Конспект логопедического занятия по лексической теме : " День Защитника Отечества "
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Цыплакова Елена Юрьевна

План-конспект занятия по логопедии для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_otechestva.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лексической теме: «Защитники Отечества»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о защитниках Отечества.

Коррекционно-образовательные:

— закрепить представления о празднике День защитника Отечества,

— уточнить, кто такие защитники отечества

— активизировать словарь названиями военной техники, военными профессиями,

— закрепить навыки звуко- буквенного анализа;

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

— развитие мимической мускулатуры,

— развитие дыхания и силы голоса,

— Закрепить умения подбирать слова-антонимы

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание у детей самоконтроля за собственной речью;

-умение работать в коллективе.

Оборудование: зеркала, предметные картинки военных профессий и техники, карточки, стаканчики и трубочки, картинки с ребусами, теневые картинки, текст рассказа.

Ход занятия

Орг. момент.

Логопед:

- Добрый день, ребята!

- День учебный продолжается и занятие начинается.

- Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

-Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Введение в тему занятия.
(Педагог читает стихотворение про 23 февраля):
Когда лежит на речках лед
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несет
Задумчивый февраль.

Наступит праздник всех солдат,
Защитников, бойцов.
Поздравить будет каждый рад
И дедов, и отцов!»

2. Работа по теме занятия.

1. Беседа о празднике День Защитника Отечества.

– Ребята, подумайте и скажите, о каком празднике говорилось в стихотворении? (О празднике 23 февраля.)
Педагог выставляет на наборное полотно сюжетную картинку по теме.
– Верно, ребята, 23 февраля-это праздник День Защитника Отечества. Вы знаете, что мы живем в стране, которая называется Россией. Россия-наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды.
– Итак, ребята, а кого мы называем Защитниками Отечества? Кто охраняет и защищает нашу Родину? (Солдаты.)

3 .Тема занятия.

Ребята, посмотрите на доску, подумайте и скажите, о чем сегодня будем говорить?

(О нашей Армии, о наших защитниках). (На доске картинки )

Рассказ педагога о разновидности военных профессий.

Логопед выставляет картинку самолета.
-Что это? (Это самолет.) Как вы думаете, кто управляет самолетом? (Лётчик.)
Педагог показывает детям картинку с изображением лётчика.
Аналогичная работа проводится с картинками танка и танкиста, корабля и капитана, вертолет и вертолетчик, ракета и ракетчик.

4.Далее логопед предлагает детям разделить слова — названия профессий на слоги.

Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

5.Артикуляционная гимнастика «Язычок на военном корабле»

Жил-был язычок.

Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…(упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ). На корабле несли службу моряки, и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок - готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»), пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой.

6. Вставьте нужный предлог.(Работа на карточках)

Танкист едет…. танке (на).

Матросы спускаются… трап (по).

Подводная лодка погрузилась … воду (под).

Летчик вышел…. самолета (из).

Мальчики мечтают служить…. армии (в).

7. Физкультминутка

- Чтобы стать настоящим Защитником, нам нужно улучшить свою физическую подготовку.

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражнения:

Руки вверх подняли – раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе,

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам круговые движения.

Вперед – вперед, назад – назад.

Это полезно для наших ребят.

На ноги свои обратите внимание.

Делайте глубокие приседания!

На одной ноге постойте.

Буд-то Вы солдатики стойкие.

А теперь постойте на правой.

Если вы солдатики бравые.

8.Игра "Наоборот".

-Ребята я вам буду называть слова, а вы мне будете говорить слова "наоборот".

Солдат защищает, а враг ... (нападает)

Корабль плавает по воде, а самолёт летит в ... (воздухе)

Вертолёт взлетает, а подводная лодка ... (погружается)

Солдат смелый, а предатель … (трусливый)

Самолет летит высоко, а вертолет … (низко)

Пули из ружья вылетают редко, а из автомата … (часто)

Пистолет легкий, а пулемет … (тяжелый)

Сильный, а наоборот … (слабый)

Близко, а наоборот … (далеко)

9.Рассказ взрослого по серии сюжетных картин об отважном солдате.
-Однажды солдат сидел на лавочке и читал книгу. Вдруг на берегу реки он увидел девочку, которая кормила уток. Неожиданно девочка наклонилась и упала в воду. Солдат увидел это, подбежал и спас девочку. Солдат-настоящий герой!


