Число девять, цифра 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_47.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9».

Основные задачи:

сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к записи числа 9 с помощью графической модели и цифрой;

сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9;

закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал.

Рисунки животных и доктора Айболита.

Конверты для учащихся (28 штук).

Листы для индивидуальной работы учащихся

1-я сторона                                        1-я сторона

   

___________________


                         

Эталон        

  

  

  

9

5). Листок в конверте для каждого ученика для 6 этапа

7 + = 9 ф               9 -  = 8 A

9 – 3 =  A              9 – 5 =  И

 + 4 = 9 К               + 6 = 9 +Р

     

     

6). Карточки для 8-го этапа

7). Числовой отрезок

_________________________________________

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне;

2)определить содержательные рамки урока.

(Учитель показывает рисунок паука с перевязанной ножкой).

-Ребята! Я сейчас встретила паучка и спросила у него:

-Что хромаешь, паучок?

-Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих восьми

Очень быстро мог ползти.

-На скольких ножках ползет теперь паучок? (7) Как вы узнали?

(8 – 1 = 7)

-Объяснение паучку, какие знания с предыдущих уроков помогли вам так быстро и правильно найти ответ?

(Умение складывать, вычитать, состав чисел от 2 до 8, числовой отрезок).

-Какой доктор может помочь паучку? (Айболит)

-Вы хотите проводить паучка к Айболиту (Да!)

-Тогда в путь.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цель:

1)актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с данным числом;

2)актуализировать мыслительные операции, наблюдения, сравнения, аналогии;

3)зафиксировать затруднение и согласовать обозначение числа 9 с помощью графической модели и цифрой.

-Вот и добрались до домика Айболита. Но наш паучок не один. У доктора есть и другие пациенты.

-Надо записаться на прием, встать в очередь. Записью больных занимается сестра доктора – Варвара.

-Снимите с конверта листок, прикрепленный скрепочкой, поверните его другой стороной.

-Это лист для записи больных.

-Что он вам напоминает? (Числовой отрезок).

(На доске также начерчен числовой отрезок с фигуркой животного под каждой точкой).

-Вам понятно, кто пойдет на прием первым? (Да. Это лиса. Над ней цифра 1).

-Что забыла отметить на числовом отрезке Варвара? (Поставить цифры – номер очереди).

-Установите порядок в очереди – впишите цифры (один ученик на доске).

-Кто стоит правее лисы на 3 шага? (Щенок) Какой он в очереди? (4)

-Назовите соседей медвежонка? (волчонок и крот) Какой у них номер очереди (5 и 7).

-Кто стоит перед муравьишкой? (Ёжик, он 2-ой). Как получить предыдущее число (-1)

-Кто следует в очереди за кротом? (зайчата) Как получить последующее число?

-Сколько больных перед волчонком? (4)

-Сколько пациентов после медвежонка? (2).

-Так сколько больных записалось к доктору

-Отметьте точку 8 красной ручкой.

-Какая очередь будет у нашего паучка? (Девятая)

-Запишите его очередь на числовом отрезке.

(Возможные вопросы детей: «Где?» «Как?» «Нет места для числа»).

3.Постановка проблемы.

Цель:

1)организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – место числа 9 на числовом отрезке, обозначение числа 9 с помощью цифры;

2)согласовать цель и тему урока.

-Какое задание вы получили? (Записать на числовом отрезке очередь паучка).

-Раньше вы выполняли похожее задание? (Да).

-В чем возникло затруднение? (Нет места на числовом отрезке. Не умеем писать цифру 9).

-Знакомясь с новым числом и цифрой, о чем мы должны договориться? (Договориться о том, как будем обозначать число 9, его состав).

-Какую цель поставим на уроке перед собой? (Договориться о том. как изобразить число 9 точками и цифрой, узнать из каких частей оно состоит).

-Какой будет тема урока? (Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.)

4.Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1)согласовать способ обозначения числа 9 и способо записи цифры 9, зафиксировать на эталоне;

2)определить состав числа 9; зафиксировать на эталоне.

-Как мы можем обозначить число 9? (С помощью точек)

-Изобразите точками число 9.

(Ученики записывают на листочке, а один – на доске).

  

  

  

(После этого учитель открывает аналогичную запись в верхней части доски)

-Что еще необходимо для обозначения числа 9? (Знак, цифра).

(Учитель показывает эталон написания цифры).

-На что похожа цифра 9? (Предположения детей)

Вот что написал С.Я.Маршак:                        9

«Цифра 9 иль девятка –

Цирковая акробатка.

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет».

-Рассмотрите образец написания цифры 9

Откуда начнем писать?

Отмечу это место звездочкой. Далее…

(Учитель проговаривает и пишет на доске. Затем дети обводят цифру 9 в воздухе, после этого записывают на листочке 3 раза). (Учитель прикрепляет карточку с цифрой 9 в верхней части доски как тему урока).

