Учебно-методическое пособие. Образовательная программа "Математика для дошколят"
рабочая программа по математике по теме

Образовательная программа по математике для обучения групп детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon учебно-методическое пособие77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

Образовательная программа

«Математика для дошколят»

Автор-составитель: Шевцова Ирина Александровна.

(учитель начальных классов ГБОУ СОШ№285)

Пояснительная записка.

     Программа разработана на основе программы С.А. Козловой «Моя математика». Данная программа адаптирована к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

     Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

     Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, а это дает возможность показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на занятиях, служат практике, родились из потребности жизни.

     Цель программы: создание благоприятных условий для обучения в школе, развитие интереса к предмету «математика».

Изучение начального курса математики должно создавать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего математического развития.

Ведущими принципами обучения математики являются: учет возрастных особенностей учащихся, ограниченное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей. На занятиях используются наглядно-описательный способ изложения материала и игровые приемы.

Задачи программы:

  1. Развитие основных групп общеучебных умений:

- интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопрос, делать выводы);

- организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

- коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

- оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).

2. Формирование основных групп предметных умений:

- умение производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметами, множествами и измерением величин с помощью произвольно выбранных мерок;

- умение читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

- узнавать в объектах окружающего мира изученные геометрические формы;

- строить цепочки рассуждений.

3. Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу учения в целом.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие креативности и вариативности мышления.

     Отличительные особенности данной программы заключаются в организации и проведении учебно-творческого и воспитательного процессов, которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Учащиеся включены в различные виды деятельности: словесную, репродуктивную, поисковую, познавательную, практическую и др.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Возрастная группа 6-7 лет. В группе занимаются 15-20 человек. Дети занимаются 1 раз в неделю по 2 занятия 20 минут с перерывом 10 минут. На занятиях проводятся физкультминутки.

Учебно-тематический план.

Тема

Общее количество часов

1.

Признаки предметов

19

2.

Пространственные и временные отношения

10

3.

Числа от 1 до 10

13

4.

Повторение изученного

2

Итого:

44

Планирование по занятиям.

  1. Осень. Сентябрь.
  2. Утро. День. Вечер. Ночь. Вчера. Сегодня. Завтра.
  3. Проверь себя.
  4. Разноцветная семейка.
  5. Форма: круг, квадрат, треугольник.
  6. Идем в гости.
  7. Маленькие и большие.
  8. Прогулка в парке.
  9. Что из чего и что для чего.
  10. Кто где живет.
  11. больше или меньше.
  12. Большие и маленькие.
  13. Собираем из частей.
  14. Собираем, складываем.
  15. Забираем часть.
  16. Осень. Ноябрь. Лесной детский сад.
  17. Один и два. Первый и второй.
  18. Печем пироги. Мерки.
  19. Три. Трое. Третий.
  20. Игры дома и во дворе.
  21. Четыре, четверо, четвертый.
  22. Зима. Декабрь.
  23. Игра «Найди меня».
  24. Пять, пятеро, пятый.
  25. Легче – тяжелее.
  26. Проверь себя.
  27. Зима. Январь. Взглянем сверху.
  28. Прогулка по сказочному городу.
  29. Шесть, шестеро, шестой.
  30.  Длиннее – короче. Шире – уже. Выше – ниже.
  31. Счет двойками, тройками. Зима. Февраль.
  32. Семь, семеро, седьмой.
  33. Дни недели.
  34. Восемь, восьмой.
  35. Играем и считаем.
  36. Точки и линии.
  37. Девять. Девятый.
  38. Самые разные животные.
  39. Играем и считаем.
  40. Десять, десятый.
  41. Весна. Апрель. Внутри и снаружи.
  42. мы идем в цирк. Число и цифра 0.
  43. Играем и считаем.
  44. Играем и считаем.

Содержание программы (44 часа)

Задания и упражнения, предлагаемые в рамках этой программы, помогут научить детей:

  1. Осознанно считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  2. Устанавливать место числа в числовом ряду;
  3. Понимать отношения и связи между числами (больше, меньше, столько же);
  4. Устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в него предметов;
  5. Понимать выражения, отражающие порядковые отношения (следовать за, стоять перед, находиться между..), взаимное расположение предметов (слева, справа, выше, ниже, рядом);
  6. Выполнять арифметические действия сложение и вычитание, используя знаки «+», «-», «=»;
  7. Составлять большее число из двух меньших в пределах 10 (пять- это четыре и один);
  8. Соотносить предмет, число, цифру;
  9. Решать простые арифметические задачи;
  10. Выполнять элементарные логические операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение;
  11. Ориентироваться на плоскости тетрадного листа, что подготавливает к сопоставлению реального пространства и его масштабного изображения;
  12. Пользоваться карандашом и линейкой.

Основные вопросы курса.

В курсе выделяются несколько содержательных линий. Эти линии изучаются, закрепляются на каждом занятии.

1. Числа.

     Понятие натурального числа является одним из основных  понятий математики. Раскрывается понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счета предметов и в процессе измерения величин.

     Обучение производится с использованием различных наглядных средств. Формирование представлений о количественном числе происходит на основе действий замещения. В качестве предметов – заместителей используются как карточки с наглядным изображением реальных объектов, так и фишки, различные геометрические фигуры. На основе наглядных моделей формируется представление о количественных отношениях ( поровну, больше, меньше). Запись полученных чисел производится с помощью точек на числовых карточках.

      В процессе пересчитывания предметов, в какой-либо группе формируются представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчитывании присваивается его номер в группе). Из известных детям натуральных чисел от1 до 10 выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа.

     Важное место в подготовительном курсе математики занимают практические действия с группами предметов: объединение групп предметов (частей) в целое, выделение из групп предметов (целого) некоторой части, разбиение данного множества на классы. Формируется представление о составе чисел от2 до 10 из двух меньших чисел.

