Геометрия вокруг нас
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила:
воспитатель группы продленного дня
Латипова Лилия Фаизовна.
МБОУ «СОШ №3 пгт Кукмор»
Кукморского района РТ
Открытое мероприятие для 2ого класса.
Тема: «Геометрия вокруг нас»
Цель: Знакомство с некоторыми основными геометрическими понятиями. Учить детей ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке. Развивать активность, сообразительность, зрительную память, внимание, самостоятельность.
Оборудование: Шары, на доске слова Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии», выставка книг; геометрические фигуры, плакаты, выставка рисунок, магнитофон, магнитные диски.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Здравствуйте, дети.
Ученик 1: Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук. Начинаем мы сегодня наш урок.
Ученик 2: Не случайно ей такой почет,
Это ей давать ответ,
Как хороший выполнить расчет.
Для постройки здания, ракеты.
Ученик3: есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ученик 4:Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Слово воспитателя.
Сегодня мы собрались на математическое занятие, посвященной геометрии. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» ( «гео» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которое приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.
В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в который изучаются геометрические фигуры и их свойства.
Сейчас мы заглянем, на геометрический съезд, где заседают геометрические фигуры. Слушайте внимательно выступление каждой фигуры и их свойства.
3.Геометрический съезд.
Шар: Я открываю заседанье
И должен высказать, что очень рад.
Приветствовать почетное собранье.
Определим гостей подряд
И выясним их званье.
Кто тут? Я ничего не вижу!
Точка: Я невидимка. В этом суть моя,
Коль веришь ты, что, существую, я,
Одна лишь бытию пылинки мера:
В ее существование Вера.
Меня всегда изображают
Прикосновением пера иль мела
И буквою одной обозначают.
Но я перед вами заявляю смело,
Что без меня и линий нет:
Они движенья точки след.
Настолько я ничтожна и мала,
Но все собрание могу уверить,
Что в геометрии я пользу принесла.
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
Шар: Хоть ты действительно мала,
Но и полезна, в этом нет сомненья.
Чья дальше очередь?
Прямая: Я здесь. Сейчас вертикальна,
Могу, однако же, принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально.
Шар: А рядом кто с тобою?
Прямая: Мой брат родной.
Кривая: Зовусь я линия Кривая.
В Двух точках встретившись с Прямой
Всегда тянусь за ней другой.
Окружность: А я – окружность, вам я,
Шар, родня
Произошли вы от меня
При помощи вращения.
Внутри меня есть точка не простая
Зовется центром он,
От точек всех он равно удален.
Шар: Но кто там прячется, за вами,
Без головы с двумя ногами?
Угол: Ошиблись вы немножко, Шар,
От ваших слов меня бросает в жар.
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами
Я – Угол, коль угодно вам!
Мы – разные углы.
Я например, прямой.
Бывают острые, тупые.
Шар: Кто это за тобой?
Треугольник: Зовусь, я треугольник
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три
Три стороны и три угла.
И столько же времен,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Шар: За правильный ответ тебя хвалю.
Кто там еще?
Квадрат: Рекомендуюсь, я – Квадрат
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я мера площадей.
Имею я четыре стороны, и все они равны.
Шар: Чья дальше очередь?
Пятиугольник: Когда вы будете иметь желанье,
Число вершин лишь стоит сосчитать.
Вот, например, когда их будет пять,
Пятиугольником меня должны признать.
Шар: Довольно! Можно кончить с этой темой.
Кто там еще?
Прямоугольник: Я вам знаком из старины седой.
Я для славян десятина.
Шар: Число твоих сторон?
Прямоугольник: Четыре: две узкие, а две пошире.
Шар: Ну что ж, друзья мои, не возражаю,
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно явились
И честно потрудились.
Все ваши свойства съезду пояснить
Теперь ребятам легко изложить
Суть геометрии. Прощайте,
Но только ваших свойств не забывайте.
В геометрии много разных фигур. Например: тетраэдр, пирамида, трапеция, цилиндр, куб.
С ними вы будете знакомиться в старших классах.
ИГРА.
Сейчас игра. Я вам задам вопросы, на которые вы должны ответить. За каждый правильный, я вам буду вручать жетоны. В конце нашего мероприятия мы подведем итоги. Победители будут награждены. Будет три призовых места: 1,2,3. Будьте внимательными, наблюдательными, активными.
