ТРИЗ
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Особенности использования ТРИЗ – технологий в школе.
В современном обществе возросла потребность в людях не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.
Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
В основе ТРИЗ – педагогики лежат:
- Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции ( РТВ – развитие творческого воображения)
- Методология решения проблем ,основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий. (ОТСМ – общая теория сильного мышления)
- Воспитательная система ,построенная на теории развития творческой личности(ТРТЛ)
Внедрение ТРИЗ в практику учителей позволяет решить следующие педагогические задачи.
- Воспитательные.
– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
- Образовательные:
- повышение уровня общей образованности уч-ся, формирование положительного отношения детей к учебному процессу, умение анализировать, решать изобретательские задач, развитие системно-диалектического мышления
3. Развивающие:
- развитие памяти ,внимания ,логического, пространственного мышления, развитие умения анализировать, синтезировать, комбинировать, развитие творческого воображения.
В начальной школе используется в основном приемы ТРИЗ на интенсивное развитие интеллектуальных способностей с использованием следующих методов:
- Системный оператор.
- Типовые приемы фантазирования
- Кольца Луллия
- Морфологический анализ или волшебная дорожка
- Дихотомия(сужение поля поиска)
- Методы создания речевых творческих продуктов (загадки, сочинения, лимерики и т.д.)
Приведу некоторые примеры использования методов и приемов ТРИЗ – РТВ – технологии на разных уроках.
- Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель - девять экранов.
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
Место его функционирования в прошлом | Окружение объекта (надсистема) | Место объекта в будущем |
Прошлое объекта ( прошлое системы) | объект (система) | Перспективы развития объекта (будущее системы) |
Части объекта в прошлом | Части объекта (подсистема) | Части объекта в будущем |
Например урок «Окружающий мир» . Тема: Домашние животные (цыпленок).
6.Курица в курятнике | 3.С мамой курицей | 9.Курятник |
4.Яйцо | 1.Цыпленок | 7.Курица |
5.Скорлупа, белок, желток | 2.Части тела цыпленка | 8.Части тела птицы |
В заключении ребятам предстоит сделать вывод, что необходимо для жизни цыпленку.
- Типовые приемы фантазирования.
- Волшебник Путаница перепутал числа то 1 до10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.
- Волшебник Дроби- Объединяй раздробилчисло80на круглые десятки. Назови их.
- Кольца Луллия.
Устройство представляет собой 2-3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге крепиться стрелка. Урок математики (1 класс). Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме?
- Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, умению находить множество вариантов решения проблемы. Начинаем работу с волшебной дорожки, по которой путешествует «герой» . «Герой» - это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается при встречи с другими цифрами. Если у цифры настроение плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
«Герой» 2(красный) | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
- Дихотомия.
Линейная «да - нет». Сужение поля поиска путем деления каждого объекта пополам.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число больше100? Нет. Это число меньше чем 50? Да. Это число20? Нет. И т.д.
6.Составление загадок, метафор, творческих рассказов.
Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:
- Что? Морковь.
- Какая? Красивая. Оранжевая.
- Кто такая же? Принцесса.
- Где? В огороде.
- В каком? В веселом огороде.
- Какого? Веселого огорода.
Что у нас получилось?
Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
Используя методику технологий ТРИЗ, педагоги приходят к выводу. У детей увеличился уровень внимания, растет познавательная активность и самостоятельность. Увеличивается процент учащихся умеющих решать логические задачи, углубляются предметные знания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...
ТРИЗ
Выступление на методической кафкдре учителей начальных классов...
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....