.

Дата проведения: март, 2012 года.

2011 – 2012 учебный год



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Числа вокруг нас»

  1. Аннотация проекта (краткое содержание)

Проект «Числа вокруг нас» направлен на изучение чисел, исследование роли чисел в жизни человека. На основе источников литературы, статей, материалов Интернет ресурса учащимися 4 «А» класса исследуется процесс возникновения чисел, их символизация, взаимосвязь чисел и судеб людей. Ребята вспоминают народные поверья, сказки, пословицы и поговорки, стихи, где используются числа, пишут сочинения на тему «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», приводят факты о родном крае в числах. Работа над данным проектом формирует интерес учащихся к математике, истории, литературе и информатике, а также повышает математическую культуру и расширяет кругозор; формирует понимание о существовании магии чисел. Проект способствует развитию умений, навыков и качеств необходимых человеку 21 века, а именно: умений работать с информацией и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества , навыков работы в команде. Проект предполагает создание презентации, оформление информационных листов, показ инсценировки «Спор цифр», игру с числами.

2.Предмет исследования:

числа в повседневной жизни человека, в профессиях людей.

3.Цели проекта:

  1. Изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни,
  2. Узнать для чего они используются и что они означают,
  3.  Понять зачем людям нужна математика,
  4. Показать детям значимость чисел в жизни человека,
  5. Прививать интерес к науке математике
  6. Пополнить активный словарный запас детей при подборе информации
  7. Составить продукт проектной деятельности ( презентация, инсценировка с пословицами и стихами, сборник пословиц и поговорок с числами, информационные листы)

4.Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по истории возникновения чисел,
  2. Рассмотреть виды чисел и способы их записи,
  3. Провести путешествие за числами по городу Калининску,
  4. Сделать выводы.

Методические задачи :

  1. способствовать развитию познавательной деятельности учащихся,
  2. формировать умение использовать различные источники информации
  3. формировать умение работать с компьютером,
  4. использовать в своей работе ресурсы Интернета.

5.Возраст, класс: 10 лет,4 класс.

6.Время работы над проектом:  19.01.12 г. – 23.03.12 г.

7.Режим работы: Использование учебных часов (уроки математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии), классные часы с просмотром презентации «Тайна числа», «История возникновения чисел», экскурсии по городу «Путешествие за числами», изучение общественного мнения (опрос – анкетирование) «Числа в судьбе людей», посещение библиотеки – подбор пословиц и поговорок с числами, конкурс сочинений «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», работа в сети Интернет.

8. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

-материально-техническое оснащение

  1. фотоаппарат
  2. диски
  3. компьютеры
  4. принтеры
  5. сканер
  6. мультимедийная установка

-учебно-методическое оснащение

  1. Волина, В. В. Праздник числа (Занимательная  математика для детей) / В.В. Волина. – М: Знание, 1993
  2. Глейзер, Г.И. История математики в школе / Г.И. Глейзер. – М: Просвещение, 2004
  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М: Художественная литература, 1989
  4. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. – М: Просвещение, 1990
  5. Мокрушина, О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс / О.А. Мокрушина. – М: Вако, 2003
  6. Петрушин, Д.С. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике / Д.С. Петрушин. – С-Пб: МиМ-ЭКСПРЕСС, 2007

-интернет-ресурсы

  1. http:// ru.wikipedia.org
  2. www.uchportal.ru
  3. http://portfolio.1september.ru
  4. http://animashky.ru
  5. http://www.numbers.netai.ru
  6. http://www.nummagic.info
  7. http://www.megalink.ru
  8. http://goldlara.narod.ru
  9. http://school-collection.edu.ru

 9.Дополнительно привлекаемые участники

Ученики 4-х классов

Родители

Педагоги школы

Работники библиотеки

10. Осуществление проекта

Этап 1. Погружение в проект (19.01.12 г.)

