Число ноль
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок рассчитан на учащихся 2 класса, проводился вместе с родителями учащихся, носит здоровье-сберегающий характер и направлен на укрепление союза «дети+ школа+ родители», задания для детей дифференцированного характера.
Некоторые моменты урока готовились заранее (как с детьми, так и с родителями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_nol.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Число ноль.
Цель: показать значимость нуля,
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1.Мозговой штурм | Шуточная задача (СЛАЙД): Какое число получится, если перемножить число хоботов у слона, горбов у верблюда, панцирей у черепахи, клювов у орла, крыльев у воробья, глаз у зайца, хвостов у головастика, гребешков у петуха, лап у медведя, копыт у лошади, ног у сороконожки, щупалец у осьминога, зубов у крокодила, иголок у ежа и рогов у осла? -Действительно ноль. Что вам помогло не решать всю задачу? -Слова ноль и нуль представляют собой равноправные орфографические варианты. Ноль- это ничего, пустое место, а может он вообще не нужен в жизни? - Вот об этом числе, об этом обыкновенном числе мы и поговорим сегодня на уроке. И вы убедитесь сегодня, что это число- необыкновенное! Вы узнаете, как много интересного хранит о себе это число. Ну что, начнем? А гостем на нашем необычном уроке будет кукла Нинуля. И если мы справимся со всеми заданиями, то она даст нам детали очень интересной развертки, а когда мы её соберем, то увидим, что получится, думаю, что тоже что-то связанное с нулем. | ноль у осла нет рогов, их ноль, а при умножении числа на ноль- получается ноль | Родители-зрители. |
2.Работа по группам (дифференцированно) | Раздаю задания группам учащихся (дифференцированно). Сказку дети сочинили заранее и подготовили атрибуты- цифры. | 1-я команда (2 чел): нарисуйте, на что похож ноль. 2-я команда (2 чел): подумайте, где применяется ноль 3-я команда (автор, двойка, пятерка, девятка): сочините сказку про ноль | Родители- зрители. |
3.Работа с остальными участниками урока | Пока команды работают, кукла Нинуля (кукла у меня в руках) приготовила вам очень интересную историю. СЛАЙД: Кто это? Просто попугай вы ответите. А вот и нет. Это очень известный попугай, он прославился благодаря тому, что понял «ничто» и «ничего». Зовут его Алекс. И ему 28 лет. Он с самого рождения под пристальным наблюдением ученых живет в лаборатории университета Брендейса. Ученые решили проверить, как Алекс усвоил числа от 1-6, а 5 не положили. У попугая спрашивали какого цвета цифра 1- он отвечал, цифра 2- он отвечал, а когда спросили какого цвета цифра 5, то он ответил- «Никакого»! СЛАЙД: если с подноса убрать все кубики и спросить у Алекса сколько на подносе кубиков- он ответит, что ни одного! Вот вам и просто попугай. | Команды готовятся, остальные слушают. | Родители- зрители. |
4.Проверка групп. | А теперь давайте проверим, как наши команды справились с заданием. Дополнения учителя: Действительно, ноль похож на множество предметов. Давайте посмотрим на небо (СЛАЙД- солнце, планеты…), а в доме (СЛАЙД- тарелка, зеркальце, браслет и.т.), а давайте посмотрим вокруг (СЛАЙД- колесо машины, дно бочки, дорожный знак, беседка и т.д.) . А еще дети говорят, что «ноль- это колобок, который похудел, потому что плохо ел». Дополнения учителя: Про числа, расположенные над нулем, мыговорим "выше нуля". А о числах под нулем – "ниже нуля". Что значит "ниже"? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными. Чтобы отличить их от положительных чисел, расположенных выше нуля, математики ставят перед ними знак "минус". А еще с нуля начинается счет во многих спортивных играх (СЛАЙД). А еще ноль используют 18 раз для записи числа насекомых на нашей планете, это миллиард миллиардов (СЛАЙД). Причем эта цифра несколько занижена считают ученые. | Отвечает 1-я группа Отвечает 2-я группа Отвечает 3-я группа (я выполняю роль нуля) В одной школе, в первом классе жили-были числа. Как-то раз они заспорили: кто из них главней. Двойка говорит: я главная, потому что я похожа на стройного лебедя. Пятерка кричит: нет я главная, потому что меня все ученики любят. Больше всех спорила девятка: я главная, потому что я самое большое однозначное число. И так все кричали, спорили, кто же из них главней. Только один ноль тихо молчал в сторонке, а потом тихо сказал. Но его услышали все: я могу маленькое число превратить в большое. Все хором спросили: Как? А вот так, ты, двойка, иди, стань ко мне справа. Ну, что получилось? Все хором: Двадцать!!! А если рядом станет ещё мой брат ноль, то, что получится? Все хором: Двести!!! И тогда ноль сказал: главной цифры не бывает. Все мы одинаковые и все мы нужны и взрослым и детям. С тех пор все цифры больше никогда не ссорились! | Родители- зрители. |
