Урок математики в 4-ом классе
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Тема урока "Деление на однозначное число" можно провести по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ворошиловское территориальное управление
комитета по образованию администрации Волгоград
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
с углубленным изучением предметов гуманитарного и естественного профилей
Ворошиловского района г. Волгограда
Методическая разработка
урока математики
в 4 классе по программе
«Начальная школа XXI века»
(тема: Система контроля и самоконтроля, возможности применения оценки и самооценки обучающихся)
Автор методической разработки:
Кутенкова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории МОУ СОШ №21 Ворошиловского района
гор. Волгограда
Волгоград, 2010г.
Пояснительная записка
к уроку математики в 4 классе
по теме «Деление на однозначное число»
( Программа «Начальная школа – XXI века»)
Это второй урок по теме «Деление многозначных чисел на однозначное число».
По структуре урок комбинированный. Использован деятельностный метод обучения. Процесс происходит на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Ведущий метод обучения – общение, прием – взаимообучение, работа в парах.
На уроке применяются разнообразные методы и приемы работы, позволяющие повысить мотивацию учащихся, обеспечить радость познания в условиях сотрудничества.
Урок состоит из трех этапов:
I этап – организационный; цель его – ориентировка в теме предстоящего урока, актуализация прежних знаний по теме, создание мотивации и совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности.
II этап – основной, повторение полученных знаний; работа с информацией, учебная дискуссия. Использован прием взаимообучения с применением индивидуальных карточек – помощников выполнения действий. Приобретенные знания отрабатывались при решении примеров. Ученики применяли новые знания в различных ситуациях. В самостоятельной работе отрабатывался навык решения задач изученного вида.
III этап – завершающая стадия, обобщение изученного и рефлексия.
Необходимо было вернуться к началу урока и выяснить, на какой вопрос, возникший в начале урока, мы теперь сможем ответить. Таким образом, урок начался с формированием мотивации и закончился мотивом для выполнения домашнего задания. Такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой для учащихся.
На уроке реализованы следующие принципы общеобразовательной системы «Начальная школа – XXI века»:
- Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
- Принцип развития реализовался на этапе повторения изученного;
- Принцип психологической комфортности (атмосфера творчества и доверия);
- Принцип целостности содержания образования (прослеживалась связь с темой предыдущего урока);
- Принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания).
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательной.
Считаю, что данный урок может быть активно использован в любом классе, обучающемся по любой программе.
Тема урока: Деление на однозначное число.
Тип урока: повторение изученного.
Задачи:
обучения:
- отрабатывать изученные приемы устного и письменного деления на однозначное число;
- применять знания при решении задач;
развития:
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение концентрировать и переключать внимание;
- формировать умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
воспитания:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в коллективе, активную жизненную позицию.
Методы обучения:
- деятельностный;
- репродуктивный;
- ведущий метод – общение (коллективное взаимообучение)
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Раздаточный материал:
- школьная тетрадь;
- карточки с заданиями, с ответами;
- индивидуальные карты самооценки.
Х О Д У Р О К А.
- Подготовка к активной познавательной деятельности
Устный счёт
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Расстояние между городами, равное 1200 км, автомобиль проехал за 10 часов. С какой скоростью он ехал? - Как вычислили? - Гусеница проползла 33 метра со скоростью 3 м/ч. Сколько времени она была в пути? - Объясните способ вычисления. - От Волгограда до Санкт-Петербурга - 1677 км. Самолёт преодолевает это расстояние за 3 часа. С какой скоростью летит самолёт? - Как решить эту задачу? | - 120 км/ч - Разделить на 10, значит, убрать у делимого 1 нуль. - 11 часов. - 33 = 30 + 3, 30 : 3 + 3 : 3 = 10 + 1 = 11 - 1677 : 3 = 559 (км/ч) - Делить легче в столбик. |
Определение темы и задач урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Как вы считаете: какие вопросы мы будем решать на сегодняшнем уроке? - Каким способом можно разделить многозначное число на однозначное? - У каждого из вас есть «Карта самооценки и взаимооценки» (Приложение 1), которую вы будете заполнять в течение урока. | - Деление на однозначное число. Решение задач. - Устно, представив делимое в виде суммы удобных слагаемых. - Письменно, столбиком. |
