Цифра 2
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Бугаева Валентина Михайловна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass._cifra_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 1  классе.

Учителя начальных классов Бугаевой В. М.

Тема: Число 2. Цифра 2.

Цель: к концу урока дети умеют составлять рассказ о числе 2, выделяя его основные характеристики, по опорным словам с помощью наводящих вопросов учителя.

Задачи:

Формировать представление о числе 2 как о количественной характеристике;

Формировать умение разграничивать понятия «число» и «цифра»;

Формировать умение разграничивать понятия «два» и «пара»;

Расширять представления об окружающем мире;

Развивать память учащихся.

Ход урока:

Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в город Числяндия и познакомимся с еще одним из его жителей.

- Сегодня мы будем журналистами. Что делают журналисты? (они пишут статьи в газеты или делают репортаж для новостей)

- Как вы думаете, журналисты записывают информацию, чтобы запомнить? (да)

- Вот и мы будем записывать ключевые слова в наш блокнотик, чтобы потом составить репортаж.

- Что такое репортаж? (рассказ)

- Ребята, рассказ состоит из отдельных предложений. Каждое предложение несет какое – то одно знание.

Актуализация знаний и мотивация.

- Скажите, что это за предметы? (это глобус, машинка)

- У них есть что – то общего? (это уменьшенный вариант предмета)

- На что похож глобус? (на Землю)

- На что похожа машинка? (на большую машину)

- Это реальные предметы? (нет)

- Как мы можем назвать эти предметы одним словом? (модель)

- Как вы думаете, в математике есть модели? (да есть)

- Модели чего изучали на прошлом уроке? (числа 1)

- Какие модели числа 1 вы запомнили? Проверим вашу память. (точка, палочка, цифра)

- Давайте вспомним, что мы знаем о числе 1? (число 1 начинает натуральный ряд чисел, на письме обозначается цифрой 1, число 1 обозначает количество предметов)

Постановка учебной задачи.

- Ворота в город Числяндия открылись. Нас встречает число 1. И предлагает зайти в гости к своему соседу.

- Как вы думаете, кто сосед числа 1? ( число 2) 

- С каким числом мы будем знакомится? (с числом 2)

- Что мы, как журналисты, должны сделать? (составить репортаж о числе 2)

Открытие нового знания.

- Найдите в учебнике на стр. 29 модели числа 2? (на кубике, на домино, на картинке)

- Что их объединяет? (все они обозначают одно количество предметов - 2) 

- Что у человека насчитывается в количестве двух? (глаза, уши, руки, ноги)

- Что обозначает число 2? (количество предметов)

- Одно знание у нас уже есть. Запишем ключевое слово в наш блокнотик. Какое ключевое слово запишем? (количество)

- Посмотрите, что это? (это перчатки)

- Сколько их? (2)

- Это что? (сапоги)

- Сколько их? (2)

- Ребята, как мы назовем по – другому 2 сапога и 2 перчатки? (пара сапог)

- Все ли предметы в количестве 2х можно назвать парой? (да, пара перчаток, пара сапог, пара крыльев)

- Можно ли назвать тапочек и ботинок парой? (нет)

- Почему? (потому что это не одинаковые предметы)

- Какие предметы мы назовем парой? (2 одинаковых предмета)

- Это еще одно знание, которое поможет составить нам рассказ. Запишем ключевое слово «пара» в наш блокнотик.

- Ребята, так ли важно это число? (да, без него не было бы числового ряда, мы бы не могли называть 2 предмета одним числом)

- Число 2 было положено в основу создания целой системы счисления. Мы используем 10-чн. систему счисления, то есть мы используем числа от 0 до 9. Как вы думаете, какие числа используются в 2-чн. системе счисления? (1 и 2)

- Нет. В 2-чн. системе счисления используются только числа 0 и 1. Как вы думаете, где используется 2-чн. система счисления? (в математике, на фирмах, …)

- На самом деле, 2-чн. система счисления применяется в информатике. Она нужна, чтобы создавать программы. В наш репортаж нужно нам это знание? (да)

- Давайте обозначим это знание звездочкой, чтобы запомнить. Когда будем составлять рассказ мы по этой звездочке вспомним это знание. Проверим вашу память.

- Посмотрим в учебнике на стр. 29. Найдите натуральный ряд чисел. На каком месте в этом ряду стоит число 2? (на втором)

- Ребята, после какого числа идет число 2? (после числа 1)

- Назовите предыдущее число. (число 1)

- Назовите соседа числа 1 справа. (число 2)

- Назовите соседа числа 2 слева. (число 1)

- Ребята, это знание нам необходимо для рассказа? (да)

- Что нам нужно сделать? (записать в блокнот)

Физминутка

Письмо цифры 2.

