Интеллектуальная игра по математике
для учащихся 4 классов.
Цели. Закреплять знания и способы учебной деятельности при решении задач; развивать творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, умение работать в группах.
Оборудование. Слайды, на тему « МОРСКОЕ ДНО», представление морских животных, о которых говорили или решали задачи. Карточки с задачами; видео- и аудиоаппаратура; видео монтаж, аудиозапись «Колыбельная китихи». Выставка книг, использованных при подготовке к внеклассному мероприятию, «игровое поле» для игры «крестики, нолики».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Примерно 4000 лет назад один китайский рыбак для утоления голода вскрыл несколько раковин и стал, вероятно, первым человеком, открывшим жемчуг. Начало жемчужине дает чужеродное тело, например песчинка; устрица покрывает этот предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной.
Когда это происходит естественным путем, жемчужина имеет идеальную форму. Но человек нашел способ, как заставить устриц изготовлять искусственный жемчуг. Хотя форма его обычно не идеальна, но все равно он прекрасен! Убедитесь сами! У вас в гостях Жемчужница...
Жемчужница – девочка в голубом платье с украшениями из ниток искусственного жемчуга на платье, в волосах.
Жемчужница.
«Добрый день» иль «Добрый вечер», – Всем друзьям сказать хочу И порадоваться встрече – В гости вас я всех зову.
Мои владения огромны, они в два с половиной раза больше суши. Человека давно влекут тайны морских глубин; может, и настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой: на грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – зайцы, ежи и лисички, у домов – коровки и бычки. Для умелых рук на морской глубине найдется и игла, и пила, и молот. Ярко будет сиять луна, а днем будут щебетать ласточки и порхать бабочки.
У. Интересный рассказ! Но я думаю, что он с секретом. Кто сможет разгадать секрет Жемчужницы?
По ходу ответов детей на экране появляются слайды и названия морских животных.
На доске.
Водоросли – морская капуста.
Рыбы – попугай, бычок, корова, пила, игла, луна, ласточка, бабочка.
Иглокожие (животные) – морской еж, морской огурец, рыба-молот.
|
Можно использовать видео сюжеты о морских животных, иллюстрации из книг и журналов, сопровождая знакомство кратким рассказом или мини-докладами подготовленных учеников.
– Большая часть поверхности планеты – это водные просторы. Мы даже не подозреваем, насколько уникально, разнообразно и прекрасно подводное царство. Живая природа величественна и хрупка. Она в непрестанном движении. Медуза легко и грациозно плавает, соперничая даже с рыбами. А вот актинии приходится путешествовать на спине рака-отшельника. У головоногого моллюска осьминога раковины нет. Губка. Долгое время губку считали растением. Но это животное – без ног, без сердца, без головы. Губка живет на подводной скале. Тело ее пористое. На губке много дырочек. Подплывут к ней рачки и прочая мелочь – она отцеживает их сквозь дырочки. Полюбуйтесь! Можно подумать, что волны колышут нежные лепестки хризантем. Между тем это самые настоящие животные и хищники. Стоит незадачливой рыбке коснуться зловещих щупалец, специальные клетки парализуют ее – и рыбке конец. Узнаете животных? Морские ежи переползают по камням, соскребая с них крошечных растений и животных, и пользуются при этом сложным жевательным аппаратом. Морские звезды – одни из самых красивых обитателей моря. Движутся они при помощи ножек, как и ежи. Рот у них находится с нижней стороны тела. Они находят моллюсков с помощью чувствительных нервных окончаний и раскрывают их раковины своими цепкими ножками. Желудок их выворачивается наружу и обволакивает жертву. Рак-отшельник нуждается в собственном убежище. Спереди тело рака покрыто твердым покровом, а брюшко ничем не защищено. Поэтому пустая раковина моллюска для отшельника не просто дом, но и крепость, защита от врагов. Пока рак растет, ему несколько раз приходится подыскивать себе подходящую раковину. Киты удивляют своими исполинскими размерами, которые могут достигать 30 м. Удивительно, что хотя и живут они в океане, но не могут постоянно оставаться под водой, а вынуждены подниматься на поверхность, чтобы набрать в легкие воздух через дыхательное отверстие на голове. Дельфины. Около 20 месяцев питается дельфиненок материнским молоком. За это время он постепенно привыкает к обычной пище дельфинов – рыбе и кальмарам. – Да, богато море, но оно еще и прекрасно, будь это дневное море или ночное.
Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева:
Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и дыхание, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!
III. Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок ,
Продолжаем наш урок.
IV. Сообщение темы занятия
У. В течение недели вы занимались поисковой работой, много прочитали, нашли данные о морских животных для составления задач. Ребята, сейчас мы будем играть в очень занимательную игру «Крестики – нолики». Нам нужно определиться - кто начинает первыми: команда «Крестик» или «Нолик»
V. Игра « Крестики – нолики»
Задача 1
У трех осьминогов 9 сердец. У скольких осьминогов 18 сердец?
Способ 1
1) 9 : 3 = 3 (с.) – у одного осьминога 2) 18 : 3 = 6 (осьм.)
Способ 2
1) 18 : 9 = 2 (раза) 2) 3 х 2 = 6 (осьм.)
|
–
Задача 2
Рыба-меч за один час проплыла 50 км, что на 20 км больше, чем за второй, а за третий – столько же, сколько за первый и второй вместе. Сколько километров рыба-меч проплыла за третий час?
.
1) 50 – 20 = 30 (км) – за 2-й час
2) 50 + 30 = 80 (км) – за 3-й час
|
.
.
У. Предложенные мной задачи обсудим не только с математической точки зрения – они приглашают к размышлениям.
Задача 3.
Кит – морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1855 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? за неделю? за месяц?
Д. В день можно было отловить 2100 китов, за неделю – 14 700 китов, за месяц – 63 000 китов.
У. В настоящее время люди пытаются исправить ситуацию, запретив охоту на китов и занеся этих животных в Красную книгу. Известно 127 родов вымерших китов! Вдумайтесь в это число! А ведь киты, как и все живое вокруг, имеют право на жизнь.
Под аудиозапись «Колыбельной китихи» подготовленный ученик рассказывает:
Д. Ученые, изучающие жизнь горбатых китов, обнаружили, что это очень поэтичные создания. Судите сами: киты любят петь! Кит обычно насвистывает определенный мотив около года, постоянно совершенствуя его. Через год песня кита меняется, он разрабатывает новую тему – и так на протяжении всей своей жизни. Киты любят и танцевать, выделывая разные пируэты в воздухе, они выпрыгивают из воды, исполняя двойное сальто.
Задача 4.
Гигантская акула неспешно бороздит океанические просторы в поисках добычи.
2 часа она плыла со скоростью 5 км/ч и 6 часов она плыла со скоростью 7 км\ч.
Сколько километров акула проплыла до встречи с добычей?
Задача 5.
. У осьминога на трех щупальцах 300 присосок. Сколько присосок у осьминога на 8 таких же щупальцах?
Задача 6.
За 1 час дельфин проплыл 10 км, что на 2 км меньше, чем во второй, а в третий – столько, сколько за первый и второй вместе. Сколько километров проплыл дельфин за 3 часа?
Задача 7.
За 12 мин кит должен вдохнуть свежий воздух 4 раза. За сколько минут он сделает 9 вдохов?
Задача 8.
В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул. Сколько человек побывало «в гостях у акул» за 5 дней, если в первый день пришло 427 человек, что в 2 раза меньше, чем во второй, а в остальные дни – 1907 человек?
Задача 9.
Малыш моллюск длиной всего 2 см за сутки очищает 15 л воды. Утром он очистил 4 л, днем – еще 6 л. Сколько литров воды осталось очистить моллюску?
Vl. Подведение итогов игры.
Определение команды-победителя.
Vll. Подведение итогов занятия.
- Ребята, наше путешествие в гости к морю заканчивается.
- Что запомнилось больше всего из сегодняшнего путешествия?
- О чём всегда должны помнить жители планеты Земля?
-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.
|