Дополнительная информация. Пределом счета когда-то было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», за «тридевять земель».

-Вернемся к числовому отрезку, где возникло затруднение.

-Можем теперь указать место паучка в очереди? (Нет) Почему? (Числовой отрезок заканчивается числом 8).

-Что будем делать? (Надо добавить еще один единичный отрезок).

-Как будем достраивать числовой отрезок? (От числа 8 вправо проведем один единственный отрезок).

________________________________________

1        2        3        4        5        6        7        8        9

(Учитель достраивает на доске числовой отрезок, дети делают то же самое на своих листочках и дописывают цифру 9).

-Как получили число 9? (8+1=9)

-Какое число предшествует девяти? (8)

-Какое больше и почему? (9, оно правее числа 8).

-Так сколько больных записалось на прием? (9)

-Добрый доктор Айболит принял всех пациентов. Он приготовил для них лекарство с малиновым сиропом и медом.

-Пересчитайте хором бутылочки. (9)

-Сколько бутылочек с малиновым сиропом и сколько бутылочек с медом мог приготовить Айболит? (Дети называют, расставляя на доске бутылочки в 2 корзиночки:

1

малиновый сироп                мед

Учитель при этом прикрепляет карточки с составом числа 9:

9+1                        7+2                        6+3                        5+4

1+8                        2+7                        3+6                        4+5

Физминутка

5.Первичное закрепление

Цель:

1)зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 9, различие между числом и цифрой 9;

2)тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9.

-Давайте научимся красиво писать цифру 9

Откройте учебник на стр. 19, задание на клеточках. Запишите цифру 9 девять раз. Выберите из написанных цифр самую красивую - королеву красоты и поставьте над ней точку.

-Зная состав числа 9, можно составить примеры на сложение и вычитание. (Работа в учебнике, №2 стр. 18, 1-2 столбики с комментированием на доске 3-4 столбики – работа в парах

8+1=9        7+2=9        3 столбик – проговаривают девочки соседу по парте        

1+8=9                2+7=9        4 столбик – проговаривают мальчики

9-1=8                9-2=7                

9-9=1                9-7=2                

проверка по образцу:        6+3=9                5+4=9

                                3+6=9                4+5=9

                                9-6=3                        9-5=4

                                9-3=6                        9-4=5

6.Самоконтроль с проверкой по эталону

Цель:

1)тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2)проверить сформированность представления о числе 9 и способность к его записи при помощи цифры 9.

-Доктор Айболит получил письмо. Его текст вы найдете у себя в конверте.

Вставьте пропущенные числа. Правильному ответу соответствует буква, и вы узнаете, куда вызывают доктора

7+        =9        ф                9-        =8        А

9-3 =        А                9-5 =                И

        +4=9        К                        +6=9        Р

1        2        3        4        5        6

                                        

Самопроверка по образцу:        7+2=9        ф        9-11=8        А

Самооценка.                        9-3=6                А        9-5=4                А

                                        5+4=9        К        3+6=9        Р

                                        1        2        3        4        5        6

                                        А        Ф        Р        И        К        А

-Если есть расхождения, поставьте себе «?»

Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Молодцы!

-Кто выполнил задания без ошибки, поставьте себе «+». Я очень рада за вас.

-Итак, в Африку.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1)тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 9

-Задание №3, стр..19 в учебнике. Разделимся на 6 команд.

--Дети в 1 колонке решают 1-ый пример, во 2-ой колонке –2-ой пример, решение его.

В нижнем ряду закрасьте кружок с полученным ответом красной ручкой

Проверьте по образцу:                4                7

Кому еще помог                        5                9

Айболит?                                        3                2

                1        2        3        4        5        6        7        8        9

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)оценить свою работу;

-В чем возникло затруднение?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

Придумать, как обозначить число 9 точками и цифрой, узнать его состав, (место на числовом отрезке)

-Выполнили мы свои цели? Чему научились на уроке?

-Где эти знания вам могут пригодиться?

1Оцените свою работу на уроке:

если не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и вы можете двигаться дальше, то веселую

если нужно еще поработать над сложением и вычитанием, но задумчивую.

Если вы хотите узнать на чем доктор Айболит вернулся из Африки домой, раскрасьте картинку на стр. 19 №4 по заданию учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Математика. 1 класс. Урок 47. Число девять. Цифра 9 - Презентация

Урок 47. Число девять. Цифра 9 В презентации отображены:    задание №1 с анимацией,   задание №2 с интерактивной поддержкой и анимацией,   зад...

Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".

Урок изучения нового по теме "число  и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....

Конспект урока по математике "Число девять, цифра 9".

Представлена работа по изучению числа девять....

Презентация по математике "Число девять, цифра 9".

Презентация применяется на уроке в 1 классе. На слайдах материал для изучения числа девять....