Мой ребенок заикается
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой ребенок заикается
«Мой ребенок заикается». С такой проблемой сталкиваются многие семьи (известно, что людей страдающих заиканием в нашей стране от 1,5 до 2,2%). Очень часто неверное понимание природы и последствий заикания становится причиной закрепления дефекта и осложнений при его дальнейшей коррекции. Что же нужно знать об этом речевом недуге? Как помочь родителям избавить своего ребенка от заикания? Чем больше мы будут знать и чем больше будет желания помочь своему ребенку, тем быстрее наступит его выздоровление.
Подобное нарушение речи - заикание (нарушение ритма, темпа, плавности речи в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы) влечет за собой и изменение во всей структуре личности, накладывая отпечаток на ее психическое, физиологическое состояние и социальное поведение.
Факторы, которые приводят к возникновению заикания, разнообразны: различные инфекционные заболевания, наследственность, длительные стрессовые состояния, эмоциональная перегрузка и многие другие. Время возникновения - обычно в возрасте 2 – 5 лет, это связано с периодом активного речевого развития ребенка.
Устранение заикания носит комплексный характер. Детям должна оказываться медикаментозная помощь врачами психиатрами, невропатологами, физиотерапевтами, и специальная педагогическая помощь – логопедами, музыкальными работниками.
Но все усилия специалистов не достигнут желаемого результата, если родители и дети будут пассивны в работе по устранению заикания. Зачастую родители не предпринимают должных попыток изменить ситуацию или же делают это непоследовательно, бессистемно. В таких случаях процесс формирования правильной речи затягивается, и заикание принимает хроническую форму.
Серьезной проблемой является и неправильное отношение родителей к недугу ребенка. Одним родителям свойственно преувеличение значения дефекта, которое передается и ребенку. Надо выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту, активизировать его внимание на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такой подход может только усугубить напряжение ребенка, и вызвать реакцию протеста, ухода в себя, отказа от речевого выражения. Другой крайностью является игнорирование проблемы, уверенность в том, что все само собой наладится. Еще одна ошибка в отношении к речевому нарушению – пассивная установка, она заключается в том, что родители, а впоследствии и сам ребенок, считают, что исправления дефекта – дело врачей и педагогов, и ребенок не должен прилагать к этому какие - либо усилия. Напротив нужно вызвать у ребенка желание заниматься, настроить его на занятия, создать определенные условия, которые способствовали бы этому.
Роль родителей в восстановлении нормального механизма речи ребенка является не менее серьезной, чем роль психолога, невропатолога, логопеда, педагога, педиатра и других специалистов. Родители должны установить тесный контакт с педагогами детских садов, постоянно информировать воспитателей и логопедов о состоянии своего ребенка. Проводить работу по закреплению тех навыков, которые ребенок получил на логопедических занятиях. Это принесет огромную пользу, что в конечном итоге даст положительный результат в устранение заикания.
И, наконец, важно помнить, что заикание необходимо устранить полностью. Даже, когда речь ребенка плавная, без запинок в любой эмоциональной ситуации, продолжайте систематически закреплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не торопитесь прекращать занятия. Вы должны знать, что заикание может возобновиться, а это принесет еще больший вред. Причин рецидива, т.е. повторения заикания, может быть много. Это, прежде всего эмоциональная перегрузка, различные инфекционные и частые соматические заболевания… Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему выпадает тогда, когда ребенок поступает в школу. Новая обстановка, новые требования, новые педагоги и друзья - это все может отразиться на работе нервной системы и привести к потере уверенности в своих силах, переживание своей неполноценности, уход от общественной деятельности, стремление к уединению. Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять все рекомендации данные логопедом: соблюдения режима дня, питания, сна и отдыха, правильные физические и интеллектуальные нагрузки.
Для тех, кто заинтересован в решении данной проблемы, в настоящее время существует большое количество специальной литературы, методических рекомендаций, необходимых пособий. Наиболее известными авторами являются Андроновой – Арутюнян, Ястребова А.В. Поварова И.А., Цвынковский В.В.,
В заключение хочется сказать, что заикание – вполне устранимый дефект речи. Нужно только активно действовать, принимать необходимые меры для того, чтобы это нарушение исчезло полностью и навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок заикается или картавит?
На вопросы читателей «Комсомолки» ответили начальник отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Омска Елена КИРПОТА, учитель-логопед средней общеобразовательной школы...
Чтобы ребёнок не заикался (рекомендации логопеда родителям)
Рекомендации для родителей детей с заиканием. Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка (памятка). Комплекс упражнений для релаксации....

что делать, если ребенок начал заикаться?
Здесь родители найдут ответ на вопросы: Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться?, Как помочь учиться заикающемуся школьнику?...

Консультация "Ребёнок заикается"
В данной статье даются рекомендации психологов для родителей, чьи дети заикаются....

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса учащихся по методике Г.В. Репкина, Е.В. Заика
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса учащихсяпо методике Г.В. Репкина, Е.В. Заика...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...

Если ребёнок начал заикаться
Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхан...