Число девять, цифра 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9».
Основные задачи:
сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к записи числа 9 с помощью графической модели и цифрой;
сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9;
закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал.
Рисунки животных и доктора Айболита.
Конверты для учащихся (28 штук).
Листы для индивидуальной работы учащихся
1-я сторона 1-я сторона
| ___________________ |
Эталон
| 9 |
5). Листок в конверте для каждого ученика для 6 этапа
7 + = 9 ф 9 - = 8 A 9 – 3 = A 9 – 5 = И + 4 = 9 К + 6 = 9 +Р |
6). Карточки для 8-го этапа
7). Числовой отрезок
_________________________________________
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне;
2)определить содержательные рамки урока.
(Учитель показывает рисунок паука с перевязанной ножкой).
-Ребята! Я сейчас встретила паучка и спросила у него:
-Что хромаешь, паучок?
-Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих восьми
Очень быстро мог ползти.
-На скольких ножках ползет теперь паучок? (7) Как вы узнали?
(8 – 1 = 7)
-Объяснение паучку, какие знания с предыдущих уроков помогли вам так быстро и правильно найти ответ?
(Умение складывать, вычитать, состав чисел от 2 до 8, числовой отрезок).
-Какой доктор может помочь паучку? (Айболит)
-Вы хотите проводить паучка к Айболиту (Да!)
-Тогда в путь.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цель:
1)актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с данным числом;
2)актуализировать мыслительные операции, наблюдения, сравнения, аналогии;
3)зафиксировать затруднение и согласовать обозначение числа 9 с помощью графической модели и цифрой.
-Вот и добрались до домика Айболита. Но наш паучок не один. У доктора есть и другие пациенты.
-Надо записаться на прием, встать в очередь. Записью больных занимается сестра доктора – Варвара.
-Снимите с конверта листок, прикрепленный скрепочкой, поверните его другой стороной.
-Это лист для записи больных.
-Что он вам напоминает? (Числовой отрезок).
(На доске также начерчен числовой отрезок с фигуркой животного под каждой точкой).
-Вам понятно, кто пойдет на прием первым? (Да. Это лиса. Над ней цифра 1).
-Что забыла отметить на числовом отрезке Варвара? (Поставить цифры – номер очереди).
-Установите порядок в очереди – впишите цифры (один ученик на доске).
-Кто стоит правее лисы на 3 шага? (Щенок) Какой он в очереди? (4)
-Назовите соседей медвежонка? (волчонок и крот) Какой у них номер очереди (5 и 7).
-Кто стоит перед муравьишкой? (Ёжик, он 2-ой). Как получить предыдущее число (-1)
-Кто следует в очереди за кротом? (зайчата) Как получить последующее число?
-Сколько больных перед волчонком? (4)
-Сколько пациентов после медвежонка? (2).
-Так сколько больных записалось к доктору
-Отметьте точку 8 красной ручкой.
-Какая очередь будет у нашего паучка? (Девятая)
-Запишите его очередь на числовом отрезке.
(Возможные вопросы детей: «Где?» «Как?» «Нет места для числа»).
3.Постановка проблемы.
Цель:
1)организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – место числа 9 на числовом отрезке, обозначение числа 9 с помощью цифры;
2)согласовать цель и тему урока.
-Какое задание вы получили? (Записать на числовом отрезке очередь паучка).
-Раньше вы выполняли похожее задание? (Да).
-В чем возникло затруднение? (Нет места на числовом отрезке. Не умеем писать цифру 9).
-Знакомясь с новым числом и цифрой, о чем мы должны договориться? (Договориться о том, как будем обозначать число 9, его состав).
-Какую цель поставим на уроке перед собой? (Договориться о том. как изобразить число 9 точками и цифрой, узнать из каких частей оно состоит).
-Какой будет тема урока? (Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.)
4.Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1)согласовать способ обозначения числа 9 и способо записи цифры 9, зафиксировать на эталоне;
2)определить состав числа 9; зафиксировать на эталоне.
-Как мы можем обозначить число 9? (С помощью точек)
-Изобразите точками число 9.
(Ученики записывают на листочке, а один – на доске).
(После этого учитель открывает аналогичную запись в верхней части доски)
-Что еще необходимо для обозначения числа 9? (Знак, цифра).
(Учитель показывает эталон написания цифры).
-На что похожа цифра 9? (Предположения детей)
Вот что написал С.Я.Маршак: 9
«Цифра 9 иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет».
-Рассмотрите образец написания цифры 9
Откуда начнем писать?
Отмечу это место звездочкой. Далее…
(Учитель проговаривает и пишет на доске. Затем дети обводят цифру 9 в воздухе, после этого записывают на листочке 3 раза). (Учитель прикрепляет карточку с цифрой 9 в верхней части доски как тему урока).
Дополнительная информация. Пределом счета когда-то было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», за «тридевять земель».
