Советы логопеда.
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)
Детей с речевыми проблемами становится все больше, поэтому родители все чаще обращаются за помощью к логопеду. Большинство полагает, что им не нужно ничего делать – пускай коррекцией занимается специалист. Но эффективность и успех занятий зависит от того, насколько точно будут выполнять логопедические рекомендации родители. Именно поэтому для родителей были разработаны рекомендации по проведению занятий дома, памятки по правилам речевого дыхания, гимнастики и массажа губ, последовательности работы по ознакомлению и исправлению звуков.
26 ноября.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka.doc | 53 КБ |
postanovka_v_domashnih_usloviyah.docx | 22.66 КБ |
sovet.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Гимнастика и массаж губ»
Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.
Рекомендуемые упражнения
1.Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.
2.Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).
3.Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.
4.Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.
5.Вращательные движения губ «хоботком».
6.Движения губ «хоботком» влево и вправо.
7.Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».
8.Имитация полоскания зубов.
9.Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.
10.Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.
11.Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.
12.Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.
13.Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.
14.Вибрация губ (фырканье лошади).
Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью ( помогая пальцами рук).
Памятка для родителей
«Мимическая гимнастика для детей»
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».
2.Нахмурить брови ( следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».
3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны ( следить, чтобы глаза не улыбались).
5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
6.Улыбнуться другим углом.
7.Повторить движения поочерёдно.
8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».
9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении 4. Чередовать эти движения.
11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.
12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.
14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».
15.Сузить глаза.
16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).
17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Памятка для родителей
«Правила речевого дыхания»
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный ( в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.
На что же следует обратить внимание:
1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.
3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.
10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».
Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).
Памятка для родителей
«Преодоление трудностей в произношении слов»
Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.
1.Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).
2.Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).
3.Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).
4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).
5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).
6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).
7.Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).
8.Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).
9.Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).
10.Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).
12.Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).
13.Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).
14.Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).
15.Предложения.
16.Скороговорки и чистоговорки.
17.Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.
Памятка для родителей
«Последовательность работы по автоматизации звуков»
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит нечетко.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику . Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.
4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем - в более сложных.
Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
в начале слова (шапка, шея);
в конце слова (камыш, финиш);
с средине слова (ошибка, машина);
в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.
7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.
8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.
Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.
9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.
Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.
Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).
И помните, что путь к правильному произношению звуков вашим ребенком не ограничивается стенами логопедического кабинета, ведь это усердный труд для всей семьи☺
Поэтому попытайтесь создать ту среду, в которой вы поможете своему чаду познавать звуки, весело играть, узнавать новое, при этом взаимодействуя со своими самыми близкими людьми ♥
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Постановка звуков в домашних условиях»
• Если ребенок неправильно произносит несколько звуков, то начинать необходимо от самого легкого по артикуляторным признакам.
• При дислалии(отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в устной речи) согласно принципу онтогенеза: звуки раннего онтогенеза- м, п, б, в, ф, д, т, н, к, г, х (и их мягкие пары) свистящие - с-с’, з-з’, ц, шипящие- ш, ж, щ, ч, соноры – л-р (и их мягкие пары)
• При планировании работы на 1 занятии над двумя фонемами следует выбирать те звуки, которые не являются противоположными по укладу.
• Артикуляционная гимнастика – основа логопедической работы, комплекс подбирается в зависимости от звука, который необходимо поставить
• Логопедическое занятие необходимо оснащать зеркалом, игровыми и метод. материалами и зондозаменителями/ это может быть ватная палочка,мед. шпатель или чистые руки/ в одноразовых перчатках родителя – например при постановки звука р в вызывании вибрации.
Помните, разговаривая с ребёнком , нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребёнок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечёткость вашей речи.
Постановка С-С’ При произнесении звука «с» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «з» - с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать её напряжение). Если язык у ребёнка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами шпателем или черенком чайной ложки. Можно также попросить ребёнка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать. Если звуки «с» и «з» ребёнок произносит как мягкие шипящие (санки – щянки, зубы - жюбы), то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. От звука [И] или сочетания ИЕ с добавлением воздушной струи. Ребенок произносит слоги та-та-та, язык заводится за нижние зубы. При этом родитель зондом надавливает на кончик языка и его среднюю часть. От звука [Ф]. Ребенок произносит звук [Ф], удерживая язык у нижних резцов. В этот момент родитель надавливает на подбородок и оттягивает нижнюю губу ребенка вниз. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (са, со, су, за, зо, зу), затем обратных (ас, ос, ус, аз, оз, уз), в положении между гласными (аса, осо, усу, аза, озо, узу), в словах в начале слова – сад, сокол, сон, в конце – квас, нос, вкус, в середине – пауза, носок, весы. Речевой материал – стихи, песенки, сказки, рассказы – подбирайте так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого ребёнок осваивает. | Постановка З-З’ • Звонкость звуков ставится исключительно по подражанию. Ребенку следует предварительно рассказать об акустических признаках звонких звуков. • Затем логопед кладет руку ребенка себе на гортань и с помощью тактильных ощущений акцентирует внимание на вибрации голосовых складок. • Далее ребенок одновременно с логопедом начинает произносить звук [С] и пытается перевести его голосом в [З]. • Вторую руку ребенок кладет на собственную гортань. • Можно механически производить аккуратные вибрирующие движения гортани При постановке мягких «с» и «з» язык напряжён больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов.