Беседа по рассказу.
- Кто сидел на лавочке?
- Что он делал?
- Кого увидел солдат на берегу реки?
- Что делала девочка?
- Что произошло с девочкой?
- Как поступил солдат?
- Что ты можешь сказать об этом солдате?
- Как бы ты поступил на его месте?

10. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Все моряки должны уметь плавать и правильно дышать под водой. Проверим и ваши умения (Детям раздают стаканы с водой и трубочки для коктейлей).

Дышим в трубочку. Щёки не надувать! Вода из стакана выплёскиваться не должна!

11 Упражнение “Собери предложение”(на карточках, записать в тетрадь)

Самолет, в, военный, небо, поднялся.

Читают, книги, о, мальчики, войне.

На, моряк, служит, корабле.

Пограничник, собакой, границу, c, охраняет.

12. А теперь мы с вами поиграем! (Развитие слухового внимания)

Поиграем в игру «Кто лишний?»

Слушайте внимательно и скажите кто лишний:

десантник, танкист, летчик, тракторист. (тракторист). Почему лишний? (не военная профессия).

Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.(трамвай)

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный. (съедобный).

13. Развитие пространственной ориентации. Д/и «Что, где?».

Перед вами конверты, достаньте карточки. Положите в центр стола – танк, справа от танка – танкист, над танком – военный самолёт, слева от самолёта – военный лётчик, под танком – военный корабль, слева от корабля – моряк. Проверяем, молодцы. Если кто-то ошибся, то поможем. Ответьте на вопросы: Маша, где находится танк? (в центре) Ксюша, где находится моряк? (слева от корабля) Вова, где находится самолёт? (над танком) и т.д.… Дети раскладывают карточки в соответствии с инструкцией логопеда

14.Развитие мелкой моторики.

А теперь разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы-это все бойцы

Показать раскрытые ладони

Удалые молодцы.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два-сметливых молодца.

Два-героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два-мизинца-коротышки-

Очень славные мальчишки!

15. Ребусы.

16. Отгадайте загадки:

#1053;очью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу. (Пограничник)

2. Под водой железный кит,

Днем и ночью он не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

3. Я на войне – боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая. (Танк).

17. «Выложи по образцу»

Выложите фигуру танка по образцу из счетных палочек.

Образец на доске и у вас на партах. Смотрят на доску. Выкладывают танк из счетных палочек.

18. «Найди тень»

На доске развешаны картинки найди тень и прикрепи (теневые картинки)

19. « Назови звук»

Педагог предлагает детям назвать первый звук в словах и назвать последний звук в словах.

Летчик – [Л’], [К].

Самолёт –[С],[Т].

Танк –[Т],[К].

Парашют – [П], [Т].

Автомат –[А],[Т].

Война –[В],[А].

Граница – [Г],[А].

Пехота – [П’],[А].

Защитник –[З],[К].

Солдат –[С],[Т].

Дозор – [Д],[Р].

Истребитель - [И],[Л’].

Итог урока.

Скажите о чем сегодня говорили? (о военных профессиях, о защитниках отечества) Что нового узнали? (название военных профессий, качества характера, что делают) Что делали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»

Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза. Лексическая тема: посуда. ...

"Конспект внеурочного занятия на тему День защитника Отечества"

Конспект внеурочного занятия на тему "День защитника Отечества" (4 класс)....

Конспект тематического классного часа на тему "День Защитника Отечества" - 2 класс

Цели: формирование познавательного интереса у младших школьников к празднику «День защитника Отечества», развитие качеств патриотизма и мужества. Оборудование: презентация, разд...