Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок - путешествие по сказке. Тема "Решение задач".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_kl_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики  в  1 классе

Программа для начальных классов  «Школа России».  

Учебник:  «Математика», 1 класс.

Авторы:  М.И. Моро,  С.И. Волкова,  С.В. Степанова.

Тема урока:  «Решение задач».

Цели урока:  

1.  Обучающая:  упражнять в умении определять тип задач и решать их.

2.  Развивающая:  развивать логическое мышление, связную речь.

3.  Воспитывающая: - формировать интерес к русским народным сказкам;

                                    - прививать навыки культурного общения.

Задачи урока:

  1. Упражнять в умении составлять и решать задачи.
  2. Уметь считать в пределах 20.
  3. Решать примеры  на  сложение и вычитание.
  4. Определять равенство и неравенство.
  5.  Называть геометрические фигуры: прямая, отрезок, ломаная.

Тип урока:  тренировочный.

Оснащение урока:  куклы - герои  сказки «Гуси - лебеди»,  таблицы - задания,  учебник,  печатная тетрадь,  магнитофон,  аудиозапись.

Формы организации познавательной  деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I.   Организационный  момент.

   - Заливается звонок, начинается урок.

   - Проверим: все ли ученики находятся в классе.

(Счёт цепочкой в прямом и обратном направлении.)

II.  Сообщение  темы  урока.                                                                                                                                

  - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Её герои приготовили    различные   задания,   которые   помогут   нам   закрепить    умение

составлять  и  решать  задачи.

III.  Устный  счёт.

1. Работа по числовому ряду.

а) - На  полянке стоит домик.  Я буду  называть  предметы,  а  вы  должны  сосчитать  их  количество  и  найти  цифру,  которая  обозначает  это  число.

    - Сколько окон в доме?                                                    2

    - Сколько цветочков на клумбе?                                     7

    - Сколько бабочек летает?                                               5

    - Сколько птичек?                                                             4

    - Сколько кустов?                                                             3

    - Сколько досок в заборе?                                               10

    - Какой номер дома?                                                         8

б)  - Прочитайте числовой ряд, который у вас получился.  (2,7,5,4,3,10,8)

    - Назовите чётные числа.   (2,4,10,8)

    - Назовите нечётные числа.  (7,5,3)

    - Назовите самоё маленькое число.   (2)

    - Назовите самое большое число.   (10)

    - Какое число можно назвать лишним и почему? (10 - двузначное) (убрать число)

в)   3 ряд - расставить числа в порядке убывания;

      2 ряд - расставить числа в порядке возрастания;

      1 ряд - (работает с учителем) каждое число увеличить на 1.

      - Что значит увеличить на 1?  (Увеличить на 1, это значит прибавить.)

                                                         (2+1=3, 7+1=8, 5+1=6, 4+1=5, 3+1=4, 8+1=9)   

Проверка.

  - Что значит в порядке убывания?  (Начинать с самого большого числа, заканчивать  самым  маленьким - 8,7,5,4,3,2.)

  - Что  значит  в  порядке  возрастания?   (Начинать  с  самого  маленького  числа, заканчивать - самым  большим - 2,3,4,5,7,8.)

2. Решение примеров.

  - Сорвите  цветочек, прочитайте пример  и  назовите  результат. Условие - читать примеры  разными  способами.   (3+2=5       10 - 3=7      8 - 4=4       8+0=8)

                                                        (8 - 8=0       0+9=9        6 - 1=5)  

3. Сравнение чисел.

   - Поймайте бабочку, назовите числа и сравните их.    (7*9 ;  4*2 ;  6*6 ;  5* 8 ; 3*3)

   - На какие две группы можно разделить эти выражения? (Эти выражения можно разделить на равенства и  неравенства.)

IV.  Работа  по  теме  урока.

1. Отгадывание сказки.

   - Послушайте внимательно начало сказки и попробуйте отгадать её?   «Собрались как - то родители на базар и наказывают дочке: «Береги, Маша, братца, не ходи со двора». Только они за порог - Маша побежала на улицу играть, а братца посадила под окошко. (На беду пролетали гуси - лебеди, подхватили они мальчика и унесли со двора.)      (Русская народная сказка «Гуси - лебеди».)

2.  Решение задачи.

    - Давайте узнаем, сколько  лет ребятам.  Решим задачу на странице 11, № 4.

    - Прочитайте задачу.  (Маше 8 лет, а Ваня на 2 года моложе. Сколько лет Ване?)

    - О ком говорится в задаче?  (В задаче говорится о Маше и Ване.)

    - Что есть в задаче?  (В задаче есть условие и вопрос.)

    - Что такое условие?  (Условие - это то, что нам известно.)

    - Прочитайте условие задачи.  (Маше 8 лет, а Ваня на 2 года моложе.)

    - Что известно из условия задачи?

    - Каким другим словом можно заменить слово моложе?  (меньше)

    - Прочитайте вопрос задачи.  (Сколько лет Ване?)

    - Что такое вопрос?  (Это то, что нам неизвестно, но требуется найти.)

    - Что требуется найти в задаче?  (В задаче требуется найти, сколько лет Ване.)

