"Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики"
материал по математике по теме

Баландина Марина Николаевна

Статья содержит виды работ по активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики с помощью самостоятельной работы.


Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики с помощью самостоятельной работы.   Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Математика является одним из опорных предметов начальной школы. Основная задача обучения математике не только обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения, но и формирование саморазвивающейся личности, т. е.личности желающей и умеющей учиться. Но для того, чтобы обучение математике было успешным, для активизации мыслительной деятельности младших школьников, необходимо включать в уроки  самостоятельную работу. Надо обучить ребят деятельности, умению ставить цель, организовывать свою деятельность для её достижения и оценивать результат своей деятельности, что невозможно без включения в уроки математики самостоятельной работы. Какую же роль играет самостоятельная работа младших школьников на уроках математики? Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приёмом активизации мыслительной де ятельности.

В педагогической литера туре указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение са мостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отво дят на уроке математики на самостоятельную ра боту в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном по лучении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышле ние, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваивае мого материала способствует его проч ному запоминанию. Каким именно действиям надо учить школьника, чтобы систематически формировать у него навыки познавательной самостоятельности, навыки творческого мышления? В первую очередь,
надо формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование (отвлечение), обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, умозаключение.

Эти логические операции составляют сущность мыслительных процессов. Рассмотрим
виды обучающих самостоятельных работ, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

 1.     Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом.



2
.     Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

 3.     Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт.                        

 Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

 4.     Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.



5
.    Самостоятельная работа с показом.                                                           

  Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

 6.     Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

 Таким образом, учителю начальных классов надо включать самостоятельную работу в урок математики, так как она оказывает огромное влияние на активизацию мыслительной деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Доклад на ШМО "Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся 2 класса на уроках математики" (система Л.В.Занкова)

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их самостоятельной мысли.В данной статье у...

Активизация мыслительной деятельности учащихся начальной школы с

Активизация мыслительной деятельности учащихся начальной школы с...

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание по...