Конкурс 1. Узнай меня.
По описанию вы должны узнать фигуру.
У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат.)
У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник.)
Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность.)
Какой фигуре окружность родня. (Шар.)
У этой фигуры всего по три. (Треугольник.)
А эта фигура получается прикосновением пера иль мела к чему – то. (Точка.)
Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол.)
У этой фигуры пять углов. (Прямоугольник.)
Физкультминутка.
А сейчас у нас физкультминутка. Проведем с вами тренинг. Взяли платки. Расправляем платки у себя на парте и кладем на них голову. Руки вытянуты вперед и не сжаты кулаки. Под музыку вы подумайте, где же в обычной жизни встречали эти геометрические фигуры. Глазки открыли, потянулись, сели правильно. А теперь вы мне скажете, кто что вспомнил, представил.
Конкурс 2. Вопросы – ответы.
Что означает слово «Геометрия». (Землемерие.)
Простой инструмент для проведения прямой линии. (Линейка.)
Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)
След от соприкосновения пишущего предмета с бумагой. (Линия.)
Объемная фигура, плоскостным изображением который является круг.
(Шар.)
А название, каких фигур вы не знали до нашего мероприятия.
(Конус, цилиндр, трапеция.)
Конкурс 3.
Геометрическая задача.
Ребята вы слышали когда ни будь имя Пифагора? Кто может рассказать нам о Пифагоре? А теперь я предлагаю задачу о Пифагоре. У Пифагора были две кошки, которые привыкли по утрам будить своего хозяина.
Чтобы обе кошки – большая и маленькая могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, он пропилил в двери два отверстия по размерам животных. Как вы думаете, решил он эту проблему? А по другому можно было решить эту проблему? Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот заметил, что достаточно было большого отверстия. « А ведь верно! Мне эта мысль не пришла в голову!» – воскликнул Пифагор.
Итог.
Подведем итоги нашего мероприятия. Посчитаем ваши геометрические фигуры, то есть очки.
Наше мероприятие подходит к концу. Я думаю, что вы сегодня много узнали интересного, нового. Геометрические фигуры окружают нас постоянно в обычной жизни, а знание их свойств облегчает человеку его существование.
Еще с первого класса вам известно такие геометрические фигуры как треугольник, Шар, квадрат. Стоит внимательно посмотреть, и вы увидите много предметов похожих на них.
Стены, пол, потолок, классная доска, дверь – все эти предметы на какую фигуру похожи?
Даже мусорная корзина и та является усеченным конусом. Обычный стакан и водопроводная труба имеют цилиндрическую форму.
О некоторых фигурах вы вряд ли слышали раньше, но они существуют, и с ними вы познакомитесь в средней школе .
Вы сейчас выйдите на улицу и сможете разглядеть гораздо больше геометрических форм, созданных человеком или природой.
Внимательно рассмотрите их и подумайте, почему колеса автомобилей никогда не имеют форму квадрата, здания форму шара, на что похожа автомобильная дорога, пруд. Можете дома посоветоваться с родителями. А завтра мне скажете.
На этом наше занятие заканчивается. Я всех благодарю за участие. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 1-2 класса на тему "Геометрия вокруг нас".
Презентация применяется на первом этапе знакомства с предметом Геометрия....
Программа дополнительного образование "Геометрия вокруг нас"
Программа составлена для учащихся 2-4 классов в соответствиии с ФГОС для работы по внеурочной деятельности....
Геометрия вокруг нас!
Мероприятие проводилось в рамках декады математики.Соревнуются 4 команды. Праздник начался с геометрического съезда, где выступали учащиеся разных классов. А дальше начался конкурс за звание "Лучшего ...
ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС. Разработка внеклассного мероприятия
Интересное внеклассное мероприятие с презентацией, театрализованными моментами, занимательными задачами....
Презентация «ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»
Эта презентация к внеклассному мероприятию « Геометрия вокруг нас», состоящая из 14 слайдов....
Геометрия вокруг нас
В школе проходила "Неделя наук". В рамках дня "Загляни в соседний класс" я провела мастерскую "За рамками предмета. Геометрия вокруг нас"...
Внеклассное мероприятие "Геометрия вокруг нас" 1 класс
Данное мероприятие относится ко внеурочной деятельности....
Комментарии
Очень хорошее мероприятие!!!
Очень хорошее мероприятие!!! Спасибо Вам!