Советы логопеда
консультация по логопедии по теме
У вашего ребенка есть нарушение в звукопроизношении? Необходимо обратиться к учителю - логопеду. Если нет такой возможности, то прислушайтесь к моим советам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Необходимо заниматься с ребенком каждый день по 10 - 15 минут | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы учителя - логопеда
родителям
Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения: они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаю ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.
- Развитие фонематического слуха.
Повторите слова парами:
Шутки – сутки жар – шар
Миска – шишки Саша – сажа
Крыса – крыша накал – шакал
Топот – шепот бык – шик
Стык - штык дар – шар
Споры – шпоры мыло – шило
- Развитие речевой моторики:
а/ высовывать язык наружу «лопаткой» / бя-бя, мя – мя/
б/ высовывать язык «жалом»
в/ присасывайте спинку языка к небу сначала при закрытых челюстях, а
затем при раскрытых / «лошадка»/.
г/ присасывайте язык без отрыва от неба с раскрыванием и закрыванием
рта / кончик языка касается верхней десны / «гармошка»/
д/ кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте,
втягивайте вниз - назад
Звуки - ш - , – ж – упражнения:
а/ для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
Расслабить губы и повторить 5 – 6 раз
б/ при развитии выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух, контролировать выполнение ладонью / теплая струя воздуха/
в/ для языка: поднять язык к передней части неба с помощью плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к небу. Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8-10 раз.
Советы учителя – логопеда
родителям
Требования
к развитию речи ребенка
- Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
- Использовать различные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
- Отвечать на вопросы и задавать их.
- Самостоятельно передавать содержание литературных текстов / уметь пересказывать/
- Составлять рассказы о предметах / по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок/
- Развивать кругозор, умение давать развернутые представления ребенка о мире.
Учитель- логопед МДОУ «Березка»: Раиса Васильевна Воронин
Анкета для родителей
Цель: определение объема сведений о себе, своей семье, об окружающем мире, а также способности к анализу и рассуждениям.
Вопросы для собеседования
Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает.
1.Назови сое имя, отчество и фамилию.
2.Назови имя, отчество родителей.
3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь: мужчиной или женщиной?
4.У тебя есть брат / сестра/, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
6. Сейчас утро или вечер? Сейчас утро или день?
7. Когда ты завтракаешь утром или вечером?
Обедаешь, утром или днем?
Что бывает раньше ужин или обед?
Что бывает раньше день или ночь?
- Где ты живешь? Страна, поселок
- Назови свой домашний адрес.
- Ты любишь рисовать?
Какого цвета этот карандаш, платье, лента, кофта?
- Какое сейчас время года? – зима, весна, лето, осень? Почему ты так
считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон/ врач, учитель/
- Зачем нужны в школе звонок, парта?
- Ты сам/а/ хочешь пойти в школу?
Почему ты хочешь идти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо.
Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19 Каких ты знаешь птиц? / Если сможет, то пусть скажет какие улетающие, а какие зимующие/
20 Кто больше корова или коза?
Лошадь или свинья?
Кролик или овца?
Птица или пчела?
20 У кого больше ног у собаки или у петуха?
У белки или воробья?
21 Что больше 8 или 5?
Посчитай от 3 до 9, от 9 до 2.
22 Что нужно сделать, когда сломаешь чужую вещь?
Вопросы 1.2.3.4.5.8,9,17 – сведения о себе и семье
Вопросы 6,7,10,11,12,14,18, 19 представления об окружающем мире
Вопросы 13, 20, 21, 22 – способность к анализу, рассуждению
Вопросы 15, 16 – школьная мотивация
Оценка
Вопрос 5 – ребенок вычислил, сколько ему будет лет - 1 балл
Называется год с учетом месяцев – 3 балла
Вопрос 8 – полный домашний адрес - 3 балла
Вопрос 15 – правильное применение школьной атрибутики -1 балл
Вопрос 22 – правильный ответ – 2 балла
Вопрос 16 – положительный ответ - 1 балл
Вопрос 17 - 3 балла
Остальные вопросы оцениваются следующим образом: каждый правильный ответ - 1 балл
Правильный, но не полный - 0,5 балла
Высокий уровень - 24 – 30 баллов
Средний уровень - 20 – 23, 5 балла
Низкий уровень - от 19, 5 и ниже балла
Обратите внимание, какие группы вопросов вызывают у ребенка затруднения, с тем, чтобы в дальнейшем ликвидировать пробелы
в общем развитии ребенка.
