Психофизиологическая основа письма
статья по логопедии (1 класс)
В данной статье представлено разъяснение, что такое психофизиологическая основа письма и ее компаненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskaya_osnova_pisma.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Психофизиологической основой письма является совместная работа анализаторных систем. Основными анализаторами, обеспечивающими процесс письма, являются: речеслуховой, речезрительный, общедвигательный, речедвигательный. Система анализаторов – это не сумма, а сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях (первичных, вторичных и третичных полей).
О.А.Токарева отмечает, что роль полноценного слухового анализатора в процессе письма чрезвычайно велика. Ребенок, который не может на слух отдифференцировать диктуемый звук, записывает слышимое случайными буквами. В письме такого ребенка будут часто наблюдаться смешения близко звучащих фонем, пропуски и перестановки. Характерные затруднения при обучении письму и своеобразные ошибки в письме у школьников часто бывают связаны именно с дефектами акустического анализа и синтеза.
Функция слухового анализатора формируется гораздо раньше, чем функция речедвигательного анализатора. Постепенно в процесс письма включаются ещё глаз и рука, и именно тогда взаимодействие акустического, оптического, двигательного, речедвигательного компонентов письма приобретает особую важность. Все анализаторные системы образуют сложную условно-рефлекторную систему, связаны между собой и взаимодействуют в обеспечении процесса письма.
Чем же отличается процесс чтения у ребенка, начинающего обучаться грамоте?
1. «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учитель требует произносить целый слог, следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги — в слова.
2. Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.
3. Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения — одна из главных трудностей обучения грамоте.
4. Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. (Догадки характерны и для опытного чтеца, но его догадки редко приводят к ошибкам.) Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....
Психофизиологические основы письменной речи
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в ...
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА.
В своей работе я столкнулась с трудностями обучения письму. Меня волновал вопрос, как помочь ученику. Изучала литературу – что представляет собой процесс письма, чем отличается пис...
Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста
Повышенное внимание к проблеме каллиграфии в начальной школе....
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Авторская статья.
Для т Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формиров...
Предпосылки формирования и психофизиологическая структура письма
Письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по связи с устной речью и другими высшими психическими функциями, по способу и времени возникновения, по структу...