Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система Л.В. Занкова) с учетом требований нового ФГОС
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему
Полный конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система развивающего обучения Л.В. Занкова) с учетом требований нового ФГОС, 2012 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_novomu_fgos_v_1_klasse_po_teme_umenshenie_chisla_na_neskolko_edinic.docx | 149.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36
имени А.М. Городнянского города Смоленска
Урок математики
1 класс
Уменьшение числа на
несколько единиц
Система развивающего обучения
Л.В. Занкова
Учитель высшей категории
Конохова Любовь Александровна
Смоленск 2011
Тема урока: Уменьшение числа на несколько единиц.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ТДЦ: - познакомить учащихся с действием уменьшения числа на несколько
единиц;
- формировать у учащихся вычислительные навыки, умение находить
значения выражений, составлять и различать верные и неверные
равенства и неравенства; уточнить представления и знания учащихся
о разрядном составе двузначных чисел;
- прививать интерес к математике через демонстрацию практической
значимости получаемых знаний; совершенствовать умение
учащихся работать в едином темпе с классом, умение внимательно
слушать своего собеседника и выражать свою точку зрения;
развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое
мышление, память.
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс» автор И.И.Аргинская и др.,
2011 год, II часть; магнитная доска, набор «Мороженое»
(порции), круги, табличка с однозначными числами,
таблички с ребусами, таблица «Разрядный состав числа»,
таблицы с размеченными на части рисунками (с суммами
и разностями), цветные карандаши, памятки о том, как
выполнять уменьшение и увеличение числа на несколько
единиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
Форма : классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
- Улыбнуться друг-другу, учителю.
- Что ждете от сегодняшнего урока?
- Чему хотите научиться?
II. Постановка целей и задач урока.
Форма: классно-коллективная.
Метод обучения: частично – поисковый. Прием преподавания – игра (разгадывание ребусов). Прием учения – решение познавательной задачи (ребуса).
Цель: сделать урок, его содержание личностно-значимым для каждого ученика.
УУД:
- личностные: формировать положительное отношение к математике; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;
- познавательные: учить понимать информацию, представленную в кодированном виде;
- коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.
-Разгадайте ребусы (смотрите приложение : задача, воля, находка) и узнаете, что нужно делать, чтобы этот урок математики прошел с пользой для вас.
- Учащиеся разгадывают ребусы, переворачивают таблички. Хорошо читающие ученики озвучивают надписи на обороте ребусов:
Активно работать на уроке, используя знания, полученные на прошлых уроках
Открыть новые знания и запомнить их
Внимательно слушать учителя и одноклассников
Все эти три карточки помещаются на доску сбоку (на весь урок).
Содержание ребусов : 1) задача;
2) воля;
3) находка.
III. Математическая разминка.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет).
Цель: развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.
Метод обучения: проблемное изложение.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;
- коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
Математика- гимнастика ума.
Так назвали математику не зря.
Много формул, правил в ней,
Устный счет всего главней.
- Задания диктует учитель, учащиеся выполняют вычисления в уме, а в тетрадь записывают только ответы.
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Найдите значение суммы. (8)
- Первое слагаемое 10, второе слагаемое 6. Найдите значение суммы. (16)
- Увеличьте число 5 на 4. (9)
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Найдите значение разности. (4)
- Вычитаемое 4, уменьшаемое 10. Найдите значение разности. (6)
- Первое слагаемое 7, второе неизвестно. Значение суммы равно 9. Найдите второе слагаемое. (2)
- Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5. Значение суммы равно 15. Найдите первое слагаемое. (10)
- У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)
- В микроавтобусе 10 мест. 7 мест уже занято. Сколько осталось свободных мест? (3)
10) Какое число получим, если сложим наибольшее однозначное число и наименьшее двузначное? (19)
- Проверка: учитель или ученик диктуют верные ответы. Класс
выполняет проверку, сигнализирует рукой о верно выполненных
заданиях.
- На какие две группы вы могли бы разделить данные числа? (однозначные и двузначные)
- Почему? Докажите.
IV. Работа по теме урока.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Цель: осознать смысл действия уменьшения числа на несколько единиц на основе предметных действий и на основе знаний о действиях сложения и вычитания.
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.
УУД:
- личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;
- регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- познавательные: учить использовать в работе известные варианты математической записи (выражения); выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;
- коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.
- Коллективная работа (на магнитной доске).
- Какие геометрические фигуры вы видите на магнитной доске? (круги)
-Посчитайте количество кругов на магнитной доске. (4)
- Что вы получили в результате счета предметов? (число «четыре»)
- Что нужно сделать, чтобы увеличить количество данных кругов на 2? (присоединить два круга)
- Выполните это действие (один ученик у доски).
- В результате ваших действий кругов стало больше или меньше?
- Как узнать, сколько их всего?