С уважением учитель – логопед Воронина Р.В.
Советы логопеда
Примеры упражнений на развитие восприятия
- Сравнение предметов по размету на глаз.
2.. Сравнение предметов по размеру на ощупь / предметы одинаковой
формы, но разного размера/ - ребенок должен назвать самый большой
предмет, самый маленький, какой предмет больше, какой меньше.
- Сравнение предметов по весу / самый легкий, самый тяжелый, легче,
тяжелее/.
- Сравнение предметов по интенсивности окраски / самый светлый,
самый темный, светлее, темнее/.
- Угадывание звучащего предмета, инструмента мелодии.
6. Угадывание предмета на ощупь / в коробочку с фасолью помещаются несколько игрушек, предварительно показанные ребенку, необходимо их найти и определить, что это/
Примеры упражнений на развитие внимания
- Игра «Что изменилось?»
Могут быть использованы картинки, предметы, одежда детей и аксессуары. Расставляются предметы и раскладываются картинки, предлагается внимательно рассмотреть все. Ребенок отворачивается
Взрослый меняет картинки / например, на шляпке появляется бантик, кошка играет в клубочек…/
Ребенок рассматривает и находит изменения..
2. Игра «Чего не стало?» Проводится аналогично предыдущее, но
предметы не перемещаются и не изменятся , а убираются из поля зрения
ребенка.
3. «Найди различие в картинках»
Ребенку предлагаются две картинки, имеющие 5 - 7 отличий. В
течение 1 минуты ребенок должен найти различия и показать их
4. Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук
Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими руками одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы.
! - !! !! - ! !!! - ! ! - ! - !! !! - ! - !!
Примеры упражнений для развития памяти
- «5 предметных картинок». Ребенку предлагается для запоминания 5 реалистических предметных картинок – 1 минута для запоминания.
Затем просят его перечислить запомнившиеся картинки по памяти.
- «10 слов» Ребенку медленно зачитывается 10 одно - и двусложных слов, а затем предлагается повторить запомнившиеся слова.
- «10 пар слов», связанных по смыслу». Ребенку медленно зачитывается 10 пар слов, связанных по смыслу, а затем называют по одному из каждой пары, ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
- Запоминание различных невербальных символов.
Ребенку предлагается для запоминания 3 – 6 карточек различного цвета, различной формы с изображением разных символов. Ребенок должен зарисовать карточку, обозначая цвет и значок.
- Запоминание через интерференцию / материал разбивается на группы, предъявляемые через некоторые интервалы , во время которых ребенок занят какой – либо деятельностью/. Детям зачитываются 3 слова:
слон, луна, мороз
Затем через 5 – 7 минут / в течение этого времени дети могут порисовать, выполнить дыхательные упражнения, упражнения для профилактики нарушения зрения, пальчиковую гимнастику и т. п./,
Зачитывается другая группа из 3 слов:
холод, вода, собака
Снова заполненная пауза 5 – 7 минут
И лишь потом дети должны произвести предъявленные слова по группам.
Через некоторое время, когда дети начнут безошибочно воспроизводить 6 слов в двух группах, количество слов в группе можно увеличить до 4 – 6 , количество групп до 3-4, продолжительность заполненных пауз также увеличивается до 15 – 20 минут
Аналогично выполняются задания на запоминание картинок, невербальных символов.