-Вернемся к числовому отрезку, где возникло затруднение.
-Можем теперь указать место паучка в очереди? (Нет) Почему? (Числовой отрезок заканчивается числом 8).
-Что будем делать? (Надо добавить еще один единичный отрезок).
-Как будем достраивать числовой отрезок? (От числа 8 вправо проведем один единственный отрезок).
________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(Учитель достраивает на доске числовой отрезок, дети делают то же самое на своих листочках и дописывают цифру 9).
-Как получили число 9? (8+1=9)
-Какое число предшествует девяти? (8)
-Какое больше и почему? (9, оно правее числа 8).
-Так сколько больных записалось на прием? (9)
-Добрый доктор Айболит принял всех пациентов. Он приготовил для них лекарство с малиновым сиропом и медом.
-Пересчитайте хором бутылочки. (9)
-Сколько бутылочек с малиновым сиропом и сколько бутылочек с медом мог приготовить Айболит? (Дети называют, расставляя на доске бутылочки в 2 корзиночки:
1
малиновый сироп мед
Учитель при этом прикрепляет карточки с составом числа 9:
9+1 7+2 6+3 5+4
1+8 2+7 3+6 4+5
Физминутка
5.Первичное закрепление
Цель:
1)зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 9, различие между числом и цифрой 9;
2)тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9.
-Давайте научимся красиво писать цифру 9
Откройте учебник на стр. 19, задание на клеточках. Запишите цифру 9 девять раз. Выберите из написанных цифр самую красивую - королеву красоты и поставьте над ней точку.
-Зная состав числа 9, можно составить примеры на сложение и вычитание. (Работа в учебнике, №2 стр. 18, 1-2 столбики с комментированием на доске 3-4 столбики – работа в парах
8+1=9 7+2=9 3 столбик – проговаривают девочки соседу по парте
1+8=9 2+7=9 4 столбик – проговаривают мальчики
9-1=8 9-2=7
9-9=1 9-7=2
проверка по образцу: 6+3=9 5+4=9
3+6=9 4+5=9
9-6=3 9-5=4
9-3=6 9-4=5
6.Самоконтроль с проверкой по эталону
Цель:
1)тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2)проверить сформированность представления о числе 9 и способность к его записи при помощи цифры 9.
-Доктор Айболит получил письмо. Его текст вы найдете у себя в конверте.
Вставьте пропущенные числа. Правильному ответу соответствует буква, и вы узнаете, куда вызывают доктора
7+ =9 ф 9- =8 А
9-3 = А 9-5 = И
+4=9 К +6=9 Р
1 2 3 4 5 6
Самопроверка по образцу: 7+2=9 ф 9-11=8 А
Самооценка. 9-3=6 А 9-5=4 А
5+4=9 К 3+6=9 Р
1 2 3 4 5 6
А Ф Р И К А
-Если есть расхождения, поставьте себе «?»
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Молодцы!
-Кто выполнил задания без ошибки, поставьте себе «+». Я очень рада за вас.
-Итак, в Африку.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1)тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 9
-Задание №3, стр..19 в учебнике. Разделимся на 6 команд.
--Дети в 1 колонке решают 1-ый пример, во 2-ой колонке –2-ой пример, решение его.
В нижнем ряду закрасьте кружок с полученным ответом красной ручкой
Проверьте по образцу: 4 7
Кому еще помог 5 9
Айболит? 3 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2)оценить свою работу;
-В чем возникло затруднение?
-Какую цель ставили перед собой на уроке?
Придумать, как обозначить число 9 точками и цифрой, узнать его состав, (место на числовом отрезке)
-Выполнили мы свои цели? Чему научились на уроке?
-Где эти знания вам могут пригодиться?
1Оцените свою работу на уроке:
если не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и вы можете двигаться дальше, то веселую
если нужно еще поработать над сложением и вычитанием, но задумчивую.
Если вы хотите узнать на чем доктор Айболит вернулся из Африки домой, раскрасьте картинку на стр. 19 №4 по заданию учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".
Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...
Математика. 1 класс. Урок 47. Число девять. Цифра 9 - Презентация
Урок 47. Число девять. Цифра 9 В презентации отображены: задание №1 с анимацией, задание №2 с интерактивной поддержкой и анимацией, зад...
математика 1 класс школа 2100. тема "Число девять.Цифра 9". разработка+презентация
Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС...
математика 1 класс школа 2100. тема "Число девять.Цифра 9". разработка+презентация
Урок составлен в соответсвии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по математике по теме "Число девять.Цифра 9".
Урок изучения нового по теме "число и цифра9". 1класс по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по математике "Число девять, цифра 9".
Представлена работа по изучению числа девять....
Презентация по математике "Число девять, цифра 9".
Презентация применяется на уроке в 1 классе. На слайдах материал для изучения числа девять....