- Запишите выражение (4+2), найдите его значение.
- Какое математическое действие вы выполняли, чтобы увеличить число четыре на две единицы? (сложение)
- Какое правило вы знаете об увеличении чисел?
- Далее на магнитную доску помещаются (или заранее помещены) изображения семи порций мороженого.
- Посчитайте порции мороженого. Сколько их? (7)
- Что вы получили в результате счета? (число «семь»)
- Подумайте, как, каким действием можно уменьшить количество порций мороженого с семи до трех; до четырех? Что нужно сделать на доске? Как узнать остаток?
- Какое выражение вы можете записать? (7-4)
- Чему равно его значение? (3)
- Итак, с помощью какого действия вы уменьшили количество порций мороженого? (вычитание)
- Постарайтесь сформулировать правило: какое действие (что нужно сделать) нужно выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц?
- Коллективное обсуждение с классом. Как вывод – на доску помещается плакат с текстом правила.
Динамическая пауза
V. Стадия выработки умений.
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
1)- Уменьшите число 9 на 2.
- Уменьшите число 7 на 4.
- Уменьшите число 14 на 4.
- С объяснением у доски эту работу выполняют три ученика.
- Итак, что же необходимо выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц?
2)- У Лены 8 конфет, у Нины на 3 конфеты меньше, чем у Лены.
- Поставьте вопрос, который подходит по смыслу. (Сколько конфет у Нины?)
- Ответьте на вопрос. Какое действие вам помогло? Каким правилом вы пользовались?
- Запишите выражение и ответ.
3)- Запишите отрезок натурального ряда чисел, началом которого является число 15 и в отрезке четыре числа. (15 16 17 18)
- Уменьшите каждое число на один десяток и запишите новые числа ниже (число под числом). (5 6 7 8)
- Что вы получили? Как называется эта запись? (отрезок натурального ряда чисел)
- Докажите.
- Чем похожи ряды? (одинаковое количество единиц)
- Чем они различаются?
- Какие числа мы называем однозначными? Какие двузначными?
4) На доске появляется таблица с числами:
- 7
2 4 3
9 0
8 5 6
Фронтальная работа с классом
- Назовите числа в порядке уменьшения.
- Назовите «лишнее» число, ответ обоснуйте. (ноль – не натуральное число)
- Назовите числа, которые меньше 7.
- Назовите числа, которые меньше 9 на 2; 6 на 4; 7 на 5.
- Что объединяет все эти числа? (они однозначные)
Самостоятельная работа
- Составьте с данными числами несколько верных и неверных равенств и неравенств. Запишите их в свои тетради в столбики.
- Один ученик выполняет работу за доской. Затем проводится фронтальная проверка-обсуждение выполненной работы.
- Составьте из цифр, данных в таблице, двузначные числа так, чтобы количество единиц в них было на два меньше, чем количество десятков.
Самостоятельное выполнение работы
Н.: 31, 42, 53, 64, 75, 86, 97.
- Сколько таких чисел вам удалось составить? (семь)
- На каком месте в записи числа стоят единицы, десятки (если смотреть справа налево)?
Динамическая пауза
VI. Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: коллективная форма работы.
Работа по раскрашиванию рисунка: самостоятельная форма работы (индивидуальная).
Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.
Вид деятельности: конструктивная.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
а) Работа с учебником.
№86 с.35.
Задание читает учитель, а содержание задания – дети.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Затем фронтальная работа по вопросам, данным после записи выражений.
б) Работа по таблицам сложения и вычитания.
Раскрасить изображение на карточках цветными карандашами в соответствии со значениями сумм.
Индивидуальная самостоятельная работа на листочках
VII. Итог урока.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
- Каким действием можно уменьшить число на несколько единиц?
- Каким действием можно увеличить число на несколько единиц?
- На каком месте в двузначном числе стоят единицы? А десятки?
Ребусы (приложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смарт презентация к уроку математики 3 класс "Умножение двузначного числа на однозначное"
Данная презентация разработана учителем начальных классов первой категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1им.В. Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципа...
Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число
Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...
Урок математики 2 класс Умножение натурального числа на единицу. система развивающего обучения Л.В.Занкова
На этом уроке учащиеся знакомятся с приемом умножения на единицу и соответствующими случаями деления. Применение ИКТ на уроке ....
Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Умножение числа 2. Умножение на число 2". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о таблице умножения на 2; совершенствовать навыки устного счета и умение решать задачи; развитие внимания и логического мышленияПланируемые результатыПре...
Технологическая карта урока математики «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.Задачи урокаДидактические:• отраба...
Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...
Технологическая карта урока "Математика" - 3 класс . Тема : "Умножение числа на разность" (УМК: «Математика», 3 класс «Система развивающего обучения» Эльконин.Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение и повторение знаний по работе с агоритмом при умножении числа на разность.Задачи урока:Дидактические:1....