  1. создание творческих групп
  2. выбор направлений
  1. Числа в пословицах и поговорках
  2. Измерения (чем измеряют, как измеряют)
  3. Числа в спорте
  4. Математика в жизни людей разных профессий

Этап 2. Планирование деятельности (26.01.12 г.)

Распределение творческих групп по направлениям

1 группа. Числа в пословицах и поговорках

2 группа. Измерения (чем измеряют. как измеряют)

3 группа. Числа в спорте

4 группа. Математика в жизни людей разных профессий

Этап 3. Практически – деятельностный (26.01.12 г. – 15.03.12 г.)

  1. классный час с показом презентации «История возникновения чисел» (08.02.12 г.)
  2. уроки математики (14.02.12 г. - 16.02.12 г.)  
  3. экскурсии по городу «Путешествие за числами» (22.02.12 г., 01.03.12 г)
  4. конкурс сочинений «Числа в жизни нашей семьи» (02.03.12 г.)
  5. анкетирование «Числа в судьбе людей» (06.03.12 – 14.03.12)
  6. посещение библиотеки (07.03.12 г.)
  7. классный час с показом презентации «Тайна числа» (15.03.12 г.)

Этап 4. Оформление проекта (15.03.12 г. – 23.03.12)

  1. работа в группах (систематизация подобранного материала)
  2. оформление выставки сочинений «Числа в жизни нашей семьи», «Математика в жизни людей разных профессий»
  3. создание сборника «Числа в пословицах и поговорках»
  4. оформление информационных листов «Измерения»
  5. разработка презентации «Числа вокруг нас»(выполнила ученица 4 «А» класса Ефименко Алина)
  6. оформление текстового материала «Математика в жизни людей разных профессий»

Этап 5. Защита проекта. Оценка результатов

Показ презентации «Числа вокруг нас», инсценировка «Спор цифр», чтение стихов о математике, игры с числами.

11.Рефлексия (самоанализ проектной деятельности)

Ценность проекта заключается в том, что данный учебно-исследовательский проект дает возможность получить  дополнительные знания об истории возникновения чисел, их записи в Древней Руси, об использовании римских цифр в настоящее время.

Дети узнают о старых единицах измерения, о первых вычислительных устройствах, знакомятся с великими математиками. Актуальность темы исследовательской работы проекта «Числа вокруг нас» заключается в том, что мы встречаемся с числами в различных жизненных ситуациях в повседневной жизни: в школе, магазине, на почте, на улице, дома. Мир чисел загадочен , интересен, необходим. Данный проект позволяет понять детям значимость чисел в жизни человека, прививает интерес к науке математике. Воспитательная ценность проекта состоит в том, что создаются условия для творческой самореализации учащихся, деятельности в разнообразных формах, включающих познание, игру.

                                                   

                                     Учитель высшей квалификационной категории:

                                                       Нестерова Галина Васильевна

                                                 

                                                            март, 2012 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 1-2 класса на тему "Геометрия вокруг нас".

Презентация применяется на первом этапе знакомства с предметом Геометрия....

Презентация «ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»

Эта презентация к внеклассному мероприятию « Геометрия вокруг нас», состоящая из 14 слайдов....

Презентация к уроку Окружающего мира во 2 классе по Программе Плешакова А.А.по теме "Посмотри вокруг"

В презентации помещены рисунки по теме "Посмотри вокруг".Земля - наш общий дом, представления древних о Земле, горизонт, путешествие Магеллана, стороны горизонта....

час-общения "добро и зло вокруг нас"+ презентация

Час общения «Добро и зло вокруг нас» Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла. Задачи: 1. Формировать у учащихся уважени...

Презентация по теме: Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. 1 класс.

Это презентация  для 1 класса "Обучение грамоте" к уроку № 2 и 3. Тема урока:Календарь и календарные праздники . Животные и растения вокруг нас. Слова-названия....

Презентация Математика вокруг нас

Данная презентация является стартовой перед началом работы над проектом "Математика вокруг нас: числа в загадках, пословицах, поговорках"....