Психологопедагогические основы формирования универсальных учебных действий
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Комплект учебников «Школа России» создаётся в России и для России.
Система «Школа России» является «правопреемницей» прежней традиционной программы. Эту систему называют первой среди равных. Возможности системы «Школа России» ещё далеко не исчерпаны. Доказательством тому служит совершенствование стабильных учебников этой системы. Так, например, впервые в практике преподавания естествознания в начальной школе в дополнение к традиционному комплексу «учебник + тетрадь» Андреем Анатольевичем Плешаковым были созданы ещё дополнительные книги: «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Планета загадок», тетрадь «Проверь себя».
Все учебники выпускаются в двух частях с целью уменьшить вес портфеля. Крупный шрифт, красочные иллюстрации, схемы, набранные жирным шрифтом выводы, творческие задания, кроссворды. Весь материал направлен на повышение интереса к предмету, накапливание знаний, возможность дифференцировать обучение.
В атласе-определителе можно найти ответ на любой вопрос, который может у них возникнуть при изучении окружающего мира: камни, растения, животные, грибы, лишайники, звезды и другие небесные тела.
Обучение математике ведётся по учебникам Марии Игнатьевны Моро. Это один из самых любимых детьми предметов. Авторский коллектив этого учебника стоит на той позиции, что школа не требует от ребёнка, поступившего в 1 класс, обязательного умения читать, писать, считать, выполнять действия с числами. В учебный комплект по математике входят: учебник в двух частях, тетрадь на печатной основе в двух частях, тетрадь для контрольных работ на печатной основе, тетрадь «Математика и конструирование», тетрадь «Для тех, кто любит математику: Сложение и вычитание в пределах 100». Все это создано одним авторским коллективом. Даже в основном учебнике ежеурочно предлагаются задачи на логическое мышление, игры, ребусы, задачи на смекалку. В учебнике математики Марии Игнатьевны Моро много заданий для отработки и закрепления.
Несколько поколений школьников выучились читать по «азбукам Горецкого» и продолжают это делать и в настоящее время. Чем это объясняется?
Во-первых, эффективность, хорошие результаты.
Во-вторых, продолжается классическое воспитание.
В-третьих, грамотным подходом авторов.(принцип частотности)
К «Русской азбуке» прилагаются четыре прописи Горецкого Всеслава Гавриловича и Федосовой Нины Алексеевны. Навык письма считается одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Проводилась масса исследований. Более приемлемы для обучения каллиграфии прописи с узкой строкой. По программе «Школа России» со 2 класса вводится урок чистописания. (Ступеньки)
Далее переходим плавно к предмету «Литературное чтение». Уже в первом классе выпускается к этому учебнику тетрадь «Успешный старт». Со второго класса начинается ещё и работа с тестами.
Русский язык представлен учебником авторов Зелениной и Хохловой. К нему прилагаются тетради на печатной основе, тесты. Всё это воздано этим же авторским коллективом.
В заключении хочу отметить, что традиционная программа усваивается учащимися легче (за счёт алгоритмов и чётких формулировок правил). Традиционная система не требует того, чтобы родители помогали своим детям при подготовке домашнего задания.
И самое важное: при работе по традиционной системе соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном.
Система «Школа России» предоставляет реальную возможность дифференцировать обучение. Связь учебников и дополнительных материалов делает самостоятельную учебную деятельность учащихся более увлекательной и результативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов – центр повышения квалификации
Региональный социопсихологический центр
Итоговая работа по I блоку обучающего семинара по теме: «Психологопедагогические основы формирования универсальных учебных действий»
Выполнил:
учитель начальных классов
Шишкова Ирина Ивановна
I квалификационная категория
Принял:______________________
Карамаева Любовь Александровна
доцент кафедры социально-гуманитарных наук
Регионального социопсихологического
центра, к.псх.н.
Самара 2012
Введение
Комплект учебников «Школа России» создаётся в России и для России.
Система «Школа России» является «правопреемницей» прежней традиционной программы. Эту систему называют первой среди равных. Возможности системы «Школа России» ещё далеко не исчерпаны. Доказательством тому служит совершенствование стабильных учебников этой системы. Так, например, впервые в практике преподавания естествознания в начальной школе в дополнение к традиционному комплексу «учебник + тетрадь» Андреем Анатольевичем Плешаковым были созданы ещё дополнительные книги: «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Планета загадок», тетрадь «Проверь себя».