Учитель – логопед: / Воронина Раиса Васильевна
Психологическая и социальная
готовность дошкольника к школе
Оценка сформированности школьной мотивации.
И н с т р у к ц и я: Я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен / согласна/, поставь плюс на листке бумаги, а если не согласен
/ согласна/ ничего не ставь.
- Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
- Мне интересно, какие у меня будут уроки.
- Думаю, что буду приглашать на день рождения весь класс.
- Мне бы хотелось, чтобы урок длился больше, чем перемена.
- Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
- Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
- Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
- Мне кажется, что в школе намного интереснее, чем в детском саду.
- Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут в школу.
- Если бы можно было, я бы пошел в школу еще в прошлом году.
Оценка:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов.
Средний уровень – от 4 до 7 плюсов.
Ребенок хочет идти в школу, но она его привлекает
своими внеучебными сторонами.
Если большее количество плюсов на первых 5
пунктах, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх.
Если большее количество плюсов на пунктах от 6 до
10 – представление о школе сформировано, в целом
отношение положительное.
Низкий уровень – ребенок представления об обучении в школе не имеет,
не стремится к нему.
Оценка уровня развития
познавательной деятельности
Методика Н.В Овчаровой
Тест словаря
Тест построен по принципу выборки: берется определенный / стандартный/
Набор слов и определяется, какие из них ребенку известны / в расположении
взрослого 5 стандартизированных наборов/.
1.Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех. герой, кататься,
соединять, кусать, острый
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать,
разделять, бить, тупой.
3.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться,
чесать, мягкий, убегать
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг,
спотыкаться, собирать, гладить, шершавый
Цель: оценка словарного запаса, объема сведений об окружающем мире .
Инструкция: Представь. Что ты встретился с иностранцем, который плохо понимает по - русски. Он просит тебя объяснить, что обозначает
Слово «велосипед». Как ты ответишь? / далее поочередно предлагаются остальные слова из набора/
При затруднении в объяснении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить при помощи жеста.
На основании полученных ответов можно судить о словарном запасе ребенка.
Оценка
Сумма баллов, выставленных за каждое слово из набора, максимально возможная оценка -20 баллов.
0 баллов – отсутствует понимание слова
1 балл – понимает значение слова, но выразить свое понимание словесно не может.
1,5 балла – ребенок словесно может описать предмет
2 балла - определение, близкое к научному.
Низкий уровень – от 0 до 6, 5
Средний уровень – от 7 до 12
Высокий уровень – от 12,5 до 20
Оценив словарный запас своего ребенка не впадайте в панику, если результат вас не порадовал. У вас появился еще один повод для общения с вашим ребенком.
Поиграйте с ним по дороге из детского сада или на прогулке в игру «иностранец». Пусть ваш маленький «переводчик» объясняет «иностранцу» /т.е. вам/ значение слов, обозначающих различные предметы, встречающиеся на вашем пути. Сначала ребенок должен сказать, к какой группе относится предмет, для чего служит, из чего сделан и т.д.
Затем вы, не называя предмета, рассказываете о нем по той же схеме, а ребенок угадывает, какой предмет вы загадали.
Учитель – логопед: Воронина Раиса Васильевна
Постановка
звуков
Р е к о м е н д а ц и и р о д и т е л я м
1.При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простого к более сложному.
2.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
3.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4.Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
5.Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
6.Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд,
можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня
7.Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое – либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем
или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
8.После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Учитель – логопед: Воронина Р.В.
Комплекс упражнений,
вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков
С – СЬ – З – ЗЬ
1.Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив
сомкнутые зубы. Удерживать данное
положение на счет до пяти. Прикус
должен быть естественным, нижняя
челюсть не должна выдвигаться вперед.
Мы понравимся лягушкам.
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
- Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением
вытянуть губы трубочкой. Удерживать
их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
3. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить
широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на
счет до пяти.
