Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная каллиграфия" для детей с ОВЗ
рабочая программа по логопедии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ» - развитие орфографической зоркости, развитие мелкой моторики, развитие осознанного отношения к родной письменности..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная каллиграфия" для детей с ОВЗ | 53.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ»
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- осознание личности как гражданина России, общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- ориентироваться в пространстве;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- пользоваться знак осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии.
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;
- писать;
- читать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).
В результате освоения курса Программы «Занимательная каллиграфия» обучающиеся с ОВЗ овладеют следующими умениями и навыками:
- уметь правильно держать карандаш, пользоваться письменными принадлежностями, координировать движение руки, придерживаться гигиенических правил;
- ориентироваться на листе бумаги;
- находить рабочую строку и клетку;
- проводить прямую линию,
- проводить вертикальную линию;
- проводить горизонтальную линию;
- рисовать волнистые линии;
- проводить линии разной длины;
- проводить линии разных видов;
- чередовать линии разных видов;
- рисовать наклонные линии;
- обводить рисунок по контуру;
- штриховать горизонтальными линиями; вертикальными линиями; штриховать наклонными линиями; штриховать линиями разных направлений;
- иметь представление о вертикальных линиях; иметь представление о горизонтальных линиях;
- дорисовывать линии в узорах;
- обводить буквы по точкам, по контуру;
- различать сходные прописные буквы по написанию;
- различать сходные строчные буквы по написанию;
- узнавать и различать печатные буквы;
- узнавать и различать письменные буквы;
- различать печатные и письменные буквы;
- знать алфавит, располагать слова в алфавитном порядке;
- изображать буквы, слоги и слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;
- списывать печатные и письменные буквы, слоги, слова, предложения и короткие тексты с печатного и рукописного материала;
- писать предложения с включением и выключением слухового контроля (по предметной, сюжетной картинке).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень
Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьников на уровне класса, школы, т. е. защищённой, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начиная их ценить.
Третий уровень
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ»
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | К/ч | Дата проведения | Примечание | |||
Вводный занятие (2 ч.) | ||||||||
1 | «Здравствуй карандаш». Регулируем нажим на карандаш. | Познакомить с правильным держанием карандаша пальцами рук, учить нажиму на карандаш. Пальчиковая гимнастика. Познакомить с пространственными понятиями, учить ориентировке на листе бумаги. | 1 | |||||
2 | «Весёлая строчка». Ориентировка на листе бумаги. | Пальчиковая гимнастика. Участие в коллективной игре с карандашами. Работа у доски, составление фигур. Работа по карточкам. | 1 | |||||
Раздел «Графические узоры» (4 ч.) | ||||||||
3 | «Чудесный коврик» Рисование горизонтальных и вертикальных линий. | Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными картинками. Работа у доски, нахождение и соединение нужных линий. Работа в тетради, рисование горизонтальных и вертикальных линий и волнистых линий. | 1 | |||||
4 | «Волны большие, волны маленькие» Рисование волнистых линий. | Пальчиковая гимнастика. Ввести понятие «волнистые линии», учить рисованию волнистых линий. Работа у доски, нахождение и соединение нужных линий. Работа в тетради. | 1 | |||||
5 | «Рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий». | Уточнить и расширить представления о наклонных, вертикальных и горизонтальных линиях. Закрепить умение проводить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии. Работа с иллюстративным материалом. Работа в группах по карточкам. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, дорисовывание линий разных направлений. | 1 | |||||
6 | «Графические узоры с использованием волшебных линий и спиралей». | Познакомить с графическими узорами с использованием волшебных линий и спиралей разных размеров. Пальчиковая гимнастика. Работа с иллюстративным материалом. Работа по карточкам, нахождение одинаковых линий. Устные ответы. | 1 | |||||
Раздел «Рисование по контуру» (5 ч.) | ||||||||
7 | «Неваляшка» (рисование по контуру). | Учить обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Работа с «осколочными картинками». Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, рисование по контуру. | 1 | |||||
