"Путешествие на Луну"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Ивлева Наталья Николаевна

 

Данный урок математики построен в форме путешествия с использованием ИКТ и  проводится  на этапе закрепления пройденного материала в конце учебного года 3 класса. Задания призваны поддерживать высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности. Этот урок поможет детям развить познавательные способности, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Красочно оформленные задания, с поочерёдной анимацией, слайды будут легко восприниматься и запоминаться учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Ивлева Наталья Николаевна                                                  

Урок – путешествие по математике в 3 классе

«Полёт на Луну»

Интеграция с предметом: окружающий мир

 Тема: Повторение изученного.

Цели урока:

 1. Закрепление умений применять изученные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел при вычислении значения выражений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор.

3. Воспитывать интерес к математике, чувство гордости за свою страну.

Методы: 
• объяснительно – иллюстративный
• частично – поисковый или эвристический
• наглядный

Оборудование:

 Презентация к уроку «Полёт на Луну»,  наборы геометрических фигур; веера.

Ход урока

I. Организационный момент   Психологический настрой

Учитель.          Тут затеи и задачи,                                                                                        Игры, шутки – всё для вас!                                                                                 Я желаю всем удачи,                                                                                 В добрый путь и в добрый час!                                                           Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится!

- У вас было задание: понаблюдать вечером небо. Главным условием было отсутствие облаков. Что вы увидели?

Дети.  Звёзды и Луну.

II. Постановка темы урока

Учитель.  Сегодня мы с вами совершим полёт на Луну. Чтобы стать участником космического полёта, нужно правильно ответить на вопросы и выполнить задания. Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, главное, дружно!

III. Работа по теме урока

1. Устный счёт.    

Учитель.   Итальянский учёный Галилей изобрёл телескоп, с помощью которого впервые наблюдал на поверхности Луны холмы, плоские равнины, кратеры. В каком году это было? Ответ на этот вопрос вы узнаете, когда найдёте значение выражения:      [1]

40 × 40 + 3 × 3 = …              Ответ: 1669

2. Геометрический материал.

  Учитель.  Чтобы благополучно прилуниться, нам нужно собрать луноходы. (У детей наборы с геометрическими фигурами; они собирают луноходы.)

3. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Игра «Расшифруй».

С. 122  №2        [1]

 Учитель.   Посадку намечено произвести в кратере, который носит имя польского астронома. Расшифруйте его имя.  

781 + О = 757 + 56

Н – 19 = 1000 : 100

(740 – 551) : Е = 9

697 – И = 685

К = 182 : 7 – 9

4 × Р = 288 : 4

П × 8 = 900 – 628

17

32

34

21

18

29

12

17

Ответ: Коперник.

Учитель.         Николай Коперник родился в небольшом польском городе Торунь. Среди современников был известен как государственный деятель, искусный врач,  знаток и  реформатор астрономии. 
        Коперник был всесторонне образованным человеком.

После долгих наблюдений и сложных математических расчетов Коперник доказал, что Земля - это только одна из планет, что все планеты обращаются вокруг Солнца. Находясь на Земле,  нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле Земля движется вокруг Солнца и   в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

        Николай Коперник тридцать лет работал над книгой «Об обращениях небесных сфер», где он обосновал создание новой теории системы устройства мира. Его идеи не были приняты, а сочинения, объясняющие его теорию, были запрещены в течение долгих лет.

        Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято. Сегодня, в признание заслуги Николая Коперника перед человечеством, именем Коперника назван кратер на Луне.       [3]

4. Решение задач.

1)  с. 122 № 3                [1]

 Учитель.   Определите диаметр Луны в километрах, если известно, что половина её радиуса равна 869 км.                                    

Решение: 869 × 4 = 3476 (км)            

Ответ: 3476 км.

2)  с. 123  № 4         [1]

Учитель.  Вычисли расстояние от Земли до Луны в тысячах километров, решив уравнение:    

   : 8 = 48 тыс.

  Ответ:  тысячи километров от Земли до Луны.

3) с. 123 № 5             [1]

Учитель.  В полёте вам придётся вести наблюдения за приборами. Во время взлёта и посадки корабль проходит одну восьмую расстояния от Земли до Луны. Остальное время полёта поделено на шесть вахт. Какой путь проделает корабль во время одной  вахты?

Решение:

  384 : 8 = 48 (тысяч км) – занимает взлёт и посадка.

  384 – 48 =336 (тысяч км) – остальной путь.

  336 : 6 = 56 (тысяч км) – путь во время одной вахты.

Ответ: 56 тысячи километров.

IV. Физминутка

Не зевай по сторонам,                        Мелкие шажка – раз, два, три.

Ты сегодня – космонавт!                        Лёгкие прыжки - раз, два, три.

Начинаем тренировку,                         Вот и вся зарядка - раз, два, три.

Чтобы сильным стать и ловким!                Мягкая посадка - раз, два, три.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа в парах.  C.123 №7   [1]

Учитель.  Первый полёт на Луну совершили американские космонавты. Расшифруйте имя одного американского космонавта:

10

98

26

23

63

98

32

29

28

610 – О = 578                        Р : 7 = 503 – 489

А Х 7 = 490 : 7                Т – 400 : 10 = С

234 : М = 9                        Т = 64 – (Н – Г)

203 : Н = Г : 4                Г × 3 = 21 × 4

Ответ: Армстронг.