5.Задания от куклы Нинули. | Мы справились с нашим первым заданием и получаем от куклы Нинули первую деталь развертки. А вот следующее задание вам задаст сама Нинуля. СЛАЙД: 1-я команда: отвечает на вопросы (кукла хочет проверить какие вы внимательные) Вопросы: 1.Сколько грязнуль учится в Нинулином классе? 2. Внучка и бабушка уснули, что им приснилось? 2-я команда: составить выражения на сложение, в которых числа не должны повторяться и в сумме должно получиться 10. А главный вопрос в том, по какому принципу вы строите эти выражения? Кукла Нинуля довольна, что вам нипочем любое задание и вручает вам еще одну деталь. | 1.нуль 2.нули 1+9, 2+8, 3+7, 4+6 т.д. | А с вами мы поговорим о нуле в других культурах. В одной из древних империй (инков) для записи числовой информации использовалась узелковая система. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определенного вида. А как обозначался ноль? (даю веревку с узелками, ноль- пропускали узелки в нужной позиции) |
6.Игра «из мешочка» | А я вам предлагаю поиграть в одну игру с помощью вот этого мешочка, который нам поможет определить свойства нуля. У вас на столе кубики, 1-я команда бросьте кубики в мешочек, 2-я команда нисколько не бросает, т.е. ноль. Давайте посчитаем, сколько стало кубиков, какое свойство у нас получилось? Как написать это свойство в общем виде для всех чисел? (СЛАЙД ) Какое правило можно применить в этом случае СЛАЙД (от перестановки мест слагаемых…) У меня в мешке 3 кубика, я взяла ноль кубиков из мешка, сколько осталось, свойство СЛАЙД У меня в мешке 3 кубика, забрали 3 кубика, сколько осталось? СЛАЙД А можно при сложении двух чисел получить ноль? СЛАЙД Получите еще одну деталь развертки. | 1. а+0=а 2. 0+а=а 3. а-0=а 4. а-а=0 5. 0+0=0 |
6.Ноль в выражениях и поговорках | Ноль использовали с давних времен в выражениях и поговорках. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них, а вы подумайте и скажите, что автор хотел сказать с математической точки зрения (родители тянут карточки с высказываниями) Молодцы, вы справились с последним заданием, и получаете последнюю деталь развертки. Даю вам 2 минуты, чтобы вы собрали развертку. | Склеивают детали. | Родители объясняют: -ноль без палочки (прост.) – ничего не стоящий, не значащий человек; - ноль внимания – полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо. - глядит в книгу, да видит фигу (из литературы древних веков, однако многие ученые считают, что корни его на много глубже) -мой папа купил «машину с нуля» -у нашей фирмы ноль проблем -а ведь 10 лет назад юные краеведы начинали с нуля -видимость ноль, веду машину по приборам -спрос на импортные товары сведен к нулю Помогают детям. |
7.Итог | Что же у нас получилось? В Венгрии в центре Будапешта, нулю был поставлен памятник (слайд). Цифра «0» и две буквы на пьедестале «КМ» означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километров. «Нуль»- стал одной из достопримечательностей столицы Венгрии. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Вот такой интересный разговор у нас получился. СЛАЙД Всем спасибо за работу, и кукла Нинуля на память вам дарит фото памятника нулю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"
конспект +презентация урока путешествия по теме: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"...
Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".
Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....
Урок математики в 1 классе Число ноль, цифра 0.
Урок математики в 1 классеЧисло ноль, цифра 0 на основе сказки "Колобок"...
Число ноль
Урок рассчитан на учащихся 2 класса, проводился вместе с родителями учащихся, носит здоровье-сберегающий характер и направлен на укрепление союза «дети+ школа+ родители», задания для детей диффе...
Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"
Изучение нумерации чисел...
Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"
Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...
Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"
. Урок для 1 класса по программе Петерсон. Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке. 2.Научить писать цифру...