В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не
натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
- Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык
по всей длине от кончика до корня,
попеременно высовывая и снова втягивая.
Положить широкий язык между губами и
«пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»
- Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком
языка упереться в нижние зубы. На счет
– «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь
кончиком в нижние зубы. На счет «два»
вернуться в исходное положение.
Кончик языка при этом не должен
отрываться от нижних зубов, рот не
закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
6... Упрямый ослик.
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С
силой произносить звукосочетание:
- ИЕ.
Кончик языка при этом упирается в
нижние зубы.
7. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык
трубочкой. Длительно подуть в эту
трубочку.
Язык сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.
- Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
Языка «почистить» нижние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком
вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не
двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.
9. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-
два» поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя
челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
10. Посчитай нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка упираться по очереди в каждый
нижний зуб с внутренней стороны
Следить, чтобы нижняя челюсть была
неподвижна.
С языком случилось что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков
Ш – Ж – Щ – Ч
- Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив
сомкнутые зубы. Удерживать данное
положение на счет до пяти.
Прикус должен быть естественным,
нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперед.
Чтоб понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
2. Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением
вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать их в таком положении на счет
до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить
широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на
счет до пяти. В этом упражнении важно
следить, чтобы нижняя губа не
напрягалась и не натягивалась на нижние
зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
4.Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык
по всей длине от кончика до корня,
попеременно высовывая и снова втягивая.
Положить широкий язык между губами и
«пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»
5.Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить
широкий язык на нижнюю губу, боковые
края языка загнуть в форме чашечки.
Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа
не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи,
А края приподними.
.Получилась славная
Кругленькая чашечка.
6.Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок».
Затем округлить губы так, чтобы были
видны зубы. Следить, чтобы зубы были
сомкнуты. Удерживать губы в таком
положении на счет до пяти.
7.Фокус
Положить на самый кончик носа
маленький кусочек ватки. Язык в форме
чашечки плотно примыкает к верхним
губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
8. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать
кончиком языка как цокает лошадка. Рот
при этом открыт, кончик языка не вытянут
и не заострен. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть
оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой..
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
9.Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким
кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна
двигаться.
Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
10. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Язычком в
форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху вниз / можно помазать ее
вареньем/. Нижняя губа не должна
обтягивать зубы /можно оттянуть ее вниз
рукой/.
- Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать
широкий язык к небу. Это шляпка гриба,
а подъязычная связка – ножка.
Кончик языка не должен
подворачиваться, губы в улыбке.
Если ребенку не удается присосать язык,
то можно пощелкать языком, как
в упражнении «Лошадка». В
пощелкивании тренируется нужное
движение языка.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой
- Гармошка
Положение языка кА в упражнении
«Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
языка, открывать и закрывать рот.
На гармощке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков
Л – ЛЬ
- Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив
сомкнутые зубы. Удерживать данное
положение на счет до пяти.
Прикус должен быть естественным,
нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперед.
Чтоб понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением
вытянуть губы трубочкой. Удерживать
их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
3 Лопатка
Улыбнуться, открыть рот. Положить
широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на
счет до пяти. В этом упражнении важно
следить, чтобы нижняя губа не
напрягалась и не натягивалась на нижние
зубы.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
- Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык
по всей длине от кончика до корня,
попеременно высовывая и снова втягивая
Положить широкий язык между губами и
«пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»
5. Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот. Язычком в
форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху вниз / можно помазать ее
вареньем/. Нижняя губа не должна
обтягивать зубы /можно оттянуть ее вниз
рукой/.
- Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-
два» поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя
челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
- Пароход
Приоткрыть рот и длительно на одном
выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы-Ы
Необходимо следить, чтобы кончик языка
был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
- Индюк
Приоткрыть рот , положить язык на
верхнюю губу и производить движения
широким передним краем по верхней губе
вперед и назад, стараясь не отрывать язык
от губы, как бы поглаживая ее. Темп
упражнения постепенно убыстрять, затем
добавить голос, чтобы слышалось: бл -
бл-бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не
сужался, он должен быть широким.