Учитель.  Первыми полёт на Луну совершили Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. Они находились там 22 часа. Прилунение транслировалось по телевидению, и зрители с удивлением наблюдали за огромными прыжками космонавтов по лунной поверхности.

Исследования камней, привезённых космонавтами, показали, что Луна состоит из более лёгких материалов, чем Земля, и сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на нашей планете. Именно поэтому космонавты  могли совершать прыжки в шесть раз длиннее, чем на Земле. [3]

2.      Учитель.  И всё-таки первым в мире космонавтом стал русский человек. Кто был первым космонавтом?

Дети.   Юрий Алексеевич  Гагарин.

Учитель.  Детство крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе Клушино Смоленской области. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и мальчику вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

        После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

        В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове, аэроклуб, прыжки с парашютом. Увлечение небом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолётах, оберегая северные рубежи нашей Родины.

         Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. При подготовке к полёту в космос работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил, выдержкой. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждали этот вопрос, выбор пал на  Юрия Гагарина.

          И вот 12 апреля планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином СССР Юрием Гагариным на борту.

          Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю.        

         Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие как большой праздник. [2]

Учитель.   В каком году Юрий Гагарин проложил человечеству дорогу в космос? Вычисли этот год:

2000 – 273 : 7 = …

VII. Итог урока

Учитель.   Завёршаем наш полёт и готовимся к возвращению на Землю. Вспомните, какие трудности нам пришлось преодолеть. Что нового вы узнали?  (ответы детей)

Учитель.   Ю.А.Гагарин говорил детям: «Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой. И в походе».

 Помните эти напутствия первого космонавта Земли. Может быть, именно среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину.

Литература:

  1. Математика: учебник для 3 класса четырёхл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2 / М.И.Башмаков,    М.Г.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  2. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3т. Т.1 А-Ж / сост. В.С.Шергин, А.И.Юрьев.- 5-е изд., перераб. и  доп. – М.: АСТ, 2007.
  3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – путешествие « Полёт на луну» Выполнила Учитель начальных классов Гимназии № 152 г. Казани Ивлева Наталья Николаевна

Слайд 3

Итальянский учёный стал известным благодаря своим открытиям в области астро-номии . Он сконструировал первый телескоп и с его помощью открыл 4 спутника Юпитера, кольца Сатурна, пятна на Солнце и рельеф Луны. Галилео Галилей (1564 – 1642 )

Слайд 4

В каком году Галилей изобрёл телескоп? 40 × 40 + 3 × 3 = 1609

Слайд 5

781 + О = 757 + 56 Н – 19 = 1000 : 100 (740 – 551) : Е = 9 697 – И = 685 К = 182 : 7 – 9 4 × Р = 288 : 4 П × 8 = 900 – 628 17 32 34 21 18 29 12 17 К О П Е Р Н И К

Слайд 6

Николай Коперник (1473 – 1543) Польский астроном защищал теорию, согласно которой Солнце являлось центром системы планет, вращающихся вокруг него, а Земля – одной из планет Солнечной системы.

Слайд 7

Чему равен диаметр Луны, если половина её радиуса равна 869 км? радиус

Слайд 8

: 8 = 48 тыс. Ответ: 384 тыс. км

Слайд 9

610 – О = 578 А × 7 = 490 : 7 234 : М = 9 203 : Н = Г : 4 Р : 7 = 503 – 489 Т – 400 : 10 = С Т = 64 – ( Н – Г ) Г × 3 = 21 × 4 10 98 26 23 63 98 32 29 28 А Р М С Т Р О Н Г

Слайд 10

Нил Армстронг Майкл Коллинз Эдвин Олдрин

Слайд 11

Юрий Алексеевич ГАГАРИН ПЕРВЫЙ В МИРЕ КОСМОНАВТ

Слайд 12

2000 – 273 : 7 = 1961 12 апреля мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли- гражданином СССР Юрием Гагариным на борту. Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. В каком году это произошло?

Слайд 13

« Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе.» Ю.А.Гагарин

Слайд 14

http://astrolab.ru/cgi-bin/galery.cgi?id=8&no=30 http://home.lu.lv/~iga/earth_moon.html http://www.astronet.ru/db/msg/1171979 http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=388 http://moe.by/nauka-obrazovanie/9-pervyj-chelovek-na-lune-nil-armstrong.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1058727 http://razdvoenie1.ltalk.ru/2898-697-oblaka.zhtml http://www.yuga.ru/news/176405/ http://prosto-o-slognom.ru/astronomia/21.html http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gagarin_b.shtml http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post124448219/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на Луну"

Спортивный час в группе продлённого дня 1 классов....

Методическая разработка урока технологии "Мозаика из фольги. Путешествие на Луну", 2 класс.

Данная разработка поможет учителю провести содержательный урок технологии по теме "Мозаика из фольги" во 2 классе. Учебник  Цирулик Н.А., Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» технология 2 клас...

Космическое путешествие к Луне

Тема: «Космическое путешествие к Луне»Дисциплина: изобразительное искусствоТип урока: формирование новых знанийЦели и задачи: закрепить знания, развивать творческое мышление, воображение; ...

Путешествие на Луну

Урок математики...

Презентация " Путешествие на луну"

Презентация по математике....

Сценарий игровой программы "Путешествие на Луну"

Много лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года первый в истории Земли полёт в космос. С тех пор каждый год наша страна отмечает Всемирный день авиации и кос...