  1. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

     В начальном курсе математики важнейшее место занимают текстовые задачи. На этапе дошкольной подготовки дети не работают с письменными текстами задач.

     В основе умения решать задачи лежит умение составлять математические рассказы на основе реальных сюжетов, рисунков, схематических рисунков и отвечать на поставленный учителем вопрос, требующий фактически решение арифметической задачи.

     Общие этапы работы над арифметическими задачами.

а) Выполняя практические действия с реальными предметами, дети комментируют свои действия.

б) От практических действий с предметами дети переходят к выполнению действий «по представлению», с опорой на рисунки.

в) Инсценирование задачи, когда учитель рассказывает сюжет, дети изображают его, а затем отвечают на поставленный вопрос.

      3. Элементы геометрии.

     На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, рассматриваемых как целостные объекты, без выделения существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.

     Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру.

    Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов- заместителей при работе с числами.

4.Элементы логического мышления.

     Задания направлены на развитие ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей), простейшие логические построения (закономерности из геометрических фигур).

5. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

     Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и во времени. На этапе дошкольной подготовки формируются пространственные представления: слева-справа, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже. Дети учатся читать планы пространства на основе замещения и моделирования, учатся находить свое место на плане, определять свое положение в пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям.

      6. Конструирование.

     Детское конструирование используется как практическое моделирование реальных и абстрактных объектов. В процессе этой работы дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (елочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.), учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать собственные названия из них).

Основные предметные знания, умения,

навыки дошкольников к концу занятий.

1-й уровень (максимальный)

Дети знают:

  1. Названия и последовательность чисел от1  до 10;
  2. Состав чисел от 1 до 10.

Дети умеют:

  1. Продолжать заданную закономерность;
  2. Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  3. Устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, близко, далеко, выше, ниже, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра. Ориентироваться в последовательности времен года;
  4. Сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого;
  5. Распознавать изученные геометрические фигуры среди предложенных, распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности;
  6. Объединять группы предметов в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  7. Составлять математические рассказы по рисункам и отвечать на поставленный вопрос;
  8. Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  9. Ориентироваться в пространстве относительно себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

2-й уровень (максимальный)

Дети знают:

  1. Состав числа от1 до 10 из двух меньших.

Дети умеют:

  1. Устанавливать отношения соподчинения видового понятия в родовое;
  2. Считать в обратном порядке;
  3. Ориентироваться в последовательности дней недели, месяцев, относящих к каждому времени года;
  4. Моделировать новые геометрические фигуры и придумывать для них название;
  5. Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку по линейке;
  6. Составлять и решать простые арифметические задачи с опорой на рисунок;
  7. Ориентироваться в пространстве относительно другого лица или предмета.

Формы и методы подведения итогов реализации программы.

С целью эффективности реализации программы целесообразно использовать такие методы и технологии:

  1. Информационно-развивающие (рассказы, беседы просматривание видеофильмов, книг и др.)
  2. Практически- прикладные (основные умения и навыков по принципу «делай какя»
  3. Проблемно- поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач)
  4. Творческие (развивающиеся игры, моделирование ситуаций)
  5. Методы контроля и самоконтроля.

Методическое обеспечение образовательной программы.



Тема


Форма


Дидактический материал

Форма подведения итогов

1.

Вводное слово

Беседа, рассказ

Счетный материал, иллюстрации, раздаточный материал

Опрос

2.

Пространственные и   временные отношения

Беседа, тренировочные задания, обучающая игра

Счетный материал, иллюстрации, книги, раздаточный материал

Опрос, тестирование

3.

Числа

Беседа, обучающая игра, конструирование, тренировочные задания

Счетный материал, иллюстрации

Опрос, игра

4.

Повторение изученного

Беседа, дидактическая игра, тренировочные упражнения

Счетный материал, танграммы, иллюстрации, раздаточный материал

Использованная литература.

  1. Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. М. «Баласс», 2007
  2. «Моя математика» М. В. Корепанова, С. А. Козлова. М. «Баласс», 2008
  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией А. А. Столяра, М. «Просвещение», 1988
  4. «1000 упражнений по подготовки к школе» О. Узорова, Е. Нефедова, «Планета детства», 2002.
  5. «Логика и математика» для дошкольников Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб, 1996
  6. «Занимательная математика для детей» В.Волина, С-Пб, «Дидактика», 1995
  7. «Логические игры и задачи на уроке математики», А.П.Тонких, Т.А. Кравцова, Е.А.Лысенко, «Академия развития», 1997
  8. «Логика и счет», Э.Н.Петлякова, С.Н. Подгорная, Москва-Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005
  9. «Математика для детей 6-7 лет», Е.В.Колесникова, 2005
  10. «Упражнения для развития творческого мышления», С.Е.Гравина, Н.Л.Кутявина, Т.И.Топоркова, С.В.Щербинина, Киров, 2010

Литература для детей:

  1. «Моя математика», М.В.Корепанова, С.А.Козлова. М.»Баласс», 2008
  2. «Логические игры и задачи на уроке математики»,А.П.тонких, Т.А.Кравцова, Е.А.Лысенко, «Академия развития»,1997
  3. «Занимательная математика для детей» , В.Волина, С-Пб, «Дидактика», 1995
  4. «Логика и счет», Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная, «Март2,2005
  5. «Упражнения для развития творческого мышления», С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина,

             Т.И.Топоркова,С.В.Щербинина,Киров,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности

Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей ЧОУ-СОШ «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первокл...

Перечень учебно-методического обеспечения по образовательной системе "Школа 2100"

Данная статья поможет учителю в полной мере ознакомиться с пособиями " Школа 2100"...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....