8 | «Рукавичка» (рисование по контуру). | Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, учить рисовать по контуру. Пальчиковая гимнастика. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, дорисовывание линий. Работа по карточкам, в тетрадях рисование по контуру. | 1 | |||||
9 | «Елочка - зеленая иголочка» (рисование по контуру). | Закрепить умение обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Пальчиковая гимнастика. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, дорисовывание линий. Работа по карточкам, в тетрадях рисование по контуру. | 1 | |||||
10 | «Зайка» (рисование по контуру и раскрашивание). | Закрепить умение обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги, учить правильно раскрашивать элементы рисунка. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, рисование и раскрашивание рисунка. | 1 | |||||
11 | «Ваза для цветов» (рисование по контуру и раскрашивание). | Закрепить правила штриховки, учить обводить рисунок по контуру. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, рисование узора. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, рисование и раскрашивание рисунка. | 1 | |||||
Раздел «Изображение букв на плоскости» (3 ч.) | ||||||||
112 | «Рисование букв по точкам». | Познакомить с рисованием букв по точкам. Пальчиковая гимнастика. Работа у доски, отгадывание букв. Участие в беседе. Работа по карточкам, рисование букв по точкам. Устные ответы. | 11 | |||||
113 | «В городе букв». Рисование букв по контуру. | Познакомить с рисованием букв по контуру. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, называние букв. Работа по карточкам, рисование букв по контуру. Устные ответы. Пальчиковая гимнастика. | 1 | |||||
114 | «Что забыл художник?». Дорисовывание букв. | Уточнить представление о буквах, учить дорисовыванию букв. Пальчиковая гимнастика. Беседа. Работа по сюжетным картинкам. Работа у доски, игровое упражнение «Что забыл художник?» Работа по карточкам, нахождение лишних букв. Самостоятельная работа, букв. Устные ответы. | 1 | |||||
Раздел «Конструирование письменных букв» (13 ч.) | ||||||||
15 | «Сходные по написанию прописные буквы Г, П, Т». | Уточнить представление о прописных буквах, учить находить сходные элементы. Работа с демонстрационными письменными буквами. Отгадывание загадок. Работа у доски, подбор пар букв. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
16 | «Сходные по написанию прописные буквы И, Ц, Ш, Щ». | Познакомить со сходными по написанию прописными буквами. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, подбор пар букв. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
17 | «Сходные по написанию прописные буквы Л, М, А, Я». | Познакомить со сходными по написанию прописными буквами. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, дописывание элементов букв. Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, нахождение буквы в букве. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв. | 1 | |||||
18 | Строчная «г» как элемент прописных букв И, У, Ч». | Уточнить представление о строчной букве «г», познакомить как с элементом прописных букв. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, дописывание элементов букв. Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, нахождение буквы в букве. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв. | 1 | |||||
19 | «Сходные по написанию строчные буквы П, Р». | Познакомить со сходными по написанию строчными буквами п, р. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Работа у доски, дописывание букв. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, строчных букв. | 1 | |||||
20 | «Сходные по написанию строчные буквы Т, К». | Уточнить представления о линиях разных направлений. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Выполнение графического диктанта, работа по индивидуальным карточкам. | 1 | |||||
21 | «Овальные прописные буквы: О, С, Э, Х». | Познакомить со сходными по написанию прописными буквами О, С, Э, Х. Уточнить представление о строчных буквах. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, дописывание элементов букв. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв. | 1 | |||||
22 | «Комбинированные строчные буквы Д, Ц, Ж, Ч, Н, Ю». | Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, печатные и письменные буквы. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
23 | «Буквы сходные по начертанию (И-Ш, Л-М, П-Т, Х-Ж, Ц-Щ)». | Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, печатные и письменные буквы. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
24 | «Буквы сходные по начертанию (Р-В, Х-Ж, Ц-Щ, Л-А,)». | Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, печатные и письменные буквы. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