- Посмотрите, на какие 2 группы можно разделить? (на буквы и цифры)

- Как мы назовем это одним словом? (знаки)

- Расставьте правильно эти знаки. Какие знаки мы отнесем в буквам? (г,т,и,а)

- А к цифрам? (1, 2)

- Для чего нужны цифры? (чтобы обозначить число на письме)

- Это знание нам пригодиться в рассказе? (да, запишем в блокнот)

- Из каких элементов состоит цифра 2? (из бугорка, прямой наклонной линии и волнистой линии)

- На что похожа цифра 2? (на лебедя)

- Где живут цифры? (в клеточках)

- Где мы напишем цифру? (в правой половинке клети)

- Я вам сейчас покажу, как она пишется, а вы внимательно следите за мной.

Пишу безотрывно. Начинаю писать чуть выше середины клетки. Веду линию вверх, закругляю ее в правом верхнем углу. Затем веду прямую наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Не отрывая ручки, пишу вдоль нижней стороны к правому нижнему углу волнистую линию. Активный показ учителя.

- Теперь вместе со мной пропишем цифру 2 в воздухе. Учащиеся вместе с учителем пишут цифру 2 в воздухе.

- Теперь как Буратино напишем цифру 2 носом. Представили, что у нас длинный, длинный нос.

- Откроем тетрадки и пропишем цифру 2 столько раз, сколько раз я хлопку в ладоши.

- Зажгите огонек над самой правильной цифрой 2.

- Цифры 1 и 2 хотят с нами поиграть. Они хотят, чтобы вы их угадали. Я буду один из элементов этих цифр, а вы мне скажите какая это цифра.

Учитель прописывает элементы цифр, стараясь запутать детей.

- Откроем учебник на стр. 29. Найдите задание 2.

- Что необычного вы заметили? (действия с предметами и с числами)

- С какими равенствами мы с вами работали? (буквенными равенствами)

- А теперь какие равенства появились? (равенства с числами)

- Почему они появились только сейчас? (потому что мы начали изучать числа)

- Самостоятельно выполните действия с предметами. Какое первое действие необходимо выполнить? (сложение)

- Назовите компоненты действия сложения. (слагаемое, слагаемое, сумма; часть, часть, целое)

- Какое второе действие? (вычитание)

- Назовите компоненты действия вычитания. (часть, часть, целое) Самостоятельная работа детей

- Проверим, что у вас получилось? Проверка решения.

- Зажгите огонек, у кого все верно.

- С помощью числа 2 составьте числовое равенство. Какое числовое равенство составили? (1+1=2)

- Почему вы составили такой пример?

- Что обозначает число 1? (количество треугольников в первом мешочке)

- Что обозначает второе число 1? (количество квадратов во втором мешочке)

- Что можно записать в сумме – результате? (число 2)

- Почему? (это количество предметов в третьем мешочке)

- В нашем примере можно обозначить где целое, а где части? (да)

- Значит, из каких двух чисел состоит число 2? (из 1 и 1)

- Какое ключевое слово мы запишем в наш блокнот? (состоит из…)

- Как мы прочитаем этот пример? (к 1 прибавили 1 и получили 2; 1 да 1 будет2; 1+1=2)

- Ребята, почему появился второй пример? (потому что целое и части в этих примерах одинаковые)

- Назовите целое в этом примере. (2)

- А где здесь части? (1 и 1)

- Что обозначает число 2? (количество предметов в первом мешочке)

- Что обозначает число 1? (количество предметов во втором мешочке)

- Что обозначает второе число 1? (количество предметов в третьем мешочке)

- Как мы прочитаем этот пример? (из 2 вычли 1 получили 1; 2 без 1 будет 1)

-

- Как вы думаете, зачем нам нужны числовые равенства? (чтобы быстрее решать задачи)

Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, сколько знаний мы собрали. Можем ли мы сейчас составить рассказ? (да можем)

- что нам в этом поможет? (блокнот с нашими записями)

- Подумайте немного, а затем я выслушаю несколько ваших рассказов. (число 2 обозначает количество предметов, не все 2 предмета можно назвать парой, число 2 очень нужное – на ее основе создана 2-чн. система счисления, оно стоит на втором месте в числовом ряду после 1, число 2 на письме обозначается цифрой 2,  число 2 образовывается путем соединения двух предметов, )

Рефлексия.

- С каким же числом мы сегодня познакомились? (с числом 2)

- Чему мы учились на уроке? (учились видеть число 2, писать цифру 2, составлять рассказ о числе)

- Что показалось вам труднее всего? (писать, составлять рассказ о числе, положение числа 2 в числовом ряду, угадывать цифры по элементам)

- Что нам нужно сделать, чтобы преодолеть трудности? (тренироваться в написании, повторять числовой ряд, тренироваться составлять рассказ о числе)

- Не все сразу, мы же только учимся. Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

ПИШИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО! Образец написания цифр.

Данный материал предназначен для показа образца написания цифр....

Мини – сценарий к общешкольному празднику «Цифры в сказках» (презентация цифры 2). 2 класс.

способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики.расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся; развить логическое ...

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Лента цифр. Цифра 0.

Для уроков математики в 1 классе....