ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ
методическая разработка по логопедии
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают русский язык как учебный предмет. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи и логопеды называют дислексией и дисграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 462.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают русский язык как учебный предмет. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи и логопеды называют дислексией и дисграфией.
ДИСЛЕКСИЯ
Чтение — это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Дислекси́я — нарушение чтения, стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие, неумение пересказать его.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста).
ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ
- "Феномен разбитого зеркала" – ребёнок видит буквы в зеркальном отображении, соответственно, так и пишет;
- "Феномен соскальзывания взгляда" – при медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
- Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала – дети с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.
ДИСГРАФИЯ
Письмо – сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
*В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСГРАФИИ
- Если ребенок левша.
- В семье говорят на двух или более языках.
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- Если не сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.
- Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
- Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, звуков [Р], [Л], [Й]).
- Несформированность: грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
ВИДЫ ДИСГРАФИИ
- Акустическая дисграфия – ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Примеры: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю».
- Артикулярно-акустическая дисграфия – проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».
- Оптическая дисграфия – трудности с визуальным отображением письменных знаков. Примеры: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «Λ» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».
- Аграмматическая дисграфия – ребенок делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Примеры: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный».
- Нарушения языкового анализа и синтеза – произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Примеры: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
*Помните, дисграфия и дислексия не исчезнет сама, её нужно исправлять.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Родителям вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.
Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.
Невролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.
Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Литература:
1. Елена Александрова: Альбом для профилактики дисграфии. Визуальные ряды. 6-7 лет. Литера, 2017
2. Елена Бурина: Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы. Каро, 2016
3. Елена Логинова: Нарушения письма. Особ-ти их прояв. и коррекции у млад. школь. с задержкой психич. разв-я: Уч.пос. Детсво-Пресс, 2004
4. Елена Мазанова: Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Гном, 2016
5. Елена Мазанова: Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Гном, 2016
6. Ивановская О., Гадасина Л., Савченко С.: Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. Каро, 2008
7. Ивановская О., Куликова Н., Хвостова О.: Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. Учебное пособие. Форум, 2016
10. http://www.logoped.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нарушение пространственно-временных отношений у младших школьников с дисграфией и дислексией»
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.Практическая значимость данного исследования заключается в том, что ...

«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии
Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...