Решение уравнений вида x: 6 =18 -5; 48: x = 92:46
план-конспект урока математики (4 класс) по теме

Формирование способностей к решению уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема:

Решение уравнений вида    x: 6 =18 -5;    48: x = 92:46

 Цели урока:

- сформировать способность к решению уравнений, где неизвестны делимое или делитель, а частное выражено выражением;

- тренировать в решении уравнений с переменной и способность

к самостоятельному анализу и решению поставленных проблем;         - развивать логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.

-воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь, дружбу.

Оборудование урока:

- карточки с заданиями по уровням для работы в группах;

- плакат - рисунок (геометрические фигуры)

- плакат-карточка к созданию проблемной ситуации в классе;

Структура урока:

1. Организационный момент- 1 мин.

2.Устный счёт- 5 мин.

3. Актуализация знаний- 4 мин.

4. Создание проблемной ситуации-3 мин.

 5. Открытие детьми нового знания- 5 мин.

6.Физкультминутка-3 мин.

7.Закрепление знаний- 15 мин.

8. Рефлексия-2 мин

9. Домашнее задание-2 мин.  

Ход урока

Этап урока

Содержание

Задачи этапа

1.Организационный

момент.

Здравствуйте, ребята!

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Будем отвечать активно. Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.

Начнём работу как обычно с математической разминки, а потом перейдем к изучению новой темы. Постараемся открыть секреты при решении уравнений.

Мотивационный компонент урока.

Эмоционально-положительный настрой на урок. Создание ситуации успеха, доверия.

Сообщение целей урока.

2.Подготовка к основному этапу

урока.

На доске ряды чисел:

1.   6780,6782, 6784….

      2590. 2600, 2610….

      27315. 27415, 27515…

Найди закономерности и продолжи ряды чисел.

130           390

250            ?

?                 24

70      ?       490      

Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними.

3.(264 + 176) ∙ 8  * 264 ∙ 8 + 176 ∙ 8

Сравни, не вычисляя и объясни. Какое свойство умножения использовали при решении?

4.На доске геометрические фигуры.

Назовите их.

- Из геометрических фигур можно сложить какой-нибудь рисунок.

- Давайте и мы попробуем это сделать.

-Фигуру АВСД расположите так, чтоб сторона АД была основанием

- Фигуру КОМ расположите так, чтобы угол о совместился с углом В

-Найдите фигуру равную фигуре КОМ, и расположите её симметрично.

- Найдите прямоугольник и соедините его с квадратом равными сторонами.

-Возьмите оставшуюся фигуру и расположите ее так, чтобы было видно, что мы не зря мучились.

-Что у нас получилось? (ракета)

-Молодцы!

Ну, а на ракете

Только в космос лететь

И во все глаза смотреть

Столько неизвестного.

Столько интересного.

Повторение изученного материала.

 

Упражнения требующие от учащихся не только повторения изученного материала, но и наблюдательности. Развивает у них абстрактное мышление.

Закрепление умения правильно читать математические выражения.

3.  Актуализация знаний.

На доске  x +45=100      x+ 23=48

                  x∙ 25=75         x ∙15=60

-Что записано на доске?

-Что такое уравнение?

-На какие 2 группы можно разбить эти уравнения?

-Что общего? – В чем разница?

Давайте вспомним:

-Как называются числа при делении?

-Какое из них самое большое?

-С каким арифметическим  действием связано

деление?

Опорные схемы:  Д: д = ч

-Как найти большое число - делимое, если оно неизвестно?       Д = ч∙д

-А как найти делитель    д =  Д: ч

-Работа по учебнику. Стр. № 81 № 404

( работа с таблицей)

Продолжается работа по развитию логического мышления.

Повторение  и закрепление названия компонентов.

Подготовка к восприятию нового материала.

  4.Создание проблемной ситуации.

На доске записаны 3 уравнения. Детям предлагается решить их самостоятельно.

x: 3 =18      60:x =6    x:5= 25-5

- При решении, какого уравнения возникло затруднение?

- Чем это уравнение отличается от двух предыдущих?

- Чему будем учиться на уроке?

- Сделайте вывод.

-А как бы вы назвали тему нашего урока?

Операционный компонент урока. Работа в паре слабый - сильный

Сильный проверяет

В случае ошибки  слабый получает помощь от сильного. Проверяю умения слабого, воспитываю чувство взаимопомощи.

 

Постановка проблемной задачи. Учащиеся сами подошли к тому, каких знаний им не хватало, и что они будут изучать.

5.   Работа над новым материалом. Открытие нового знания.

 На доске.

X : 10=12          x  : 10= 48:4

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

-Изменится ли механизм решения?

-Давайте вспомним алгоритм решения.

- читаю

-неизвестно

-уравнение сложно тем, что

-вспоминаю правило

-вычисляю

-проверяю

-Решение этих уравнений. Два человека у доски, остальные в тетрадях.

На данном этапе

Осуществляются приемы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.

6.Физкультминутка.

-Вы, наверное, устали? А сейчас все дружно встали.

-Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

7.    Первичное закрепление.

Работа с учебником.

-Объясните решение уравнений и проверьте, верно, ли они решены? (устно)

Групповая  работа (по 4 человека)

-Решите уравнения, пользуясь чертежами.

600: x=100                      x: 6= 100

            600                                         X

    ……………….                   …………………                              

       X            100                      6                100

Теперь придумайте сами любые уравнения и начертите к ним чертеж в тетради.

Назовите только те уравнения, в которых  встречается новый числовой прием.

X :9 = 90: 10                X+ 19= 20+1

700: X= 100-30            16- X= 30:5

400:X =100                   X ∙23=69

Сначала объясните, в каком из уравнений каждой пары значение X будет больше, а потом проверь вычислением

X : 6 = 56 + 44            9∙X=72      X+120=40∙5

X : 6 = 156 + 44          8∙X = 72    X +20=40∙5   

Задача (на слух):

Решите задачу, составив уравнение.

-Частное неизвестного числа и числа 100 равно сумме чисел 140 и 260. Найди это число.

-Я читаю задачу второй раз, вы делаете записи в тетрадь.

- Как узнать, чему равно это число?

 Критерий дифференциации – уровень обучаемости. Способ дифференциации – степень помощи. Учащимся раздаются карточки с заданием (на каждую группу)

Методы:

1.) поисковый

2.) частично поисковый

Активная познавательная деятельность учащихся, развитие анализа, синтеза.

Развитие внимания и слуховой памяти.

Проверка записи с обратной стороны доски.

Метод контроля и самоконтроля. Информация, полученная от предыдущей работы, облегчает решение.

  8.   Рефлексия.

-Чему научились на уроке?

-Какой новый алгоритм получили?

-Где у нас было затруднение?

-Почему оно возникло? (не знали алгоритм)

Что больше понравилось на уроке?

-Кого мы сегодня можем похвалить?

Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности.

9.  Домашнее задание.

Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание. Выберите себе карточку с тем уравнением, с которым вы считаете, справитесь. ( Карточки разного цвета с  заданием разного уровня)

Конспект урока математики в 4 классе по теме «Решение уравнений вида Х+ 5=68:2»

Колесникова Г.В., учитель начальных классов, МОУОШ №29 г. Энгельса.

Конспект урока по математике разработан с учетом принципов деятельностной теории обучения. Подобранные материалы способствуют эффективному усвоению знаний, а дидактический материал, сопровождающий урок, активизирует умственную деятельность учащихся. В ходе урока у учащихся формируются  учебно-организационные умения.