25 | «Буквы сходные по начертанию (Б-Д, В-Д, Э-С, З-Е, У-Ч)». | Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, печатные и письменные буквы. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
26 | «Буквы сходные по начертанию (О-А, И- Ц, Ш-Щ, И-Й, Е-Ё)». | Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. Работа с демонстрационными письменными буквами. Работа у доски, печатные и письменные буквы. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв. | 1 | |||||
27 | «Узнавание, дописывание и различение печатных и письменных букв». | Уточнить представление о печатных и письменных буквах. Отгадывание загадок. Работа в группах по карточкам, нахождение пары букв. Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам, дописывание букв. | 1 | |||||
Раздел «Сказочное царство слов» (4 ч.) | ||||||||
28 | «Весёлая азбука. Составление букв по контуру, подбор и написание слов к данным буквам» | Составление букв по контуру, подбор и написание слов к данным буквам. | 1 | |||||
29 | «Хитрые превращения». | Игра в слова. Упражнения в составлении и написании слов, отличающихся одной буквой. | 1 | |||||
30 | «Чудесные превращения слов». | Игра в слова. Упражнения в составлении и написании новых слов путём добавления букв. | 1 | |||||
31 | «Кто больше?». | Упражнения в составлении и написании слов из данных букв. | 1 | |||||
Раздел «Итоговое занятие. Выставка лучших работ» (3 ч.) | ||||||||
32 | Повторение изученного материала. | Повторение. Работа с предметными картинками. Работа у доски. Пальчиковая гимнастика. | 1 | |||||
33 | Практическая работа. | Работа с предметными картинками. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа. | 1 | |||||
34 | Выставка практических работ. | Выставка практических работ. Фотоотчёт. | 1 | |||||
ВСЕГО 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ»
№ | Наименование раздела | Общее количество часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
2 | Графические узоры | 5 ч. | 2,5 ч. | 2,5 ч. |
3 | Рисование по контуру | 5 ч. | 2,5 ч. | 2,5 ч. |
4 | Изображение букв на плоскости | 3 ч. | 1,5 ч. | 1,5 ч. |
5 | Конструирование письменных букв | 13 ч. | 6,5 ч. | 6,5 ч. |
6 | Сказочное царство слов | 4 ч. | 2 ч. | 2 ч. |
7 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
ИТОГО | 34ч | 17 ч. | 17 ч. |
Вводное занятие (2 ч.)
Тема: «Здравствуй карандаш». Регулируем нажим на карандаш.
Тема: «Весёлая строчка». Ориентировка на листе бумаги.
Раздел «Графические узоры» (4 ч.)
Тема: «Чудесный коврик». Рисование горизонтальных и вертикальных линий.
Тема: «Волны большие, волны маленькие». Рисование волнистых линий.
Тема: «Рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий».
Тема: «Графические узоры с использованием волшебных линий и спиралей».
Раздел «Рисование по контуру» (5 ч.)
Тема: «Неваляшка». Рисование по контуру.
Тема: «Рукавичка». Рисование по контуру.
Тема: «Елочка - зеленая иголочка». Рисование по контуру.
Тема: «Зайка». Рисование по контуру и раскрашивание.
Тема: «Ваза для цветов». Рисование по контуру и раскрашивание.
Раздел «Изображение букв на плоскости» (3 ч.)
Тема: «Рисование букв по точкам».
Тема: «В городе букв». Рисование букв по контуру.
Тема: «Что забыл художник?». Дорисовывание букв.
Раздел «Конструирование письменных букв» (13 ч.)
Тема: «Сходные по написанию прописные буквы Г, П, Т».
Тема: «Сходные по написанию прописные буквы И, Ц, Ш, Щ».
Тема: «Сходные по написанию прописные буквы Л, М, А,Я».
Тема: «Строчная «г» как элемент прописных букв И, У, Ч».
Тема: «Сходные по написанию строчные буквы П, Р».
Тема: «Сходные по написанию строчные буквы Т, К».
Тема: «Овальные прописные буквы: О, С, Э, Х».
Тема: «Комбинированные строчные буквы Д, Ц, Ж, Ч, Н, Ю».
Тема: «Буквы сходные по начертанию (И-Ш, Л-М, П-Т, Х-Ж, Ц-Щ)».
Тема: «Буквы сходные по начертанию (Р-В, Х-Ж, Ц-Щ, Л-А,)».
Тема: «Буквы сходные по начертанию (Б-Д, В-Д, Э-С, З-Е, У-Ч)».
Тема: «Буквы сходные по начертанию (О-А, И- Ц, Ш-Щ, И-Й, Е-Ё)».
Тема: «Узнавание, дописывание и различение печатных и письменных букв».
Раздел «Сказочное царство слов» (4 ч.)
Тема: «Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и написание слов к данным буквам)»
Тема: «Хитрые превращения. Игра в слова. (Упражнения в составлении и написании слов, отличающихся одной буквой)».
Тема: «Чудесные превращения слов. Игра в слова. ( Упражнения в составлении и написании новых слов путём добавления букв)».
Тема: «Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв)».
Раздел «Итоговое занятие. Выставка лучших работ» (3 ч.)
Практическая работа. Выставка практических работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для подготовки детей к школе.
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни
Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...
Рабочая программа Тамбовские писатели детям
Рабочая программа Тамбовские писатели детям...