Все учебники выпускаются в двух частях с целью уменьшить вес портфеля. Крупный шрифт, красочные иллюстрации, схемы, набранные жирным шрифтом выводы, творческие задания, кроссворды. Весь материал направлен на повышение интереса к предмету, накапливание знаний, возможность дифференцировать обучение.
В атласе-определителе можно найти ответ на любой вопрос, который может у них возникнуть при изучении окружающего мира: камни, растения, животные, грибы, лишайники, звезды и другие небесные тела.
Обучение математике ведётся по учебникам Марии Игнатьевны Моро. Это один из самых любимых детьми предметов. Авторский коллектив этого учебника стоит на той позиции, что школа не требует от ребёнка, поступившего в 1 класс, обязательного умения читать, писать, считать, выполнять действия с числами. В учебный комплект по математике входят: учебник в двух частях, тетрадь на печатной основе в двух частях, тетрадь для контрольных работ на печатной основе, тетрадь «Математика и конструирование», тетрадь «Для тех, кто любит математику: Сложение и вычитание в пределах 100». Все это создано одним авторским коллективом. Даже в основном учебнике ежеурочно предлагаются задачи на логическое мышление, игры, ребусы, задачи на смекалку. В учебнике математики Марии Игнатьевны Моро много заданий для отработки и закрепления.
Несколько поколений школьников выучились читать по «азбукам Горецкого» и продолжают это делать и в настоящее время. Чем это объясняется?
Во-первых, эффективность, хорошие результаты.
Во-вторых, продолжается классическое воспитание.
В-третьих, грамотным подходом авторов.(принцип частотности)
К «Русской азбуке» прилагаются четыре прописи Горецкого Всеслава Гавриловича и Федосовой Нины Алексеевны. Навык письма считается одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Проводилась масса исследований. Более приемлемы для обучения каллиграфии прописи с узкой строкой. По программе «Школа России» со 2 класса вводится урок чистописания. (Ступеньки)
Далее переходим плавно к предмету «Литературное чтение». Уже в первом классе выпускается к этому учебнику тетрадь «Успешный старт». Со второго класса начинается ещё и работа с тестами.
Русский язык представлен учебником авторов Зелениной и Хохловой. К нему прилагаются тетради на печатной основе, тесты. Всё это воздано этим же авторским коллективом.
В заключении хочу отметить, что традиционная программа усваивается учащимися легче (за счёт алгоритмов и чётких формулировок правил). Традиционная система не требует того, чтобы родители помогали своим детям при подготовке домашнего задания.
И самое важное: при работе по традиционной системе соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном.
Система «Школа России» предоставляет реальную возможность дифференцировать обучение. Связь учебников и дополнительных материалов делает самостоятельную учебную деятельность учащихся более увлекательной и результативной.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Урок по теме: «ПЛОЩАДЬ ФИГУР»
в 3 классе по математике
Выполнил:
учитель начальных классов
Шишкова Ирина Ивановна
I квалификационная категория
Самара, 2011
Тема: ПЛОЩАДЬ ФИГУР
Цели урока:
обучающие
- закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
- закреплять термины «длина», «ширина»;
- сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
- углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
- закреплять табличные случаи умножения и деления.
развивающие
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
- развитие познавательной активности;
- развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
- развивать конструктивные навыки и воображение;
- развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
воспитывающие
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки;
- воспитание культуры учебного труда.
Оборудование:
М.Моро. Математика: Учебник для 3 класса (часть 1)
М.Моро. Тетрадь по математике для 3 класса (часть 1)
Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Вычислите. Найдите лишнее выражение стр. 55 (задание на полях)
48 : 8 = 42 : 7 =
36 : 6 = 56 : 7 =
60 : 10 = 30 : 5 =
54 : 9 =
2. Игра «Цепочка». стр. 54 (задание на полях)
3. Игра «Угадай число» стр. 55
III. Работа над новым материалом.
1. Работа по учебнику стр. 54 (верх)
Работу над новым материалом можно начать с выполнения практической работы. Прошу начертить учащихся в тетради прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разбить его на квадратные сантиметры.
Учитель. Все квадратные сантиметры составляют несколько рядов. Сколько этих рядов?
