СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ» 1. Обобщение и систематизация знаний о действиях умножения и деления (смысл действий, основные задачи, решаемые умножением и делением, свойства умножения, связь между числами при умножении и делении, проверка этих действий, умножение с числом 0, деление с числом 0, умножение и деление с числом 1). Типовые упражнения к этой теме 1. Составь различные задачи по выражениям: а) 12 · 7 б) 64 : 16 2. а) Увеличь в 8 раз каждое из чисел: 1, 4, 9, 10, 15, 90, 100. б) Уменьши в 3 раза каждое из чисел: 3, 12, 27, 48, 81, 120, 300, 900. в) Во сколько раз 15 меньше, чем 30? 45? 90? 150? 1 500? Во сколько раз 120 больше, чем 1? 2? 3? 4? 30? 40? 60? г) Найди часть от числа 6; 12; 42; 60; 120; 240. Найди число, часть которого составляет 10, 15, 20, 100, 500. 3. По данным решениям составь задачи с такими величинами, как скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.: 1) 60 : 15 = 4 2) 30 : 5 = 6 3) 12 · 3 = 36 4. Вычисли удобным способом и объясни, какие свойства умножения использовал: 5 · 127 · 2 (300 + 40 + 8) · 3 8 · (10 + 9) 45 · (2 · 7) 5. Выполни умножение и деление с устным объяснением: а) 6 704 · 8 901 · 10 465 · 300 572 · 24 209 · 371 9 · 3 080 72 · 100 2 700 · 80 603 · 75 724 · 523 б) 3 204 : 6 37 100 : 7 1680 : 30 2 254 : 54 8 421 : 3 54 720 : 9 7 400 : 200 2 376 : 264 6. Выполни деление с остатком: 742 : 3 4 230 : 70 1 035 : 34 7. Найди значение выражения c · d и c : d , если с = 4 020, d = 5. 8. Заполни таблицы: a | 18 | 19 |
|
| c | 84 | 90 |
| b | 3 |
| 4 |
| d | 6 |
| 5 | a · b |
| 57 | 76 |
| c : d |
| 15 | 18 |
Как найти неизвестный множитель? делимое? делитель? 9. а) Выполни умножение и его проверку, используя перестановку множителей 234 · 591. б) Выполни действия и проверку умножения делением, а деления – умножением: 276 · 4, 3 492 : 6. в) Выполни деление и его проверку с помощью деления: 1 312 : 41. 10. Вычисли и объясни, по каким правилам выполняется умножение и деление с числами 0 и 1: 15 · 0 0 · 24 0 · 0 0 : 72 (12 + 12) · 0 15 · 1 1 · 24 72 : 1 1 · 1 8 : (12 : 12) 11. Сколько квадратных сантиметров в 4 дм2? Сколько квадратных дециметров в 3 м2? Сколько квадратных сантиметров в 2 м2? 12. Стороны прямоугольника имеют длину 8 дм и 2 дм. Чему равна площадь этого прямоугольника? 13. Периметр квадрата 12 см. Найди площадь этого квадрата. 2. Отработка умения выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел (примеры всех видов: умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число, деление на однозначное и двузначное число, в том числе в случаях с нулем в частном; с делимым, когда для определения цифры частного нужно сделать несколько проб, и др.). 3. Проверка знания алгоритма письменного умножения на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять его в практике вычислений (проверочная работа № 8). 4. Проверка усвоения алгоритма письменного деления на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять его на практике вычислений (проверочная работа № 9). 5. Закрепление навыков устных вычислений и устное решение примеров на порядок действий. 6. Проверка навыков устных вычислений в пределах миллиона (рассмотренные случаи, проверочная работа № 10). 7. Закрепление навыков письменных вычислений (примеры на все 4 действия). 8. Решение составных задач в 3–4 действия, в том числе задач, в тексте которых встречаются выражения «больше (меньше) на …» или «больше(меньше) в … раз», с пропорциональными величинами, а также простых задач. 9. Нахождение значений простейших выражений с буквой при заданном числовом значении буквы.
|