- Работа над пройденным материалом
Решение примеров со взаимообучением
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Рассмотрите, правильно ли решены примеры, записанные на доске? 1248 4 789 3 12 3 2 1 6 2 5 3 4 18 4 18 8 9 8 9 0 0 - С чего начинаем деление столбиком? - Сейчас вы будете объяснять своему соседу, как правильно решить пример и сделать проверку, а тот, кто слушает, проверяет по карточке-помощнику (Приложение 2). - Как вы оцените работу друг друга на устном счёте? | - Есть ошибки в обоих примерах. - Считаем количество цифр в частном. - Ученики записывают в тетрадях примеры и по очереди объясняют друг другу решение примеров с проверкой. - Выставление оценок в Карте. |
Физминутка.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Я предлагаю вам высказывание, а вы хлопаете в ладоши, если оно истинное, и сидите молча, если оно ложное. 1) В 1 км 1000 м; В 1 т 100 кг; 2) 36 больше 6 в 6 раз. 3) Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее; 4) Для того, чтобы разложить 80 кг яблок в ящики по 10 кг в каждый, потребуется 9 ящиков. 5) Чтобы определить скорость движения, надо расстояние разделить на время. - Стихи с движениями: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | да нет да нет нет да Дети выполняют движения. |
Самостоятельное решение примеров со взаимопроверкой.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Надо решить примеры с проверкой, 1 в. 2 в. 3852 : 9 2548 : 7 8120 : 5 4736 : 4 обменяться тетрадями, проверить правильность, сверив с карточкой-помощником (Приложение 3), выставить оценки в Карте. - Какие трудности встретились при решении примеров? | - Решают примеры с проверкой, обмениваются тетрадями с соседом, проверяют, используя карточку-помощник, выставляют оценки в Карту. - |
Решение задачи разными способами в группе.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Прочитайте задачу. - С какими величинами эта задача? - Какие величины известны? Какие необходимо вычислить? - Какие знания вам необходимы для решения задачи? - Решите эту задачу по действиям разными способами, работая в парах. - Какой способ решения короче? - Какие данные лишние? Какой вопрос надо поставить, чтобы были использованы все числа? - Оцените свою работу в паре и своего соседа. | - Из двух лыжных баз, расстояние между которыми равно 60 км, в 8 часов утра вышли навстречу друг другу два лыжника. Скорость одного из них 14 км/ч. С какой скоростью шёл другой лыжник, если он встретил первого лыжника через 3 ч после начала движения. - Скорость, время, расстояние. - Известно всё расстояние, скорость первого лыжника, время движения каждого лыжника. Вычислить скорость второго лыжника. - Зависимость между данными величинами, действия с многозначными числами. - 1) 14 х 3 = 42 (км) 2) 60 – 42 = 18 (км) 3) 18 : 3 = 6 (км/ч) Ответ: 6 км/ч - 1) 60 : 3 = 20 (км/ч) 2) 20 – 14 = 6 (км/ч) Ответ: 6 км/ч - Второй. - 8 часов утра. В какое время встретились лыжники? - Выставляют оценки в Карты. |
- Рефлексия. Оценка знаний.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Какую учебную задачу мы решали? -Удалось ли её решить? - В чём испытывали трудности, и удалось ли их преодолеть? - Что помогало и что мешало вам договариваться в группе? - Заполните карту самооценки и взаимооценки. Обменяйтесь со своим соседом картами, поставьте оценки друг другу. - Какую оценку вы себе и своему соседу поставили за урок, почему? | - Отработка приёмов деления на однозначное число. - Решение задач на движение с использованием деления на однозначное число. - Удалось. - - Умение и неумение слушать. Желание быть первым. - - |
- Домашнее задание.
Подготовить для соседа по парте 4 примера по данной теме, решить их и проверить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лицевая сторона | Обратная сторона |
1248 4 12 3 1 2 4 4 8 8 0 |
312 4 1248 |
Лицевая сторона | Обратная сторона |
789 3 6 2 6 3 18 18 9 9 0 | 263 3 789 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант 1 Вариант 2
3852 9 36 4 2 8 25 18 72 72 0
4 2 8 9 3 8 5 2 | 8120 5 5 1624 31 30 12 10 20 20 0 1 6 2 4 5 8 1 2 0 | 2548 7 21 3 6 4 44 42 28 28 0
3 6 4 7 2 5 4 8 | 4 7 3 6 4 4 1184 7 4 3 3 3 2 1 6 1 6 0 1 1 8 4 4 4 7 3 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)
Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “ос...
Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
Конспект урока математики в 1 "А" классе. Урок – путешествие "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач". Учитель начальных классов Гуагова З.Р.
Конспект урока математики в 1 классеУрок – путешествие по математике в 1 классеКласс: 1 «А»Учитель: Гуагова З.Р.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма: урок – путеш...
Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...