Учебно-методическое пособие. Образовательная программа "Математика для дошколят"
рабочая программа по математике по теме
Образовательная программа по математике для обучения групп детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-методическое пособие | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
Образовательная программа
«Математика для дошколят»
Автор-составитель: Шевцова Ирина Александровна.
(учитель начальных классов ГБОУ СОШ№285)
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе программы С.А. Козловой «Моя математика». Данная программа адаптирована к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, а это дает возможность показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на занятиях, служат практике, родились из потребности жизни.
Цель программы: создание благоприятных условий для обучения в школе, развитие интереса к предмету «математика».
Изучение начального курса математики должно создавать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего математического развития.
Ведущими принципами обучения математики являются: учет возрастных особенностей учащихся, ограниченное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей. На занятиях используются наглядно-описательный способ изложения материала и игровые приемы.
Задачи программы:
- Развитие основных групп общеучебных умений:
- интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопрос, делать выводы);
- организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);
- оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).
2. Формирование основных групп предметных умений:
- умение производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметами, множествами и измерением величин с помощью произвольно выбранных мерок;
- умение читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- узнавать в объектах окружающего мира изученные геометрические формы;
- строить цепочки рассуждений.
3. Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу учения в целом.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие креативности и вариативности мышления.
Отличительные особенности данной программы заключаются в организации и проведении учебно-творческого и воспитательного процессов, которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Учащиеся включены в различные виды деятельности: словесную, репродуктивную, поисковую, познавательную, практическую и др.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возрастная группа 6-7 лет. В группе занимаются 15-20 человек. Дети занимаются 1 раз в неделю по 2 занятия 20 минут с перерывом 10 минут. На занятиях проводятся физкультминутки.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Общее количество часов |
1. | Признаки предметов | 19 |
2. | Пространственные и временные отношения | 10 |
3. | Числа от 1 до 10 | 13 |
4. | Повторение изученного | 2 |
Итого: | 44 |
Планирование по занятиям.
- Осень. Сентябрь.
- Утро. День. Вечер. Ночь. Вчера. Сегодня. Завтра.
- Проверь себя.
- Разноцветная семейка.
- Форма: круг, квадрат, треугольник.
- Идем в гости.
- Маленькие и большие.
- Прогулка в парке.
- Что из чего и что для чего.
- Кто где живет.
- больше или меньше.
- Большие и маленькие.
- Собираем из частей.
- Собираем, складываем.
- Забираем часть.
- Осень. Ноябрь. Лесной детский сад.
- Один и два. Первый и второй.
- Печем пироги. Мерки.
- Три. Трое. Третий.
- Игры дома и во дворе.
- Четыре, четверо, четвертый.
- Зима. Декабрь.
- Игра «Найди меня».
- Пять, пятеро, пятый.
- Легче – тяжелее.
- Проверь себя.
- Зима. Январь. Взглянем сверху.
- Прогулка по сказочному городу.
- Шесть, шестеро, шестой.
- Длиннее – короче. Шире – уже. Выше – ниже.
- Счет двойками, тройками. Зима. Февраль.
- Семь, семеро, седьмой.
- Дни недели.
- Восемь, восьмой.
- Играем и считаем.
- Точки и линии.
- Девять. Девятый.
- Самые разные животные.
- Играем и считаем.
- Десять, десятый.
- Весна. Апрель. Внутри и снаружи.
- мы идем в цирк. Число и цифра 0.
- Играем и считаем.
- Играем и считаем.
Содержание программы (44 часа)
Задания и упражнения, предлагаемые в рамках этой программы, помогут научить детей:
- Осознанно считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- Устанавливать место числа в числовом ряду;
- Понимать отношения и связи между числами (больше, меньше, столько же);
- Устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в него предметов;
- Понимать выражения, отражающие порядковые отношения (следовать за, стоять перед, находиться между..), взаимное расположение предметов (слева, справа, выше, ниже, рядом);
- Выполнять арифметические действия сложение и вычитание, используя знаки «+», «-», «=»;
- Составлять большее число из двух меньших в пределах 10 (пять- это четыре и один);
- Соотносить предмет, число, цифру;
- Решать простые арифметические задачи;
- Выполнять элементарные логические операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение;
- Ориентироваться на плоскости тетрадного листа, что подготавливает к сопоставлению реального пространства и его масштабного изображения;
- Пользоваться карандашом и линейкой.
Основные вопросы курса.
В курсе выделяются несколько содержательных линий. Эти линии изучаются, закрепляются на каждом занятии.
1. Числа.
Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики. Раскрывается понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счета предметов и в процессе измерения величин.
Обучение производится с использованием различных наглядных средств. Формирование представлений о количественном числе происходит на основе действий замещения. В качестве предметов – заместителей используются как карточки с наглядным изображением реальных объектов, так и фишки, различные геометрические фигуры. На основе наглядных моделей формируется представление о количественных отношениях ( поровну, больше, меньше). Запись полученных чисел производится с помощью точек на числовых карточках.
В процессе пересчитывания предметов, в какой-либо группе формируются представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчитывании присваивается его номер в группе). Из известных детям натуральных чисел от1 до 10 выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа.
Важное место в подготовительном курсе математики занимают практические действия с группами предметов: объединение групп предметов (частей) в целое, выделение из групп предметов (целого) некоторой части, разбиение данного множества на классы. Формируется представление о составе чисел от2 до 10 из двух меньших чисел.
- Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
В начальном курсе математики важнейшее место занимают текстовые задачи. На этапе дошкольной подготовки дети не работают с письменными текстами задач.