Индюку и лучший друг:
Честно скажет:
- Ты – индюк!
8. Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким
кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна
двигаться.
Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
9. Чистим верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка « почистить» верхние зубки с
внутренней стороны, двигая языком
вправо – влево.
10. Посчитаем зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка упираться по очереди в каждый
верхний зуб с внутренней стороны
Следить, чтобы нижняя челюсть была
неподвижна.
С языком случилось что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.
- Поймай звук Л
Улыбнуться. Во время произнесения
звука - А - широкий кончик языка
закусит зубами. Постепенно увеличивая
темп движения, вы услышите звук – Л
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков
Р - РЬ
1
1. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-
два» поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя
челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз
2. Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким
кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна
двигаться.
Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
3. Чистим верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка « почистить» верхние зубки с
внутренней стороны, двигая языком
вправо – влево.
4. Посчитай верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка упираться по очереди в каждый
верхний зуб с внутренней стороны
Следить, чтобы нижняя челюсть была
неподвижна.
С языком случилось что – то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то
Вытолкнуть за губы.
- Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать
кончиком языка как цокает лошадка. Рот
при этом открыт, кончик языка не вытянут
и не заострен. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть
оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой..
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету
- Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать
широкий язык к небу. Это шляпка гриба,
а подъязычная связка – ножка.
Кончик языка не должен
подворачиваться, губы в улыбке.
Если ребенку не удается присосать язык,
то можно пощелкать языком, как
в упражнении «Лошадка». В
пощелкивании тренируется нужное
движение языка.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой
- Гармошка
Положение языка ка в упражнении
«Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
языка, открывать и закрывать рот.
На гармощке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
8. Барабан
Улыбнуться, открыть рот.
Многократно и отчетливо произносить
звук – Д-Д-Д-Д-Д
Язык при произнесении этого звука
упирается в верхние зубы, рот не
закрывать. Очень часто при
выполнении этого упражнения ребенок
закрывает рот. Чтобы этого не
происходило, можно зажать зубами
палочку шириной примерно 1 см или
ручку детской зубной щетки
прямоугольной формы / ручка не
должна быть толстой, она должна быть
прямой,
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
« Д-д-д-д-д»
9 Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять
язык в верхние зубы, длительно
произнести звук З /если у ребенка
закрывается рот при выполнении
этого упражнения, можно
воспользоваться механической
помощью, как в упражнении
«Барабан»
10. Моторчик
Основное упражнение. Во время
длительного произнесения звука Д-Д-
Д-Д-д или З-З-З- /за верхними зубами,
см. упр. «Комарик» или «Барабан»/
быстрыми движениями плоской ручкой
чайной ложки или деревянным
шпателем, соской, надетой на палец
или просто чистым прямым
указательным пальцем самого ребенка
производить частые колебательные
движения из стороны в сторону.
Язычок у нас – мотор!
Заводи его, шофер
Это маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым.
Чтобы слушался тебя
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом шутя.
По утрам он чистил зубки
Нету лишней ни минутки
Чистить зубы тщательно
Надо обязательно.
В рот водички он набрал
И его прополоскал.
Тик – так, тик – так
Ходят часики
Вот так!
Язычку пора вставать
Хватит спать!
Поспешил на кухню он,
Мама там накрыла стол.
Любит язычок крепкий чай
Ну – ка, чашку подставляй!
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Губки все испачкал
Просто объединенье!
В лес зашел наш язычок
И зашел он там грибы!
Был грибок на тонкой ножке
Ты клади его в лукошко!
Сел в большую лодку он
И приехал к себе в дом!
Язычок взял барабан
И ударил – ТАРА – РАМ
Барабана страшный гром,
Оглушил огромный дом.