    - Составьте решение задачи.  (8 - 2 = 6)

    - Что такое 8 в задаче?   (Сколько лет Маше.)

    - Что такое 2 в задаче?  (На сколько Ване меньше лет.)

    - Что значит на 2 меньше?  (Это столько же, сколько Маше, но без 2.)

    - Какое арифметическое действие выбрали для решения?  (вычитание  - )

    - Почему?  (Сказано, что на 2 года моложе, т.е. меньше.)

    - Назовите ответ.  (Ответ: Ване - 6 лет.)  

    - Как называется задача?  (Задача  на увеличение числа на несколько единиц.)

3.  Прямая линия.

    «На беду пролетали гуси - лебеди, подхватили они Ванюшу и унесли. Вернулась Маша домой, глядь - а брата нет! И звала она его и искала - нигде нет. Выбежала девочка в чистое поле, увидела вдалеке гусей - лебедей. Догадалась, что они похитили её брата, и бросилась их догонять».

   - Как называется эта линия?    (Эта линия называется прямая.)

   - Что вы можете  сказать о прямой?  (У прямой нет  начала и нет конца.)

4. Физминутка.   (Движения под музыку.)

5. Составление  задачи  по  рисунку.

   - Шла, шла Маша и кого встретила на пути?  (Маша встретила печку.)

   - Как  должна  Маша  обратиться  к  печке, чтобы  она  ей  сказала,  куда  полетели

гуси - лебеди?  (Здравствуйте, печка, скажите, пожалуйста, куда полетели гуси - лебеди?)

  - В общении друг с другом мы должны быть всегда доброжелательными, уважительными и употреблять «волшебные слова».

  - Какие «волшебные слова» вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.)     

 - Печка приготовила вам задание. Составьте задачу по рисунку и решите её.

(В чашке лежат 6 пирожков. На противне 4 пирожка. Сколько всего пирожков?)

 - О чём говорится в задаче?  (В задаче говорится о пирожках.)

    - Положите столько квадратиков, сколько пирожков в чашке.

    - Сколько положили квадратиков? (6)

    - Положите столько треугольников, сколько пирожков на противне.

    - Сколько положили треугольников?  (4)

    - Какое будет решение задачи?  (6+4=10)

    - Что показывает 6?  (6 показывает, сколько пирожков в чашке.)

    - Что показывает 4?  (4 показывает, сколько пирожков на противне.)

    - Почему выбрали действие сложение?  (Требуется узнать, сколько всего.)

    - Что показывает 10?   (10 показывает - всего пирожков.)

    - Назовите ответ задачи.    (Ответ: 10 пирожков.)

    - Как называется задача?   (Задача на нахождение суммы.)

6.  Отрезок.

    - Помогла печка Маше, показала дорогу.

    - Что должна сказать печке Маша за помощь?  (Маша должна сказать печке «спасибо».)

    - Пошла Маша дальше. Как называется линия?  (Линия называется отрезок.)

    - Что называют отрезком?   (Отрезок - это прямая имеющая начало и конец.)

7.  Физминутка.  (Движения по музыку.)

8.  Составление задачи по выражению.

    - Кто встретился Маше?    (Маше встретилась яблонька.)

    - Как Маша должна попросить яблоньку о помощи?

    - Яблонька тоже приготовила задание. Составьте задачу по выражению.

(На  яблоне  висело  9  яблок, 2  яблока  упало. Сколько  яблок  осталось на  дереве?)

   - О чём говорится в задаче?  (В задаче говорится о яблоках.)

   - Что известно?  (Нам известно, что было - 9 яблок, упало - 2 яблока.)

   - Что требуется найти?  (Сколько осталось яблок на дереве?)

   - Сколько яблок осталось?   (Осталось 7 яблок.)

   - Как называется задача?  (На нахождение остатка.)

9.  Ломаная.

   - И яблонька помогла Маше.

  - Поблагодарите яблоньку за помощь.   (Спасибо, яблонька, за помощь.)

   - Как называется линия, по которой Маша пошла дальше? (Это  линия ломаная.)

10.  Физминутка.  (Движения под музыку.)

11.  Решение примеров.

   - Встретилась  Маше  молочная  речка,  кисельные  берега.  Задание  от  речки -

в  учебнике страница 10, № 4  - выполнить задание.                                                       

   - Что требуется в этом номере?  (Вставить в примеры знаки  +, — .)

                                                          (6*2=8        9*1=10         8*3=5)

                                                          (4*3=7        7*5=2           6*4=2)

   - Прочитываем примеры цепочкой.

   - Молодцы, вы справились с заданием, и речка помогла Маше, показала дорогу.

12.  Работа в тетради.

   - Вот Маша зашла в дремучий лес. Стоит избушка Бабы - Яги, а у окошка сидит Ваня. Если вы решите примеры в тетради (стр. 5, № 6), то спасёте брата.

1. Один ученик  выполняет номер у доски.

2. Остальные на местах (самостоятельная работа).

Проверка.

V. Итог урока.

   - Вернулась Маша домой вместе с братом Ваней, а тут и родители приехали,

 спросили, чем занимались дети на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...