В основе умения решать задачи лежит умение составлять математические рассказы на основе реальных сюжетов, рисунков, схематических рисунков и отвечать на поставленный учителем вопрос, требующий фактически решение арифметической задачи.
Общие этапы работы над арифметическими задачами.
а) Выполняя практические действия с реальными предметами, дети комментируют свои действия.
б) От практических действий с предметами дети переходят к выполнению действий «по представлению», с опорой на рисунки.
в) Инсценирование задачи, когда учитель рассказывает сюжет, дети изображают его, а затем отвечают на поставленный вопрос.
3. Элементы геометрии.
На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, рассматриваемых как целостные объекты, без выделения существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.
Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру.
Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов- заместителей при работе с числами.
4.Элементы логического мышления.
Задания направлены на развитие ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей), простейшие логические построения (закономерности из геометрических фигур).
5. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и во времени. На этапе дошкольной подготовки формируются пространственные представления: слева-справа, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже. Дети учатся читать планы пространства на основе замещения и моделирования, учатся находить свое место на плане, определять свое положение в пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям.
6. Конструирование.
Детское конструирование используется как практическое моделирование реальных и абстрактных объектов. В процессе этой работы дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (елочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.), учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать собственные названия из них).
Основные предметные знания, умения,
навыки дошкольников к концу занятий.
1-й уровень (максимальный)
Дети знают:
- Названия и последовательность чисел от1 до 10;
- Состав чисел от 1 до 10.
Дети умеют:
- Продолжать заданную закономерность;
- Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- Устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, близко, далеко, выше, ниже, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра. Ориентироваться в последовательности времен года;
- Сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого;
- Распознавать изученные геометрические фигуры среди предложенных, распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности;
- Объединять группы предметов в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- Составлять математические рассказы по рисункам и отвечать на поставленный вопрос;
- Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- Ориентироваться в пространстве относительно себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
2-й уровень (максимальный)
Дети знают:
- Состав числа от1 до 10 из двух меньших.
Дети умеют:
- Устанавливать отношения соподчинения видового понятия в родовое;
- Считать в обратном порядке;
- Ориентироваться в последовательности дней недели, месяцев, относящих к каждому времени года;
- Моделировать новые геометрические фигуры и придумывать для них название;
- Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку по линейке;
- Составлять и решать простые арифметические задачи с опорой на рисунок;
- Ориентироваться в пространстве относительно другого лица или предмета.
Формы и методы подведения итогов реализации программы.
С целью эффективности реализации программы целесообразно использовать такие методы и технологии:
- Информационно-развивающие (рассказы, беседы просматривание видеофильмов, книг и др.)
- Практически- прикладные (основные умения и навыков по принципу «делай какя»
- Проблемно- поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач)
- Творческие (развивающиеся игры, моделирование ситуаций)
- Методы контроля и самоконтроля.
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ | Тема | Форма | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1. | Вводное слово | Беседа, рассказ | Счетный материал, иллюстрации, раздаточный материал | Опрос |
2. | Пространственные и временные отношения | Беседа, тренировочные задания, обучающая игра | Счетный материал, иллюстрации, книги, раздаточный материал | Опрос, тестирование |
3. | Числа | Беседа, обучающая игра, конструирование, тренировочные задания | Счетный материал, иллюстрации | Опрос, игра |
4. | Повторение изученного | Беседа, дидактическая игра, тренировочные упражнения | Счетный материал, танграммы, иллюстрации, раздаточный материал |
Использованная литература.
- Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. М. «Баласс», 2007
- «Моя математика» М. В. Корепанова, С. А. Козлова. М. «Баласс», 2008
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией А. А. Столяра, М. «Просвещение», 1988
- «1000 упражнений по подготовки к школе» О. Узорова, Е. Нефедова, «Планета детства», 2002.
- «Логика и математика» для дошкольников Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб, 1996
- «Занимательная математика для детей» В.Волина, С-Пб, «Дидактика», 1995
- «Логические игры и задачи на уроке математики», А.П.Тонких, Т.А. Кравцова, Е.А.Лысенко, «Академия развития», 1997
- «Логика и счет», Э.Н.Петлякова, С.Н. Подгорная, Москва-Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005
- «Математика для детей 6-7 лет», Е.В.Колесникова, 2005
- «Упражнения для развития творческого мышления», С.Е.Гравина, Н.Л.Кутявина, Т.И.Топоркова, С.В.Щербинина, Киров, 2010
Литература для детей:
- «Моя математика», М.В.Корепанова, С.А.Козлова. М.»Баласс», 2008
- «Логические игры и задачи на уроке математики»,А.П.тонких, Т.А.Кравцова, Е.А.Лысенко, «Академия развития»,1997
- «Занимательная математика для детей» , В.Волина, С-Пб, «Дидактика», 1995
- «Логика и счет», Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная, «Март2,2005
- «Упражнения для развития творческого мышления», С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина,
Т.И.Топоркова,С.В.Щербинина,Киров,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие образовательная программа по изобразительному искусству "Юный художник"
Программа занятий кружка "Юный художник"...
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности
Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей ЧОУ-СОШ «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первокл...
Перечень учебно-методического обеспечения по образовательной системе "Школа 2100"
Данная статья поможет учителю в полной мере ознакомиться с пособиями " Школа 2100"...
ПК 4.1. Овладеть умением выбирать учебно - методический комплекс, разрабатывать учебно - методические материалы, на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и т.д.
1. Основополагающие принципы УМК "Школа России". 2. Электронные сайты к УМК. 3. Таблица УМК “ Начальная школа XXI века”. 4. Таблица УМК “Школа России...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....