Дифференциация звуков
«Ш» и «С»
Дифференциация в начале слова.
Задание 1.
Отработать звуки в слогах.
са – ша со – шо су – шу сы – ши сэ - ше
Задание 2
Найти картинки, в названии предметов которых есть звуки «Ш», «С»
Отработать произношение этих слов / отраженно\
Ш - Ш - Ш – апка
Ш – Ш – Ш – уба
Ш – ш – ш - ар
Задание 3
Повторить за мамой
Сад – шалун
Шапка – санки – шарф
Сын – сом – сад – шаг – шум – шина
Задание 4
Дидактическая игра «Дополни предложение»
Работа с картинками.
Мама говорит начало предложения и показывает картинку.
Ребенок продолжает предложение.
У Сани……… шаль
У Сани …….шапка
У Сани ……. шарфик
У Шуры……..сом
У Шуры…… санки.
У Шуры……. Сумка
Задание 5
Дидактическая игра «Разложи картинки в конвертики»
1 конверт для картинок, где есть звук «С»
2 конверт для картинок, где есть звук «Ш»
Задание 5
«Я расскажу тебе рассказ, а ты расскажешь его куклам»
У Оли собака Шарик. Шарик любит сахар. Саша дала Шарику сахар.
Шарик съел сахар и стал играть сапогом. Шарик унес сапог. Оля ищет сапог!
Советы учителя – логопеда
родителям
Упражнение для развития
фонематического восприятия
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку.
Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово,
выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднении и выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах.
Съел Сережа на обед
Целых пять больших……. /сосисок, бананов, котлет/
Раскрывает жаба рот,
Громко песенку…………/кричит, поет, квакает/
Мне, Наташа, очень жаль,
Что твой пес умчался в ……
/прочь, вдаль, далеко/
По дороге в тучах пыли
Пронеслись….. /мотоциклисты, кони, автомобили/
Смотрит слон – дорожный знак,
Не поймет его…… совсем, никак, ничуть/
Стал Выпь с утра вопить:
--Есть хочу, хочу я……. /пить, танцевать, учиться/
На мяч набросился щенок,
Схватил его и……… /наутек, убежал, разгрыз/
Курица кричит: «Бегу
Перья гладить к………/подруге, к гусю, утюгу/
Стали громко петь еноты,
Даже разучили……../слова, стихи, ноты/
Приготовлены постели для ежей
У старой……….. /сосны, липы, ели/
Топором рублю дрова
Трах полено. Стало……./три, два, пять/
Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на………/ Бармалея, папу, Буратино…/
Подвернула я панаму
Чтоб похожей стать на ……./ маму, артистку, поп модель/
И птице, и рептилии
Обидно без……… /фамилии, паспорта, квартиры/
И встарь, и в наши времена
Имеют люди……../документы, имена, оружие/
Эй, любезная ворона!