Дети. 3 ряда.
Учитель. А сколько в каждом ряду квадратных сантиметров?
Дети. 7 квадратных сантиметров.
Учитель. Верно. Их столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. А рядов получилось столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника. Кто из вас догадался, как найти площадь прямоугольника?
Дети. Надо 7 умножить на 3.
Записывают на доске и в тетради решение и ответ (учитель также знакомит со знаком обозначения площади – S).
7 · 3 = 21 (см2)
О т в е т: S = 21 см2.
После этого учитель сообщает:
– Площадь того же прямоугольника можно вычислить и иначе. Все квадратные сантиметры составляют несколько вертикальных столбцов. В каждом столбце по 3 квадратных сантиметра (столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника). Столбцов получилось столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. Как же можно найти площадь этого прямоугольника?
Дети. Нужно 3 умножить на 7.
Записывают решение и ответ.
3 · 7 = 21 (см2)
О т в е т: S = 21 см2.
Учитель продолжает беседу:
– Ребята, посмотрите еще раз внимательно на решение задачи и скажите общий вывод: как найти площадь прямоугольника?
Учащиеся. Для нахождения площади прямоугольника достаточно измерить его длину и ширину в сантиметрах и полученные числа перемножить. Площадь прямоугольника будет выражена в квадратных сантиметрах.
После этого учащиеся читают еще раз вводную статью на стр. 54 и правило внизу на стр. 54
Для закрепления изученного учащиеся под руководством учителя выполняют задания стр. 54 № 1
S = 12 (см2)
S = 6 (см2)
Стр 54 № 2,
S = 6 (см2)
S = 7 (см2)
7 – 6 = 1 (см2)
Ответ: на 1 квадратный сантиметр.
№ 3(1),
S = 18 (см2)
Ответ: 18 см2
№ 3(2)
№ 4.
S = 6 (см2)
Ответ: 6 см2
После решения задачи № 4 учащиеся приходят к выводу, что площадь квадрата находится так же, как и площадь прямоугольника, достаточно знать только длины его сторон.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Самостоятельная работа.
1) Учебник стр. 55 № 6,
4 б. – 20 кг
? б. – 30 кг
30 : ( 20 : 4 ) = 6 (б.)
Ответ: 6 банок.
Стр. 55 № 7
24 м – 8 х.
15 м - ? х
15 : ( 24 : 8 ) = 5 (х.)
Ответ: 5 халатов.
Стр 55 № 8
Стр. 55№ 5
2) Тетрадь № 1 на печатной основе стр. 52 № 142
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы узнали, как можно вычислить площадь прямоугольника.
Учитель. Как же можно найти площадь прямоугольника?
Дети. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
Домашнее задание: стр. 55 № 5
Учебный предмет: Математика
Тема урока: Площадь прямоугольника
Анализ урока
в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий
Стр. учебника, тетради | №, краткое содержание учебного задания | Познавательные УУД |
Общеучебные | Логические | Постановка и решение проблем |
ПО1 | ПО2 | ПО3 | ПО4 | ПО5 | ПО6 | ПО7 | ПО8 | ПО9 | ПЛ1 | ПЛ2 | ПЛ3 | ПЛ4 | ПЛ5 | ПЛ6 | ПЛ7 | ПЛ8 | ПП1 | ПП2 |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Вычисли. Найди лишнее выражение. | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Цепочка. Решение выражения. | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Игра «Угадай число» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Объяснение темы. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Работа с правилом | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 1 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 2 | Пользуясь рисунком, узнай, площадь какого прямоугольника больше и на сколько квадратных сантиметров | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(1) | Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(2) | Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 4 | Начерти два квадрата и найди их площадь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник стр. 55 № 6, 7 | Решение задач | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 8 | Используя числа 68, 12, 20, составь различные уравнения на сложение и вычитание. Реши их. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тетрадь № 1 Стр. 52 № 142 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 5 | Вычисли | + | + | + | + | + | + |
Учебный предмет : Математика
Тема урока : Площадь прямоугольника
Анализ урока
в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Стр. учебника, тетради | №, краткое содержание учебного задания | Коммуникативные УУД |
Общий уровень развития общения | Коммуникация как общение (интеракция) | Коммуникация как кооперация | Коммуникация как условие интериоризации |
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Вычисли. Найди лишнее выражение. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Цепочка. Решение выражения. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Игра «Угадай число» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Объяснение темы. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Работа с правилом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 1 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 2 | Пользуясь рисунком, узнай, площадь какого прямоугольника больше и на сколько квадратных сантиметров | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(1) | Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(2) | Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 4 | Начерти два квадрата и найди их площадь | + | + | + |