|
Постановка Ц Отработав звук «с», легко усвоить и «ц», если быстро и слитно произносить «т» и «с» или слог «атс». Звук «ц» закрепляют сначала в обратных слогах (ац, оц, уц), а затем в прямых (ца, цо, цу). От сочетания звуков Т и С - при этом Т произносится кратко, С- длительно. От ТА с механической помощью. Отодвинуть язык зондом вглубь рта. При этом сильный резкий выдох. |
Постановка Ш- Ж Первый способ произнесения звука «ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней части твёрдого нёба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ: произносить «с», одновременно поднимая язык за верхние зубы медицинским шпателем или черенком чайной ложки. Щёки ребёнка слегка сожмите пальцами и попросите его вытянуть губы вперёд в виде рупора. Звук «ш» можно получить от звука «т» (верхнего варианта): ребёнок несколько раз затягивает произнесение «ттт» и с шумом выдыхает. Звук «ш» также можно получить от «р» (но только при условии правильного произнесения): ребёнок произносит «р» шёпотом, сбоку дотронуться до кончика языка шпателем или чистым пальцем, в момент прекращения вибрации «р» переходит в «ш». От гласных Э, А, Ы: ребёнок шёпотом произносит эти звуки, не прекращая произнесения, поднимает кончик языка наверх и дует на поднятый кончик языка. Получив звук «ш», можно вызвать звук «Ж» с тактильным контролем. Дать ребёнку почувствовать вибрацию голосовых связок, сравнить звучание звуков «ш» и «ж» и постепенно ввести звук «ж»: «ша-жа», «ше-же», «ши-жи», «шо-жо», «шу-жу». Звук «Ж» можно получить, используя второй способ постановки «ш», только вместо «с» произносить «з». | Постановка Ч Звук «Ч» можно получить от слога «атш» при ускорении темпа произнесения, либо от обратного слога «ать» (при произнесении нажимать на уголки губ и выдвинуть их вперёд. Звук «ч» также получится, если попросить ребёнка повторить несколько раз «ть», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов в глубь рта, губы должны быть слегка выдвинуты вперёд. Звук закрепляют начиная с обратных слогов (ач, оч, ич). |
Постановка Щ От звука [Ш]. Произносить [Ш] в это время шпателем приподнимать спинку к твердому небу. От звука [Ш] по подражанию. Ребенок произносит звук [Ш] при этом просим растянуть губы в улыбку и слегка продвинуть язык вперед. От звука [Ч]. Произнести звук [Ч] протяжно, длительно. |
Постановка Л-Л Нередко звук «л» ребёнок произносит искажённо (лампа – уампа, йампа, лямпа, вампа, рампа, ыампа). Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы. Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения звука «л»: Широко открыть рот, длительно произносить «а» и постепенно закрывать рот. При прикусывании языка будет слышен звук «л». Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и, не меняя положения языка, произносить «а» или «ы». При ускорении темпа получится ла-ла-ла, лы-лы-лы. Из положения между зубами постепенно перевести язык за верхние зубы. Произносить «ы» и поднимать язык к верхним зубам. При губном произнесении звука «л» затормозить движение губ вперёд, придержав их пальцами в маске улыбки. Далее проводить упражнения 1, 2, 3. При правильном произнесении «ЛЬ» язык напряжён, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов. | Постановка Р-Р Вариантов дефектного произнесения звука «р» много (боковое, горловое,картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами, при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха). На выдохе быстро произносить звук «т-т-т» (или «д-д-д») и заканчивать толчком-выдохом – «тррр» («дррр»). Первым и указательным пальцами прижать к нёбу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо увеличивать напор воздуха, в результате чего слышится «тррр». От звука [Ж]. При широко открытом рте ребенок произносит звук [Ж] слегла продвигая язык вперед. При этом усиливая выдох. • Параллельно проводим работу по выработке вибрации. Для этого под язык ребенка кладется шпатель, зонд, палец или соска. С их помощью в момент произношения звука производятся частые короткие горизонтальные движения по языку, ближе к кончику. От звука [Д]. Поднимая кончик языка к альвеолам вызываем вибрацию аналогичным способом. От звука [З]. ребенок произносит звук [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь до альвеол. При этом сильно дует на язык. От «Грибочка» и сочетания ТЫ. Присосать кончик языка к небу. Выдохнуть резкой струей на прилипший язык, произнося слог ТЫ. Сначала звук будет глухим, потом постепенно подключаем голос |
Предварительный просмотр:
Совет от логопеда.
1.Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребѐнка затрудняет его общение сьокружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
2. Речь ребѐнка развивается путѐм подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребѐнок должен слышать только грамматически правильную речь в своѐм окружении.
3. Первый образец речи для ребѐнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребѐнка. Семья — первая школа.
4. Без помощи родителей ребѐнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребѐнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чѐтко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребѐнку скорее овладеть правильной речью.
5. Не подражайте неправильной речи ребѐнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребѐнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребѐнка.
6. При появлении речи у ребѐнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребѐнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребѐнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребѐнка обращайтесь к специалистам.
8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребѐнка. Неторопливая, чѐткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребѐнка.
9. Не перегружайте ребѐнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребѐнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребѐнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
10. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите
курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.
Данная статья предназначена для родителей слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и...
Советы логопеда
Советы логопеда для родителей, воспитателей, учителей начальной о подготовке ребенка в 1 класс....
Советы логопеда
Имеет ли ребенок речевые нарушения?...
Советы логопеда родителям
Родителям об основных речевых нарушениях...
Советы логопеда
У вашего ребенка есть нарушение в звукопроизношении? Необходимо обратиться к учителю - логопеду. Если нет такой возможности, то прислушайтесь к моим советам....
Советы логопеда родителям
Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...
Советы логопеда
Примерный перечень тем, рекомендуемых для выявления, соотнесения, активизации словарного запаса у детей с ОВЗ в условиях семьи...