Отойдите от………/самолета, вагона, автомобиля/
В дальний путь берет верблюд
Два горба готовых……./завтраков, блюд, обозов/
-----------------------------------
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ – КА - ПО КУ – ПА – ФО - МЫ
КУ – ТЫ –ПА МУ – ДО - НА - - ТЫ
ВЫ – КА – ТУ ДУ – ХА – МЫ - КО
ХО – НА – МЫ ПА – ДУ – ВЫ - МО
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ
Упражнение для развития фонематического восприятия
на материале правильно произносимых звуков речи
Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени, Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных
Витя - Митя – Катя – Полина
Полина – Алина – Ада – Галина
Вика – Лиана - Татьяна – Ульяна
Инна – Тина – Любовь - Дина
Таня – Оля – Ваня - Маня
Инна – Лиина – Таня – Дина
Коля – Дима – Толя - Поля
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ – КА - ПО КУ – ПА – ФО - МЫ
КУ – ТЫ –ПА МУ – ДО - НА - - ТЫ
ВЫ – КА – ТУ ДУ – ХА – МЫ - КО
ХО – НА – МЫ ПА – ДУ – ВЫ - МО
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ
ТКА – ТКО – ТКУ – ТКЫ
ТМА – ТМО – ТМУ – ТМЫ
ПНА – ПНО – ПНУ – ПНЫ
ТФА – ТФО – ФТУ – ФТЫ
КНУ – КНО – НКЫ - НКА
Работаем над произношением звука /С/ в слогах и словах
- Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 – минут /утром и вечером/
- Произносить длительно звук СССССССССС на одном выдохе
/ контроль ладошкой – холодный ветерок/
- Произнести слоги, утрируя звук /С/
Ас - ос – ус – ыс
- «Запомни и повтори»
ас – ос – ус / повтори
ос – ус – ас / повтори
ус – ас –ос / повтори
- Повторить слова медленно, утрируя звук /С/
Нас, ананас, квас, компас, фокус, фикус, нос. Поднос, кокос, кактус, автобус
- «Отхлопай в ладошки музыку» / ритм
ас – ас -----------ас-ас-ас
ос--------------ос-ос-ос
ус-ус- ус---------------ус-ус
- «Повтори за мамой и выучи»
Чистоговорки
Ас-ас – ас – у нас дома ананас.
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус.
Работаем над произношением звука /Ш/ в слогах и словах
- Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 минут /утром и вечером/
- Произноси звук Ш- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-на выдохе
/ контролировать ладошкой – теплый воздух/
- Проговорить медленно слоги, утрируя звук /Ш/
Аш-ош-уш
- «Запомни и повтори песенку»
аш-ош-уш / повтори/
Ош – уш – аш / повтори
Уш-аш-ош / повтори
5.Проговрить слова медленно, утрируя звук /Ш/
ваш, наш, душ, тушь, мышь, малыш
6.Проговрить предложения – потешки
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Ваша Маша под душем моет шею и уши.
Работаем над произношением звука /С/ в слогах и словах
1.Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 – минут /утром и вечером/
2.Произносить длительно звук СССССССССС на одном выдохе
/ контроль ладошкой – холодный ветерок/
3.Произнести слоги, утрируя звук /С/
Ас - ос – ус – ыс
4.«Запомни и повтори»
ас – ос – ус / повтори
ос – ус – ас / повтори
ус – ас –ос / повтори
5.Повторить слова медленно, утрируя звук /С/
Нас, ананас, квас, компас, фокус, фикус, нос. Поднос, кокос, кактус, автобус
6.«Отхлопай в ладошки музыку» / ритм
ас – ас -----------ас-ас-ас
ос--------------ос-ос-ос
ус-ус- ус---------------ус-ус
7.«Повтори за мамой и выучи»
Чистоговорки
Ас-ас – ас – у нас дома ананас.
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус.
Работаем над произношением звука /С/ в слогах и словах
1.Артикуляционная гимнастика каждый день по 10 – минут /утром и вечером/
2.Произносить длительно звук СССССССССС на одном выдохе
/ контроль ладошкой – холодный ветерок/
3Произнести слоги, утрируя звук /С/
Ас - ос – ус – ыс
4.«Запомни и повтори»
ас – ос – ус / повтори
ос – ус – ас / повтори
ус – ас –ос / повтори
5.Повторить слова медленно, утрируя звук /С/
Нас, ананас, квас, компас, фокус, фикус, нос. Поднос, кокос, кактус, автобус
6.«Отхлопай в ладошки музыку» / ритм
ас – ас -----------ас-ас-ас
ос--------------ос-ос-ос
ус-ус- ус---------------ус-ус
7«Повтори за мамой и выучи»
Чистоговорки
Ас-ас – ас – у нас дома ананас.
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус.
Дифференциация звука «С» в слогах и словах
со стечением согласных
1 Артикуляционную гимнастику выполнять каждый день по
10 минут.
2. Произносить звук С-С-С-С-С длительно на одном
выдохе.
3. Упражнение на развитие слухового восприятия
«Запомни и повтори»
Ста – сто –сту – сты
Сто – сту – сты – ста
Сту – сты- сто- ста
Сты – ста – сто – сту
4. Повторить слова медленно, утрируя звук «С», а потом нормально, но следить за правильным произношением звука «С».
Стадо, стадион, стакан, статуя, станок, стадион,
стой, сток, стопка,
ступенька, поступать, выступать стук,
стык, мосты, посты
- Чистоговорки произносить за мамай.
Ста – ста – ста – стоит киска у моста
Сто – сто- сто – Саня спит под мостом.
Сты – сты – сты – посадили новые кусты.
Сту – сту – сту - солдат стоит на посту
Дифференциация звука «С» в слогах со стечением
согласных
1 Артикуляционную гимнастику выполнять каждый день по
10 минут.
2. Произносить звук С-С-С-С-С длительно на одном
выдохе.
3. Упражнение на развитие слухового восприятия
«Запомни и повтори»
Ста – сто –сту – сты
Сто – сту – сты – ста
Сту – сты- сто- ста
Сты – ста – сто – сту
4. Повторить слова медленно, утрируя звук «С», а потом нормально, но следить за правильным произношением звука «С».
Стадо, стадион, стакан, статуя, станок, стадион,
стой, сток, стопка,
ступенька, поступать, выступать стук,
стык, мосты, посты
5.Чистоговорки произносить за мамай.
Ста – ста – ста – стоит киска у моста Сты – сты – сты – новые кусты
Сто – сто- сто – Саня спит под мостом. Сту – сту – сту – солдат на посту
Автоматизация звука в слогах и простых словах
- Артикуляционную зарядку делать каждый день по 15 минут
вечером перед зеркалом.
- Давать ребенку пластилин, пусть лепит знакомые буквы.
/ Развиваются мышцы пальцев/
- Разминка для кистей и пальцев рук «Кулак – кольцо».
/Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо/.
- Голосовые и дыхательные упражнения:
- надувание щек одновременно и поочередно
-выдыхание щек в бока с прикушенным кончиком языка.
- «Пароход гудит» - длительное гудение – ы-ы-ы-ы- с прикушенным кончиком языка и «улыбкой» / попеременно шепотом, тихо, громко/.
- Произносить звук Л_Л_Л_Л_Л многократно и отрывисто.
- Произносить слоги с изменением ритмического рисунка.
Ал – ал ----------- ал-ал-ал
Ол- ол--------------ол-ол- ол
Ул – ул -------------ул-улу-ул
/// - //
- Проговорить слоги и слова / 2- 3 раза/
Ал – ал – ал – бал ул – ул- ул – мул
Ал-ал-ал- мал ул-ул-ул - стул
Ал-ал –ал – вал ел -ел – ел – иел
Ал-ал-ал - зал ел – ел – ел – сел
Ол-ол-ол- - пол ыл – ыл –ыл – ныл
Ол-ол-ол- - гол ыл-ыл-ыл – выл
Ол-ол-ол- зол ил-ил-ил - мил
- «Запомни повтори»
бал – бол был – бил
бал – бол – был бал – бол – был – бил
кол – пол –тол кол – пол- тол – зол
был – выл – мыл был – выл – мыл – ныл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.
Данная статья предназначена для родителей слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и...
Советы логопеда
Советы логопеда для родителей, воспитателей, учителей начальной о подготовке ребенка в 1 класс....
Советы логопеда
Имеет ли ребенок речевые нарушения?...
Советы логопеда родителям
Родителям об основных речевых нарушениях...
Советы логопеда родителям
Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...
Советы логопеда
Примерный перечень тем, рекомендуемых для выявления, соотнесения, активизации словарного запаса у детей с ОВЗ в условиях семьи...
Буклет школьного учителя-логопеда "Советы логопеда на лето"
Буклет для родителей...