Учебник стр. 55 № 6, 7 | Решение задач | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 8 | Используя числа 68, 12, 20, составь различные уравнения на сложение и вычитание. Реши их. | + | + | + |
Тетрадь № 1 Стр. 52 № 142 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 5 | Вычисли | + | + | + |
Учебный предмет : Математика
Тема урока : Площадь прямоугольника
Анализ урока
в рамках формирования регулятивных универсальных учебных действий
Стр. учебника, тетради | №, краткое содержание учебного задания | Формируемые регулятивные УУД |
РЦ | РПл | РПр | РКон | РКор | РО | РВС |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Вычисли. Найди лишнее выражение. | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Цепочка. Решение выражения. | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Игра «Угадай число» | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Объяснение темы. | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Работа с правилом | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 1 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 2 | Пользуясь рисунком, узнай, площадь какого прямоугольника больше и на сколько квадратных сантиметров | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(1) | Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(2) | Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 4 | Начерти два квадрата и найди их площадь | + | + | + | + |
Учебник стр. 55 № 6, 7 | Решение задач | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 8 | Используя числа 68, 12, 20, составь различные уравнения на сложение и вычитание. Реши их. | + | + | + | + | + |
Тетрадь № 1 Стр. 52 № 142 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 5 | Вычисли | + | + | + | + |
Учебный предмет: Математика
Тема урока: Площадь прямоугольника
Анализ урока
в рамках формирования личностных универсальных учебных действий
Стр. учебника, тетради | №, краткое содержание учебного задания | Личностные УУД |
1.Самоопределение | 2.Смыслообразование | 3.Действия нравственно-этического оценивания |
ОГИ | ТППД | Внутренняя позиция школьника | Самооценка | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 | 3.6 | 3.7 | 3.8 | 3.9 |
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1. 10 | 1.11 | 1.12 | 1.13 | 1.14 | 1.15 | 1.16 |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Вычисли. Найди лишнее выражение. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Цепочка. Решение выражения. | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 | Игра «Угадай число» | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Объяснение темы. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 | Работа с правилом | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 1 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 54 № 2 | Пользуясь рисунком, узнай, площадь какого прямоугольника больше и на сколько квадратных сантиметров | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(1) | Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 3(2) | Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 4 | Начерти два квадрата и найди их площадь | + | + | + | + | + | + | + |
Учебник стр. 55 № 6, 7 | Решение задач | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 8 | Используя числа 68, 12, 20, составь различные уравнения на сложение и вычитание. Реши их. | + | + | + | + | + | + |
Тетрадь № 1 Стр. 52 № 142 | Найди площадь каждого прямоугольника | + | + | + | + | + | + |
Учебник Часть №1 стр. 55 № 5 | Вычисли | + | + | + | + | + | + |
Глава1. Теория психологопедагогических основ формирования универсальных учебных действий
1.1 Формирования универсальных учебных действий в школе
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Как может быть выражено универсальное учебное действие?
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Заключение
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Таким образом, можно говорить не только об учебнике, формирующем и развивающем универсальные учебные действия у учащихся начальной школы на уроках математики, а о целом учебно-методическом комплексе, решающем эту задачу и обеспечивающем индивидуализацию обучения и делающем его уровень более интенсивным. Обучение становится интересным, мотивированным, включающим ученика в коллективную работу, но при этом создавая условия для проявления собственных интеллектуальных и творческих способностей.
Список используемой литературы
1. Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
2. Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.
3. Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
6. Учебник. Математика. 2 часть. 3 класс. Моро М.И. и др. Москва. Просвещение, 2011
7. Тетрадь по математике для 3 класса. 2 часть. Моро М.И. и др. Москва. Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Аннотация Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...
«Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий»
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя....
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"....
Доклад на ГМО «Смысловое чтение, как основа формирования универсальных учебных действий»
Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.В соот...
Учебная самостоятельность как основа формирования универсальных учебных действий
Стандарты второго поколения предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения...